Из опыта работы педагога "Декоративно - прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников"
статья

Малышева Любовь Ивановна

Задачи:

-Создать необходимые условия для развития интереса к предметам народного творчества.

-Обеспечить условия для развития умений отличать одни произведения искусства от других, как по тематике, так и по средствам выразительности.

-Создать условия для формирования художественных умений в разных видах декоративной росписи.

-Создать условия для ознакомления с семантикой народного орнамента (узора).

-Развивать умения видеть красоту в природе, искусстве, воспитывать художественный вкус.

-Обеспечить условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий, организовывать выставки детских работ.

-Развивать умения видеть красоту в природе, искусстве, воспитывать художественный вкус.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Декоративно - прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников.

                                                «Красота родного края, открывается благодаря сказке,

фантазии, творчеству - это источник любви к Родине.

 Понимание и чувствование величия, могущества

                                                           Родины приходит к человеку постепенно и имеет

своими истоками красоту».

Сухомлинский В.А.

      Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения - одна из актуальных проблем настоящего времени. Что бы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь не возможна без глубокого познания произведений народного искусства, которое несет в себе духовные, эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.

    Декоративно - прикладное творчество является составной частью народного искусства. Соприкосновение с декоративно-прикладным творчеством формирует у детей духовные потребности, чувство патриотизма, поддерживает интерес к его истории и культуре.

  Если не знакомить ребенка с народным декоративно - прикладным искусством в дошкольном детстве, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

   Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает красоту окружающего мира.

Оно поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

         Мне педагогу дошкольного образования предопределена миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

      Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления изделий народных промыслов (художественной посуды, предметов быта и игрушек). И у ребят нет возможности тесно  соприкоснуться с декоративно - прикладным искусством. Поэтому необходимо подарить  детям радость знакомства с народной игрушкой, познакомить с историей народного творчества, показать  приёмы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

   Исходя из этой проблемы, мною была выбрана тема: «Декоративно- прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников».

 Декоративно - прикладное искусство является одним из социально значимым фактором гармоничного развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к Родине. Оно хранит и передает новым поколениям национальные традиции выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Что бы  достичь положительных результатов в формировании патриотического развития личности через декоративно-прикладное искусство я определила перед собой цель и задачи.

Цель: Создание социальной ситуации развития детей при ознакомлении с декоративно - прикладными искусством.

Задачи:

-Создать необходимые условия  для развития интереса к предметам народного творчества.

-Обеспечить условия для развития умений отличать одни произведения искусства от других, как по тематике, так и по средствам выразительности.

-Создать условия для формирования художественных умений в разных видах декоративной росписи.

-Создать условия для ознакомления с семантикой народного орнамента (узора).

-Развивать умения видеть красоту в природе, искусстве, воспитывать художественный вкус.

-Обеспечить условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий, организовывать выставки детских работ.

-Развивать умения видеть красоту в природе, искусстве, воспитывать художественный вкус.

    Что бы  реализовать решение поставленных задач, изучила научную и методическую литературу. Художник-педагог Б.М. Неменский подчеркивал, что ребенка с раннего возраста необходимо «…привязать всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа». Поэтому дошкольное детство и является самым важным этапом в становлении личности человека, его моральных устоев, нравственных и эстетических чувств, это период, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народного искусства. Значимая роль декоративно -прикладного искусства в воспитании детей отмечена Комаровой Т.С., Соломенниковой О.А., Князевой О.А. и др.  

      Моя  деятельность  по ознакомлению  детей с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

    Данную работу  организую в различных формах:

-Непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством.

-Интерактивные выставки изделий игрушечных промыслов (дымковских, филимоновских, виды матрешечного промысла)

-Беседы по произведениям народных умельцев.

-Игровые формы работы .

-Виртуальные экскурсии.

В тесной взаимосвязи применяю методы

1.Наглядный метод - показ, рассматривание (дидактические игры и пособия, схемы, модели, алгоритмы, картинки, иллюстрации, игрушки, предметы, видео материалы).

2.Словесный метод - активизация слухового внимания, восприятия (беседа, рассказ, чтение познавательной и художественной литературы, вопросы,  ответы. рассуждения).

3. Игровой метод - где исследовательское поведение реализуется через игры дидактические, настольно-печатные, словесные.

4.Метод исследования - путь к знанию через собственный творческий  исследовательский поиск.

5.Практический  метод - познавательно- исследовательская продуктивная деятельность.

Работу по выбранной теме я спланировала по направлениям: обогащение предметно -  развивающей среды, организация образовательной деятельности, организация взаимодействия  с родителями, организация взаимодействия  с педагогами.  

  1. Предметно-развивающая  среда,  включает  в  себя  две  взаимосвязанные  мини-зоны: культурно-познавательная зона- это мини -музей народной игрушки «Забава».. (мини-музей наполнен  предметами народного  декоративно-прикладного творчества, ) Экспонаты нашего мини - музея были собраны с помощью родителей,  многие экспонаты выполнены своими руками.

Индивидуально-творческая зона  (пространство, позволяющее  ребенку, самостоятельно реализовывать свой творческий потенциал входить  в  образ  художника,  развивать  художественно – творческий  процесс).

Для проведения занятий, поддержания интереса к декоративно-прикладному искусству создана картотека игр по декоративно прикладному искусству.

В работе с детьми широко используется практический материал: дидактические и развивающие игры, папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных  росписей. Лепбук « Все о русской матрешке», Лепбук «Русские узоры».

2.Организация образовательной деятельности по приобщению детей к  народной культуре  средствами декоративно-прикладного искусства.

При ознакомлении детей с декоративно –прикладным искусством решалась задача формирования интереса к народной игрушке, проявления эмоциональной отзывчивости, чувства радости от встречи с ней. Это обуславливало применение таких методических приемов,  создание игровых и сюрпризных моментов, для этого изготовлены народные  игрушки, костюм Дымки. При проведении познавательных занятий, развлечений  к детям в группу приходила барышня  из села Дымково и знакомила детей с игрушками , которые изготавливают мастера ее села -  птица, конь, индюк и др.. при этом использовался народный фольклор: потешки и стихотворения.

Для формирования у детей  представлений  о  характерных особенностях народной росписи внимание детей акцентировалось на ярких и красивых  игрушках. Детям предлагалось их рассмотреть и сравнить, чем похожи и отличаются их наряды, называя   элементы узоров  (полоски, круги, точки и т.д.), их цвет.  

Для закрепления представлений  о характерных особенностях народной росписи применялись дидактические игры, которые позволяют  детям запомнить элементы узоров росписи («Парные картинки», «Найди пару», «Собери целое», «Четвертый лишний», «Декоративное домино»).Одной из занимательной формой симантика народного орнамента

Самой продуктивной формой являются, безусловно, занятия  (продуктивная деятельность) по декоративному рисованию, лепке, аппликации, где дети на основе конкретного вида создают узоры, аппликацию, лепят  народную игрушку. Выделяю те средства выразительности, которые находят отражение в рисунке, аппликации, лепке. При этом использую приемы показа техники рисования и приемов кистевого письма, способов лепки, вырезывании в аппликации.

 Например, на занятиях по лепке выделяем форму игрушки, ее части, способы лепки, создание пластического образа. На занятиях по декоративному рисованию после общего рассматривания, любования игрушкой выделяется один или несколько элементов, их цвет, расположение  украшения – элементы узора (точки, черточки, полоски, круги и др.).

По декоративному рисованию с детьми использую  нетрадиционные способы и приемы рисования: рисование тычками, ватными палочками, оттиск печатками из ластика и др.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения в декоративно-прикладном искусстве дает большой толчок к развитию интереса к декоративному рисованию, развитию творческой активности детей.  

Провожу занятия творческого характера, на которых детям предлагаю придумать узор для новых  предметов, вещей. Например, детям предлагается украсить платочек, кокошник, сделать красивую салфеточку, тарелочку для барышни,  используя элементы народной дымковской  росписи. При этом предлагается самостоятельно выбрать элементы узоров, их цвет и  месторасположение на силуэте.  В работе с детьми использовалась и проектная деятельность. Одним из результатов проекта «Русская матрешка» .

3.Организация взаимодействия  с родителями  по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством.Деятельность  воспитателя  может  быть  по-  настоящему  результативной  лишь   в  том  случае,  если  родители  являются его  настоящими  помощниками  и  единомышленниками.  Преемственность  в  воспитании  и  обучении  детей  в  детском саду  и  в  семье  является  необходимым условием  для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством.

Мною было   проведено   анкетирование,   целью  которого  являлось   выявление  условий  для  художественной  деятельности  в  семье.

Результаты    анализа  анкеты  показали,  что  очень  немногие  родители  проявляют  интерес  к  искусству.  Дети  в  основном  не  привлекаются  к  совместным  занятиям  со  взрослыми.  В  основном  свободное  время  дети  проводят  перед  телевизором, компьютером.  Выявлена проблема  отсутствия  необходимых  условий для  художественной  деятельности в семье.  Немногие  принимают  участие  в  организации  художественной  деятельности  ребенка.  Причиной  этого,  является  постоянная   занятость  родителей   на  работе,  непричастность  профессиональных  интересов  к  изобразительному  искусству.  

     Таким  образом,  чтобы  исправить  сложившуюся  ситуацию, в информационном уголке для родителей предоставляется  материал с рекомендациями,  как  дома  организовать  работу  с  ребенком,  чтобы  у  него  появился  интерес  к  изобразительной  деятельности,  усовершенствовались  умения  и  навыки.

Для повышения родительской компетенции провела родительское собрание в форме круглого стола «Окунись в мир творчества».          

 Чтобы  заинтересовать родителей в вопросах приобщения детей к декоративно-прикладному искусству,  мною  была использована такая форма работы с родителями, как  консультации – практикумы,  в  результате  которых  родители  не  только  знакомятся  с  теорией  того  или  иного  вопроса,  но  и  имеют  возможность  совместно  со  своими  детьми  апробировать  всевозможные  техники  декоративного рисования,  поиграть  в  игры  и  т.д.  В  результате  проведения  таких  консультаций – практикумов,  родители,  стали   активнее  участвовать  в  групповых   мероприятиях,  принимают  участие  в  различных  конкурсах  на  лучший  рисунок,  поделку и  пр.

   Также рекомендую родителям совместно  с детьми посещать выставки народных умельцев, приобретать народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об игрушках – кто их делал и как.

  Совместно с родителями была организована выставка предметов быта декоративно-прикладного искусства. Родители совместно с детьми активно участвовали в проектной деятельности, в изготовлении семейных матрешек.

 Таким образом,  данные формы взаимодействия с родителями  позволяют повысить родительскую компетентность  о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей. Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке и родной культуре в целом.

4. Организация взаимодействия  с педагогами  по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством.

По данному направлению работу начала с сообщения на педсовете «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре», где педагоги познакомились с технологией поэтапного ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством на уровнях: восприятия - исполнительство –творчество.

С целью распространения опыта работы на уровне ОУ провела с педагогами деловую игру «Знатоки декоративно-прикладного искусства», используя такие дидактические игры по декоративно-прикладному искусству как: «Подбери узор», «Вернисаж», «Составь целое». Организовала открытый показ ОД по теме «Роспись дымковской игрушки», с целью закрепления знаний об элементах дымковской росписи (круги, точки, линии, кольца и др.).

При использовании различных форм работы с детьми по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством уровень их творческих способностей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративно-прикладного искусства, научились создавать выразительные узоры на бумаге.

 Родители обогатили  опыт в декоративно-прикладном искусстве, воспитании своих детей. Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.

Результативность

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по приобщению детей к народной культуре средствами декоративно -прикладного искусства способствует:  

  • получению углубленных знаний о народных промыслах; о качестве и возможностях различных материалов;
  • приобретению практических умений по работе с различными изобразительными материалами;
  • развитию художественного вкуса, умению видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления;
  • выражению эмоционального отношения через свое творчество; возникновению желания овладевать особенностями мастерства; появлению интереса к истории и культуре нашего народа.

        Цель, поставленная в начале работы, была достигнута. На будущее планирую продолжать работу по приобщению детей к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства, включать больше занятий творческого характера. Использовать нетрадиционные формы работы со всеми участниками образовательных отношений, такие как: занятия-путешествия, совместные посиделки, семинары-практикумы, педагогические гостиные, активно используя при этом ИКТ- технологии, проектно-исследовательский метод в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Декоративно-прикладное искусство в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. - Ознакомление с произв...

Консультация для педагогов ДОУ: «Декоративно - прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников».

Чтобы достичь положительных результатов в формировании патриотического развития личности через художественное творчество необходимо поставить перед собой следующие задачи:1. создавать услов...

Проект «Декоративно – прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников» для подготовительной к школе группе

       Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из актуальных проблем настоящего времени. Чтобы вырастить патриота своей стран...

Проект «Декоративно – прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников» для подготовительной к школе группе

Проект «Декоративно – прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников» для подготовительной к школе группе...

Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников

Воспитание духовно-нравственной личности, достоянных будущих граждан России, патриотов своего отчества....