Мастер-класс для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста посредством сказкотерапии»
консультация

Корольская Ольга Николаевна

Мастер-класс для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей раннего

возраста посредством сказкотерапии»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей раннего

возраста посредством сказкотерапии» Тема: «Развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста посредством сказкотерапии».

Актуальность: развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста является фактором, укрепляющим психическое и эмоциональное здоровье ребенка, это основа развития положительной адаптации и социализации в детском коллективе и в обществе в целом. Ребенок учится выражать чувства с помощью интонации, мимики, пантомимики; понимать переживания другого человека; управлять

своими эмоциями в трудных ситуациях. Положительное эмоциональное состояние детей относится к числу важнейших условий развития личности.

Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность детей дошкольного детства. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. В одних случаях – это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других - чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.

Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что

оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

Ранний возраст - время, когда идет изучение многоцветной палитры чувств и эмоций, ребенок обучается распознавать и верно показывать свои переживания. На данном этапе ребёнок осваивает новые для него чувства: эмпатия, предвосхищение, сопереживание. Только благодаря положительным эмоциям, совершенствуется способность запоминать информацию и говорить.

Ход мастер-класса

Тема мастер-класса: «Сундучок народных сказок».

Цель: расширить представления родителей о современных эффективных формах развития эмоционального интеллекта детей раннего возраста с использованием настольного театра по сказке «Курочка Ряба».

Задачи:

  • раскрыть преимущества использования сказок – инсценировок для развития эмоционального интеллекта у детей раннего возраста;
  • раскрыть основные приёмы и техники сказкотерапии;
  • обучить родителей практическим навыкам использования сказок-инсценировок, как одного из эффективных способов развития эмоционального интеллекта у детей раннего возраста.

Ожидаемый результат: повышение родительской компетенции в вопросах развития эмоционального интеллекта детей раннего возраста с помощью сказок-инсценировок. Аудитория: родители воспитанников группы

Регламент: 20 минут.

Оборудование: текст русской народной сказки «Курочка Ряба», иллюстрации к сказке, куклы - марионетки, игрушки (баба, дед, курочка, яичко, мышка).

Ход:

Приветствие участников мастер-класса. Организация рабочего пространства. Психологическая разминка, игра «Шкатулка эмоций».

Педагог обращается к участникам:

  • Возьмите, пожалуйста, любую карточку из «Шкатулки эмоций».
  • На карточках изображены пиктограммы эмоций.
  • Изобразите эмоцию мимикой.
  • Изобразите эмоцию «радость». 1 этап – Введение в ситуацию.

Сюрпризный момент.

Раздаётся стук в дверь, входит педагог с корзинкой. В корзинке - Курочка.

  • Здравствуйте, дети! Хотите посмотреть, что я вам принесла? Кто пришел к вам в гости?

Дети отвечают.

  • Верно, Курочка. Смотрите, дети, какая она красивая. Психолог читает потешку про Курочку.

Курочка-рябушечка, Куда пошла?

  • На речку.

  • Курочка-рябушечка,

Зачем пошла?

  • За водичкой.

  • Курочка-рябушечка, Зачем тебе водичка?
  • Цыпляточек поить.

  • Курочка-рябушечка, Как цыплята просят пить?
  • Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Вопросы участникам: Вы любите сказки? А какая сказка нравится больше всего? А вы хотите послушать сказку про курочку Рябу?

К аудитории

Итак, мы прошли первый этап - «Введение в ситуацию», где создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность. Для этого педагог включает их в беседу, обязательно личностно-значимую для них, связанную с их жизненным опытом.

Включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?» Важно понимать, что детская цель не имеет ничего общего с программными задачами. Задавая такие вопросы, педагог формирует у детей веру в собственные силы. Голосом, взглядом дает понять, что и он в них верит. Таким образом, на этом этапе полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации (надо-хочу-могу).

2 этап - Актуализация знаний.

На столе установлены декорации для театрализованного показа сказки «Курочка Ряба» и расставлены фигурки героев представления.

Педагог обращается к участникам:

Сегодня мы вспомним русско-народную сказку, которая вам очень известна. Вопросы: Посмотрите, кто это на картинке?

Ответы: Курочка.

Педагог обращается к участникам:

Правильно. Это курочка-хохлатка, Детки у нее — цыплятки. Они ходят все гулять,

Вместе зернышки клевать.

Конечно, это «Курочка Ряба». Давайте расскажем её вместе. 3 этап - Практическая часть. Открытие нового знания.

Педагог рассказывает сказку, используя настольный театр «Курочка Ряба».

  • Жили – были дед да баба.

  • Была у них Курочка Ряба.

  • И снесла однажды Курочка – ряба яичко! Не простое, а золотое!

  • Дед бил-бил, не разбил.

  • Баба била - била, тоже не разбила.

Педагог показывает (кулачком по кулачку стучат, приговаривая тук – тук- тук).

  • Но тут мимо бежала … кто?

Родители: Мышка.

По столу хвостом махнула, и яичко на пол стряхнула «Бух!»

  • Дед плачет: О –о –о –о!
  • Бабка плачет: А – а – а – а!
  • А Курочка кудахчет: Ко – ко – ко.

Не плачь, дед, не плачь, баба. Я вам новое яичко снесу, не золотое, а простое. 4 этап - «Осмысление».

Вопросы участникам:

  • А как кудахтала курочка? (ко-ко-ко)

-Как дедушка с бабушкой стучали по яичку? (тук-тук)

-Как мышка пропищала? (пи-пи-пи)

-Как упало яичко? (бух)

-Как плакали дедушка и бабушка? (а-а-а-, ай-ай-ай, ой-ой-ой)

-А как они обрадовались новому яичку? (улыбнулись, захлопали в ладоши)

Дать возможность проявить эмоции: погладить, пожалеть, обнять, одеть, уложить спать, сделать домик, накормить, постирать…что-то для героя сделать хорошее.

К аудитории: для малыша развитие тактильных ощущений имеет очень большое значение! Ручки, ладошки, пальчики ребенка – очень важные части его тела, которые отвечают за развитие мыслительной деятельности. В момент прикосновения ребенка к различной поверхности, в его мозгу происходит много процессов, которые позволяют ему идентифицировать объект, к которому он прикоснулся.

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром.

Рефлексия.

Педагог обращается к участникам:

-Было ли вам интересно?

  • Что полезного вы узнали?

  • Считаете ли вы развитие эмоционального интеллекта важным для формирования гармонически развитой личности ребёнка?

Вопросы участникам:

Родителям предлагается раскрасить радугу эмоций. Какого цвета радость, а какого — удивление?

Как выглядит грусть, а как — сомнение?

А ваши эмоции, какого цвета? Создайте свою радугу эмоций! Список литературы:

1. Кряжева Н. Л., «Развитие эмоционального мира детей»,Ярославль: Академия развития, 1996. 208 с.

5. Читаем малышам «Курочка Ряба», М.: Искатель, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей «Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник ИЗОдеятельности»

Мастер - класс для родителей«Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник ИЗОдеятельности»Цель: повысить мотивацию родителей дошкольников...

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством программы психолого-педагогического сопровождения.

Цель работы:Создание условий для реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств для детей раннего возраста в соответствии с требованиями Ф.Г.О.С.З...

Консультация для родителей. «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр»

В возрасте 2-3 лет для детей общение со сверстниками становится потребностью и приобретает огромное значение в формировании личности.Поэтому так важно с двух лет начинать учить детей общатья друг с др...

«Развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста путем ознакомления со сказкой»

В связи с неведением и малой грамотности родителей, о развитии ребенка, лидирующие позиции в развитии детей, в их понимании занимают знания, умения и навыки, то есть понимание того, что ребенок должен...

Мастер – класс для воспитателей «Развиваем сенсорное восприятие у детей раннего возраста посредством использования дидактических игр»

Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.  Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа), ...

Консультация-практикум для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в семье»

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Воспитатель: здравствуйте, уважаемые родители. Стремясь развить интеллект ребенк...

Консультация-практикум для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в семье»

консультация-практикум для родителей "Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольноговозраста в семье"...