Сенсорные «миры» как способ развития сенсорно-моторной сферы детей дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)
Данная статья описывает развитие сенсорно-моторной сферы у детей дошкольного возраста методом создания сенсорной коробки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_sensornyh_korobok.docx | 676.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорные «миры» как способ развития сенсорно-моторной сферы детей дошкольного возраста.
В рамках статьи, мы рассмотрим почему так важно уделять внимание сенсо-моторному развитию детей, куда нас ведет недостаточность сенсорно-моторных ощущений, так же мы рассмотрим один из способов как можно помочь скорректировать сенсорно-моторную сферу в рамках занятия в детском саду.
Если мы рассмотрим схему, мы увидим прямую зависимость между перцепцией, чувствительным компонентом познания- речью, поведением и саморегуляцией.
Многие исследователи данного вопроса пишут, что мы еще находимся в старинной ловушки Декарта, противопоставившего активной душе -реактивную машину тела теория его дуализма так плотно засела в наше мышление, что осознать взаимосвязь сознания и тело современному человеку действительно сложно. Но сейчас мы знаем, насколько сильна связь тела и ума, связь перцепции и речи.
Результаты исследования по всему миру показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Хотелось бы отметить особенности среды воспитания и образования в наше время. Наш мозг привык и хочет развиваться ка он развивался 1000 лет назад, с помощью палок, веток, грязи, камней, ему нужны разные текстуры, разный опыт- сейчас ребенок ограничен в познании, ограничен в получении собственного опыта, по причине безопасносности, гигиены и многих других факторов. Из этого следует, что нам нужны искусственные условия для реализации всех потребностей сенсомоторной сферы. Кроме того, они нужны нам в контексте, что бы дети не просто подержали камушек в кругу, а ввели этот камень в игру, в деятельность.
Как мы можем решить эту проблему в рамках занятия в детском саду. Предлагаю одно из решений, которое я использую в своей работе. Это создание сенсорных «миров» из сыпучих материалов, круп, воды, природных материалов и фигурок.
На картинках представлена коробка «Осень». Здесь Вы можете видеть такое наполнение: песок, природные материалы (палки, шишки, листья, ветки, цветы, камни), фигурки для проигрывания сюжетов, домик, забор и др. атрибуты.
Создавая коробку следует придерживаться нескольких принципов:
- В основе любого процесса всегда заложена активность;
- Использование природных материалов и предметов разных текстур;
- Соблюдать вариативность; на примере коробки « огород» мы можем провести занятие на соотнесение, классификацию на цвет и форму, можем проиграть ролевые сюжеты
- Приближение к реальной жизни.
Исходя из принципов мы можем выделить следующие задачи.
Задачи:
- систематическое и целенаправленное формирование сенсорных эталонов величины, формы, цвета предметов, их положения в пространстве;
- развитие мелкой пальцевой моторики, целенаправленных движений (точных координированных движений кисти руки и пальцев), развитие статической и динамической координации движений пальцев рук, ритмической организации и переключаемости движений рук;
- формирование общей моторной координации ребёнка;
- обогащение представлений детей об окружающих предметах и явлениях;
- развитие умений и навыков выделять признаки предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, анализа;
- воспитание у детей терпеливости, работоспособности, самостоятельности, навыков контроля и начальные навыки самоконтроля, доводить начатое дело до завершения.
- формирование интересов к работе с различными материалами.
Подведя итог, хотела бы отметить, что создавать целый мир для ребенка и быть его проводником в этом мире это удивительная форма работы, которая позволит скорректировать многие психические процессы у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (опыт построения диагностического обследования).
Построение диагностического обследования согласно предложенному плану позволяет : -дать объективную оценку состояния эмоционально-волевой сферы детей, -организовать коррекционную р...
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
Игры на развитие эмоциональной сферы детей. Помогут воспитателю наладить контакт с ребёнком и его эмоциональное благополучие....
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Опыт работы по развитию чувственно-эмоциональной сферы ребенка...
Игротерапия как средство коррекции нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста
В статье представлены игры и упражнения направленные на работу с тревожностью, агрессией, страхами...
Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения
Консультация для педагогов "Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения"...
«Практический подход к формированию элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста» «Использование кругов Эйлера, как один из способов развития логического мышления у детей дошкольного возраста 4-7 лет»
Я хочу представить Вашему вниманию типы кругов Эйлера. Это схемы, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Они делятся на группы, в зависимости о...
Защита опыта на заседании городского методического объединения педагогов-психологов дошкольных учреждений г.Южно-Сахалинска.Презентация "Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с помощью игры" .
ull;Эмоции – это отражение состояния души человека, которое видимо окружающим. А уметь управлять эмоциями –это настоящее искусство. А научить человека управлять своими эмоциями искусство...