Главные вкладки
ДОП "АБВГДейка" 2024-2025год
методическая разработка (подготовительная группа)
дополнительная образовательная программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 92.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Когалыма
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Цветик-семицветик»
Принята на заседании педагогического совета
Протокол № от 2024г
УТВЕРЖДЕНА
Заведующий МАДОУ «Цветик-семицветик»
приказ № от 2024г
Дополнительная общеразвивающая программа
«АБВГДейка»
направленность: познавательно - речевая
Составитель:
Замалова Эльвира Наилевна
воспитатель МАДОУ «Цветик – семицветик»
Уровень: базовый
Программа рассчитана на детей 6-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
г. Когалым 2024г.
Содержание
1.Пояснительная записка 3
2.Цели и задачи реализации программы… 4
3. Учебно – тематический план…………………………………………………………………..6
- Содержание программы………………………………………………………………………7
5. Планируемые результаты 19
- Форма диагностики и оценочные материалы … 20
7. Методические материалы.………………………………………21
8. Организационно – педагогические условия реализации Программы 22
9. Список литературы…………………………………………………………….……25
1.Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогом задачу обеспечения каждому ребёнку равных стартовых возможностей для успешного обучения и развития, в связи с этим возникла потребность в подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Обучение грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению чтению и письмом.
Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Основой для обучения грамоте является общее речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в
детском саду: развитие связной речи и словаря, формирование грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.
Следуя рекомендациям Л.С. Выготского – обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребёнка в освоении грамоты является возраст 5-7 лет, так называемый период «языковой одаренности»: особой восприимчивости
дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ, синтез сравнение и обобщение.
Новизна программы заключается в том, что обучение происходит в игре. Дети не замечают, что они учатся. Использование игровых приёмов, упражнений, дидактических материалов, занимательных заданий способствует развитию у детей: зрительного и слухового восприятия, памяти, логики, аналитического и абстрактного мышления, творческих способностей внимания и волевых механизмов. Кроме того, осуществляется развитие мелкой моторики пальцев рук путём работы с карандашом, ручкой, магнитной азбукой, кассой букв и слогов, игры с природным и бросовым материалом (веточки, пуговички, крупа и пр.) выполнения графических заданий, пальчиковых игр, обводок и штриховок.
Программа подготавливает детей подготовительной к школе группы к овладению грамотой. Содержание программы предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного овладения чтением и письмом в школе.
- Цели и задачи реализации программы
Цель программы – способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков звукобуквенного анализа и синтеза, которые станут основой для успешного овладения чтением и письмом.
Задачи реализации программы:
Образовательные:
- Учить детей владеть звуковой стороной речи темпом, ритмом и интонацией.
- Учить сравнению слов по длительности, делению слов на слоги, подбору слов с заданным звуком.
- Учить составлению предложений по картинке и с заданным словом, определению количества слов в предложении, составлению схем.
- Учить составлению небольших рассказов по картинке, пересказу небольших литературных текстов.
- Учить проведению звуко - буквенного анализа и синтеза слов.
Развивающие:
- Формирование и развитие фонематического слуха.
- Развитие звуковой культуры речи.
- Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.
- Развитие коммуникативной и регулятивной функций речи.
- Развитие мелкой моторики и графических навыков.
Воспитательные:
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
- Воспитание культуры речи.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование модулей и тем | количество часов | |
всего | |||
кол-во занятий | мин. | ||
1 | «Поющие человечки» (А) | 1 | 30 мин |
2 | «Поющие человечки» (О) | 1 | 30 мин |
3 | «Поющие человечки» (У) | 1 | 30 мин |
4 | «Поющие человечки» (Ы) | 1 | 30 мин |
5 | «Поющие человечки» (И) | 1 | 30 мин |
6 | «Я найду слова везде» | 1 | 30 мин |
7 | «Из чего строится наша речь?» | 1 | 30 мин |
8 | «Составь предложение» | 1 | 30 мин |
9 | «Узнай звук» | 1 | 30 мин |
10 | «Буква К» | 1 | 30 мин |
11 | «Буква Н » | 1 | 30 мин |
12 | «Буква М » | 1 | 30 мин |
13 | «Буква С» | 1 | 30 мин |
14 | «Буква З » | 1 | 30 мин |
15 | «Буква Л » | 1 | 30 мин |
16 | Звуковой анализ слогов, коротких слов | 1 | 30 мин |
17 | «Чудесные превращения» | 1 | 30 мин |
18 | «Узнай звук» | 1 | 30 мин |
19 | «Чтение Азбуки» | 1 | 30 мин |
20 | «Учимся рисовать и лепить букву» | 1 | 30 мин |
21 | «Полечи букву» | 1 | 30 мин |
22 | «Повторение пройденного» | 1 | 30 мин |
23 | «Буква Р» | 1 | 30 мин |
24 | «Буква Т» | 1 | 30 мин |
25 | «Буква В » | 1 | 30 мин |
26 | «Буква Г» | 1 | 30 мин |
27 | «Составь слово» | 2 | 60 мин |
28 | «Мы играем» | 2 | 60 мин |
29 | Диагностика | 1 | 30 мин |
30 | Диагностика | 1 | 30 мин |
31 | Повторение | 1 | 30 мин |
33 | Буква Э | 1 | 30 мин |
34 | «Хитрые гласные» ( е, ё, я, ю;) | 4 | 2 часа |
35 | «Буква Д » | 1 | 30 мин |
36 | «Буква П » | 1 | 30 мин |
37 | «Буква Б » | 1 | 30 мин |
38 | Звуковой анализ слова | 3 | 1 час 30 мин |
39 | Схема слов | 1 | 30 мин |
40 | «Ударение» | 1 | 30 мин |
41 | «Работа над предложением» | 1 | 30 мин |
42 | Схема предложения | 1 | 30 мин |
43 | «Буква Ж » | 1 | 30 мин |
44 | «Буква Ш » | 1 | 30 мин |
45 | «Буква Х» | 1 | 30 мин |
46 | «Буква Ч» | 1 | 30 мин |
47 | «Буква Щ » | 1 | 30 мин |
48 | «Буква Ц» | 1 | 30 мин |
49 | «Буква Ф» | 1 | 30 мин |
50 | «Буква и звук Й» | 1 | 30 мин |
51 | Буквы Ь и Ъ | 1 | 30 мин |
52 | «В гостях у Забавушки» | 1 | 30 мин |
53 | «Путешествие в страну Букв и Звуков» | 1 | 30 мин |
54 | Диагностика | 1 | 30 мин |
Итого: | 60 | ||
4. Содержание программы
Содержание Программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить такие понятия как: «слово», «слог», «звук», «буква», «предложение»; понять их различия и особенности.
Известно, что одной из важных составляющих обучения грамоте является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения Программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память
дошкольников к работе со звуками речи. Играя и выполняя игровые упражнения, дети знакомятся с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.
В структуру каждого занятия входят игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется заучиванием небольшого стихотворения о букве, конструированием образа буквы из различного материала. Необычные игровые ситуации подкрепляют интерес детей к изучению звуков и букв русского языка.
При составлении Программы учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей, их потенциальные способности и возможности.
Программа направлена не только на подготовку детей к овладению грамотным чтением и письмом, но и на развитие у них творческих качеств личности, толерантного отношения к окружающим.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности в соответствии с принципом обучения «от простого к сложному»: от изучения характеристик слова к составлению предложений, от изучения звуков к формированию навыков звукобуквенного анализа и синтеза и т.д.
Важным условием реализации Программы является психолого-педагогическая поддержка воспитанников, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.
Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, формирование
языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям, формируется
желание узнавать новое.
При реализации Программы особое внимание обращается на усвоение детьми понятий:
«слово», «слог», «звук», «буква», «предложение»:
- «Звук», «слог». Основными целями на данном этапе обучения являются: обучение правильному произношению гласных и согласных звуков; развитие фонематического слуха путём различения звуков в словах на слух; совершенствование дикции,
упражнение в отчетливом произношении слов и словосочетаний; обучение определению местоположения звука в слове (начало, середина или конец слова); работа над интонационной выразительностью речи.
- «Слово». Основными целями являются: уточнение, обогащение и активизация словаря; обучение правильному употреблению слов, обозначающих названия предметов, признаки, действия, упражнение в умении объяснять их значения; формирование умения объединять и различать предметы по существенным
признакам; обучение способности различать слова по длительности, определять и называть местоположение слова в предложении.
- «Предложение». Основными целями являются: обучение правильному согласованию слов в предложении, составлению предложений по картинке по заданной конструкции, с заданным словом; совершенствование диалогической речи детей;
формирование умения отвечать на вопросы.
- «Буква». Основными целями являются: формирование умения различать понятия
«звук» и «буква»; помощь в запоминании графического образа букв русского алфавита.
Учитывая постепенное усложнение Программы, эти понятия усваиваются детьми дошкольного возраста в определенной последовательности:
- звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
- гласные звуки;
- согласные звуки (без классификации);
- согласные твёрдые и мягкие;
- согласные звонкие и глухие.
Параллельно даются понятия: «слог», «слово», «предложение», «буква».
№ | Тема | Содержание | МАТЕРИАЛЫ |
1 | «Поющие человечки» «Букв А» | знакомство с буквой А, развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику; учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; пополнять словарный запас. | Счетные палочки – 5 наборов по 20 штук. |
2 | «Поющие человечки» «Буквы О» | знакомство с буквой О; развивать зрительное и тактильное восприятие; продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; упражнять в фронтальном образовании множественного числа существительных; пополнять словарный запас. | Пластилин - 5 штук. |
3 | «Поющие человечки» «Буква У» | знакомство с буквой У, упражнять составлении звуковой схемы слов, в определении места звука в слове, закреплять умение определять количество слогов в словах, определять ударный, развивать мелкую моторику; соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; | Фломастеры (красный. зеленый. синий цвета) Счетные палочки. Тетрадь в клеточку – 10 штук. |
4 | «Поющие человечки» «Буквы Ы» | знакомство с буквой Ы, развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие, соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ;, в составлении предложений по опорным картинкам к заданной схеме, в чтении буквенных сочетаний; развивать память, внимание; пополнять словарный запас. | Набор цветных камешков – 10 штук. |
5 | «Поющие человечки» «Буквы И» | знакомство с буквой И, развивать зрительное, восприятие, мелкую моторику, память; учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; умение выделять ударный гласный звук; упражнять в чтении буквенных сочетаний; продолжать учить определять место звука в слове | Цветные камешки. |
6 | «Я найду слова везде» | познакомить детей с понятиями: слова – предметы, слова – действия, слова – признаки предметов. пополнять словарный запас; развивать память, фантазию. | Цветные карандаши – 5 коробок |
7 | «Из чего строится наша речь?» | формировать у детей представление об устной и письменной речи; познакомить детей с разновидностью предложений: простое, вопросительное, восклицательное; закреплять понятие о предложении | Тетрадь,простой карандаш |
8 | «Из чего строится наша речь?» | закреплять и совершенствовать у детей понятие о предложении и слове, делить предложение на слова, называя их по порядку; упражнять в составлении предложений, используя схему; | Простые карандаши, тетрадь |
9 | «Составь предложение» | упражнять в составлении предложений, используя схему; развивать речь детей, используя для её выразительности различную интонацию; развивать у детей творчество, мышление, память. | |
10 | «Узнай звук» | учить определять положение звука в слове (в начале, середине, в конце); называть |
слова с данным звуком. | Тетрадь,простой карандаш. Счетные палочки | ||
11 | «Буква К » | знакомство с буквой К, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, память, логическое мышление, умение делить слова на слоги; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический об- раз; развивать навык чтения слогов; пополнять словарный запас. | |
12 | «Буква Н » | знакомство с буквой Н, умение делить слова на слоги; продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов; пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление, | Шнуровка Воскобовича для составления слогов,слов – 10 штук |
13 | «Буква М » | познакомить детей с буквой М, продолжать учить соотносить звук ибукву, сопоставлять букву и ее графический образ; упражнять в подборе антонимов; учить понимать и правильно объяснять крылатые выражения; работать над предложением; развивать навык чтения слогов и слов, пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое, восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память | Цветные камешки. |
14 | «Буква С » | знакомство с буквойС, развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие, продолжать учить умению соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов; формировать умение составлять сложные слова, упражнять в образовании множественного числа в | Шнуровка Воскобовича, Цветные карандаши, тетрадь. |
названиях детёнышей животных, в нахождении места звука в слове, развивать мелкую моторику, логическое мышление, внимание; пополнять словарный запас. | |||
15 | «Буква З » | знакомство с буквой 3, закрепить навыки чёткого произношения и различении звуков [з], [з'] в слогах, словах, фразах, упражнять в образовании формы множественного числа родительного падежа существительных, в употреблении предлогов за, из-за, в подборе однокоренных слов, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов, пополнять словарный запас; развивать зрительное, фонематическое, восприятие, мелкую моторику, внимание, фонематический анализ и синтез, память | Пластилин, Шнуровка Воскобовича. |
16 | «Буква Л» | знакомство с буквой Л, упражнять в определении позиции звука в словах, в делении слов на слоги, в умении образовывать притяжательные прилагательные; в образовании формы прошедшего времени глагола; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов, пополнять словарный запас; развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание. | Теремок Воскобовича-5 наборов |
17 | Звуковой анализ слова | Учить составлять слово из звуков; проводить звуковой анализ слогов, пополнять словарный запас | |
18 | «Чудесные превращения» | Учить рисовать буквы; конструировать их из шнурочков; собирать разрезные буквы; выкладывать из палочек. | Счетные палочки карандаши, тетрадь |
19 | «Узнай звук» | Учить проводить звуковой анализ слогов, коротких слов; уметь определять |
положение звука в слове (в начале, середине, в конце) | Тетрадь, фломастеры | ||
20 | «Мы играем» | учить узнавать букву в любом положении; продолжать учить слоговому чтению; пополнять словарный запас. | Шнуровка |
21 | «Учимся рисовать и лепить букву» | учиться правильно, аккуратно рисовать и лепить буквы, развивать мелкую моторику; следить за осанкой во время работы. | Карандаши, тетрадь, пластилин |
22 | «Полечи букву» | закреплять умение дорисовывать недостающие элементы букв. | Карандаши,тетрадь |
23 | Ребусы | Учить детей разгадывать простые ребусы; развивать внимание, мышление, память. | Игровизор Воскобовича - |
24 | «Буква Р » | знакомство с буквой Р, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; формировать умение определять слог по счёту; закреплять навык чтения слогов и слов, звуковой анализ слов, закреплять словообразование относительных прилагательных; пополнять словарный запас. развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, логическое мышление, мелкую моторику | Шнуровка, фломастеры, тетради. |
25 | «Буква Т» | знакомство с буквой Т, развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, логическое мышление; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас. | Счетные палочки, касса букв и слогов. |
26 | «Буква В » | знакомство с буквой В, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; формировать умение различать твёрдые и мягкие звуки; упражнять в подборе слов противоположных по значению (антонимов), в составлении предложений из заданных слов; развивать навык чтения | Пластилин, фломастеры, тетради, касса букв и слогов |
слогов и слов; пополнять словарный запас, | Счетные палочки, теремок Воскобовича. | ||
27 | «Буква Г» | знакомство с буквой Г, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в употреблении косвенных падежей суще- ствительных, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, фонематическое восприятие, внимание | |
28 | «Составь слово» | учить детей по первым звукам в словах составлять новое слово | Касса букв и слогов, теремок Воскобовича |
29 30 | «Мы играем» использование алгоритмов | учить детей работать по алгоритму; продолжать учить слоговому чтению; выкладывать буквы из палочек; из одной буквы делать другую; пополнять словарный запас | Счетные палочки, шнуровка Воскобовича Теремок Воскобовича |
31 | Диагностика | выявление результата полученных знаний детей в области обучения грамоты посредством дидактического материала на конец года. | |
32 | Диагностика | выявление результата полученных знаний детей в области обучения грамоты посредством дидактического материала на начало года. | Теремок Воскобовича, касса букв и слогов, тетради ,фломастеры. |
33 | Повторение | повторить изученные буквы и звуки; читать слоги, короткие слова;звуко- буквенный анализ слов; уметь определять положение звука в слове (в начале, середине, в конце) | |
34 | Буква Э | знакомство с буквой Э,продолжать | |
учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, память | Пластилин, дощечки. Касса букв и слогов |
35 | «Хитрые гласные» «Буква Е» | знакомство с буквой Е, формировать представление о том, что буква Е в начале слова и после гласной обозначает два звука - [й' э]; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; упражнять в подборе слов с противоположным значением; по- полнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, логическое мышление, мелкую моторику, связную речь; | Цветные камешки, теремок Воскобовича. |
36 | «Хитрые гласные» «Буква Ё» | познакомить детей с буквой Ё, сформировать представление о том, что буква Ё в начале слова и после гласной обозначает два звука [й' о]; сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; упражнять в изменении глаголов по лицам; пополнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, оптико-пространственные представления, логическое мышление, мелкую моторику. | |
Ниткопись, шнуровка Воскобовича, игровизор. | |||
37 | «Буква Ю» | знакомство с буквой Ю, сформировать представление о том, что буква Ю в начале слова и после гласной обозначает два звука [й' у]; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ, закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, логическое мышление. | |
38 | «Буква Д » | знакомство с буквой Д, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, изменении существительных по падежам (творительный | Цветные камешки, теремок Воскобовича |
падеж),развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, внимание; | |||
39 | «Буква П » | знакомство с буквой П, пополнять словарный запас; продолжать учить со- относить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов и слов; упражнять в измене- нии существительных по падежам (дательный падеж), развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, логическое мышление, фонематический анализ и синтез | Цветные палочки, Шнуровка. |
40 | «Буква Б » | знакомство с буквой Б,; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в изменении существительных по падежам (винительный падеж), в выделении первого и второго слога в словах, развивать зрительное, фонематическое, восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, внимание | Цветные камешки, теремок Воскобовича. |
41 | Звуковой анализ слова | учить составлять слово из звуков; проводить звуковой анализ, пополнять словарный запас; называть слова по звуковой схеме | Тетрадь, фломастеры |
42 | Схема слов | учить детей рисовать схему слова, деля его на слоги; называть слова к данной схеме | Тетрадь, карандаши |
43 | «Ударение» | учить детей выделять ударный гласный звук в слове, называть его; делить слова на слоги; рисовать схему слова с ударением | |
44 45 | «Работа над предложением». Синквейн | развивать творческие способности детей, способствовать выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей. Учить составлять синквейн. Активизировать познавательную | Тетрадь, простые карандаши. |
деятельность детей; учить анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствовать развитию критического мышления, | Тетрадь, карандаш Счетные палочки,шнуровка Воскобовича, касса букв и слогов | ||
46 | Схема предложения | учить детей рисовать схему предложения, называть последовательность слов. По заданной схеме составлять предложение. | |
47 | «Буква Ж » | знакомство с буквойЖ, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в словообразовании существительных, обозначающих детенышей животных, развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику, оптико-пространственные представления, внимание, память | |
48 | «Буква Ш » | знакомство с буквой Ш, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в словообразовании существительных, обозначающих детенышей животных, в изменении существительных по падежам (родительный падеж), развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память. | Цветные палочки, Шнуровка. |
49 | «Буква Х» | знакомство с буквой X, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; упражнять в звуковом анализе слов, в отгадывании ребусов, пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память. | Цветные камешки, теремок Воскобовича. |
50 | «Буква Ч » | знакомство с буквой Ч, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать | Альбомы, простой карандаш. |
навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание | |||
51 | «Буква Щ » | знакомство с буквой Щ, развивать зрительное и тактильное восприятие, оп- тико-пространственные представления, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память, логическое мышление; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас; упражнять в образовании профессий с помощью суффикса -щик. | Цветные палочки, Шнуровка, касса букв и слогов. |
52 | «Буква Ц» | знакомство с буквой Ц, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; упражнять в подборе родственных слов, в составлении слов из слогов, пополнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память, логическое мышление; | Цветные палочки, Шнуровка. |
53 | «Буква Ф» | знакомство с буквой Ф, развивать зрительное, тактильное и фонематическое восприятие, оптико-пространственные представления, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память, логическое мышление; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас | Пластилин, игровизор Воскобовича, касса букв. Дидактические игры: « Читаем по – слогам», « Определи звук», « Сложи |
54 55 | «В гостях у Забавушки» | Закрепление и повторение |
56 | слово» | ||
пройденного материала во время кружковой деятельности. | |||
57 58 | «Путешествие в страну Букв и Звуков» | Закрепить и проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на кружке по обучению грамоте | Касса букв -10штук |
59 60 | Диагностика | Выявление результата полученных знаний детей в области обучения грамоты посредством дидактического материала на конец года. | Касса букв, фломастеры, альбомы, тетрадь |
5.Планируемые результаты
Предлагаемая Программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут: Знать:
Уметь:
- все звуки и буквы русского языка;
- различать понятия «звук», «слог», «предложение»;
- составлять предложения по картинке и с заданным словом;
- определять количество слов в предложении, составлять схему предложения;
- сравнивать слова по длительности;
- подбирать слова с заданным звуком;
- проводить звуковой анализ слов из 3-5-ти звуков на слух;
- выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый согласный – мягкий согласный, звонкий - глухой);
- делить слова на слоги, считать слоги в слове.
- составлять по картинке рассказ из 5-6 предложений;
- пересказывать небольшие тексты;
- правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
- правильно ориентироваться на листе бумаги.
Владеть:
- понятиями: «звук», «буква», «слог», «слово»;
- терминами: «согласные и гласные звуки», «твёрдые и мягкие согласные звуки»,
«звонкие и глухие согласные звуки»;
- связной, грамматически и фонетически правильной речью.
6. Форма диагностики и оценочные материалы
Реализация Программы «АБВГДейка» способствует развитию у воспитанников
дошкольного учреждения фонематического слуха и восприятия; формированию верных и точных артикуляционных укладов при произношении звуков речи; закреплению
представлений о всех буквах алфавита; сознательному овладению навыками звукобуквенного анализа и синтеза.
Кроме выполнения основной задачи – формирования навыков звуко-буквенного анализа и синтеза занятия по данной программе способствуют активизации высших психических функций: расширению объема внимания и восприятия; развитию памяти и логического мышления.
Для проверки результативности проводится мониторинг, результаты которого позволяют определить степень усвоения ребёнком программных требований.
Система мониторинга включает в себя:
Цель: определить уровень развития способности детей к обучению грамоте. Задачи:
- Определить уровень развития фонематического слуха.
- Выявить уровень развития мелкой моторики.
- Выявить уровень развития графомоторных навыков.
- Выявить уровень развития навыков анализа и синтеза предложений.
Критерии и показатели мониторинга
критерии | показатели |
Фонематический слух | 1.Выделение заданного звука из ряда других. |
2.Звукобуквенный анализ. | |
3.Сравнение слов по длительности. | |
4.Деление слов на слоги. | |
Мелкая моторика | 1.Кинестетические основы движений. |
2.Кинетическая основа движений. | |
Грамматический строй речи (предложение) | 1.Составление предложений по картинке. |
2.Составление предложений с заданным словом. | |
3.Анализ и синтез предложения. | |
Графические навыки | 1.Узнавание букв. |
2.Пространственные представления на листе бумаги. |
Система оценки
Система мониторинга предполагает трехбалльную систему оценки:
3 балла – ребёнок безошибочно выполняет все тестовые задания и пробы.
2 балла – ребёнок выполняет основную часть заданий без ошибок, обращается за помощью к педагогу, может самостоятельно или по указанию взрослого исправить ошибку.
1 балл – ребёнок допускает ошибки при выполнении заданий, затрудняется или не способен исправить их после указания педагога, не справляется с большинством диагностических заданий.
Уровень подготовки детей к обучению грамоте определяется по среднему баллу.
Уровневая характеристика подготовки детей к обучению грамоте
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Ребёнок точно и правильно | Ребёнок правильно | Ребёнок неточно |
воспроизводит в темпе | воспроизводит первый член | воспроизводит слоговой |
предъявления слоговые | слогового ряда, второй | ряд. Не выполняет |
ряды. Правильно выполняет | уподобляет первому. | фонетический анализ и |
фонематический анализ и | Правильно выполняет | синтез. Искажает звуко- |
синтез (определяет место | фонематический анализ и | слоговой структуру слова |
звука в слове, | синтез с помощью | (допускает пропуски и |
последовательность звуков | взрослого. Показывает | перестановки звуков и |
в слове, делит слова на | заторможенность и | слогов внутри слова) или |
слоги). Ребёнок правильно и | нескоординированность | не воспроизводит вовсе. У |
точно воспроизводит в | движений при выполнении | ребёнка наблюдаются |
темпе предъявления звуко- | заданий. Ребёнок допускает | трудности в переключении |
слоговую структуру слова. | небольшое нарушение | движений. Заданные форма |
Выполняет движения в | расстояния между точками | и масштаб рисунка не |
полном объеме и в | при сохранении формы | сохранены. Графические |
нормальном темпе. Ребёнок | рисунка или точно копирует | навыки на развиты. |
точно повторяет | формы рисунка при | |
расположение точек на | нарушении масштаба. | |
листе бумаги, повторяет и | Испытывает затруднения | |
сохраняет масштаб рисунка. | при выполнении | |
Графические навыки | графических движений. | |
хорошо сформированы. |
7. Методические материалы
Программа по подготовке к обучению грамоте реализуется в учебной и игровой деятельности.
Основной формой работы является занятие, продолжительность которого составляет 30 минут.
В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются следующие мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, сравнение слов по длительности, подбор слов с определенной звуковой структурой и т.п.). Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих развитию навыков общения.
По форме организации занятия можно разделить на:
- занятия по изучению нового материала;
- занятия по закреплению и систематизации знаний , умений и навыков;
- комплексные занятия;
- итоговые занятия.
Структура занятия по подготовке к обучению грамоте включает в себя:
- организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей);
- постановку цели занятия;
- организацию самостоятельной практической и познавательной деятельности детей на занятии;
- анализ деятельности детей и подведение итогов занятия.
В процессе подготовки дошкольников к обучению грамоте используется следующие методы:
- словесные (объяснение, рассказ, беседа, чтение);
- наглядные (наблюдение, демонстрация способа действия, ТСО);
- практические (игра, упражнение, конструирование образа букв и т.д.).
В Программе есть серия занятий, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки и оценки знаний. При оценке характера познавательной деятельности ребёнка на занятии, предполагается использование объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, проблемного, частично-поискового и исследовательского методов.
Использование различных методов обучения на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных Программой задач и развить возможности детей, обогатить взаимоотношения воспитателя и воспитанников, сформировать новые пути взаимодействия.
8. Организационно – педагогические условия реализации Программы
Данная Программа предназначена для детей подготовительной группы 6-7 летнего возраста и предполагает кружковую форму детского образовательного объединения.
Автор-составитель Программы:
Воспитатель: Замалова Эльвира Наилевна.
Сроки реализации Программы: 2024 - 2025 учебный год
Режим организации занятий: Количество занятий в неделю -2 Продолжительность занятия– 30 минут Продолжительность обучения – 1 год Кол-во занятий в год– 60
Используемые материалы в течение учебного года:
- Простые карандаши - 13 штук;
- Тетрадь в клетку 18 листов - 13 штук;
- Фломастеры (6 цветов) - 13 наборов;
- Альбомы для штриховки формат А5, 24 листа - 13 штук;
- Игровой графический тренажёр «Игровизор» Воскобовича - 13 штук;
- Развивающий набор «Мини-ларчик: Образные карточки» - 5 штук;
- Волшебный сундучок «МиниЛарчик» - 1 комплект.
- Игра-шнуровка «Снеговик» Воскобовича - 4 штуки;
- Игра-шнуровка «Ромашка» Воскобовича - 3 штуки;
- Игра-шнуровка «Яблонька» Воскобовича - 3 штуки;
- Касса букв и слогов - 13 штук.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в рамках проведения кружковой работы соответствует Программе и должны обеспечивать:
- экспериментирование с доступными детям материалами;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для успешной подготовки к обучению грамоте позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого.
Для реализации поставленных задач необходим следующий дидактический материал:
Дидактические игры:
- «Кто внимательный?»
- «Кто больше»
- «Слоговое лото»
- «Дополни слог, слово»
- «Перевёртыши»
- «Узнай звук»
- «Назови братца»
- «Пишущая машинка»
- «Звуковая цепочка»
- «Рифмы»
- «Чей голосок?»
- «Кто что подарил?»
- «Сигнальщики»
- «Рассыпанное слово»
- «Синий – зелёный»
- «Расшифруй слово»
- «Повтори, не ошибись!»
- «Заколдованные слова»
- «Слоговой аукцион»
- «Найди слово в слове»
- «Третий лишний»
- «Напиши кружочками»
- «Слушай хлопки»
- «Что общего»
- «Кто так говорит, делает?»
- «Звуковые человечки»
- «Волшебный мешочек»
- «Найди букву»
- «Назови ласково»
- «Измени слово»
- «Придумай слово»
- «Доскажи словечко»
- «Звук заблудился»
- «Закончи слово, предложение»
- «Анаграммы»
- «Читаем сами»
- «Звуковая цепочка»
- «На какую букву»
- «Буква заблудилась»
- «Синквейн»
- «Угадай букву»
подвижная азбука (наборное полотно с буквами); магнитная азбука (демонстрационная);
касса букв и слогов (раздаточный материал);
рабочие тетради дошкольника «Букваринка» (тетрадь 48 листов в клетку)
карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и названием этого предмета на другой; со словами; предложениями; текстом;
плакаты «Алфавит»;
индивидуальные карточки: каждому ребёнку даётся задание – наклеить на картон вырезки из газет со словами на заданный звук (букву) в трёх позициях;
таблицы со слогами и словами;
наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи;
наглядный материал: игрушки, муляжи, шнуровки, природный материал, бросовый материал; комплект карточек для камешков марблс;
марблс ассорти;
коврик «Ларчик» В.Воскобовича; «Теремки» В.Воскобовича.
Техническое оснащение занятий.
демонстрационная магнитная доска;
музыкальный центр, аудиоматериалы, презентации;
шкафы для хранения дидактических и методических пособий; Ноутбук;
Интерактивная доска
9. Список литературы:
- Дурова, Н.В. Фонематика. «Как научить детей слышать и правильно произносить звуки» / Н. В Дурова. – М. : Просвещение, 2000. – 132 с
- Колесникова, Е.В. «От звука к букве» / Е.В. Колесникова. – М. :Просвещение, 2008. – 144
с.
- Тумакова, Г.А. «Учите играя» / Г. А. Тумакова, А. И Максакова. – М. : Просвещение,
2003. – 84 с.
- Ушакова, О. С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. :Владос, 2002. – 128 с.
- Ушакова, О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий) / О. С. Ушакова. – М. : ТЦ «Сфера», 2006. – 112 с.
- Фалькович, Т. А. «Развитие речи, подготовка к освоению письма» / Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. – М. : Просвещение, 2007. – 93 с.
- Шумаева, Д. Г. «Как хорошо уметь читать» / Д. К. Шумаева. – С.П., 2008. – 138 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "АБВГДейка" дополнительного образования
Настоящая рабочая программа имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В процессе ее реализации ребенок должен овладеть знаниями, умен...

Воспитательные мероприятия в школе раннего развития "АБВГДейка"
Включены сценарии праздников для детей дошкольного вознаста....

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «АБВГДейка» для детей 5-7 лет
Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным наб...

Конспект занятия кружка по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейки" подготовительная к школе группа
Конспект занятия кружка по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейки" подготовительная к школе группа...
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета.Центр по подготовке детей к обучению грамоте "АБВГДейка"
Статья о предметно-развивающей наполняемости одной из зон логопедического кабинета-зоны по подготовке к обучению грамоте....
План работы кружка"АБВГДейка"
Примерное планирование работы с детьми старшкго дошкольного возраста по обучению грамоте....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА кружка: «АБВГДЕйка» для детей 4-5 лет (средняя группа)
Направление:«Познавательно – речевое развитие». Образовательная область:«Коммуникация»...