Тема. «Птицы нашего края»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: расширение знаний и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях птиц нашего края, знакомство с литературными произведениями о птицах, развитие речи детей, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, воспитание бережного отношения к родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.21 МБ |
![]() | 64 КБ |
![]() | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Благодарю за внимание
Предварительный просмотр:
Тема. «Птицы нашего края»
Цель: расширение знаний и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях птиц нашего края, знакомство с литературными произведениями о птицах, развитие речи детей, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, воспитание бережного отношения к родной природе.
Задачи:
- закрепить и уточнить представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях птиц Новосибирского района;
- развивать мышление детей на материале описательных загадок, на основе упражнений в классификации; формировать умения составлять описательный рассказ с соблюдением композиции: начало – середина – конец;
- воспитывать эмоциональную адекватность поведения, гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам.
Возраст детей 4-5 лет
Вид занятия: комбинированное
Условия проведения, оборудование:
- презентация о птицах,
- картинки с изображением птиц, цветов, ягод, овощей, диких животных, раскраска о птицах.
Ход занятия
- Организационный момент
- Эмоциональный настрой
Раз, два, три, четыре, пять.
Прозвенел звонок опять.
Перемена пролетела,
Снова нам пора за дело!
Начинаем мы урок,
Где получим знанья впрок.
- Упражнение в составлении словосочетаний «Подбери слово»
В зимнем… (лесу);
на пушистом… (снегу);
стоял сильный… (мороз);
снежная… (зима);
голодная… (пора);
зимующие… (птицы);
весёлый… (дятел, снегирь…) и т.д.
- Введение в тему (Презентация)
- Беседа о зиме и Новосибирской области. СЛАЙД 2
- Какое сейчас время года?
- Назовите признаки зимы.
- Какой день зимой?
- Какая ночь?
- Что можно сказать о снеге? Какой он?
- Что можно сказать о зиме? Какая она? (холодная, лютая, снежная, сибирская)
- Как называется поселок в котором мы живем? (Краснообск)
Поселок Краснообск находится в Новосибирском районе, Новосибирской области.
- Упражнение в классификации
- У меня перепутались картинки (картинки с изображением птиц, цветов, ягод, овощей, диких животных и т.д.). Я прочитаю стихи и загадки, а вы должны будете отобрать те предметы, о которых в них говорится.
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орёл, а всё же птица. (Воробей.) СЛАЙД 3
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.) СЛАЙД 4
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.) СЛАЙД 5
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
Дятел в двери стук-стук-стук.
Открывай, жена, крючок –
В клюве вкусный червячок. ( Дятел.) СЛАЙД 6
Кукушка кукует:
- Ку-ку! Ку-ку!
Я песню сложила свою на лету.
И песенка эта простая: «Ку-ку»
Качается тихо в лесу на суку. (Кукушка.) СЛАЙД 7
- Кто и что у нас здесь остались? (Ягоды, рыбы, фрукты, овощи.)
- Кого мы отобрали? (Птиц)
Правильно мы отобрали птиц Новосибирского района, поселка Краснообска, еще можно сказать птиц нашего края. Вспомним какие птицы живут рядом с нами (снегирь, дятел, воробей, синица, кукушка)
- Пальцевая гимнастика «Птичка»
Пальчики – головка, Крылышки – ладошки. Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими. |
- Беседа о птицах
- Почему воробья, синицу, снегиря, дятла, называют птицами?
- Какие это птицы? (Зимующие.) Почему их так называют?
- А каких ещё зимующих птиц вы знаете? СЛАЙДЫ 8-12 (Ворона, сорока, голубь, галка, клест.)
- Что есть общего у всех птиц? (Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.)
- Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.)
- Актуализация опорных знаний и представлений
- Вводная беседа «Кто знает снегиря?»
- Выбери из ряда картинок с изображением птиц ту, о которой я говорю: «Зимующая птица; небольшая по размеру; красная грудка, пузатенькая. Появляется со снегом, и зовут её…(снегирь). СЛАЙД 13
Зимой на ветке яблоки!
Скорей их собери!
Но вдруг вспорхнули яблоки –
Ведь это…(снегири).
- Анализ птицы: форма тела, голова, туловище, хвост, клюв, глаза, лапы, оперенье.
- Физминутка
Птички прыгают, летают, (Дети прыгают, «летают»)
Птички прыгают, поют, («Поют»)
Птички крошки собирают. («Собирают»)
Зёрнышки клюют. («Клюют»)
Пёрышки почистили. («Чистят»)
Клювики почистили,
Дальше полетели («Улетают»)
И на место сели. (Садятся)
- Изучение нового материала
- Рассказ педагога о снегире
С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они и зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом.
Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «тёплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета.
Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнёзда, выведут и выкормят птенцов. Поздней осенью, в начале зимы снова раздаётся их низкий звонкий посвист: жю-жю-жю.
- Аудиозапись – пение снегиря (Приложение 1)
- Закрепление
- Упражнение в точности употребления слов
- Угадай по описанию.
Драчливый, весёлый, удалой, боевой, шустрый и т. д.
Юркая, весёлая, умная.
Ленивый, грустный, малоподвижный.
- Узнай и выбери на ощупь закрытыми глазами. (Отбор шаблона формы снегиря среди шаблонов других птиц: вороны, сороки, синицы.)
- Выбери цвет оперенья снегиря и опиши его. (На основе отбора подходящих цветовых полосок.)
- Составление описательного рассказа «Снегирь»
Форма тела, голова, туловище, хвост, клюв, глаза, лапы, оперенье.
- Беседа о помощи птицам зимой
- Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки.
- А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? (Снегирь любит ясеневые семена.)
- Птиц можно подкормить дынными и арбузными семенами, семечками подсолнуха, пшеном.
- Кто готов помочь зимующим птицам в нашем парке?
Птичка, птичка
Вот тебе водичка.
Вот тебе и крошки
На моей ладошке.
Предполагаемые результаты занятия
- Знают и различают птиц Новосибирского района особенности их внешнего вида и поведения;
- Могут отгадывать описательные загадки про птиц, сформированы умения составлять описательный рассказ с соблюдением композиции: начало – середина – конец;
- воспитывать эмоциональную адекватность поведения, гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам.
- Домашнее задание
- Нарисовать или раскрасить снегиря (Приложение 2)
- Составить описательный рассказ о птице.
Литература
- Борисенко М. Г., Лукина Н. А.Зима, зимние забавы.— СПб.: Паритет, 2005.— 32 с.
- Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.
Предварительный просмотр:
Снегирь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательный проект по теме: «Птицы нашего края»
В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как ни когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детств...

Проект на тему Птицы нашего края
Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто...
Методическая разработка проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Птицы нашего края»
При проведении НОД по теме «Птицы нашего края» решаются следующие задачи: 1. Развивать речевую активность, зрительное восприятие и внимание, тво...

план работы по теме "Птицы нашего края"
план работы по теме "Птицы нашего края" и конспекты занятий...

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Птицы нашего края»
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему «Птицы нашего края»Содержание проектаАктуальность реализации проекта:В современных условиях проблема экологического воспитания дошкол...

Рисование на тему "Птицы нашего края".
Рисование гуашью птички удод воспитанниками гр.№18 по теме "Птицы нашего края"....