Тема. «Птицы нашего края»
план-конспект занятия (старшая группа)

Василевская Ирина Михайловна

Цель: расширение  знаний и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях птиц нашего края, знакомство с литературными произведениями о птицах, развитие речи детей, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, воспитание бережного отношения к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prizentatsiya.ppt2.21 МБ
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc64 КБ
Microsoft Office document icon raskraska.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Птицы Новосибирской области.

Слайд 16

Благодарю за внимание



Предварительный просмотр:

Тема. «Птицы нашего края»

Цель: расширение  знаний и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях птиц нашего края, знакомство с литературными произведениями о птицах, развитие речи детей, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, воспитание бережного отношения к родной природе. 

Задачи:

  • закрепить и уточнить представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях птиц Новосибирского района;
  • развивать мышление детей на материале описательных загадок, на основе упражнений в классификации; формировать умения составлять описательный рассказ с соблюдением композиции: начало – середина – конец;
  • воспитывать эмоциональную адекватность поведения, гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам.

Возраст детей 4-5 лет

Вид занятия: комбинированное

Условия проведения, оборудование:

- презентация о птицах,

- картинки с изображением птиц, цветов, ягод, овощей, диких животных, раскраска о птицах.

Ход занятия

  1. Организационный момент
  1. Эмоциональный настрой

Раз, два, три, четыре, пять.
Прозвенел звонок опять.
Перемена пролетела,
Снова нам пора за дело!
Начинаем мы урок,
Где получим знанья впрок.

  1. Упражнение в составлении словосочетаний «Подбери слово»

В зимнем… (лесу);

на пушистом… (снегу);

стоял сильный… (мороз);

снежная… (зима);

голодная… (пора);

зимующие… (птицы);

весёлый… (дятел, снегирь…) и т.д.

  1. Введение в тему (Презентация)
  1. Беседа о зиме и Новосибирской области. СЛАЙД 2
  • Какое сейчас время года?
  • Назовите признаки зимы.
  • Какой день зимой?
  • Какая ночь?
  • Что можно сказать о снеге? Какой он?
  • Что можно сказать о зиме? Какая она? (холодная, лютая, снежная, сибирская)
  • Как называется поселок в котором мы живем? (Краснообск)

Поселок Краснообск находится в Новосибирском районе, Новосибирской области.

  1. Упражнение в классификации
  • У меня перепутались картинки (картинки с изображением птиц, цветов, ягод, овощей, диких животных и т.д.). Я прочитаю стихи и загадки, а вы должны будете отобрать те предметы, о которых в них говорится.

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится.

Не орёл, а всё же птица. (Воробей.) СЛАЙД 3

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица.) СЛАЙД 4

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.) СЛАЙД 5

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!                          

Дятел в двери стук-стук-стук.                    

Открывай, жена, крючок –                          

В клюве вкусный червячок. ( Дятел.) СЛАЙД 6                      

Кукушка кукует:

- Ку-ку! Ку-ку!

Я песню сложила свою на лету.

И песенка эта простая: «Ку-ку»

Качается тихо в лесу на суку. (Кукушка.) СЛАЙД 7

  • Кто и что у нас здесь остались? (Ягоды, рыбы, фрукты, овощи.)
  • Кого мы отобрали? (Птиц)

Правильно мы отобрали птиц Новосибирского района, поселка Краснообска, еще можно сказать птиц нашего края. Вспомним какие птицы живут рядом с нами (снегирь, дятел, воробей, синица, кукушка)

  1. Пальцевая гимнастика «Птичка»

ptica

Пальчики – головка,

Крылышки – ладошки.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.

  1. Беседа о птицах
  • Почему воробья, синицу, снегиря, дятла, называют птицами?
  • Какие это птицы? (Зимующие.) Почему их так называют?
  • А каких ещё зимующих птиц вы знаете? СЛАЙДЫ 8-12 (Ворона, сорока, голубь, галка, клест.)
  • Что есть общего у всех птиц? (Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.)
  •  Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.)
  1. Актуализация опорных знаний и представлений
  1. Вводная беседа «Кто знает снегиря?»
  • Выбери из ряда картинок с изображением птиц ту, о которой я говорю: «Зимующая птица; небольшая по размеру; красная грудка, пузатенькая. Появляется со снегом, и зовут её…(снегирь). СЛАЙД 13

Зимой на ветке яблоки!

Скорей их собери!

Но вдруг вспорхнули яблоки –

Ведь это…(снегири).

  1. Анализ птицы: форма тела, голова, туловище, хвост, клюв, глаза, лапы, оперенье.

  1. Физминутка

Птички прыгают, летают, (Дети прыгают, «летают»)

Птички прыгают, поют, («Поют»)

Птички крошки собирают. («Собирают»)

Зёрнышки клюют. («Клюют»)

Пёрышки почистили. («Чистят»)

Клювики почистили,

Дальше полетели («Улетают»)

И на место сели. (Садятся)

  1. Изучение нового материала
  1. Рассказ педагога о снегире

С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они и зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом.

Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «тёплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета.

Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнёзда, выведут и выкормят птенцов. Поздней осенью, в начале зимы снова раздаётся их низкий звонкий посвист: жю-жю-жю.

  1. Аудиозапись – пение снегиря (Приложение 1)

  1. Закрепление
  1. Упражнение в точности употребления слов
  1. Угадай по описанию.

Драчливый, весёлый, удалой, боевой, шустрый и т. д.

Юркая, весёлая, умная.

Ленивый, грустный, малоподвижный.

  1. Узнай и выбери на ощупь закрытыми глазами. (Отбор шаблона формы снегиря среди шаблонов других птиц: вороны, сороки, синицы.)
  2. Выбери цвет оперенья снегиря и опиши его. (На основе отбора подходящих цветовых полосок.)
  1. Составление описательного рассказа «Снегирь»

Форма тела, голова, туловище, хвост, клюв, глаза, лапы, оперенье.

  1. Беседа о помощи птицам зимой
  • Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки.
  • А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? (Снегирь любит ясеневые семена.)
  • Птиц можно подкормить дынными и арбузными семенами, семечками подсолнуха, пшеном.
  • Кто готов помочь зимующим птицам в нашем парке?

Птичка, птичка

Вот тебе водичка.

Вот тебе и крошки

На моей ладошке.

Предполагаемые результаты занятия

  • Знают и различают птиц Новосибирского района особенности их внешнего вида и поведения;
  • Могут отгадывать  описательные загадки про птиц, сформированы умения составлять описательный рассказ с соблюдением композиции: начало – середина – конец;
  • воспитывать эмоциональную адекватность поведения, гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам.
  1. Домашнее задание
  1. Нарисовать или раскрасить снегиря (Приложение 2)
  2. Составить описательный рассказ о птице.

           

Литература

  1. Борисенко М. Г., Лукина Н. А.Зима, зимние забавы.— СПб.: Паритет, 2005.— 32 с.
  2. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.



Предварительный просмотр:

Снегирь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект по теме: «Птицы нашего края»

В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как ни когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детств...

Проект на тему Птицы нашего края

Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто...

Методическая разработка проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Птицы нашего края»

При проведении НОД по теме  «Птицы нашего края» решаются следующие задачи:          1. Развивать речевую  активность, зрительное восприятие и внимание, тво...

план работы по теме "Птицы нашего края"

план работы по теме "Птицы нашего края" и конспекты занятий...

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Птицы нашего края»

Проект  по экологическому воспитанию в старшей группе на тему «Птицы нашего края»Содержание проектаАктуальность реализации проекта:В современных условиях проблема экологического воспитания дошкол...

Презентация на тему:"Птицы нашего края"

Развитие познавательного интереса....

Рисование на тему "Птицы нашего края".

Рисование гуашью птички удод воспитанниками гр.№18 по теме "Птицы нашего края"....