ДОП "АБВГДейка" 2024-2025год
методическая разработка (подготовительная группа)

Замалова Эльвира Наилевна

дополнительная образовательная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abvgdeyka_zamalova_e.n.docx92.63 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Когалыма

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Цветик-семицветик»

Принята на заседании педагогического совета  

Протокол №    от 2024г


УТВЕРЖДЕНА

Заведующий МАДОУ «Цветик-семицветик»  

                  приказ №    от 2024г

Дополнительная общеразвивающая программа

«АБВГДейка»

направленность: познавательно - речевая

   

                                                                                                          Составитель:

                                                                                                                                     Замалова Эльвира Наилевна

                                                                                                                                        воспитатель МАДОУ                       «Цветик – семицветик»

Уровень: базовый

                     Программа рассчитана на детей 6-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

г. Когалым 2024г.

Содержание

1.Пояснительная записка        3

2.Цели и задачи реализации программы…        4

3. Учебно – тематический план…………………………………………………………………..6

  1. Содержание программы………………………………………………………………………7

5. Планируемые результаты         19

  1. Форма диагностики и оценочные материалы …        20

7.  Методические материалы.………………………………………21

8. Организационно – педагогические условия реализации Программы        22

                     9. Список литературы…………………………………………………………….……25

1.Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогом задачу обеспечения каждому ребёнку равных стартовых возможностей для успешного обучения и развития, в связи с этим возникла потребность в подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Обучение грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению чтению и письмом.

Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Основой для обучения грамоте является общее речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в

детском саду: развитие связной речи и словаря, формирование грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.

Следуя рекомендациям Л.С. Выготского – обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребёнка в освоении грамоты является возраст 5-7 лет, так называемый период «языковой одаренности»: особой восприимчивости

дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ, синтез сравнение и обобщение.

Новизна программы заключается в том, что обучение происходит в игре. Дети не замечают, что они учатся. Использование игровых приёмов, упражнений, дидактических материалов, занимательных заданий способствует развитию у детей: зрительного и слухового восприятия, памяти, логики, аналитического и абстрактного мышления, творческих способностей внимания и волевых механизмов. Кроме того, осуществляется развитие мелкой моторики пальцев рук путём работы с карандашом, ручкой, магнитной азбукой, кассой букв и слогов, игры с природным и бросовым материалом (веточки, пуговички, крупа и пр.) выполнения графических заданий, пальчиковых игр, обводок и штриховок.

Программа подготавливает детей подготовительной к школе группы к овладению грамотой. Содержание программы предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного овладения чтением и письмом в школе.

  1. Цели и задачи реализации программы

Цель программы – способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков звукобуквенного анализа и синтеза, которые станут основой для успешного овладения чтением и письмом.

Задачи реализации программы:

Образовательные:

  • Учить детей владеть звуковой стороной речи темпом, ритмом и интонацией.
  • Учить сравнению слов по длительности, делению слов на слоги, подбору слов с заданным звуком.
  • Учить составлению предложений по картинке и с заданным словом, определению количества слов в предложении, составлению схем.
  • Учить составлению небольших рассказов по картинке, пересказу небольших литературных текстов.
  • Учить проведению звуко - буквенного анализа и синтеза слов.

Развивающие:

  • Формирование и развитие фонематического слуха.
  • Развитие звуковой культуры речи.
  • Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.
  • Развитие коммуникативной и регулятивной функций речи.
  • Развитие мелкой моторики и графических навыков.

Воспитательные:

  • Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
  • Воспитание культуры речи.

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование модулей и тем

количество часов

всего

кол-во занятий

мин.

1

«Поющие человечки» (А)

1

30 мин

2

«Поющие человечки» (О)

1

30 мин

3

«Поющие человечки» (У)

1

30  мин

4

«Поющие человечки» (Ы)

1

30 мин

5

«Поющие человечки» (И)

1

30 мин

6

«Я найду слова везде»

1

30 мин

7

«Из чего строится наша речь?»

1

30 мин

8

«Составь предложение»

1

30 мин

9

«Узнай звук»

1

30 мин

10

«Буква К»

1

30 мин

11

«Буква Н »

1

30 мин

12

«Буква М »

1

30 мин

13

«Буква С»

1

30 мин

14

«Буква З »

1

30 мин

15

«Буква Л »

1

30 мин

16

Звуковой анализ слогов, коротких слов

1

30 мин

17

«Чудесные превращения»

1

30 мин

18

«Узнай звук»

1

30 мин

19

«Чтение Азбуки»

1

30 мин

20

«Учимся рисовать и лепить букву»

1

30 мин

21

«Полечи букву»

1

30 мин

22

«Повторение пройденного»

1

30 мин

23

«Буква Р»

1

30 мин

24

«Буква Т»

1

30 мин

25

«Буква В »

1

30 мин

26

«Буква Г»

1

30 мин

27

«Составь слово»

2

60 мин

28

«Мы играем»

2

60 мин

29

Диагностика

1

30 мин

30

Диагностика

1

30 мин

31

Повторение

1

30 мин

33

Буква Э

1

30 мин

34

«Хитрые гласные» ( е, ё, я, ю;)

4

2 часа

35

«Буква Д »

1

30 мин

36

«Буква П »

1

30 мин

37

«Буква Б »

1

30 мин

38

Звуковой анализ слова

3

1 час 30 мин

39

Схема слов

1

30 мин

40

«Ударение»

1

30 мин

41

«Работа над предложением»

1

30 мин

42

Схема предложения

1

30 мин

43

«Буква Ж »

1

30 мин

44

«Буква Ш »

1

30 мин

45

«Буква Х»

1

30 мин

46

«Буква Ч»

1

30 мин

47

«Буква Щ »

1

30 мин

48

«Буква Ц»

1

30 мин

49

«Буква Ф»

1

30 мин

50

«Буква и звук Й»

1

30 мин

51

Буквы Ь и Ъ

1

30 мин

52

«В гостях у Забавушки»

1

30 мин

53

«Путешествие в страну Букв и Звуков»

1

30 мин

54

Диагностика

1

30 мин

Итого:

60

4. Содержание программы

Содержание Программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить такие понятия как: «слово», «слог», «звук», «буква», «предложение»; понять их различия и особенности.

Известно, что одной из важных составляющих обучения грамоте является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения Программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память

дошкольников к работе со звуками речи. Играя и выполняя игровые упражнения, дети знакомятся с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.

В структуру каждого занятия входят игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется заучиванием небольшого стихотворения о букве, конструированием образа буквы из различного материала. Необычные игровые ситуации подкрепляют интерес детей к изучению звуков и букв русского языка.

При составлении Программы учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей, их потенциальные способности и возможности.

Программа направлена не только на подготовку детей к овладению грамотным чтением и письмом, но и на развитие у них творческих качеств личности, толерантного отношения к окружающим.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности в соответствии с принципом обучения «от простого к сложному»: от изучения характеристик слова к составлению предложений, от изучения звуков к формированию навыков звукобуквенного анализа и синтеза и т.д.

Важным условием реализации Программы является психолого-педагогическая поддержка воспитанников, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, формирование

языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям, формируется

желание узнавать новое.

При реализации Программы особое внимание обращается на усвоение детьми понятий:

«слово», «слог», «звук», «буква», «предложение»:

  • «Звук», «слог». Основными целями на данном этапе обучения являются: обучение правильному произношению гласных и согласных звуков; развитие фонематического слуха путём различения звуков в словах на слух; совершенствование дикции,

упражнение в отчетливом произношении слов и словосочетаний; обучение определению местоположения звука в слове (начало, середина или конец слова); работа над интонационной выразительностью речи.

  • «Слово». Основными целями являются: уточнение, обогащение и активизация словаря; обучение правильному употреблению слов, обозначающих названия предметов, признаки, действия, упражнение в умении объяснять их значения; формирование умения объединять и различать предметы по существенным

признакам; обучение способности различать слова по длительности, определять и называть местоположение слова в предложении.

  • «Предложение». Основными целями являются: обучение правильному согласованию слов в предложении, составлению предложений по картинке по заданной конструкции, с заданным словом; совершенствование диалогической речи детей;

формирование умения отвечать на вопросы.

  • «Буква». Основными целями являются: формирование умения различать понятия

«звук» и «буква»; помощь в запоминании графического образа букв русского алфавита.

Учитывая постепенное усложнение Программы, эти понятия усваиваются детьми дошкольного возраста в определенной последовательности:

  • звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
  • гласные звуки;
  • согласные звуки (без классификации);
  • согласные твёрдые и мягкие;
  • согласные звонкие и глухие.

Параллельно даются понятия: «слог», «слово», «предложение», «буква».

Тема

Содержание

МАТЕРИАЛЫ

1

«Поющие человечки»

«Букв А»

знакомство с буквой А, развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику; учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; пополнять словарный запас.

Счетные палочки – 5 наборов по 20 штук.

2

«Поющие человечки»

«Буквы О»

знакомство с буквой О; развивать зрительное и тактильное восприятие; продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; упражнять в фронтальном образовании множественного числа существительных; пополнять словарный запас.

Пластилин - 5 штук.

3

«Поющие человечки»

«Буква У»

знакомство с буквой У, упражнять составлении звуковой схемы слов, в определении места звука в слове, закреплять умение определять количество слогов в словах, определять ударный, развивать мелкую моторику; соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ;

Фломастеры (красный. зеленый. синий цвета)

Счетные палочки. Тетрадь в клеточку –

10 штук.

4

«Поющие человечки»

«Буквы Ы»

знакомство с буквой Ы, развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие, соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ;, в составлении предложений по опорным картинкам к заданной схеме, в чтении буквенных сочетаний; развивать память, внимание; пополнять словарный запас.

Набор цветных камешков – 10 штук.

5

«Поющие человечки»

«Буквы И»

знакомство с буквой И, развивать зрительное, восприятие, мелкую моторику, память; учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; умение выделять ударный гласный звук; упражнять в чтении буквенных сочетаний; продолжать учить определять место звука в слове

Цветные камешки.

6

«Я найду слова везде»

познакомить детей с понятиями: слова – предметы, слова – действия, слова – признаки предметов. пополнять словарный запас; развивать память, фантазию.

Цветные карандаши – 5 коробок

7

«Из чего строится наша речь?»

формировать у детей представление об устной и письменной речи; познакомить детей с разновидностью предложений: простое, вопросительное, восклицательное; закреплять понятие о предложении

Тетрадь,простой карандаш

8

«Из чего строится наша речь?»

закреплять и совершенствовать у детей понятие о предложении и слове, делить предложение на слова, называя их по порядку; упражнять в составлении предложений, используя схему;

Простые карандаши, тетрадь

9

«Составь предложение»

упражнять в составлении предложений, используя схему; развивать речь детей, используя для её выразительности различную интонацию; развивать у детей творчество, мышление, память.

10

«Узнай звук»

учить определять положение звука в слове

(в начале, середине, в конце); называть

слова с данным звуком.

Тетрадь,простой карандаш.

Счетные палочки

11

«Буква К »

знакомство с буквой К, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, память, логическое мышление, умение делить слова на слоги; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический об- раз; развивать навык чтения слогов; пополнять словарный запас.

12

«Буква Н »

знакомство с буквой Н, умение делить слова на слоги; продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов; пополнять словарный запас,        развивать        зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление,

Шнуровка Воскобовича                для составления слогов,слов        –                10 штук

13

«Буква М »

познакомить детей с буквой М, продолжать учить соотносить звук ибукву, сопоставлять букву и ее графический образ; упражнять в подборе антонимов; учить понимать и правильно объяснять крылатые выражения; работать над предложением; развивать навык чтения слогов и слов, пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое, восприятие,        мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память

Цветные камешки.

14

«Буква С »

знакомство с буквойС, развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие, продолжать учить умению соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов; формировать умение составлять сложные слова, упражнять в

образовании    множественного    числа    в

Шнуровка Воскобовича,

Цветные карандаши, тетрадь.

названиях детёнышей животных, в нахождении места звука в слове, развивать мелкую моторику, логическое мышление, внимание; пополнять словарный запас.

15

«Буква З »

знакомство с буквой 3, закрепить навыки чёткого произношения и различении звуков [з], [з'] в слогах, словах, фразах, упражнять в образовании формы множественного числа родительного падежа существительных, в употреблении предлогов за, из-за, в подборе однокоренных слов, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов, пополнять словарный запас; развивать зрительное, фонематическое, восприятие, мелкую моторику, внимание, фонематический анализ и синтез, память

Пластилин,

Шнуровка Воскобовича.

16

«Буква Л»

знакомство с буквой Л, упражнять в определении позиции звука в словах, в делении слов на слоги, в умении образовывать        притяжательные прилагательные; в образовании формы прошедшего времени глагола; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов, пополнять словарный запас; развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание.

Теремок Воскобовича-5 наборов

17

Звуковой анализ слова

Учить составлять слово из звуков; проводить звуковой анализ слогов, пополнять словарный запас

18

«Чудесные превращения»

Учить рисовать буквы; конструировать их из шнурочков; собирать разрезные буквы; выкладывать из палочек.

Счетные палочки карандаши, тетрадь

19

«Узнай звук»

Учить проводить звуковой анализ слогов,

коротких        слов;        уметь        определять

положение        звука        в        слове        (в        начале, середине, в конце)

Тетрадь, фломастеры

20

«Мы играем»

учить узнавать букву в любом положении; продолжать учить слоговому чтению; пополнять словарный запас.

Шнуровка

21

«Учимся рисовать и лепить букву»

учиться правильно, аккуратно рисовать и лепить буквы, развивать мелкую моторику;

следить за осанкой во время работы.

Карандаши, тетрадь, пластилин

22

«Полечи букву»

закреплять        умение        дорисовывать недостающие элементы букв.

Карандаши,тетрадь

23

Ребусы

Учить детей разгадывать простые ребусы; развивать внимание, мышление, память.

Игровизор

Воскобовича -

24

«Буква Р »

знакомство с буквой Р, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; формировать умение определять слог по счёту; закреплять навык чтения слогов и слов, звуковой анализ слов, закреплять словообразование        относительных прилагательных; пополнять словарный запас. развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, логическое мышление, мелкую моторику

Шнуровка,

фломастеры, тетради.

25

«Буква Т»

знакомство с буквой Т, развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, логическое мышление; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас.

Счетные палочки, касса букв и слогов.

26

«Буква В »

знакомство с буквой В, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; формировать умение различать твёрдые и мягкие звуки; упражнять в подборе слов противоположных        по        значению (антонимов), в составлении предложений

из заданных слов; развивать навык чтения

Пластилин,

фломастеры, тетради, касса букв и слогов

слогов и слов; пополнять словарный запас,

Счетные        палочки, теремок Воскобовича.

27

«Буква Г»

знакомство с буквой Г, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в употреблении косвенных падежей суще- ствительных, развивать зрительное восприятие,        мелкую        моторику, фонематическое восприятие, внимание

28

«Составь слово»

учить детей по первым звукам в словах составлять новое слово

Касса букв и слогов, теремок Воскобовича

29

30

«Мы играем»

использование алгоритмов

учить детей работать по алгоритму; продолжать учить слоговому чтению; выкладывать буквы из палочек; из одной буквы делать другую; пополнять словарный запас

Счетные палочки, шнуровка Воскобовича

Теремок Воскобовича

31

Диагностика

выявление результата полученных знаний детей в области обучения грамоты посредством дидактического материала на конец года.

32

Диагностика

выявление результата полученных знаний детей в области обучения грамоты посредством дидактического материала на начало года.

Теремок Воскобовича, касса букв и слогов,

тетради ,фломастеры.

33

Повторение

повторить изученные буквы и звуки; читать слоги, короткие слова;звуко- буквенный анализ слов; уметь определять положение звука в слове (в начале, середине, в конце)

34

Буква Э

знакомство с буквой Э,продолжать

учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, память

Пластилин, дощечки. Касса букв и слогов

35

«Хитрые гласные»

«Буква Е»

знакомство с буквой Е, формировать представление о том, что буква Е в начале слова и после гласной обозначает два звука

- [й' э]; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; упражнять в подборе слов с противоположным значением; по- полнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, логическое мышление, мелкую моторику, связную речь;

Цветные камешки, теремок Воскобовича.

36

«Хитрые гласные»

«Буква Ё»

познакомить детей с буквой Ё, сформировать представление о том, что буква Ё в начале слова и после гласной обозначает два звука [й' о]; сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; упражнять в изменении глаголов по лицам; пополнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез,        оптико-пространственные представления, логическое мышление, мелкую моторику.

Ниткопись, шнуровка Воскобовича, игровизор.

37

«Буква Ю»

знакомство с буквой Ю, сформировать представление о том, что буква Ю в начале слова и после гласной обозначает два звука [й' у]; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ, закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, логическое мышление.

38

«Буква Д »

знакомство с буквой Д, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, изменении существительных

по        падежам        (творительный

Цветные        камешки, теремок Воскобовича

падеж),развивать        зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, внимание;

39

«Буква П »

знакомство с буквой П, пополнять словарный запас; продолжать учить со- относить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов и слов; упражнять в измене- нии существительных по падежам (дательный падеж), развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, логическое мышление, фонематический анализ и синтез

Цветные палочки, Шнуровка.

40

«Буква Б »

знакомство с буквой Б,; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в изменении существительных        по        падежам (винительный падеж), в выделении первого и второго слога в словах, развивать зрительное, фонематическое, восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, внимание

Цветные        камешки, теремок Воскобовича.

41

Звуковой анализ слова

учить составлять слово из звуков; проводить звуковой анализ, пополнять словарный запас; называть слова по звуковой схеме

Тетрадь, фломастеры

42

Схема слов

учить детей рисовать схему слова, деля его на слоги; называть слова к данной схеме

Тетрадь, карандаши

43

«Ударение»

учить детей выделять ударный гласный звук в слове, называть его; делить слова на слоги; рисовать схему слова с ударением

44

45

«Работа над предложением».

Синквейн

развивать творческие способности детей, способствовать выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей.

Учить        составлять                синквейн. Активизировать        познавательную

Тетрадь,

простые карандаши.

деятельность детей; учить анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствовать развитию критического мышления,

Тетрадь, карандаш Счетные

палочки,шнуровка Воскобовича,

касса букв и слогов

46

Схема предложения

учить детей рисовать схему предложения, называть последовательность слов. По заданной схеме составлять предложение.

47

«Буква Ж »

знакомство с буквойЖ, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в словообразовании        существительных, обозначающих детенышей животных, развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику, оптико-пространственные представления, внимание, память

48

«Буква Ш »

знакомство с буквой Ш, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в словообразовании                существительных, обозначающих детенышей животных, в изменении существительных по падежам (родительный        падеж),        развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память.

Цветные палочки, Шнуровка.

49

«Буква Х»

знакомство с буквой X, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; упражнять в звуковом анализе слов, в отгадывании ребусов, пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое восприятие,        мелкую        моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память.

Цветные        камешки, теремок Воскобовича.

50

«Буква Ч »

знакомство с буквой Ч, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее  графический образ; развивать

Альбомы, простой карандаш.

навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в образовании существительных                с                помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, развивать зрительное, фонематическое восприятие,        мелкую        моторику, фонематический анализ и синтез, внимание

51

«Буква Щ »

знакомство с буквой Щ, развивать зрительное и тактильное восприятие, оп- тико-пространственные представления, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память, логическое мышление; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас; упражнять в образовании профессий с помощью суффикса

-щик.

Цветные палочки,

Шнуровка,        касса букв и слогов.

52

«Буква Ц»

знакомство с буквой Ц, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; упражнять в подборе родственных слов, в составлении слов из слогов, пополнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память, логическое мышление;

Цветные палочки, Шнуровка.

53

«Буква Ф»

знакомство с буквой Ф, развивать зрительное, тактильное и фонематическое восприятие, оптико-пространственные представления, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память, логическое мышление; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас

Пластилин, игровизор Воскобовича,        касса букв.

Дидактические игры:

«        Читаем        по        –

слогам», « Определи звук»,        « Сложи

54

55

«В гостях у Забавушки»

Закрепление и повторение

56

слово»

пройденного        материала        во        время кружковой деятельности.

57

58

«Путешествие в страну Букв и

Звуков»

Закрепить и проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на кружке по обучению грамоте

Касса букв -10штук

59

60

Диагностика

Выявление результата полученных знаний детей в области обучения грамоты посредством дидактического материала на конец года.

Касса букв, фломастеры,

альбомы, тетрадь

5.Планируемые результаты

Предлагаемая Программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут: Знать:

Уметь:


- все звуки и буквы русского языка;

- различать понятия «звук», «слог», «предложение»;

- составлять предложения по картинке и с заданным словом;

- определять количество слов в предложении, составлять схему предложения;

- сравнивать слова по длительности;

- подбирать слова с заданным звуком;

- проводить звуковой анализ слов из 3-5-ти звуков на слух;

   - выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный,     твёрдый согласный – мягкий согласный, звонкий - глухой);

- делить слова на слоги, считать слоги в слове.

- составлять по картинке рассказ из 5-6 предложений;

- пересказывать небольшие тексты;

         - правильно        пользоваться        карандашом,        а        также        другими        графическими    материалами;

- правильно ориентироваться на листе бумаги.

Владеть:

- понятиями: «звук», «буква», «слог», «слово»;

- терминами: «согласные и гласные звуки», «твёрдые и мягкие согласные звуки»,

«звонкие и глухие согласные звуки»;

- связной,  грамматически и фонетически правильной речью.

6. Форма диагностики и оценочные материалы

Реализация Программы «АБВГДейка» способствует развитию у воспитанников

дошкольного учреждения фонематического слуха и восприятия; формированию верных и точных артикуляционных укладов при произношении звуков речи; закреплению

представлений о всех буквах алфавита; сознательному овладению навыками звукобуквенного анализа и синтеза.

Кроме выполнения основной задачи – формирования навыков звуко-буквенного анализа и синтеза занятия по данной программе способствуют активизации высших психических функций: расширению объема внимания и восприятия; развитию памяти и логического мышления.

Для проверки результативности проводится мониторинг, результаты которого позволяют определить степень усвоения ребёнком программных требований.

Система мониторинга включает в себя:

Цель: определить уровень развития способности детей к обучению грамоте. Задачи:

  1. Определить уровень развития фонематического слуха.
  2. Выявить уровень развития мелкой моторики.
  3. Выявить уровень развития графомоторных навыков.
  4. Выявить уровень развития навыков анализа и синтеза предложений.

Критерии и показатели мониторинга

критерии

показатели

Фонематический слух

1.Выделение заданного звука из ряда других.

2.Звукобуквенный анализ.

3.Сравнение слов по длительности.

4.Деление слов на слоги.

Мелкая моторика

1.Кинестетические основы движений.

2.Кинетическая основа движений.

Грамматический строй речи (предложение)

1.Составление предложений по картинке.

2.Составление предложений с заданным

словом.

3.Анализ и синтез предложения.

Графические навыки

1.Узнавание букв.

2.Пространственные представления на листе

бумаги.

Система оценки

Система мониторинга предполагает трехбалльную систему оценки:

3 балла – ребёнок безошибочно выполняет все тестовые задания и пробы.

2 балла – ребёнок выполняет основную часть заданий без ошибок, обращается за помощью к педагогу, может самостоятельно или по указанию взрослого исправить ошибку.

1 балл – ребёнок допускает ошибки при выполнении заданий, затрудняется или не способен исправить их после указания педагога, не справляется с большинством диагностических заданий.

Уровень подготовки детей к обучению грамоте определяется по среднему баллу.

Уровневая характеристика подготовки детей к обучению грамоте

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Ребёнок точно и правильно

Ребёнок правильно

Ребёнок неточно

воспроизводит в темпе

воспроизводит первый член

воспроизводит слоговой

предъявления слоговые

слогового ряда, второй

ряд. Не выполняет

ряды. Правильно выполняет

уподобляет первому.

фонетический анализ и

фонематический анализ и

Правильно выполняет

синтез. Искажает звуко-

синтез (определяет место

фонематический анализ и

слоговой структуру слова

звука в слове,

синтез с помощью

(допускает пропуски и

последовательность звуков

взрослого. Показывает

перестановки звуков и

в слове, делит слова на

заторможенность и

слогов внутри слова) или

слоги). Ребёнок правильно и

нескоординированность

не воспроизводит вовсе. У

точно воспроизводит в

движений при выполнении

ребёнка наблюдаются

темпе предъявления звуко-

заданий. Ребёнок допускает

трудности в переключении

слоговую структуру слова.

небольшое нарушение

движений. Заданные форма

Выполняет движения в

расстояния между точками

и масштаб рисунка не

полном объеме и в

при сохранении формы

сохранены. Графические

нормальном темпе. Ребёнок

рисунка или точно копирует

навыки на развиты.

точно повторяет

формы рисунка при

расположение точек на

нарушении масштаба.

листе бумаги, повторяет и

Испытывает затруднения

сохраняет масштаб рисунка.

при выполнении

Графические навыки

графических движений.

хорошо сформированы.

7. Методические материалы

Программа по подготовке к обучению грамоте реализуется в учебной и игровой деятельности.

Основной формой работы является занятие, продолжительность которого составляет 30 минут.

В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются следующие мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, сравнение слов по длительности, подбор слов с определенной звуковой структурой и т.п.). Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих развитию навыков общения.

По форме организации занятия можно разделить на:

  • занятия по изучению нового материала;
  • занятия по закреплению и систематизации знаний , умений и навыков;
  • комплексные занятия;
  • итоговые занятия.

Структура занятия по подготовке к обучению грамоте включает в себя:

  • организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей);
  • постановку цели занятия;
  • организацию самостоятельной практической и познавательной деятельности детей на занятии;
  • анализ деятельности детей и подведение итогов занятия.

В процессе подготовки дошкольников к обучению грамоте используется следующие методы:

  • словесные (объяснение, рассказ, беседа, чтение);

  • наглядные (наблюдение, демонстрация способа действия, ТСО);

  • практические (игра, упражнение, конструирование образа букв и т.д.).

В Программе есть серия занятий, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки и оценки знаний. При оценке характера познавательной деятельности ребёнка на занятии, предполагается использование объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, проблемного, частично-поискового и исследовательского методов.

Использование различных методов обучения на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных Программой задач и развить возможности детей, обогатить взаимоотношения воспитателя и воспитанников, сформировать новые пути взаимодействия.

8. Организационно – педагогические условия реализации Программы

Данная Программа предназначена для детей        подготовительной группы 6-7 летнего возраста  и предполагает кружковую форму детского образовательного объединения.

Автор-составитель Программы:

Воспитатель: Замалова Эльвира Наилевна.

Сроки реализации Программы: 2024 - 2025 учебный год

Режим организации занятий: Количество занятий в неделю -2 Продолжительность занятия– 30 минут Продолжительность обучения – 1 год Кол-во занятий в год– 60

Используемые материалы в течение учебного года:

  • Простые карандаши - 13 штук;
  • Тетрадь в клетку 18 листов  - 13 штук;
  • Фломастеры (6 цветов) - 13 наборов;
  • Альбомы для штриховки формат А5, 24 листа - 13 штук;
  • Игровой графический тренажёр «Игровизор» Воскобовича - 13 штук;
  • Развивающий набор «Мини-ларчик: Образные карточки» - 5 штук;
  • Волшебный сундучок «МиниЛарчик» - 1 комплект.
  • Игра-шнуровка «Снеговик» Воскобовича - 4 штуки;
  • Игра-шнуровка «Ромашка» Воскобовича - 3 штуки;
  • Игра-шнуровка «Яблонька» Воскобовича - 3 штуки;
  • Касса букв и слогов - 13 штук.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в рамках проведения кружковой работы соответствует Программе и должны обеспечивать:

  • экспериментирование с доступными детям материалами;
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для успешной подготовки к обучению грамоте позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого.

Для реализации поставленных задач необходим следующий дидактический материал:

   Дидактические игры:

  1. «Кто внимательный?»
  2. «Кто больше»
  3. «Слоговое лото»
  4. «Дополни слог, слово»
  5. «Перевёртыши»
  6. «Узнай звук»
  7. «Назови братца»
  8. «Пишущая машинка»
  9. «Звуковая цепочка»
  10. «Рифмы»
  11. «Чей голосок?»
  12. «Кто что подарил?»
  13. «Сигнальщики»
  14. «Рассыпанное слово»
  15. «Синий – зелёный»
  16. «Расшифруй слово»
  17. «Повтори, не ошибись!»
  18. «Заколдованные слова»
  19. «Слоговой аукцион»
  20. «Найди слово в слове»
  21. «Третий лишний»
  22. «Напиши кружочками»
  23. «Слушай хлопки»
  24. «Что общего»
  25. «Кто так говорит, делает?»
  26. «Звуковые человечки»
  27. «Волшебный мешочек»
  28. «Найди букву»
  29. «Назови ласково»
  30. «Измени слово»
  31. «Придумай слово»
  32. «Доскажи словечко»
  33. «Звук заблудился»
  34. «Закончи слово, предложение»
  35. «Анаграммы»
  36. «Читаем сами»
  37. «Звуковая цепочка»
  38. «На какую букву»
  39. «Буква заблудилась»
  40. «Синквейн»
  41. «Угадай букву»

   подвижная азбука (наборное полотно с буквами);    магнитная азбука (демонстрационная);

   касса букв и слогов (раздаточный материал);

   рабочие тетради дошкольника «Букваринка» (тетрадь 48 листов в клетку)

   карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и названием этого предмета на другой; со словами; предложениями; текстом;

   плакаты «Алфавит»;

   индивидуальные карточки: каждому ребёнку даётся задание – наклеить на картон вырезки из газет со словами на заданный звук (букву) в трёх позициях;

   таблицы со слогами и словами;

   наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи;

   наглядный материал: игрушки, муляжи, шнуровки, природный материал, бросовый материал;    комплект карточек для камешков марблс;

   марблс ассорти;

   коврик «Ларчик» В.Воскобовича;    «Теремки» В.Воскобовича.

Техническое оснащение занятий.

   демонстрационная магнитная доска;

   музыкальный центр, аудиоматериалы, презентации;

   шкафы для хранения дидактических и методических пособий;    Ноутбук;

   Интерактивная доска

9. Список литературы:

  1. Дурова, Н.В. Фонематика. «Как научить детей слышать и правильно произносить звуки» / Н. В Дурова. – М. : Просвещение, 2000. – 132 с
  2. Колесникова, Е.В. «От звука к букве» / Е.В. Колесникова. – М. :Просвещение, 2008. – 144

с.

  1. Тумакова, Г.А. «Учите играя» / Г. А. Тумакова, А. И Максакова. – М. : Просвещение,

2003. – 84 с.

  1. Ушакова,        О.        С.        «Методика        развития        речи        детей        дошкольного        возраста»        / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. :Владос, 2002. – 128 с.
  2. Ушакова, О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий) / О. С. Ушакова. – М. : ТЦ «Сфера», 2006. – 112 с.
  3. Фалькович,        Т.        А.        «Развитие        речи,        подготовка        к        освоению        письма»        / Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. – М. : Просвещение, 2007. – 93 с.
  4. Шумаева, Д. Г. «Как хорошо уметь читать» / Д. К. Шумаева. – С.П., 2008. – 138 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "АБВГДейка" дополнительного образования

Настоящая рабочая программа имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В процессе ее реализации ребенок должен овладеть знаниями, умен...

Воспитательные мероприятия в школе раннего развития "АБВГДейка"

Включены сценарии праздников  для детей дошкольного вознаста....

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «АБВГДейка» для детей 5-7 лет

Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно боль­шим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным наб...

Конспект занятия кружка по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейки" подготовительная к школе группа

Конспект занятия кружка по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейки" подготовительная к школе группа...

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета.Центр по подготовке детей к обучению грамоте "АБВГДейка"

Статья о предметно-развивающей наполняемости  одной из зон логопедического кабинета-зоны по подготовке к обучению грамоте....

План работы кружка"АБВГДейка"

Примерное планирование работы с детьми старшкго дошкольного возраста по обучению грамоте....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА кружка: «АБВГДЕйка» для детей 4-5 лет (средняя группа)

Направление:«Познавательно – речевое развитие». Образовательная область:«Коммуникация»...