Тема самообразования Развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста через использование дидактического пособия Чудо-фартук
учебно-методический материал
Тема самообразования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад п. Искра Октября
Педагогический проект
Развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Чудо – фартук»
Автор составитель
Воспитатель
Скребова О.А
п. Искра Октября, 2023
Проблема
В последние годы увеличивается число детей с эмоциональной неустойчивостью (враждебность, агрессивность, тревожность и т.д.), что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка не только с окружающим миром, но и с окружающими людьми. Эмоциональная отзывчивость это способность чувствовать и понимать состояние другого человека через осознание собственных переживаний.
Актуальность проекта
Без эмоций жизнь представить невозможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим. И очень важно чтобы ребенок знал и понимал, что не бывает хороших или плохих эмоций. Каждая из них – ключ к познанию окружающего мира. Для ребенка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного, а главное, счастливого будущего.
Адаптационный период в детском саду – серьезное испытание для детей раннего возраста. В этот период необходимо заложить основы доброжелательных отношений между детьми и педагогами в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Необходимо создать такую игровую среду и игровую деятельность, в которой ребенок, увлекшись, забыл бы о своих переживаниях и, играя, последовательно совершенствовался.
Работая с детьми не один год, общаясь и наблюдая за ними изо дня в день, пришла к выводу: формирование эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных – приоритетных задач воспитания.
Прослушав семинар по теме «Развитие эмоционального интеллекта у младших дошкольников» пришло желание изготовить именно дидактический фартук, потому что ничего подобного у меня еще не было. Детям в раннем возрасте интересно познавать окружающий мир через тактильное ощущение и зрительное восприятие.
При изготовлении игрового пособия « Чудо - фартук » выдержаны следующие условия создания:
1.Фартук обучающий и развивающий.
2. Фартук привлекателен для детей, а наполнение имеет мягкую приятную на ощупь структуру
3. Фартук соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям.
4. Фартук удобен для детей и педагога.
Данное пособие представляет собой рабочее поле, как воспитателя, так и ребенка. Фартук можно использовать в период адаптации, в режимных моментах, в индивидуальной работе, как составляющую часть непосредственно образовательной деятельности, а еще как сцену или целый театр.
Работа с подобными дидактическими пособиями формирует активное, творческое поведение детей в различных видах деятельности, развивает мелкую моторику рук (ребенок приобретает навыки, необходимые для самообслуживания - умение застегнуть и расстегнуть пуговицу, замок, липучку), пространственное воображение, тактильное, зрительное, восприятие, мышление, самостоятельность, инициативность, а самое главное развивает предпосылки эмоционального интеллекта.
Наполнение может меняться или усложняться в соответствии с возрастом детей и по их запросам.
Уникальность данного пособия состоит в том, что оно помогает педагогу не выпустить из рук и сердца моральный, эмоционально-ценностный, коммуникативный и креативный рост малыша, возможность приобрести знания, умения, навыки в различных сферах жизнедеятельности ребёнка.
И я развиваю предпосылки эмоционального интеллекта посредством использования дидактических игр и многофункционального фартука.
Участники: педагоги, дети и родители
Учебная нагрузка: занятия проводятся с детьми 2 раза в месяц продолжительностью 8-10 минут, а таже проводятся игровые ситуации, игры, чтение художественной литературы.
Цель проекта: развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Чудо – фартук»
Задачи проекта:
- Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе;
- Формировать умение распознавать собственные эмоции и эмоции других людей;
- Помочь родителям повысить компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей;
- Развивать речь, игровые умения, мелкую моторику.
- Пополнять активный словарь ребенка словесными обозначениями эмоций.
- Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.
Гипотеза: Использование игровой технологии «Чудо – фартук» поможет сформировать у детей раннего возраста предпосылки эмоционального интеллекта.
Ресурсы:
- Наглядный материал ( фартук, герои сказок на липучках, иллюстрации, картинки, фотографии);
- Изобразительный материал для продуктивной деятельности;
- Создание картотеки стихов, сказок, потешек;
- Художественные произведения по теме проекта
- Игры -имитации
Этапы проекта
- Подготовительный (сентябрь 2023 г. – октябрь 2024 г.)
- Изучение методической литературы и интернет – источников по теме проекта.
- Диагностика сформированности эмоционального интеллекта у детей.
- Анкетирование родителей для работы по реализации проекта.
- Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями, включая сценарии совместных мероприятий с родителями и детьми.
- Подготовка игр и пособий, материалов и оборудования.
- Практический (ноябрь 2024 г. – апрель 2024 г.)
- Реализация перспективного плана работы с детьми 1,5 – 3 лет.
- Проведение различных мероприятий для родителей (консультации, семинары, мастер-классы).
- Проведение совместных мероприятий с детьми и родителями (игры, занятия, круглый стол).
- Разработка методических материалов для педагогов, рекомендаций для родителей.
- Заключительный (май 2024 г.)
- Итоговая диагностика сформированности эмоционального интеллекта у детей.
- Выявление мнения родителей о реализации проекта.
- Анализ результатов и презентация проекта.
- Систематизация методического материала.
- Трансляция результатов на уровне ДОУ, СМИ.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Повысился уровень эмоционального интеллекта всех участников образовательного процесса;
- Профилактика отклонений в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста;
- Родители более компетентны в вопросах эмоционального интеллекта, активно реализуют полученные знания при общении со своими детьми;
- Педагоги умеют управлять своим эмоциональным состоянием;
- Семья осознанно участвует в формировании эмоциональной сферы ребенка.
ПЛАН РАБОТЫ:
Игровая деятельность | |
Игровые ситуации Дидактические игры | «По небу плыли облака…», «Конструктор эмоций», «История одного шарика», «Прогони злость», «Почему лисичка грустит», «Маски для человечка», «Доброе животное», «Веселый клоун», «Что рассмешило Аню?», «Цветок дружбы», «Семья», «Сделаем друг другу подарок», «Игрушка», «Я хороший», «Покажи Мише, как нужно улыбаться!» |
Физическое развитие | |
Подвижные игры, пальчиковые игры: | «Танцуем настроение», «Зеркало», «Волшебный мешочек», «Зайка серенький сидит», «Лучики солнца», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Мыльные пузыри», «Кулачок», «Жужа». |
Познавательное развитие | |
Непосредственно образовательная деятельность; проблемная ситуация; наблюдение: | Тема: «Коробка переживаний» Тема: «Путешествие в сказку» Тема: «Какое у меня настроение?» Тема: «Стулья для животных» Тема: «Мешок с капризками» «Твоя игрушка сломалась и ты очень расстроен»; «Поможем Кате развеселить Машу» |
Речевое развитие | |
Чтение художественной литературы: | Потешки: «Рева – корова», «Идет коза рогатая», «Ты расти – расти», «Баю -баю, надо спать», «Рано – рано поутру», «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока» Стихи: А. Барто «Наша Таня громко плачет», «Девочка – ревушка»; «Мишка косолапый», «Топаем – хлопаем»; Б. Заходер «Собачкины огорчения», «Кискино горе»; К.Чуковский «Ежики смеются». Сказки: «Котенок Шмяк», В.Сутеев «Три котенка». |
Социально – коммуникативное развитие | |
Рассматривание и обсуждение картин: Беседы: Просмотры мультфильмов: Д/упражнения | «Дети играют», «Мама купает ребенка», «Веселая девочка», «Чем помочь человеку, которому грустно?», «Расскажи про своего друга» Игры-приветствия, эмоциональные игры «Хлопаем в ладоши!», «Дай ручку!», «Это я», «Имя и движение», «Поприветствуем друг друга», «Возьмёмся за руки, друзья», «Прикосновения», «Поделись своим теплом», «Рисунок на спине», «Угадай, кто я», «Зеркало», «Тень», «Где мы были, мы не скажем», «Магазин игрушек», «Угадай, кто позвал», «Прыг - скок», «Раздувайся пузырь»; Мф «Малышарики» Мф «Заюшкина избушка» Мф «Лунтик» |
Художественно – эстетическое развитие | |
Театрализованная деятельность: Музыкальные игры: Рисование: Лепка: | Кукольный театр «Колобок» «Баюканье куклы Маши», «Веселый Мишка» «Почему удивился ежик?» «Грустный зайчик» «Порадуем лесных друзей» «Поможем маме» «Ребята улыбаются» |
Работа с родителями | |
Папки – передвижки: Консультации: Памятки: Создание альбома с родителями: Стенгазета: Анкетирование родителей: | «Мой ребенок» «Познаем эмоции вместе» «Самая счастливая семья» «Мир глазами ребенка». «Настроение моей семьи». «В мире эмоций»; Индивидуальные беседы по запросу родителей по данной теме. |
Список литературы:
1.Балакирева Т. С. Эмоции и дети – комплексные занятия педагога-психолога // Дошкольное воспитание. 2005.
2.Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М., 1998.
3.Гоулман Дэниел, Эмоциональный интеллект; пер. с англ. А. П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478с.
4.Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы. СПб, Речь, 2010.
5.Загвоздкин В. К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания// Управление ДОУ. 2008. № 4.
6.Изард К. Психология эмоций. СПб., 2008.
7.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
8.Люсин Д.В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты //Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен/ Под ред. Г.А. Емельянова. М., 2000.
9.Психология эмоций. Тексты/Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1993.
10.Чистякова М.И. Психогимнастика. М., Просвещение, Владос, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование понятия о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через использование дидактических игр.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего...
Формирование познавательной активности детей раннего возраста через использование дидактических игр и упражнений
Одним из эффективных приёмов и методов в работе по формированию познавательной активности у детей раннего возраста являются дидактические игры и упражнения.....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/30/picture-610305-1427714859.jpg)
Программа саморазвития педагога по теме: «Развитие двигательной активности детей раннего возраста через использование здоровьесберегающих технологий»
Пояснительная записка. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, а также эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, пр...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/10/picture-1366017-1702241151.jpg)
Методическая разработка на тему: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через систему дидактических игр и пособий»
В методической разработке вы сможете ознакомиться с различными развивающими дидактическими играми и пособиями, сделанными своими руками и с тем, как активно они применяются в коррекционно-развивающей ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/19/picture-1365154-1637320196.jpg)
План по самообразованию:«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/25/picture-1400085-1650896433.jpg)
«Развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста путем ознакомления со сказкой»
В связи с неведением и малой грамотности родителей, о развитии ребенка, лидирующие позиции в развитии детей, в их понимании занимают знания, умения и навыки, то есть понимание того, что ребенок должен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/27/picture-1301922-1640621936.jpg)
Мастер-класс для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста посредством сказкотерапии»
Мастер-класс для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей раннеговозраста посредством сказкотерапии»...