ДОП "Умелые пальчики" 2021-2022г
методическая разработка (младшая группа)

Замалова Эльвира Наилевна

дополнительная образовательная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_palchiki_zamalova_e.n.docx74.17 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Когалыма

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Колокольчик»

        ПРИНЯТО                                                       УТВЕРЖДЕНО

решением Педагогического совета             приказом МАДОУ «Колокольчик»                            

МАДОУ «Колокольчик»

протокол  от  «   » августа  2021г.  №          от «   » августа 2021г. №                                                                      

Дополнительная общеразвивающая программа

«Умелые пальчики»

направленность: художественно - эстетическое

Уровень: базовый

Возраст обучающихся: 3-4 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Замалова Эльвира Наилевна

Воспитатель

г. Когалым,2021 год

Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка ……………………………………………………………….

3

1.2.Цель и задачи программы ………………………………………………...................

5

1.3. Основные направления работы для развития мелкой моторики рук ……………..   

5

1.4. Этапы реализации программы………………………………………………………..

6

1.5. Форма организации детей …………………………………………………………….

1.6. Возрастные особенности детей……………………………………………………….. 

7

8

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Условия реализации программы  ……………………………………………………….

9

2.2. Описание планируемых результатов …………………………………………………..

10

2.3. Перспективное планирование по развитию мелкой моторики детей 3-4 лет

10

2.4 Взаимодействие с семьями воспитанников …………………………………………….

2.5. Перспективное планирование работы с родителями………………………………….

14

15

III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебно-методическое обеспечение

3.2. Организация развивающей предметно – пространственной среды ………………….

16

17

3.3.Диагностика……………………………………………………………………………….

Заключение ...............................................................................................................................

18

21

Список литературы …………………………………………………………………………

22

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1.  Пояснительная записка

Нормативно-правовые основания разработки Программы

         Дополнительная общеразвивающая программа разработаны на основе и в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ);

- приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам;  

       -   приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 31014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП – образовательным программам дошкольного образования»;

       - Концепция развития дополнительного образования, утверждённая распоряжением правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 № 1726- р;

-  СанПиН 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

        -  письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

        - Программа разработана на основе основной образовательной программы МАДОУ «Колокольчик».

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку  исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.

Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу.

Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Здоровье», «Безопасность», «Социализация»,  «Труд», «Познание», «Коммуникация»,  «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», что прослеживается в содержании занятий и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Направленность программы "Умелые пальчики"

- по содержанию является художественно-эстетической;

- по функциональному предназначению – прикладной;

- по форме организации – групповой;

- по времени реализации – годичной.

Программа разработана на основе программ:

     - И.А. Лыкова «Художественный труд в детском саду»

     - Н.Б. Халезова «Декоративная лепка в  детском саду»

     - Г.И. Перевертень «Мозаика из круп и семян»

     - М.И. Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей»

     - И.М. Конышева «Творим, размышляем, растем»

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям  интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия и игры направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально - волевой сферы и мелкой моторики.

Актуальность программы обусловлена тем, что речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. К числу наиболее актуальных проблем относится развитие всесторонне развитой личности. Программа рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Программа направлена на:

- создание условий для развития ребенка;

- развитие мотивации к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- создание условий для творческой самореализации личности ребенка

- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья;

- взаимодействие педагога с семьей.

Новизной и отличительной особенностью программы является то, что автор дополнил, расширил и разнообразил:

- способы развития у детей творческого и исследовательского характеров,

- некоторых физических закономерностей и свойств различных материалов,

- овладение разнообразными способами практических действий.

Эмоционально-образное познание мира ребенком в рамках программы выстроено по поступательной системе действий: видим (изображение), слышим (слово, звук), чувствуем, представляем, действуем – творим.

Педагогическая целесообразность предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трех видов художественной деятельности:

- изобразительной (рисование красками, лепка);

- декоративной (украшение – аппликация, работа в разных материалах);

-конструктивной (постройка – бумажная пластика, объемное и плоскостное конструирование из природных материалов, бумаги).

Эмоционально-познавательные и творческие задачи будут решаться вместе с освоением способов деятельности, развитием координации движений руки и особенно мелкой моторики. Но умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш или ручку, самостоятельно шнуровать ботинки, мастерить поделки и подарки для своих близких. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);

- формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия);

- методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов выставок);

- средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов, материалов в расчете на группу детей).

  1. Цель и задачи программы

Цель программы: развитие мелкой моторики и движений пальцев рук, двигательных и познавательных способностей детей.

Задачи программы:

Обучающие:

1.Учить детей владеть графическими навыками: а) раскрашивание рисунка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо; б) обводить контуры предмета через кальку; в) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.

2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).

3.Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.

4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.

Развивиющие:

1.Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3.Развивать творческую активность, пространственное мышление,

фантазию.

4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе

предметно-практических действий.

Воспитывающие:

1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

1.3.Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.

         - Массаж кистей рук.

         - Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

         - Массаж кистей рук (еловыми  и сосновыми шишками, массажными мячами).  

         - Рисование,  лепка, конструирование из бумаги в технике оригами, аппликация.

         - Рисование через кальку.

         - Раскрашивание рисунка.

         - Игры и действия с мелкими предметами.

         - Узнавать предметы на ощупь.

         - Работа с крупой, фасолью, горохом.

         - Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.

         - Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.

Программа предусматривает работу по четырем разделам:

1.Раздел «Пальчиковая гимнастика».

2.Раздел «Умелые руки».

3.Раздел «Графика».

4.Раздел «Волшебные игры».

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж

которых, положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

В разделе «Умелые руки» дети знакомятся с техникой рисования, лепки, конструирования, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации.

В разделе «Графика»  дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш и кисть.

В разделе «Волшебные игры»  дети совершенствуют двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

1.4.Этапы реализации программы

Этапы реализации программы:

- Информационно-аналитический этап (разработка перспективного планирования, создание материальной базы, работа с родителями, диагностика детей) - сентябрь 2021г.

- Организационно-исполнительный этап (реализация перспективного плана) – октябрь – май 2021-2022 уч.г.

- Контрольно – диагностический этап (проведение итоговой диагностики уровня развития художественно-творческих способностей детей).

Результатом работы по данной программе должно стать:

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

3. Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в

художественной деятельности.

5.Овладение нормами этики поведения.

1.5.Форма организации детей

Дополнительная образовательная программа «Умелые пальчики» рассчитана на 1 учебный год обучения. Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста 3-4 лет. Численный состав группы не должен превышать 10-12  человек. Занятия по данной программе должны проводятся в игровой форме. Продолжительность одного занятия или игры  не должна превышать 15- 20 мин, во вторую половину дня. 

Каждое занятие состоит из 3 частей:

Вводная часть – 3 минуты.

Основная часть – 15 минут.

Заключительная часть – 2 минут.

Форма организации детей – групповая, индивидуальная.

Непосредственно - образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю, 8 раз в месяц, 62 занятия в год.

Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).

Вводная часть

Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.

Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.

Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.

Педагог должен следить за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, четкие указания.

Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа,  который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.

Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.

Основная часть

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.

Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с массажным мячом, еловыми или сосновыми шишками а также следующие упражнения:

- шнуровка;

- прищепки; липучки; крышки; пуговицы;

- обведение рисунка по контуру, копирование;

- аппликация с использованием не традиционных методов, таких как –  скомканная бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет.

- лепка из пластилина, солёного теста, глины;

- рисование пальчиками, ватными палочками, листьями и т.д.

Заключительная часть

Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.

Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.

1.6. Возрастные особенности детей

Художественно-эстетическое развитие ребенка начинается с момента его рождения. К трем годам ребенок проходит огромный путь развития. Он овладел многими движениями, которые требуют более тонких и дифференцированных движений, например манипулирование с карандашом, глиной. Ребенок небезразлично относится к окружающей обстановке, к своему внешнему виду. Он предпочитает яркие, красивые игрушки, посуду, картинки, начинает ориентироваться во многих словах, которые помогают ему в его практической деятельности.

Художественно-эстетическое развитие предусматривает решение следующих целей и задач:

-формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественнотворческой деятельности.

- развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.

- развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Рисование и лепка – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят детям много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.

Постепенно ребенок  учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.

Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.

Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.

В лепке применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения.
Занятия по лепке носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки.

Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.

Большое значение в процессе обучения имеют правильно подобранный материал и оборудование. Современные технологии позволили усовершенствовать используемый пластичный материал – пластилин стал более мягким и эластичным, приобрёл чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Условия реализации программы

Программа реализуется в условиях МАДОУ «Колокольчик» в младшей группе «Пчелка»

Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в группе и использование на занятиях специального оборудования:

- разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, гороха, фасоли и др.);

- наборов счетных палочек;

- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;

- массажных мячей;

- прищепок бельевых разных цветов;

- трафаретов по лексическим темам;

- природного материала для самомассажа (сосновые и  еловые  шишки);

- «сухих бассейнов» — емкостей, наполненных горохом или фасолью, — для самомассажа кистей.

В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время:

- различные виды мозаики, конструкторов;

- пазлы;

- игрушки-шнуровки;

- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;

- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, липучки.

2.2.Описание планируемых результатов

К концу курса дети должны знать:

          - приемы самомассажа рук;

          - названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп;

Уметь:

- соизмерять, подчинять движения контролю взора;

- владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);

- выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).

- пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;

- изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, соленого теста, глины;

- работать с трафаретами;

- застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

- завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

-выполнять аппликации из различных материалов  (бумага, природные материалы и т.д.);

- применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;

- выполнять шнуровку.

2.3.Перспективное планирование по развитию мелкой моторики детей 3-4 лет

Тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Осенние странички

(октябрь)

1.1

Раскраска изображения «Ветка рябины».

1

0.25

0.75

1.2

«Грибы на лесной полянке». Лепка из соленого теста.

1

0.15

0.85

1.3

Осенние деревья. Ниткография.

 

1

0.15

0.85

1.4

«Фрукты». Аппликация.

1

0.15

0.85

1.5

«Яблоко сладкое, красное» . Игра с горохом «Выложи яблоко» .

1

0.15

0.85

1.6

«Ежик». Обведение изображения  через кальку.

1

0.15

0.85

1.7

«Листопад» (коллективная работа).

1

0.15

0.85

1.8

«Овощи». Игра с перловкой «Выложи помидор».

1

0.15

0.85

Диагностика

Итого по разделу:

8

Раздел 2. Наши игрушки

(ноябрь)

2.1

«Моя любимая игрушка». Игра с горохом или бобами «Выложи игрушку».

1

0.15

0.85

2.2

«Зайка». Лепка из глины.

1

0.15

0.85

2.3

 «Медвежонок». Игра с грецким орехом.

1

0.15

0.85

2.4

«Наряды для кукол». Аппликация.

1

0.15

0.85

2.5

«Кукла Неваляшка». Обведение изображения через кальку.

1

0.15

0.85

2.6

Раскраска изображения «Юла». (Штриховка). 

1

0.15

0.85

2.7

«Волшебный цветочек». Лепка.

1

0.15

0.85

2.8

«Матрёшка». Игры с пуговицами.

1

0.15

0.85

Итого по разделу:

8

Раздел 3. Волшебница зима (декабрь)

3.1

«Красивые снежинки». Оригами

1

0.15

0.85

3.2

«Снеговик». Аппликация

1

0.15

0.85

3.3

«Дерево зимой» Рисование с использованием свечи

1

0.15

0.85

3.4

«Снегурочка». Лепка

1

0.15

0.85

3.5

«Дед Мороз». Рисование

1

0.15

0.85

3.6

«Зима». Рисование мукой

1

0.15

0.85

3.7

«Снежные сугробы». Работа с ватой

1

0.15

0.85

3.8

«Ёлочка красавица» Работа с пуговицами

1

0.15

0.85

Итого по разделу:

8

Раздел 4. Новогодняя сказка (январь)

4.1

«Новогодние игрушки» (коллективная работа)

1

0.15

0.85

4.2

«Зимний лес». Работа с ватой

1

0.15

0.85

4.3

«Зайка зимой». Лепка

1

0.15

0.85

4.4

«Снегопад». Рисование ватными палочками

1

0.15

0.85

4.5

«Вьюга». Рисование манкой

1

0.15

0.85

4.6

«Домик для снегурочки». Оригами

1

0.15

0.85

Итого по разделу:

6

Раздел 5. Животные Севера (февраль)

5.1

«Белые медведи». Работа с ватой

1

0.15

0.85

5.2

«Северный олень». Работа с манкой

1

0.15

0.85

5.3

«Лиса». Лепка из соленого теста

1

0.15

0.85

5.4

«Волк». Аппликация

1

0.15

0.85

5.5

«Полярный заяц». Шнуровка

1

0.15

0.85

5.6

«Тюлень». Раскраска изображения

1

0.15

0.85

5.7

«Морж».Обведение изображения через гальку

1

0.15

0.85

5.8

«Песец». Рисование мукой

1

0.15

0.85

Итого по разделу:

8

Раздел 6.  Весеннее настроение (март)

6.1

«Весеннее солнышко» Рисование

1

0.15

0.85

6.2

«Красивые бусы для мамы». Работа с пуговицами

1

0.15

0.85

6.3

«Весна – красна». (Коллективная работа)

1

0.15

0.85

6.4

«Сосульки». Аппликация

1

0.15

0.85

6.5

«Скворечник». Оригами

1

0.15

0.85

6.6

«Весенние цветы». Игра с фасолью

1

0.15

0.85

6.7

«Грач». Раскраска изображения

1

0.15

0.85

6.8

«Ваза с цветами». Лепка из глины

1

0.15

0.85

Итого по разделу:

8

Раздел 7. Пернатые друзья

(апрель)

7.1

«Птица» Игра с фасолью «Выложи птицу».

1

0.15

0.85

7.2

«Птички на кормушке» (коллективная работа)

1

0.15

0.85

7.3

«Жар птица» Лепка из глины

1

0.15

0.85

7.4

«Голубь» Оригами

1

0.15

0.85

7.5

«Синички-невелички» аппликация

1

0.15

0.85

7.6

«Сорока -белобока» Игра с перловкой «Выложи птицу».

1

0.15

0.85

7.7

«Воробей» Нарисовать в муке птицу

1

0.15

0.85

7.8

Раскрась изображение «Снегирь»

1

0.15

0.85

Итого по разделу:

8

Раздел 8. Красивые цветы

(май)

8.1

«Подснежники». Аппликация

1

0.15

0.85

8.2

«Нарцисс». Рисование мукой

1

0.15

0.85

8.3

«Ромашка». Игра с пуговицами.

1

0.15

0.85

8.4

«Ландыши». Лепка

1

0.15

0.85

8.5

«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик». Рисование

1

0.15

0.85

8.6

«Цветик-семицветик». Оригами

1

0.15

0.85

8.7

«Бабочки над лугом». (Коллективная работа)

1

0.15

0.85

8.8

«Хлорофитум».Рисование ватными палочками

1

0.15

0.85

Диагностика

Итого по разделу:

8

Всего:

62

Календарный учебный график

Раздел

Наименование контрольных процедур

Сроки

Количество занятий

Осенние странички

Октябрь

8

Диагностика

Наши игрушки

Ноябрь

8

Педагогическое наблюдение, результаты продуктивной деятельности

Волшебница зима

Декабрь

8

Новогодняя сказка

Январь

6

Животные Севера

Февраль

8

Весеннее настроение

Март

8

Пернатые друзья

Апрель

8

Красивые цветы

Май

8

Диагностика

Итого:

62

2.4. Взаимодействие с семьёй

Добиться эффективного результата в развитии ребенка, возникновения у него потребностей в получении знаний можно только в тесном сотрудничестве с семьей.

Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы. Родителей нужно привлекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений.

Детский сад осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей и активизирует их действия по воспитанию и развитию ребенка.

Формы совместной работы детского сада и семьи:

- доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях;

- выставки наглядных пособий с описанием их использования;

- выставки детских работ и фотографий;

- открытые занятия;

- групповые и индивидуальные консультации, практикумы, беседы;

- информационные стенды, папки-раскладушки, уголки для родителей;

и др.

Содержание информационных стендов для родителей:

- возрастные особенности детей;

- что должен уже знать и уметь ребенок;

- чему ребенок учится сейчас на занятиях;

-  основные методы и приемы развития детей данного возраста;

- описание игр в семейном кругу;

- список  рекомендуемой литературы  по  развитию детей;

и др.

С семьями проводится как общая, так и индивидуальная работа. Родители нуждаются в пополнении педагогических знаний, в знакомстве с современными подходами к развитию детей, в рекомендациях к использованию литературы.

Наиболее распространенная форма индивидуальной работы с семьей — беседы. Их можно проводить, когда родители приводят и забирают детей из сада, а также во время посещения семьи ребенка воспитателем. Эта форма работы требует от педагога большого умения, такта, компетентности. Чтобы вызвать у родителей доверие и желание прислушаться к советам и предложениям воспитателя, беседу следует начинать с констатации успехов ребенка. При этом высказывания педагога должны быть аргументированными, доказательными, а лучше наглядными.

Повышению педагогической культуры родителей способствуют родительские собрания, конференции, специальные семинары, на которых выступают не только педагоги, но и сами родители. Темы выступлений подбирают заранее и раскрывают какую-нибудь актуальную проблему. К конференции хорошо приурочить выставку детских работ, специальной литературы, пособий и др.

2.5. Перспективное планирование работы с родителями

№ п/п

Организационная форма

Цель

Темы

1.

Конференции

Познакомить родителей с целями и задачами ,содержанием работы кружка «Умелые ручки»

«Знакомство родителей с работой кружка «Умелые ручки»

2.

Тематические консультации

Создать условия для развития творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

«Развиваем мелкую моторику рук»

«Умелые руки – польза ля ума»

«Как умелые ручки язычку помогали»

3.

Семинары -практикумы

Взаимное общение педагогов и родителей, расширение кругозора родителей.

«Нарисованный мир»

«Творите своими руками»

«Истоки рукоделия»

4.

Памятки и рекомендации

Поддерживать  инициативу, активность  и самостоятельность детей  в творческих способностях детей.

«Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях»

«Использование нетрадиционных техник в процессе ручного труда»

5.

НОД с присутствием родителей

Познакомить с техникой плоскостное торцевание, научить создавать композиции в данной технике.

Познакомить с видами нетрадиционного рисования: «граттаж».

Создание поделки «Елочка» из гофрированной бумаги в технике торцевание.

Нетрадиционное рисование «Волшебница- зима».

III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Учебно-методическое обеспечение

Материалы:

-различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся);

- пластилин, глина, соленое тесто;

- природные материалы;

- вторичное сырье;

- калька;

- клей ПВА;

- шнурки; пуговицы, молнии, крючки, липучки.

Оборудование:

- баночки для воды;

- крупа мелкая и крупная;

- счетные палочки;

- бусы;

- ленты;

- шнурки;

- строительный материал;

- шаблоны;

- салфетки;

- образцы готовых изделий;

-массажные мячи, еловые и сосновые шишки.

Инструменты:

- линейка;

- стеки;

- кисточки;

- карандаши, фломастеры, краски;

- трафареты.

Наглядные пособия:

- иллюстрации;

- игрушки;

- мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);

- конструктор («Лего», строительный);

- набор геометрических фигур, тел;

- коллекции бумаги, картона, ткани;

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Одним из важных условий освоения содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей дошкольного возраста является создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.

Главным образом, развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
- содержательно-насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически-привлекательной.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Принципы оформления групповых помещений:

           - Чистота помещения;

- Педагогическая целесообразность (работы должны быть размещены на том уровне, для кого они предназначаются, для чего оформлены эти работы и какой педагогический эффект мы хотим получить).

- Содержание оформленных работ должно быть связано с развитием эстетического восприятия ребёнка и развитием его личности.

Педагогические требования, предъявляемые к эстетике:

- Соответствие программ, по которым осуществляется воспитание ребёнка;

- Соответствие возрастным возможностям восприятия ребёнка;

- Способность развитию ребёнка;

Эстетические требования:

- Решение группы по цвету (насколько осуществлён целостный образ помещения, насколько гармоничен   -  размещение мебели композиционно);

- Единство материала (синтетика, дерево)

- Единство стиля (классический, народный, смешанный – насколько оправдан);

3.3. Диагностика

Цель обследования — проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц рук, выявление ведущей руки, обследование мелкой моторики.

Диагностический инструментарий: Обследование мелкой моторики рук.

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый

ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев).

Проверку можно провести как экспресс-исследование в форме игры «Замри».

«Замри».

Педагог предлагает ребенку поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри!». Ребенок выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. По истечении 2 мин педагог дает команду «Отомри!».

Проверку можно проводить с группой, подгруппой детей и индивидуально.

Упражнения проводятся без наглядности (картинок). Воспитатель дает

словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения.

Каждое упражнение выполняется 3 раза. При этом сначала идет

инструкция педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет

упражнение под счет в следующем порядке:

1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых

(около 5 с);

2-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых;

3-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15).

«Кольцо». Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх . Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15.

«Коза». Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15.

«Заяц». Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Обрывание листа бумаги. Обрывание листа бумаги показывает

содружество обеих рук в работе. Педагог раздает листы бумаги, показывает

квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее воспитатель просит

детей сделать такой же квадрат (по форме) способом обрывания.

ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

Узнавание предмета и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества.

Оборудование: ложки (деревянная, металлическая, пластмассовая); линейки

(деревянная, металлическая, пластмассовая) и т.д..

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там

предметы и вытащи деревянную ложку (ложку, сделанную из дерева)».

Узнавание формы и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу геометрические фигуры разной формы и определенного качества.

Оборудование : треугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый картонный); прямоугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый, картонный).

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и вытащи пластмассовый треугольник.

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

Вдевание шнурка в дырочку бус. Педагог предлагает ребенку шнурок и фигуру с дырочками.

         Упражнение «Ладонь — ребро — кулак». Ребенок сидит за столом, его

Рука или руки расположены на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. Темп приблизительно следующий: на каждое упражнение дается 1 с, на три упражнения — 3 с. ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

«Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом.

Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику. Ты поедешь вот так (на рисунке – образце воспитатель показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.

 Обведи рисунок по линиям. Ребенку предлагается обвести карандашом рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Все полученные данные заносятся в таблицу.

Условные обозначения:

- если ребенок справился с заданием — 1 балл;

- если ребенок справился с заданием частично — 0,5 балла;

- если ребенок не справился с заданием — 0 баллов.

В последней графе выставляется группа (высокий, средний, низкий уровень), который показывает степень развития мелкой моторики руки ребенка с нарушением зрения на момент обследования.

Характеристика уровней:

Высокий уровень -  относятся дети, набравшие в процессе обследования 14—12 баллов. У этих детей мелкая моторики развита хорошо.

Средний уровень - относятся дети, набравшие 11 - 8 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Для достижения положительного результата в наследующей работе необходим тесный контакт педагогов с родителями.

Низкий уровень - относятся дети, набравшие 7 баллов и менее. У этих детей мелкая моторика развита плохо.

Условные обозначения:

«+» - правильное выполнение задания

«+/- » - задание выполнено неверно;

«-» - неустойчивое выполнение задания.

Диагностическая карта развития мелкой моторики.

 

Ф.И.О.                  ребенка

.

Работа с бумагой

Тактильные ощущения

Координация движений

Координация движений

Графические навыки

Динамические упражнения

Статистические упражнение

Узнавание качества предмета

Узнавание формы предмета

Ладонь-ребро-кулак

Тест «Едем по дорожке»

Тест « Обведи по линиям»

Вдевание шнура в дырочки

Баллы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Художественно-творческое развитие Детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей.  Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает воспитанников от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.

Нетрадиционные техники художественно - эстетической деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.  

Нетрадиционные техники  помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.

Список литературы

1. Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги.

2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 1996. 207 с.

3. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.

4. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.

5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991. 93 с.

6. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

7. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.

8. Гусакова М.А. Аппликация. – М.: “Просвещение”, 1987. 45 с.

9. Дегтярева Т. Умные поделки. – М.: “Лист”, 1999. 133 с.

10. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.

11. Лазаренко О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений 2012;Айрис-Пресс.

12. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.

13. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 190 с.

14. Новикова Л. В «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»;http://dohcolonoc.ru

15. Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: “Просвещение”, 1990. 94 с.

16. Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: “АСТ – ПРЕСС”, 1998.128 с.

17. Рымчук Н. «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008

18. Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.

19. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.

20. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 1999.40 с.

21. Журнал «Дошкольное воспитание» архив номеров 2007г.

22. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2002.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект" Умелые пальчики".

В проекте отражается система работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста через пальчиковые игры:анализ внешней и внутренней среды, актуальность проблемы, цели и задачи проекта, схема из...

Кружок "Умелые пальчики"

Мой кружок создан для достижения таких целей как : развитие мелкой моторики, развитие памяти, развитие речи, обогощение словаря, обучение детей сочетать движения с текстом, развитие творческих способн...

работа по развитию мелкой моторики "Мои умелые пальчики"

Итоговая работа по теме самообразование: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста". В конспекте размещены упражнения способствующие развитию мелкой моторики такие как - пальчиковые гимна...

План работы кружка "Умелые пальчики"

                                         План работы кружка «Умелые пальчики»...

"Умелые пальчики" программа дополнительного образования.

по направлению: «Познавательно-речевое развитие»Образовательная область «Коммуникация» для детей 4-5лет (средняя группа). Развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию ре...

Информационно-практический проект для детей и родителей I младшей группы «Наши умелые пальчики»

Цель проекта: развивать мелкую моторику пальцев рук воспитанников.Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.Тип проекта:  информационно-практически...