Сенсорно-моторное развитие детей
статья (младшая группа)

Мкртумян Инга Геннадиевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensorno-motornoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорно-моторное развитие детей раннего возраста

Ранний возраст – это период интенсивного познания мира через ощущения и движения. Именно в это время закладываются основы для дальнейшего успешного развития ребенка.

Что такое сенсорно-моторное развитие?

Сенсорно-моторное развитие – это неразрывная связь между восприятием (ощущением) окружающего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и двигательной активностью (моторикой). Ребенок познает мир, трогая предметы, рассматривая их, слушая звуки и передвигаясь в пространстве.

Почему это важно?

• Формирование мозга: Именно через сенсорные переживания и движения происходит активное развитие головного мозга ребенка, формируются нейронные связи, необходимые для мышления, речи, внимания и памяти.

• Основа для когнитивного развития: Умение различать цвета, формы, размеры, звуки, текстуру и координировать свои движения является фундаментом для дальнейшего развития познавательных процессов, таких как, восприятие, внимание, память и мышление.

• Развитие моторики: Улучшается координация движений, мелкая моторика рук, что в дальнейшем пригодится для самообслуживания, письма, рисования и других важных навыков.

• Эмоциональное благополучие: Активное исследование мира приносит детям радость и удовлетворение, способствует развитию уверенности в себе и любознательности.

Как развивается сенсорно-моторное развитие в раннем возрасте?

• Первый год жизни: Основное внимание уделяется сенсорному восприятию мира через прикосновения, рассматривание, прослушивание звуков. Ребенок учится хватать предметы, ползать, сидеть, вставать.

• Второй и третий год жизни: Движения становятся более координированными, дети активно осваивают ходьбу, бег, лазание, бросание. Развивается мелкая моторика рук (игры с пальчиками, перекладывание предметов, рисование). Дети начинают активно различать и называть цвета, формы, размеры, текстуры предметов.

Что могут сделать родители для поддержки сенсорно-моторного развития своего ребенка?

1. Обеспечить безопасное пространство для движения:

Позвольте ребенку ползать, ходить, бегать, лазать – это важно для развития его двигательных навыков и познания мира.

2. Предоставьте разнообразные сенсорные стимулы:

• Тактильные ощущения: Предлагайте играть с предметами разной текстуры (мягкие игрушки, гладкие камешки, шероховатые коврики). Дайте ребенку возможность трогать песок, воду, крупу.

• Зрительные ощущения: Используйте яркие игрушки, книжки с картинками, предлагайте игры с цветами и формами.

• Обонятельные ощущения: Дайте понюхать фрукты, цветы, ароматные травы.

• Вкусовые ощущения: Знакомьте с разнообразной здоровой пищей.

3. Предлагайте игры и упражнения, способствующие развитию моторики:

• Игры с мячом: Катать, бросать, ловить.

• Игры с конструкторами: Строить башни, домики, дороги.

• Игры с кубиками: Складывать, разбирать.

• Игры с пальчиками: Считалки, пальчиковая гимнастика.

• Рисование: Пальчиками, карандашами, мелками.

• Лепка: Из пластилина, теста, глины.

• Игры с водой: Переливание, вылавливание.

4. Создавайте условия для самостоятельного исследования: Позволяйте ребенку трогать, исследовать, экспериментировать. Не ограничивайте его любопытство.

5. Комментируйте действия ребенка: Проговаривайте название предметов, действий, качеств. Это помогает ребенку обогатить словарный запас и понять окружающий мир.

6. Будьте терпеливыми и поддерживающими: Хвалите ребенка за его успехи, поощряйте его любознательность.

Примеры простых игр и упражнений:

• «Чудесный мешочек»: Положите в мешочек разные предметы (игрушки, овощи, фрукты). Пусть ребенок на ощупь угадывает, что это.

• «Сортировка»: Предложите ребенку сортировать предметы по цвету, форме, размеру.

• «Повторяй за мной»: Показывайте простые движения, пусть ребенок их повторяет.

• «Рисуем пальчиками»: На листе бумаги или подносе с манной крупой, позволяйте ребенку рисовать пальчиками.

• «Музыкальные инструменты»: Дайте ребенку погремушки, барабан, бубен.

Важно помнить!

• Каждый ребенок развивается в своем темпе, не сравнивайте его с другими детьми.

• Главное – это создание условий для активного и радостного познания мира.

• Игры и знания должны приносить ребенку удовольствие.

Заключение

Сенсорно-моторное развитие – это фундаментальный аспект развития ребенка. Уделяйте ему внимание, создавайте условия для активного познания мира, и вы увидите, как ваш малыш растет и развивается!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактическое пособие для сенсорно-моторного развития (для детей раннего , младшего, старшего возраста).

Сюжетный тренажер «Цветные картинки», Сюжетный тренажер «Цветные дорожки», Сюжетный тренажер «Овощи»....

Программа сенсорно-моторного развития детей раннего возраста «Ловкий пальчик»

предлагаю вашему вниманию программу сенсорно-моторного развития детей младшего возраста. Срок реализации образовательной программы - 1 год. Данная программа будет интересна педагогам ясельных групп, т...

Сценарий родительского собрания в группе раннего развития №1 на тему: "Сенсорно-моторное развитие детей 2-3 лет"

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, ак...

«РАЗВИТИЕ СЕНСОРНО-МОТОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;РАЗВИТИЕ СЕНСОРНО-МОТОРНЫХ  ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Сенсорные «миры» как способ развития сенсорно-моторной сферы детей дошкольного возраста

Данная статья описывает развитие сенсорно-моторной сферы у детей дошкольного возраста методом создания сенсорной коробки....

Совместная деятельность по развитию сенсорно – моторных действий у детей первой младшей группы № 2

1.Формировать представления детей о цвете, величине и форме.2.Учить группировать предметы по одному из сенсорных признаков: форме, цвету, величине.3.Развивать сенсорно – моторные действия детей....

Изготовление игровых пособий для развития Сенсорно -моторных умений у детей младшего и старшего дошкольного возраста .

Изготовление игровых пособий для развития Сенсорно -Моторных умений у детей младшего и старшего дошкольного возраста ....