ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «ВСЕЗНАЙКА»
методическая разработка (подготовительная группа)
Направленность программы «Всезнайка» - социально-гуманитарная. Программа направлена на развитие познавательных, исследовательских, творческих, способностей дошкольников 5 – 7 лет. Занятия по программе прививают эстетический вкус, формируют у детей основы функциональной грамотности за счет: развития у старших дошкольников первоначальных умений работать с различными видами информации и освоения основ проектно-творческой деятельности, а также развития памяти, внимания, воображения, речи, коммуникативных способностей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ВСЕЗНАЙКА» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г. № 629;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2;
- Постановлением Администрации МО Надымский район от 10.08.2020 N 434 «Об утверждении Положения Об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа»(с изменениями от 16.02.2021 №88-пк);
- Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район от 03.сентября 2019 года №531 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории муниципального образования Надымский район» (с изменениями от 25.01.2022, Постановление Администрации Надымского района от № 36-пк);
- Постановлением Администрации Надымского района от 13.06.2023 №302-пк «Об организации оказания муниципальных услуг в социальной сфере при формировании муниципального социального заказа на оказание муниципальных услуг в социальной сфере на территории Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа»;
- Постановлением Администрации Надымского района от 20.06.2023 №315-пк «Об утверждении Порядка формирования муниципальных социальных заказов на оказание муниципальных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям Администрации Надымского района;
- Уставом и локальными актами детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vseznayka_1.docx | 73.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»
МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»
629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Надым,
ул. Набережная им.Оруджева, д. 29/1, тел./факс:8(3499)52-20-26,
E-mail:dsbelosnezhka@nadym.yanao.ru
ОКПО 78191969, ОГРН 1058900415815, ИНН/КПП 8903024649 / 890301001
Принято Педагогическим советом МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма» Протокол № 4 от 23.05.2024 | Утверждаю Заведующий МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма» Ю.М.Горбунова __________________ Приказ № 127 от31.05.2024г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«ВСЕЗНАЙКА»
Возраст воспитанников: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов: 72 часа
Автор программы:
Лютая Наталия Петровна,
заместитель заведующего по УВР;
Чеканова Анна Александровна,
педагог дополнительного образования
г. Надым, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
I. | Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы | 3 |
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Учебный план | 5 |
3. | Содержание программы | 8 |
II. | Организационно-педагогические условия дополнительной общеразвивающей программы | 10 |
1. | Календарный учебный график | 12 |
2. | Формы контроля и аттестации | 13 |
3. | Оценочные материалы, формирующие систему оценивания | 14 |
4. | Методическое обеспечение | 15 |
5. | Материально-техническое обеспечение | 15 |
6. | Воспитательная работа | 16 |
7. | Календарно-тематическое планирование | 17 |
8. | Список литературы | 18 |
9. | Приложение 1 | 19 |
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ВСЕЗНАЙКА»
1.Пояснительная записка
Направленность программы «Всезнайка» - социально-гуманитарная. Программа направлена на развитие познавательных, исследовательских, творческих, способностей дошкольников 5 – 7 лет. Занятия по программе прививают эстетический вкус, формируют у детей основы функциональной грамотности за счет: развития у старших дошкольников первоначальных умений работать с различными видами информации и освоения основ проектно-творческой деятельности, а также развития памяти, внимания, воображения, речи, коммуникативных способностей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ВСЕЗНАЙКА» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г. № 629;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2;
- Постановлением Администрации МО Надымский район от 10.08.2020 N 434 «Об утверждении Положения Об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа»(с изменениями от 16.02.2021 №88-пк);
- Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район от 03.сентября 2019 года №531 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории муниципального образования Надымский район» (с изменениями от 25.01.2022, Постановление Администрации Надымского района от № 36-пк);
- Постановлением Администрации Надымского района от 13.06.2023 №302-пк «Об организации оказания муниципальных услуг в социальной сфере при формировании муниципального социального заказа на оказание муниципальных услуг в социальной сфере на территории Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа»;
- Постановлением Администрации Надымского района от 20.06.2023 №315-пк «Об утверждении Порядка формирования муниципальных социальных заказов на оказание муниципальных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям Администрации Надымского района;
- Уставом и локальными актами детского сада.
Актуальность программы
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) Содержание программы «Всезнайка» способствует познавательному развитию личности дошкольника.
Новизна
При реализации программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию.
Педагогическая целесообразность
Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для обучения в школе.
Отличительные особенности программы
Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализация. Программа даёт возможность соответствовать стандартным требованиям по предшкольному образованию и ограниченно вводить ребёнка в школьное образование.
В структуре и содержании данной программы выделяется 3 раздела, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения:
- Раздел «Познаем мир, других людей и себя»
- Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
- Раздел «Учимся родному языку»
Адресат программы: дети дошкольного возраста 5-7 лет
Уровень освоения содержания программы: стартовый.
Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 1 год (9 месяцев), количество учебных часов по программе – 72, из них 16 часов теории, 56 часов практики.
Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий - групповая. Состав групп постоянный, одновозрастной. Продолжительность одного занятия составляет 30 мин. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут. На обучение отводится 72 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу во 2 половине дня. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки воспитанников с учетом действующего СанПиН.
Наполняемость групп: не менее 15 воспитанников.
Форма обучения: очная, с применением дистанционных образовательных технологий.
Цель программы: формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращение стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на все последующие годы.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умения взаимодействовать с величинами, числами, буквами, звуками;
- обучать осознавать детей доступные связи (причинные, временные, последовательные) между предметами и объектами окружающего мира;
- овладевать навыками речевого общения: уметь пересказывать и составлять короткие рассказы;
Метапредметные:
- развивать способность воспринимать и удерживать инструкцию к выполнению различных задач;
- развивать логическое мышление, внимание, память.
- формировать умения анализировать и оценивать результаты своей деятельности;
Личностные:
- воспитывать волевые качества, эмоционально – положительное отношение к школе;
- воспитывать желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми.
Планируемые результаты реализации программы
По направлению «Познаем мир, других людей и себя» к концу учебного года ребенок знает и умеет:
- понимает независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;
- использует и пишет математические знаки;
- сравнивает группы однородных и разнородных предметов по количеству;
- дорисовывает геометрические фигуры до знакомых предметов;
- преобразовывает одни геометрические фигуры в другие путем складывания разрезания;
- раскладывает предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
- ориентируется на листе бумаги в клетку;
- определяет положение предмета по отношению к другому
По направлению «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» к концу учебного года ребенок знает и умеет:
- слушает собеседника и понимать речь других;
- оформляет свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимает участие в диалоге;
- задает вопросы, отвечает на вопросы других;
- принимает участие в работе парами и группами;
- договаривается о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- признает существование различных точек зрения; высказывает собственное мнение;
- оценивает собственное поведение и поведение окружающих, использует в общении правила вежливости.
По направлению «Учимся родному языку» к концу учебного года ребенок знает и умеет:
- знает буквы русского алфавита;
- пишет буквы русского алфавита в клетке;
- определяет место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
- различает гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- пишет слова, предложения условными обозначениями, буквами;
- определяет ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;
- правильно пользуется терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- составляет предложение из двух, трех слов, анализировать его.
2. Учебный план
№ п/п | Разделы | Количество часов | Формы контроля/аттестации | |||
всего | теория | практика | ||||
1 | Познаем мир, других людей и себя | 12 | 2 | 10 | фронтальный самоконтроль | |
2 | Учимся думать, рассуждать, фантазировать | 30 | 5 | 25 | фронтальный самоконтроль | |
3 | Учимся родному языку | 30 | 5 | 25 | фронтальный самоконтроль | |
ВСЕГО | 72 | 12 | 60 |
3.Содержание программы
В программе выделяется три курса разделов, отражающих основные линии развития ребенка – дошкольника в результате его обучения:
Раздел 1 «Познаем мир, других людей и себя»
Теория: рассказать детям об их принадлежности к человеческому роду, о многообразии народов мира, о том что необходимо прислушиваться к себе, обратить внимание на свои способности, особенности; познакомить с понятиями, относящимися к теме «семья», «город, дом», «эмоции», «дружба»; обратить внимание детей на способности управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение; обговорить правила поведения в коллективе; дать знания об окружающем предметном мире, природной и социальной среде, понятие пространственных представлений места и времени (времена года, месяцы, время суток); рассказать о предметах преподаваемых в школе и их особенностях.
Практика: расширять осведомлённость детей о сферах человеческой деятельности; оценивать свои поступки по отношению к природе; воспитывать ответственность перед собой и детским коллективом; рассказывать о жизни семьи по рисункам; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; полностью произносить свой адрес, место жительства; по фотографиям, картинкам называть профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи; использовать в речи названия времён года и месяцев, времени суток; отображать с помощью карточек последовательность дней недели в правильной последовательности; анализировать схему смены времен года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы, характеризовать природные явления в разные времена года; наблюдать изменения окраски листьев на деревьях, определять деревья по листьям; различать лиственные и хвойные деревья; группировать предметы по общему признаку, приводить примеры предметов разных групп; называть правила подготовки ко сну, оценивать правильность своей подготовки ко сну; обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук
Дидактические упражнения, игры:
Установи причину.
Что происходит в городе в разное время суток?
Кто больше назовёт?
Птицы. Звери. Насекомые.
Найди свой дом.
Мальчики и девочки.
От младенца до старика.
Узнай листок, узнай дерево.
Игровые упражнения:
Путешествие по городу.
Исправь ошибки Незнайки.
Расскажи обо мне.
Малоподвижные игры:
Хлопай – топай.
Посидеть – полежать.
Да и нет.
Что могут руки?
Творческие задания:
Если бы я стал…
Не скажу, а покажу.
Раздел 2 «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
Теория: дать понятие – множество, сравнение множеств; знакомить с составом числа; показать на наглядной основе как составлять и решать простые арифметические задачи; дать представление о размере предметов и способах его измерения; уточнить знание известных геометрических фигур, дать элементарные представления о времени; познакомить с числами второго десятка
Практика: упражнять в объединении, дополнении множеств, удаление из множества части или отдельных его частей; устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и его частью на основе счёта, составления пар предметов или соединения предметов стрелками; совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта; закреплять понимание отношений между числами натурального ряда; упражнять в назывании чисел в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее, пропущенное число; отрабатывать состав числа, раскладывание числа на два меньших; закреплять отношение между числами натурального ряда; решать простые арифметические задачи; распознавать геометрические фигуры, располагать их на плоскости, делить на части; моделировать геометрические фигуры, составлять их из других геометрических фигур формировать первоначальные измерительные умения; делить предметы на части, используя условную меру
Дидактические упражнения, игры:
Разложи по порядку.
Найди фигуру.
Кто больше назовёт?
Один - много.
Посчитай стороны.
Третий лишний.
Игровые упражнения:
Посчитай и докажи.
Путешествие в страну математических знаков.
Исправь ошибки Незнайки.
Расскажи условие задачи.
Логические задачи.
Весёлые примеры.
Малоподвижные игры:
1 Хлопай – 2 топай.
Посидеть – полежать.
Да и нет не говори.
Что могут руки, что могут ноги?
Творческое задание:
Если бы я стал…
Не скажу, а покажу.
Раздел 3. «Учимся родному языку»
Теория: познакомить детей с понятием звук и буква, слог и слово, ударение, предложение; показать правила деления слов на слоги, определение ударения, составление предложения; познакомить с элементами написания букв
Практика: упражнять в умении давать характеристику звуку; составлять звуковые схемы слова и предложения; выделять последовательность звуков в словах; упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности; понимать различия между звуком и буквой; совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи; обогащение активного словаря ребенка, связной речи (формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение); воспитание интереса и способностей к чтению; развитие общей и мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, формирование графических навыков.
Дидактические упражнения, игры:
Продолжи предложение.
Узнай звук.
Кто больше назовёт?
Звук - буква.
Третий лишний, четвёртый лишний.
Игровые упражнения:
Посчитай до пяти.
Путешествие в страну Букварию.
Исправь ошибки Незнайки.
Малоподвижные игры:
Гусёнок пропал.
Хлопай – топай.
Посидеть – полежать.
Да и нет не говори.
Что могут руки, что могут ноги?
Логоритмические упражнения:
Птичка песенку поёт.
Тополиные пушинки.
Дует, дует ветер.
Мы пилили.
Пальчиковые игры:
Воробьи.
Птенчики в гнёздышке сидят.
Десять цыплят.
Творческое задание:
Все когда-то мечтают стать…
Не скажу, а покажу.
Кто как кричит?
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Всезнайка»
1.Календарный учебный график на 2024/2025 учебный год
Педагог - Чеканова Анна Александровна
Возраст детей | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
5-7 лет | 01.09.2024 | 31.05.2025 | 9 занятий/9 часов | 9 Занятий/9 часов | 8 занятий/8 часов | 8 занятий/8 часов | 6 занятий/6 часов | 7 занятий/7 часов | 9 занятий/8 часов | 8 занятий/8 часов | 8 занятий/8 часов | 36 | 72 | 72 | 2 раза в неделю по 30 мин. |
Срок реализации – с 01 сентября по 31 мая
Продолжительность учебных занятий:
2 раза в неделю по 1 часу = 2 часа
Начальный контроль – с 02 по 13 сентября
Промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря
Аттестация по завершении реализации программы – с 19 по 23 мая
Каникулы – с 01 июня по 31 августа
2. Формы контроля и аттестации
Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль полученных знаний умений и навыков.
Уровень сформированности полученных умений и навыков и их качество определяются в рамках мониторинга, промежуточная диагностика и диагностика по завершении реализации программы.
Виды контроля:
- начальная диагностика – проводится в начале освоения программы – первая декада сентября;
- промежуточная диагностика – с 20 по 26 декабря;
- диагностика по завершению реализации программы – в конце освоения программы – последняя декада мая.
Текущая диагностика проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.
Используемые методы – наблюдение.
Аттестация по завершении реализации программы проводится в форме открытого занятия.
Содержание диагностики по завершении реализации программы определяется на основании содержания дополнительной общеобразовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами. Выявляется уровень успешности детей, что позволяет анализировать эффективность методов и приемов, применяемых в работе с детьми и проводить их корректировку. Все данные фиксируются в картах контроля и хранятся у педагога дополнительного образования в объединении.
3.Оценочные материалы, формирующие систему оценивания (Приложение 1)
С целью определения сформированности теоретических знаний, практических умений и навыков, творческого развития учащихся используется оценочный инструментарий.
Виды контроля/ аттестации | Наименование оценочных средств | Предмет оценивания | Критерии оценивания |
Начальный контроль | Практическое задание | Теоретические знания; практические умения | Умение слышать словесные инструкции. Понимание общения, для чего люди общаются. Умение работать в группе. |
Промежуточная аттестация | Практическое задание | Теоретические знания; практические умения | Усвоение свойств предметов, объединение предметов в группы по общему признаку. Понимание условных обозначений гласных и согласных звуков. Звуки А; О; У; Ы; Э; Л; М; Н; Р. Буквы А; О; У; Ы; Э; Л; М; Н; Р; Я; Ю. Умение составлять автопортрет; Умение сравнивать группы предметов по двум признакам: величины и количеству, обозначать результаты сравнения соответствующими знаками. Умение обозначать гласные и согласные звуки с помощью условных обозначений. Знание своего адреса (улицы, дома, квартиры) Понимать какая опасность может быть на улице. Знание пространственных отношений: на, над, под, справа, слева, между, посередине и т.д. Умение составлять звукобуквенный анализ слова. Знание геометрических фигур. Умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Понимание значение слова семья. Знание семейных традиций. Понимание значений число и цифра. Знание чисел от 1 до 10. Понимание количественных отношений: столько же, сколько. Знание состава чисел. Умение определять ударный слог, букву. Умение читать слоги и слова по условным обозначениям. Умение делить слова на слоги. Умение измерять длину. Умение определять замкнутые и незамкнутые линии. |
Аттестация по завершении реализации программы | Практическое задание | Практические умения, творческие навыки | Умение решать примеры со знаком «+» и «-». Умение составлять предложения. Знание букв обозначающих два звука. Умение решать арифметические задачи, понимать условие задачи и вопрос. Умение распознавать мягкие согласные. Понимание условных обозначений гласных и согласных звуков. Звуки и,ж,ш,ц Буквы и, ж, ш, ц,ь,ъ; Умение решать задачи на сложение и вычитание. Знание согласных парных и всегда твердых звуков. Знание условной записи предложений. Умение решать логические и конструктивные задачи. Решение конструктивных задач. Знание прав и обязанностей ученика. |
Оценивание осуществляется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов). По итогам контроля определяется уровень сформированности практических умений и навыков:
- высокий – от 4,6 до 5,0
- средний от 3,6 до 4,5
- низкий – от 2,0 до 3,5
Высокий уровень – учащийся хорошо знает теоретический материал, владеет терминологией и осознанно употребляет термины, умеет самостоятельно применять на практике полученные знания и умения, проявляет творческий подход и фантазию к выполнению задания.
Средний уровень – учащийся в целом знает теоретический материал, частично владеет терминологией, в целом умеет применять на практике полученные знания и умения, изредка прибегает к помощи педагога, старается проявлять творческий подход и фантазию к выполнению задания.
Низкий уровень - учащийся обладает минимальным объемом знаний и умений, не способен выполнять задания без помощи педагога.
4.Методическое обеспечение
Программа обеспечена методическими видами продукции: разработки занятий, картотеки игр, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.
Форма занятий: фронтальная
Форма подведения итогов - викторины и конкурсы, открытое занятие.
Методические приёмы, используемые в работе:
Занятия построены на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.
Интерактивный метод - ориентирован на более широкое взаимодействие детей не только с педагогом, но и друг с другом.
Словесные: объяснения, пояснения, уточнения, вопросы к детям, беседа, словесная инструкция, поощрения
Наглядные: ознакомление, демонстрация.
Практические: упражнения, задания.
Технологии: технология игрового обучения, личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающая технология.
Методическое и дидактическое обеспечение:
- Методические разработки, планы-конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям.
- Учебная, методическая, дополнительная литература.
- Развивающие и диагностические процедуры: тестовые задания, игры, викторины, кроссворды.
- Дидактические материалы: графические и динамические схемы; графические знаки, обозначающие запреты и предписания; таблицы, модели – схемы.
- Наглядно – дидактическое пособие: «Откуда берется хлеб», «Деревья наших лесов», «Внимание дорога», «Как наши предки открывалмир», «Как наши предки выращивали хлеб», «Как наши предки шили одежду»; Дидактическая игра «Составь слова», «Профессии», «Азбука» 1шт
- Аудио и видео- пособия «Буквария – обучение чтению» ПМК, З.А.Зарецкая, Д.В.Зарецкий; «Сделай сам: задания,тесты,игры» (проектная деятельность) ПМК; «Готовим детей к школе» ПМК; «Пальчиковые игры» Е. Железновой.
5.Материально-техническое обеспечение
- Учебное помещение укомплектовано необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия.
- Компьютер с мультимедийным проектором для демонстрации материала.
- Принтер для печати детских рисунков.
- Интерактивная доска.
- Ноутбук.
Учебное помещение соответствует действующим требованиям санитарных норм и правил.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования с соответствующим уровнем образования и курсовой подготовкой.
6. Воспитательная работа
Цель – личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
- формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
- формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
- становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Задачи:
- содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
- осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.
Ожидаемые результаты:
- Сформированы чувства уважительного отношения к своей стране, исторической памяти героического прошлого к стране, подвигам защитников Отечества.
- Сформированы понятия базовых, национальных и духовно-нравственных ценностей(честь, совесть, справедливость, вера в добро, человеколюбие и др.).
- Активное участие учащихся в экологических акциях, марафонах и иных формах экологической активности.
- Сформировано ценностное отношение к здоровью.
- Сформированы основы правовой культуры, законопослушное поведение, расширен правовой кругозор учащихся.
- Сформированы первоначальные трудовые умения, добросовестное отношение к труду, положительный взгляд на мир профессий.
Направления и содержание воспитательной работы.
Патриотическое направление воспитания.
Цель – содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.
Духовно-нравственное направление воспитания.
Цель – формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.
Социальное направление воспитания.
Цель – формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.
Познавательное направление воспитания.
Цель – формирование ценности познания.
Физическое и оздоровительное направление воспитания.
Цель - формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными
гигиеническими навыками и правилами безопасности.
Трудовое направление воспитания.
Цель - формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.
Эстетическое направление воспитания.
Цель – способствовать становлению у ребёнка ценностного отношения к красоте.
Формы проведения воспитательных мероприятий: интеллектуальные, творческие, ролевые игры, театральные постановки, дискуссии, социально-значимые проекты и инициативы, праздники, акции, соревнования, конкурсы, фестивали, мастер- классы, флешмобы и т.д.
Методы воспитательного воздействия: убеждение, упражнение, поощрение, пример, наставничество (педагог-воспитанник, ученик-ученик), моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность, воспитание через личностно- значимых людей, сюжетно-ролевые игры, и др.
Календарный план воспитательной работы
Направление воспитательной деятельности | 1 год | Сроки |
Патриотическое | Занятие мужества: "Все солдаты- герои" | февраль 2025 |
Юбилей Победы -80 лет | Май 2025 | |
Духовно-нравственное | День пожилого человека | Октябрь 2024 |
Концерт «Милая мама» | Ноябрь 2024 | |
Акция «Светлый ангел» | декабрь 2024 | |
Трудовое | Эколята-дошколята | Апрель 2025 |
Акция «Наш огород». Посадка саженцев для клумб | Апрель 2025 | |
Познавательное | Робототехнические соревнования | Декабрь 2024 |
Участие в конкурсе «Я-исследователь» | Февраль 2025 | |
Робототехнические соревнования Хакатон | Март 2025 | |
Физическое и оздоровительное | Флешмоб « Будь здоров! » | Январь 2024 |
Мама, папа, я-спортивная семья | Февраль 2025 | |
Семья в фокусе «Путешествие Айболита» | Октябрь 2024 | |
Социальное | Ролевая игра «Пешеход и водитель» | Сентябрь 2024 |
Родительский патруль | май 2025 | |
Работа с родителями | Родительское собрание | Сентябрь 2024 |
Диалог-марафон для общественности | Апрель 2025 |
7.Календарно-тематическое планирование
Месяц | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Форма контроля |
сентябрь | беседа | 1 | Введение в программу | наблюдение |
практическое занятие | 1 | Мониторинг | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Мониторинг | наблюдение | |
беседа | 1 | Что такое общение? Для чего люди общаются? | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Мир звуков. Всегда ли человек мог говорить? Звук и буква А. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Кто ты такой? Зачем человеку имя? Расскажи мне о себе. Автопортрет | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Знакомство с алфавитом. Звук и буква О. | наблюдение | |
октябрь | практическое занятие | 1 | Сравнение групп предметов. Равенство – неравенство. | наблюдение |
практическое занятие | 1 | Условные обозначения гласных звуков.Звук и буква У. | наблюдение | |
беседа | 1 | Моя улица. Мой дом. Назови адрес. Дом, где я живу. Родные места. Опасности улицы. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Пространственные отношения: на, над, под, справа, слева, между, посередине и т.д. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Звуко-буквенный анализ слова. Звук и буква ы. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Геометрические фигуры. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Звук и буква Э. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Я и моя семья. Мама, папа, брат, сестра. Семейные традиции. | наблюдение | |
ноябрь | практическое занятие | 1 | Много и один. | наблюдение |
практическое занятие | 1 | Звук, слог, слово. Условные обозначения согласных, твёрдых звуков.Звук и буква Л. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Число и цифра. Числа от 1 до 10. Количественные отношения: столько же, сколько. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Ударение. Звук и буква М. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Состав числа. | наблюдение | |
беседа | 1 | Сила не право. Правила общения. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Состав числа. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Чтение слогов, слов по условным обозначениям. Звук и буква Н. | наблюдение | |
декабрь | практическое занятие | 1 | Числовой отрезок. Измерение длины. Длиннее, короче. | наблюдение |
практическое занятие | 1 | Знакомство с предложением. Звук и буква Р. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Многоугольник. Угол. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Условные обозначения согласных, мягких звуков. Буква Я. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Замкнутые и незамкнутые линии. | наблюдение | |
беседа | 1 | Что такое хорошо? И что такое плохо? Что можно, а что нельзя? | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Часть и целое. Деление на 1\2, 1\4, 1\8. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Деление слов на слоги. Буква Ю. | наблюдение | |
январь | практическое занятие | 1 | Решение примеров со знаком «+» и «-». | наблюдение |
практическое занятие | 1 | Составление предложений.Буква Е. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Буквы обозначающие два звука. Буква Ё. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Время года. Братья месяцы. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Арифметическая задача. Условие задачи. Вопрос задачи. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Распознавание мягкого согласного. Звук и буква И. | наблюдение | |
февраль | практическое занятие | 1 | Решение задач на сложение, вычитание. | наблюдение |
практическое занятие | 1 | Согласные парные звуки. Условная запись предложений. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Решение задач на сложение, вычитание. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Всегда твёрдые звуки. Звуки и буквы Ж, Ш, Ц. | наблюдение | |
беседа | 1 | Дни недели, части суток. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Решение логических задач. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Всегда мягкие звуки. Звуки и буквы Ч, Щ, й. | наблюдение | |
март | практическое занятие | 1 | Решение задач. | наблюдение |
практическое занятие | 1 | Составление схем слов и предложений. Буква ь | наблюдение | |
беседа | 1 | Планета Земля. С чего все началось? | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Решение конструктивных задач. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Составление предложений по сюжетным картинкам. Буква ъ. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Математическая викторина. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Алфавит. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Решение задач. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Составление схем слов и предложений. | наблюдение | |
апрель | практическое занятие | 1 | Планета Земля. С чего все началось? | наблюдение |
практическое занятие | 1 | Решение конструктивных задач. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Составление предложений по сюжетным картинкам. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Математическая викторина. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Алфавит. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Решение задач. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Алфавит. | наблюдение | |
беседа | 1 | Профессия воспитатель, учитель. Я – ученик. Права и обязанности. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Я читаю по слогам. | наблюдение | |
май | практическое занятие | 1 | Я умею считать. | наблюдение |
практическое занятие | 1 | Составление схем слов и предложений. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Составление схем слов и предложений. | наблюдение | |
беседа | 1 | Планета Земля. С чего все началось? | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Решение конструктивных задач. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Составление предложений по сюжетным картинкам. | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Мониторинг | наблюдение | |
практическое занятие | 1 | Мониторинг | наблюдение |
8.Список литературы
1. Журова Л. Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста//
вопросы психологии. №3-2013.
2. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического
восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников –
М.: 2013.
3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у
дошкольников. – СПб.: Союз, 2004.
4. Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного
усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии. № 4/19.
5. Журова, Воронцова «Обучение дошкольников грамоте», М., 2001.
6. Нефёдова, Узорова «Обучение чтению», 2000.
7. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе - ТЦ Сфера,
2009. 128 с.
8.Колесникова Е.В. Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5 – 6 лет.
9.Колесникова Е. В. От А доЯ: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. - Изд. 3-е, перераб.
- М.: Издательство «Ювента», 2008. -64 с:
12. Гомзяк О.С «Говорим правильно» «Изд.дом «Гном и Д», 2019. Альбомы № 1. 2, 3.
Список научной литературы, расширяющей кругозор педагога
1. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб.: Акцидент,
2015.-64 с.
2. Швачкин Н.Х. Фонематическое развитие детской речи. – М.: Просвещение, 2011.
3. Гомзяк О.С «Говорим правильно» «Изд.дом «Гном и Д», 2019
4. Гомзяк О.С. «Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи».
5. Богатая О.Ф. «ЧИТАЛОЧКА» (методическое пособие по закреплению произносительных
навыков и чтения у детей с нарушениями речи), 2013
Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1.Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе
Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
7. Самое лучшее в школьной жизни - это каникулы.
8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
9. Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
10. Если было бы можно, я бы еще в прошлом году пошел в школу.
Оценка результатов:
Высокий уровень - если ребенок поставил не менее 8 плюсов
Средний уровень - от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное.
Низкий уровень- от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не стремится к обучению.
2.Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций
Краткое исследование развития речевого слуха
Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка-миска, миска-миска.
Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги:
ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ.
Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь:
ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.
А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь (порядок слов несколько раз изменяется):
ДОМ-ТОМ-КОМ
БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.
Оценка результатов:
высокий уровень- ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками.
Средний уровень- ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно.
Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.
3.Тест на уровень развития познавательной деятельности
Тест словаря
Вам предлагается 5 наборов слов. Выберите 1 из них (или постепенно в разные дни работайте с каждым набором) и задайте ребенку инструкцию:
Представь, что ты встретился с иностранцем, он плохо понимает по-русски. Он просит тебя объяснить, что означают эти слова. Как ты ответишь? Далее поочередно предлагайте слова из выбранного вами набора.
Наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.
3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.
5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.
При затруднении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить жестом.
Оценка результатов: за каждое правильно объясненное слово максимально возможно поставить 2 балла ( за определение, близкое к научному).
1 балл- понимает значение слова, но словесно его выразить не может.
1,5 балла- может описать предмет словесно.
0 баллов- отсутствует понимание слова.
Для шестилеток низкий уровень- 0 – 6,5 баллов
Средний уровень- 7-12 баллов
Высокий уровень- 12,5- 20 бал
4.Тест «Кругозор»
оценка уровня развития познавательной деятельности
Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.
1. Назови свое имя, фамилию, отчество.
2. Назови фамилию, отчество родителей.
3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?
4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?
5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?
6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)
7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?
8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
9. Кем работают твои родители?
10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)
11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон (врач, учитель?)
15. Зачем в школе нужен звонок, парта?
16. Ты сам хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких птиц ты знаешь?
20. Кто больше, корова или коза?
21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?
СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ – 6,7, 10,11, 12,14, 18,19
СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22
ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16.
ОЦЕНКА:
Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.
Отдельно оцениваются следующие вопросы:
• 5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)
• 8 вопрос – полный домашний адрес – 3 балла
• 15 вопрос – правильное применение школьной атрибутики – 1 балл
• 16 вопрос – положительный ответ – 1 балл
• 17 вопрос – правильный ответ – 3 балла
• 22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла
Оценка результатов:
Высокий уровень – 24-29 баллов
Средний уровень – 20-23,5 балла
Низкий уровень – от 19,5 и ниже
5.Тест «Нарисуй человека»
Попросите ребёнка нарисовать человека: «Возьми лист бумаги и нарисуй человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя».
В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней.
Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.
6.Тест «Повтори»
Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: «Ей дан чай».
Инструкция может быть следующая: «Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же».
Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза.
А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.
7.Тест «Круг»
Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.
Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки.
Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца.
Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.
Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет желания – не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Развивайка"
Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Развивайка"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Мир оригами» для детей подготовительной группы
Конструирование из бумаги...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЧИТАЙКА» Направленность программы: социально-гуманитарная
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЧИТАЙКА» Направленность программы: социально-гуманитарная
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Всезнайка» (стартовый уровень)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности«Всезнайка» (стартовый уровень)ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».
Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...