Проект «Декоративно – прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников» для подготовительной к школе группе
проект (подготовительная группа)
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из актуальных проблем настоящего времени. Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь не возможна без глубокого познания произведений народного искусства, которое несет в себе духовные, эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.
Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей.
Формирование всесторонне развитой личности начинается с младенчества. Дети младшего дошкольного возраста могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве, начинает развиваться воображение. Поэтому продуктивные виды деятельности являются для дошкольника обязательным этапом развития как личности. Благодаря этому виду деятельности развиваются память, внимание, воображение, эстетическое восприятие. Совершенствуются процессы запоминания, развивается мелкая моторика. Дети получают эстетическое, культурное, патриотическое, и интеллектуальное развитие.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть жизни народа, повседневного быта. Знакомство ребенка с народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.
Приобщая детей к народному декоративно-прикладному искусству можно развить не только духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность. Народное искусство - богатейшая сокровищница красоты, неиссякаемый источник творческой фантазии. Приобщение воспитанников к произведениям изобразительного и декоративно-прикладного искусства пробуждает и воспитывает у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, выполнить свой долг и обязанности перед Родиной и обществом. Искусство, особенно декоративно-прикладное творчество, активно помогает воспитывать детей добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, то есть гражданами и патриотами своей страны. Оно помогает им увидеть большую реальную и потенциальную силу нерушимой дружбы народов и их сплоченности. Патриотическое воспитание в объединениях отдела декоративно - прикладного творчества осуществляется в процессе включения детей в активный творческий труд, формирования бережного отношения к творческому наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитанию любви к малой родине.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает красоту окружающего мира. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает источники духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Народное искусство является первоосновой профессионального искусства.
Воспитание гражданина, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. И поэтому я неслучайно обратилась к народному искусству, выбрав тему проект, напрямую связанную с народностью.
Любовь к своей отчизне формируется у ребенка с самого раннего детства, когда он восприимчив к яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. Связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 62.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Декоративно – прикладное искусство как
средство патриотического воспитания дошкольников»
для подготовительной к школе группе
Содержание
1. Целевой раздел | |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.2. Возрастные особенности психофизического развития детей 6-7 лет | 4 |
2. Содержательный раздел | |
2.1. Актуальность | 8 |
2.2. Методы, используемые на занятиях кружка | 9 |
2.3. Организационно – методическое обеспечение программы | 10 |
2.4. Прогнозируемый результат | 11 |
2.5. Развивающая среда в группе | 11 |
3. Организационный раздел | |
3.1. Перспективный план кружка | 12 |
3.2. Методическая литература | 15 |
3.3. Приложение | 17 |
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены: задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат подчас пафосно. Суть же работы в указанном направлении – формирование эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые другие изменения в стране и не сломаться.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотическое чувство к родному городу, к родной стране у него проявляется в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной.
Такие чувства не могут не возникать после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу - патриотическое воспитание у детей. У детей формируется чувство гордости за Отечество, дружбы между народами и национальностями, населяющими нашу Родину, уважение к их национальному достоинству, национальной культуре.
Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспитывает лучшие черты народного характера - смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм: вносит свои наиболее значительные достижения в сокровищницу единой культуры российского народа.
Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.
Изделия декоративно-прикладного искусства, с которыми будем знакомить детей, раскрывает перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.
Цель: формирование нравственно-патриотических чувств средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- создавать условия для усвоения знаний и навыков, знакомства с разными видами народной декоративной росписи, с историей их возникновения (окружающая среда: игрушки, одежда, предметы быта, иллюстрации, чтение литературы);
- показывать детям, чем отличаются одни произведения искусств от других, как по тематике, так и по средствам выразительности; называть вид росписи, знакомить с цветами красок;
- развивать умения видеть красоту в природе, искусстве; воспитывать художественный вкус;
- формировать художественные умения в разных видах народной декоративной росписи: обучение детей рисованию разными способами, на разных формах и предметах;
- вовлечение детей и взрослых в художественно – творческую деятельность;
-развитие художественно – творческих способностей у детей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;
- формирование креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, используя элементы народного творчества;
- воспитывать уважение и чувство гордости к труду народных мастеров прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий;
- развивать художественные и творческие способности детей (придумывать узоры для бумажных силуэтов);
- совершенствовать навыки и умения в декоративно-прикладной росписи: точки, полоски, завитушки, листочки, цветы и т. д.);
- закреплять умение лепить из пластилина декоративные изделия;
- привлекать родителей к участию в проекте.
Формы занятий: фронтальные (групповые), индивидуальные занятия.
Формы подведения реализации кружка: НОД, конкурсы, викторины, СРИ, выставки рисунков, поделок, творческих работ, беседы, рассматривание иллюстраций, картин, проведение выставок детских работ.
Тип проекта: долгосрочный, информационный, практико - ориентированный.
Направленность: социально – педагогическая.
Количество занятий:
В месяц: 4 занятия.
В год: 36 ч., 1 раз в неделю, продолжительность 30 минут.
Возрастная группа: дети от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа).
1.2. Возрастные особенности психофизического развития детей 6-7 лет
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.
Игровая деятельность
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Отражающие характерные жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. При организации совместных игр дети используют договор, умеют учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать эмоциональные порывы.
Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
Конструирование
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала.
Изобразительная деятельность
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.
Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным.
Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов. (Когда ребенок начинает сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.)
Развитие психических процессов
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. (Величина, форма предметов, положение в пространстве)
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Мышление
Мышление в этом возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению.
1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами).
2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений, без применения практических действий).
3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений, которое связано с использованием и преобразованием понятий).
Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д.
Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития любознательности.
Внимание становится произвольным.
В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов.
В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Память
В 6-7 лет увеличивается объем памяти, что позволяет детям непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Дети могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить. Используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение.
Речь
Развивается звуковая сторона, грамматический строй, лексика.
Развивается связная речь.
В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте.
Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
Развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Отношения со сверстниками
Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными.
Ребенок может изменить свою точку зрения, позиции в результате столкновения с общественным мнением, мнением другого ребенка. Ребенок может воспринять точку зрения др. человека.
В процессе усвоения активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.
Отношения со взрослыми
Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил.
Ребёнок стремиться качественно, выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.
Эмоции
У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.
О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений.
Самооценка ребёнка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно её завышение, чем занижение. Ребёнок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов.
Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.
Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Ребенок может и делает не то, что ему хочется, а то, что нужно, что просит взрослый или определено правилами: воспринимает, запоминает, мыслит, оценивает свою деятельность;
Возникает первая реальная картина мира, о которой у ребенка формируется собственное мнение;
Ребенок начинает понимать свои чувства и переживания в полной мере и сообщает об этом взрослым.
2. Содержательный раздел
2.1 Актуальность
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из актуальных проблем настоящего времени. Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь не возможна без глубокого познания произведений народного искусства, которое несет в себе духовные, эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.
Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей.
Формирование всесторонне развитой личности начинается с младенчества. Дети младшего дошкольного возраста могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве, начинает развиваться воображение. Поэтому продуктивные виды деятельности являются для дошкольника обязательным этапом развития как личности. Благодаря этому виду деятельности развиваются память, внимание, воображение, эстетическое восприятие. Совершенствуются процессы запоминания, развивается мелкая моторика. Дети получают эстетическое, культурное, патриотическое, и интеллектуальное развитие.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть жизни народа, повседневного быта. Знакомство ребенка с народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.
Приобщая детей к народному декоративно-прикладному искусству можно развить не только духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность. Народное искусство - богатейшая сокровищница красоты, неиссякаемый источник творческой фантазии. Приобщение воспитанников к произведениям изобразительного и декоративно-прикладного искусства пробуждает и воспитывает у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, выполнить свой долг и обязанности перед Родиной и обществом. Искусство, особенно декоративно-прикладное творчество, активно помогает воспитывать детей добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, то есть гражданами и патриотами своей страны. Оно помогает им увидеть большую реальную и потенциальную силу нерушимой дружбы народов и их сплоченности. Патриотическое воспитание в объединениях отдела декоративно - прикладного творчества осуществляется в процессе включения детей в активный творческий труд, формирования бережного отношения к творческому наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитанию любви к малой родине.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает красоту окружающего мира. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает источники духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Народное искусство является первоосновой профессионального искусства.
Воспитание гражданина, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. И поэтому я неслучайно обратилась к народному искусству, выбрав тему проект, напрямую связанную с народностью.
Любовь к своей отчизне формируется у ребенка с самого раннего детства, когда он восприимчив к яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. Связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.
2.2. Методы, используемые на занятиях кружка
Методы и формы работы с детьми: словесные объяснения: беседы, рассказы, чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, организация дидактических и сюжетно-ролевых игр; продуктивные виды деятельности:
рисование, аппликация.
- Просмотр презентация «Патриотическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства».
- Беседы «Народные промыслы России».
- НОД рисование «Дымковская нарядная барышня».
- НОД Хохломская роспись «Роспись разделочной доски».
- НОД «Чашка с блюдцем «Гжель».
- НОД «Городецкие узоры».
- НОД «Роспись филимоновской игрушки».
- НОД «Роспись жостовского подноса».
- НОД «Русские матрешки».
- Просмотр презентаций: «Русские умельцы», «Золотая хохлома», «Сказочная гжель», «Филимоновские игрушки», «Дымка».
- НОД. Познавательное «Умелые мастера».
- Выставка «Мы мастера своего дела».
- Создание альбомов «Виды росписей».
- Беседа «Россия мастерами славится».
- Развлечение для детей «Город мастеров».
- Дидактические игр: «Цветные капельки», «Третий лишний». «Художественный салон», «Продолжи узор», «Дымковская игрушка», «Палитра художника», «Узнай узор», «Народные промыслы», «Продолжи узор».
- Сюжетно – ролевые игры: «Магазин сувениров», «Гончары».
- Просморт фильмов: «Народные промыслы. Жостовский букет».
Методы и формы работы с родителями:
- Оформление уголка народного прикладного искусства, патриотического в ДОУ (группах).
- Консультация «Значение прикладного декоративного искусства в развитии ребенка».
- Анкетирование: «Патриотическое воспитание в ДОУ».
- Консультация «Художественно-эстетическое развитие ребенка в семье».
- Папка – передвижка «Как приобщить ребенка к народной культуре».
- Консультация «Окунись в мир творчества».
- Консультация «Дымковская игрушка».
- Консультация «Виды народного декоративно-прикладного искусства».
- Консультация «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома».
- Папка – передвижка «Воспитание патриотизма средствами декоративно – прикладного искусства».
- Консультация «Хохлома».
- Памятка для родителей «Народное искусство детям».
- Консультация «Чудесная гжель».
- Папка – передвижка «Народные промыслы России».
- Папка – передвижка «Матрешка самая известная русская игрушка».
- Консультация «Ознакомление детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства».
- Папка – передвижка «Вспомним об истории развития народного промысла».
- Мастер класс для родителей «Дизайн в росписи народных промыслов».
2.3. Организационно-методическое обеспечение программы
Программа проекта «Декоративно – прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников» рассчитана на один год. Для успешного освоения программы кружка численность детей в группе должна составлять 25 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц во второй половине дня, с сентября по май.
Возраст детей: дети от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа).
Сроки реализации: сентябрь 2022 г. по май 2023 г.
Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность 30 минут.
Наполняемость группы: 25 человек.
2.4. Прогнозируемый результат
Предполагается, что организованная работа по развитию творческих способностей детей через народное декоративно – прикладное искусство, будет способствовать повышению эстетического уровня детей:
- Дети будут иметь представление о народных промыслах;
- Уметь различать изделия разных народных промыслов;
- Приобретут практические умения по работе с различными изобразительными материалами;
- У детей появится интерес к истории и культуре русского народа;
- Развивается художественный вкус, они научаться видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество;
- Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.
2.5. Развивающая среда представлена в группе следующим центром (уголком)
- Уголок «Декоративно – прикладное искусство», «Патриотический».
- Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки с элементами художественной росписи).
- Подготовка материала по ознакомлению детей с народными промыслами.
- Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
- Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
- Оборудовать уголок народного творчества.
- Подобрать иллюстрированный материал, детскую педагогическую литературу по теме.
3. Организационный раздел
3.1. Перспективный план кружка
Сроки | Методы и приёмы | Вид детской деятельности | Работа с родителями |
Сентябрь | Презентация Беседы по ознакомлению с народно – прикладным творчеством Рассматривание иллюстраций Рисование | НОД «Патриотическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства». «Дымковская игрушка». «Промыслы народных умельцев».
«Дымковская нарядная барышня». | Анкетирование по теме: «Патриотическое воспитание в ДОУ». Сбор и информации и подбор иллюстраций по теме «Декоративно – прикладное искусство». Беседы с родителями об участии в проекте. |
Октябрь | Рассматривание рисунков Рисование Чтение и заучивание стихов, исполнение частушек о Хохломе Лепка | «Золотая Хохлома». Хохломская роспись «Роспись разделочной доски». «Хохлома, Хохлома», «Золотая Хохлома», «Хохломская роспись». Ложка «Чудо-хохлома». | Подбор методического и наглядного материала: «Праздничная дымка», «Нежная гжель», «Национальная одежда». Консультация: «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома». Консультация «Хохлома». Памятка для родителей «Народное искусство детям». |
Ноябрь | Презентация Беседа и рассматривание иллюстраций Рисование Лепка из ниток | «Сказочная гжель». «Знакомство с искусством гжельской росписи». «Расписная тарелочка». «Чашка с блюдцем «Гжель». | Консультация «Чудесная гжель». Папка – передвижка «Народные промыслы России». |
Декабрь | Беседа Рисование Дидактические игры Аппликация: с элементами рисования | «Знакомство детей с городецкой росписью». Рисование городецкая роспись на полосе. «Цветные капельки», «Третий лишний», «Художественный салон», «Продолжи узор», «Дымковская мозаика», «Палитра художника». «Городецкие узоры». | Консультация «Значение прикладного декоративного искусства в развитии ребенка». |
Январь | Презентация Беседа Рисование Лепка | «Филимоновская роспись». Знакомство с народным промыслом – филимоновская игрушка, её характерные особенности. «Роспись филимоновской игрушки». «Филимоновская барышня в технике «пластилинография». | Памятка «Художественно-эстетическое развитие ребенка в семье». Папка – передвижка «Как приобщить ребенка к народной культуре». |
Февраль | Беседа с детьми и рассматривание иллюстраций Просмотр фильма Рисование Аппликация | «Народные промыслы. Жостово». «Народные промыслы. Жостовский букет».
«Роспись жостовского подноса». «Жостовские подносы». | Консультация «Ознакомление детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства». |
Март | Беседа Дидактические игры Сюжетно – ролевая игра Просмотр фильма | «Разнообразие промыслов на Руси». «Узнай узор», лото «Народные промыслы», «Продолжи узор». «Магазин сувениров», «Гончары». «Народные промыслы». | Папка – передвижка «Вспомним об истории развития народного промысла». |
Апрель | Презентация Рисование Пластилинография Игра Викторина | «Матрешка символ России». «Русские матрешки». «Русская матрешка». «Знатоки декоративно — прикладного искусства». | Папка – передвижка «Матрешка самая известная русская игрушка». |
Май | Выставка Создание альбомов Беседа Развлечение для детей | «Мы мастера своего дела». «Виды росписей». «Россия мастерами славится». «Город мастеров». | Мастер класс для родителей «Дизайн в росписи народных промыслов». |
3.2. Список литературы
- Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно- прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
- Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.:
- Просвещение,2006.
- Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008
- Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997
- Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009
- Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М.:
- Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006
- Соломенникова О. А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.
- Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005
- Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию [Текст] / Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова. - Москва: ТЦ Сфера, 2015. - 313 с.
- Косарева, В. Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3–7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012.
- КолдинаД. Н. Рисование с детьми 6-7 лет [Текст]: конспекты занятий / Д. Н. Колдина. - Москва: Мозаика-Синтез, 2012. – 106.
- Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2016.
Приложение
Анкета для родителей
«Патриотическое воспитание в ДОУ».
1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
- да
- нет
2. Что для вас означает выражение «быть патриотом»? _________________________________________________________
3. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
- воспитание любви к Родине
- воспитание уважения к старшему поколению
- воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа
- знание истории своей страны
- другое _____________________________________________________
4. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?
- да
- нет
5. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
- в школе
- дома
- в детском саду
6. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
7. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
- прививать детям уважение к людям своей страны
- познакомить с обычаями и традициями своего народа
- формировать бережное отношение к природе и всему живому
- расширять представления о родной земле, её столице, городах
- ознакомление с историческим прошлым России
- воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка
8. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?
_________________________________________________________
9. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой малой Родины, традициями, памятными датами?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
10. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? ________________________________________________________
11. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
- да
- нет
12. Рассказываете ли вы своему ребенку о своей малой Родине, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
- да
- нет
13. Влияет ли природа родного края на развитие патриотизма?
_________________________________________________________________
14. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?
_________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей"
Реализованный педагогический проект.Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в современном обществе; формированием позна...
«Декоративно-прикладное искусство в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. - Ознакомление с произв...
Консультация для педагогов ДОУ: «Декоративно - прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников».
Чтобы достичь положительных результатов в формировании патриотического развития личности через художественное творчество необходимо поставить перед собой следующие задачи:1. создавать услов...
Проект «Декоративно – прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников» для подготовительной к школе группе
Проект «Декоративно – прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников» для подготовительной к школе группе...
Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников
Воспитание духовно-нравственной личности, достоянных будущих граждан России, патриотов своего отчества....