Конспект НОД "Блокада Ленинграда" для детей средней группы.
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)

Брызгалова Татьяна Александровна

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом города Ленинграда - блокаде;

  • дать представления о тяжелых и героических днях города;
  • воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada_zanyatie.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД "Блокада Ленинграда"

для детей средней группы

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом города Ленинграда - блокаде;

  • дать представления о тяжелых и героических днях города;
  • воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.

Интеграция образовательных областей:

  • «Речевое развитие»,
  • «Познавательное развитие»,
  • «Социально-коммуникативное развитие»

Виды детской деятельности: общение с взрослым, совместные игры со сверстниками, восприятие стихов, рассматривание картинок.

Интегрированные задачи:

Образовательные: Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда. Расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду используя ИКТ. Познакомить с творчеством ленинградских поэтов – блокадников.

Развивающие: Закрепить навыки речевой, продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем. Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: город – герой, монумент, мемориал.

Воспитательные: Воспитывать любовь и гордость, чувство благодарности и уважения к защитникам города. Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда;

2. Прочтение стихов о Блокаде;

3. Беседы с детьми.

Материалы и оборудование: презентации «Блокада Ленинграда», ноутбук, книги и иллюстрации по теме.

Ход занятия:

  1. слайд. Звучит аудио  - запись (сирена воздушной тревоги).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в каких случаях звучит этот сигнал? И что он обозначает?

Дети: Сирена включается в случае какой-то опасности, чтобы привлечь всеобщее внимание.

Воспитатель: Верно, ранним утром 22 июня 1941 года, когда все мирно спали, фашисты напали на нашу страну. Фашисты - это злые и жестокие люди. Они решили, что на всей Земле должен остаться только их народ, который они считали лучшим. А все другие народы должны быть уничтожены.

Послушайте стихотворение:

22 июня.

Все на рассвете мирно спали,

Ночь темная, как- будто тень

И жители земли еще не знали,

Какой рождался страшный день.

Не знали, что в двадцатом веке

Он станет самым черным днем,

От крови покраснеют реки,

Земля опалится огнем!

2 слайд. Началась война, которая принесла много горя и разрушений. Враг был очень силен. Он разрушал города и села, убивал мирных людей. Очень скоро враг оказался рядом с городом Ленинград. Он хотел его завоевать, но город превратился в крепость.

3 слайд. Улицы были перегорожены противотанковыми надолбами, оплетены колючей проволокой.

4 слайд. Окна заклеивали бумагой, чтобы при обстрелах осколки стекла не смогли поранить людей.

5 слайд. Враг окружил Ленинград со всех сторон.

В сентябре 1941года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною 900 дней и 900 ночей. В кольце блокады оказалось много жителей города, дети, женщины, старики.

- Ребята, а вы знаете, что означает слово блокада? (ответы детей)

Давайте мы сейчас построим город из конструктора, встанем вокруг него и возьмемся за руки. Вот так стояли враги вокруг города со своим оружием. Для жителей Ленинграда блокада означала – смерть.

6 слайд. Люди жили в разрушенных от бомбежек домах, без света, тепла и еды.

7 слайд. Трудно было взрослым, но детям еще труднее. Они очень быстро поняли, что происходит: почему нет папы, почему мама часто плачет, почему постоянно хочется есть.

8 слайд. Почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище.

9-10 слайд. Самым вкусным, сладким для них была не конфета, а крошечный кусочек хлеба.

«Я вспоминаю хлеб блокадных дней»

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был - из наших бед,

И что в него тогда только не клали!

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,

С корой. Колючий так, что режет десна.

Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,

На праздник, очень редко - чистый просто.

Но самый сильный голод был, когда

Хлеб мы по два-три дня не получали.

Мы понимали, что война – это беда,

Но каждый день с надеждой хлеба ждали.

Не дни мы голодали, а года.

Хоть раз наесться досыта мечтали.

Кто видел, не забудет никогда,

Как с голоду детишки умирали"

Л. Хямелянина.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот маленький кусочек черного хлеба. Практически это был единственным продуктом питания. Хлеб выдавали по карточкам. Норма 125 грамм.

11 слайд. Блокадная карточка с суровой надписью: «При утере не возобновляется» Она была дороже всего.

Воспитатель: И кроме такого кусочка хлеба еды почти не было. Хлеб на вкус был горьким, потому что его делали из отрубей и клея. Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребенку, чтобы он остался жив.

12 слайд. Конечно, этого не хватало, люди умирали от голода, замерзали на улицах, потому что у них не было сил дойти до дома. Норму хлеба делили на маленькие кусочки.

Воспитатель: Как вы думаете, деткам было страшно?

Дети: Да, конечно!

13 слайд. Воспитатель: Дети постарше продолжали ходить в школы. В школах было очень холодно, уроки были короткие и дети ничего не писали, потому что чернила замерзали.

14 слайд. Чтобы хоть как- то согреться, делали вот такие небольшие железные печки-буржуйки. Вместо дров в них жгли деревянную мебель и книги. Пока печка топится-тепло, закончил топить-опять в комнате холодно, как на улице.

15 слайд. Во время блокады вся страна переживала за ленинградцев. Люди собирали продукты, теплую одежду. Да только возможности все это передать жителям Ленинграда не было-немцы не давали приблизиться к городу. Единственная дорога-узкая полоска воды по Ладожскому озеру, которая постоянно обстреливалась. Лишь только эта дорога связывала блокадный город с большой землей - шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера.

Эта дорога спасла от смерти многих ленинградцев. Поэтому ее назвали Дорогой жизни». По этой дороге смогли эвакуировать часть населения, в первую очередь детей и женщин.

Не жалея себя, шоферы ремонтировали машины и везли зерно в город, умирающим от голода и холода жителям.

16 слайд. И город настигла новая беда-полчища крыс. Крысы нападали на больных и истощенных детей и стариков, когда те спали. Полчища крыс переходили улицы, не давая проехать транспорту, они уничтожали зерно на мельнице, где мололи муку для всего города. Крысы проникли в Эрмитаж (это музей, где хранятся картины великих художников), и начали их уничтожать.

Воспитатель: Ребята, не только люди помогали  Ленинградцам. Догадайтесь, какие животные спасли блокадный город от крыс?

Дети: Кошки?

Воспитатель:17 слайд. Конечно, кошки! В Ленинграде был страшный голод и умерли почти все домашние животные, в том числе и кошки. Крыс травили, давили танками, но их количество только росло. Сразу после прорыва блокады в Ленинград доставили 4 вагона дымчатых кошек из Ярославской области. Кошек везли под усиленной охраной, как очень ценный груз. Половину кошек выпустили на вокзале, остальных отдали жителям. Многим Ленинградцам кошек не хватило. За кошку отдавали самое дорогое-хлеб. Много кошек погибло в борьбе с крысами, нужна была подмога. Тогда по всей Сибири стали собирать лучших крысоловов. Зимой 1944 года милиция Тюмени начала собирать кошек для отправки в Ленинград. Многие тюменцы отдали своих пушистых любимцев, чтобы помочь ленинградцам. За 2 недели жители Тюмени собрали 240 котов и кошек

Воспитатель: Как вы думаете, сибирские кошки справились с крысами?

Дети: Да, конечно!

18 слайд.

Воспитатель: Сибирским кошкам удалось почти полностью очистить Ленинград от крыс. С тех пор кошки пользуются особым уважением и любовью в этом героическом городе.

Ленинградцы не сдавались, они выстояли. А наши солдаты делали все возможное, чтобы освободить город.

19 слайд. И наконец, наступил день великого ликования - 27января 1944года.

Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады»

20 слайд. Отшумели тяжелые бои. Многие здания были разрушены. Город стал залечивать раны, отстраивать и восстанавливать то, что разбомбил враг. Подвиг, совершенный в годы блокады, навсегда останется в памяти народа.

21-23 слайды. Память о погибших в названиях улиц и площадей города, в величественных монументах и мемориальных комплексах.

24 слайд. На месте, где было прорвано кольцо блокады, установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо».

25 слайд. Священное место, для каждого ленинградца - Пискаревское мемориальное кладбище. В годы войны и блокады оно стало одним из основных мест захоронения умерших жителей.

26 слайд. На Пискаревском кладбище горит вечный огонь.

27 слайд. За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Город-герой».

Воспитатель: Мы говорим спасибо всем, кто отстоял этот город. За наше мирное небо, за наше счастливое детство. Память о них мы сохраним в наших сердцах. Давайте почтим память людей, погибших в этой страшной войне минутой молчания.

Минута молчания

Воспитатель: Ребята за чем говорить о блокаде?

(ответы детей)

Как можно почтить память людей?

(ответы детей)

Есть те, у кого бабушка или дедушка пережили Блокаду Ленинграда?

(ответы детей)

Ребята что нового вы узнали на занятие?

(ответы детей)

Что вам запомнилось больше всего?

(ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей средней группы

Задачи:1.      Закреплять знания детей о геометрических фигурах.2.      Развивать навык прямого и обратного счёта до 5.3....

Конспект праздника-развлечения для детей средней группы "Давайте знакомится"

«Давайте познакомимся».Программное содержание:закреплять знания русских народных потешек, игр; развивать дружеские отношения взрослых и детей, желание развлекаться вместе; воспитывать у детей лю...

Конспект развлечения в для детей средней группы дошкольного возраста в средней группе « Ищем зимушку»

Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес к прогулке через двигательную ,игровую, познавательную деятельность. Воспитывать доброжелательность и желание помогать ближнему...

Литературная гостиная посвящённая “80-летию со дня снятия блокады Ленинграда” для детей средней группы

27 января 2024 года мы празднуем – «80 лет полного снятия блокады Ленинграда». Это второй день рождения нашего родного, прекрасного и любимого города. Фашистам не удалось его сравнят...

Конспект тематического занятия для детей средней группы «Бусинки» Тема: «Дружат дети всей земли»

Цель: Познакомить детей с праздником - «День народного единства», расширять представление детей о родном крае, стране, в которой мы живем.  Задачи:Прививать любовь к Родине,...