Мастер-класс для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста посредством сказкотерапии»
консультация
Мастер-класс для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей раннего
возраста посредством сказкотерапии»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей раннего
возраста посредством сказкотерапии» Тема: «Развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста посредством сказкотерапии».
Актуальность: развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста является фактором, укрепляющим психическое и эмоциональное здоровье ребенка, это основа развития положительной адаптации и социализации в детском коллективе и в обществе в целом. Ребенок учится выражать чувства с помощью интонации, мимики, пантомимики; понимать переживания другого человека; управлять
своими эмоциями в трудных ситуациях. Положительное эмоциональное состояние детей относится к числу важнейших условий развития личности.
Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность детей дошкольного детства. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. В одних случаях – это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других - чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.
Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что
оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.
Ранний возраст - время, когда идет изучение многоцветной палитры чувств и эмоций, ребенок обучается распознавать и верно показывать свои переживания. На данном этапе ребёнок осваивает новые для него чувства: эмпатия, предвосхищение, сопереживание. Только благодаря положительным эмоциям, совершенствуется способность запоминать информацию и говорить.
Ход мастер-класса
Тема мастер-класса: «Сундучок народных сказок».
Цель: расширить представления родителей о современных эффективных формах развития эмоционального интеллекта детей раннего возраста с использованием настольного театра по сказке «Курочка Ряба».
Задачи:
- раскрыть преимущества использования сказок – инсценировок для развития эмоционального интеллекта у детей раннего возраста;
- раскрыть основные приёмы и техники сказкотерапии;
- обучить родителей практическим навыкам использования сказок-инсценировок, как одного из эффективных способов развития эмоционального интеллекта у детей раннего возраста.
Ожидаемый результат: повышение родительской компетенции в вопросах развития эмоционального интеллекта детей раннего возраста с помощью сказок-инсценировок. Аудитория: родители воспитанников группы
Регламент: 20 минут.
Оборудование: текст русской народной сказки «Курочка Ряба», иллюстрации к сказке, куклы - марионетки, игрушки (баба, дед, курочка, яичко, мышка).
Ход:
Приветствие участников мастер-класса. Организация рабочего пространства. Психологическая разминка, игра «Шкатулка эмоций».
Педагог обращается к участникам:
- Возьмите, пожалуйста, любую карточку из «Шкатулки эмоций».
- На карточках изображены пиктограммы эмоций.
- Изобразите эмоцию мимикой.
- Изобразите эмоцию «радость». 1 этап – Введение в ситуацию.
Сюрпризный момент.
Раздаётся стук в дверь, входит педагог с корзинкой. В корзинке - Курочка.
- Здравствуйте, дети! Хотите посмотреть, что я вам принесла? Кто пришел к вам в гости?
Дети отвечают.
- Верно, Курочка. Смотрите, дети, какая она красивая. Психолог читает потешку про Курочку.
Курочка-рябушечка, Куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка, Зачем тебе водичка?
- Цыпляточек поить.
- Курочка-рябушечка, Как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!
Вопросы участникам: Вы любите сказки? А какая сказка нравится больше всего? А вы хотите послушать сказку про курочку Рябу?
К аудитории
Итак, мы прошли первый этап - «Введение в ситуацию», где создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность. Для этого педагог включает их в беседу, обязательно личностно-значимую для них, связанную с их жизненным опытом.
Включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?» Важно понимать, что детская цель не имеет ничего общего с программными задачами. Задавая такие вопросы, педагог формирует у детей веру в собственные силы. Голосом, взглядом дает понять, что и он в них верит. Таким образом, на этом этапе полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации (надо-хочу-могу).
2 этап - Актуализация знаний.
На столе установлены декорации для театрализованного показа сказки «Курочка Ряба» и расставлены фигурки героев представления.
Педагог обращается к участникам:
Сегодня мы вспомним русско-народную сказку, которая вам очень известна. Вопросы: Посмотрите, кто это на картинке?
Ответы: Курочка.
Педагог обращается к участникам:
Правильно. Это курочка-хохлатка, Детки у нее — цыплятки. Они ходят все гулять,
Вместе зернышки клевать.
Конечно, это «Курочка Ряба». Давайте расскажем её вместе. 3 этап - Практическая часть. Открытие нового знания.
Педагог рассказывает сказку, используя настольный театр «Курочка Ряба».
- Жили – были дед да баба.
- Была у них Курочка Ряба.
- И снесла однажды Курочка – ряба яичко! Не простое, а золотое!
- Дед бил-бил, не разбил.
- Баба била - била, тоже не разбила.
Педагог показывает (кулачком по кулачку стучат, приговаривая тук – тук- тук).
- Но тут мимо бежала … кто?
Родители: Мышка.
По столу хвостом махнула, и яичко на пол стряхнула «Бух!»
- Дед плачет: О –о –о –о!
- Бабка плачет: А – а – а – а!
- А Курочка кудахчет: Ко – ко – ко.
Не плачь, дед, не плачь, баба. Я вам новое яичко снесу, не золотое, а простое. 4 этап - «Осмысление».
Вопросы участникам:
- А как кудахтала курочка? (ко-ко-ко)
-Как дедушка с бабушкой стучали по яичку? (тук-тук)
-Как мышка пропищала? (пи-пи-пи)
-Как упало яичко? (бух)
-Как плакали дедушка и бабушка? (а-а-а-, ай-ай-ай, ой-ой-ой)
-А как они обрадовались новому яичку? (улыбнулись, захлопали в ладоши)
Дать возможность проявить эмоции: погладить, пожалеть, обнять, одеть, уложить спать, сделать домик, накормить, постирать…что-то для героя сделать хорошее.
К аудитории: для малыша развитие тактильных ощущений имеет очень большое значение! Ручки, ладошки, пальчики ребенка – очень важные части его тела, которые отвечают за развитие мыслительной деятельности. В момент прикосновения ребенка к различной поверхности, в его мозгу происходит много процессов, которые позволяют ему идентифицировать объект, к которому он прикоснулся.
Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром.
Рефлексия.
Педагог обращается к участникам:
-Было ли вам интересно?
- Что полезного вы узнали?
- Считаете ли вы развитие эмоционального интеллекта важным для формирования гармонически развитой личности ребёнка?
Вопросы участникам:
Родителям предлагается раскрасить радугу эмоций. Какого цвета радость, а какого — удивление?
Как выглядит грусть, а как — сомнение?
А ваши эмоции, какого цвета? Создайте свою радугу эмоций! Список литературы:
1. Кряжева Н. Л., «Развитие эмоционального мира детей»,Ярославль: Академия развития, 1996. 208 с.
5. Читаем малышам «Курочка Ряба», М.: Искатель, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для родителей «Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник ИЗОдеятельности»
Мастер - класс для родителей«Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник ИЗОдеятельности»Цель: повысить мотивацию родителей дошкольников...
Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством программы психолого-педагогического сопровождения.
Цель работы:Создание условий для реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств для детей раннего возраста в соответствии с требованиями Ф.Г.О.С.З...
Консультация для родителей. «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр»
В возрасте 2-3 лет для детей общение со сверстниками становится потребностью и приобретает огромное значение в формировании личности.Поэтому так важно с двух лет начинать учить детей общатья друг с др...
«Развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста путем ознакомления со сказкой»
В связи с неведением и малой грамотности родителей, о развитии ребенка, лидирующие позиции в развитии детей, в их понимании занимают знания, умения и навыки, то есть понимание того, что ребенок должен...
Мастер – класс для воспитателей «Развиваем сенсорное восприятие у детей раннего возраста посредством использования дидактических игр»
Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств. Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа), ...
Консультация-практикум для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в семье»
Цель: повышение родительской компетенции в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Воспитатель: здравствуйте, уважаемые родители. Стремясь развить интеллект ребенк...
Консультация-практикум для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в семье»
консультация-практикум для родителей "Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольноговозраста в семье"...