Русский фольклор
консультация

Варич Анастасия Сергеевна

Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Детский фольклор - это синтез поэтического народного слова и движения

Слово фольклор — это английское слово, сложенное из двух слов «фольк»—народ, «лор»- учение. Итак, фольклор — это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверья и т.д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность.

 Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_folklor.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Детский фольклор - это синтез поэтического народного слова и движения

Слово фольклор — это английское слово, сложенное из двух слов «фольк»—народ, «лор»- учение. Итак, фольклор — это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверья и т.д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность.

 Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

 Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает обще интересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

 Произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей. Из родника музыки начинает пить каждый ещё в младенчестве, слушая колыбельную песню.

Собирание детского фольклора началось позднее других видов народной поэзии. Условия жизни и быта помещиков обуславливали их зависимость от крестьянской среды; дети помещиков и дворян находились на попечении мамушек, нянек и дворовых людей, которые знакомили своих питомцев с различными формами фольклора.

В воспоминаниях разных лиц переданы образы наставниц, рассказаны некоторые запомнившиеся истории, сказки, небылички, легенды.

Виды   детского фольклора:

  • «Поэзия пестования» («материнская поэзия») – колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.
  • Календарный – заклички и приговорки.
  • Игровой – игровые припевы и приговоры, жеребьевые сговорки, считалки, дразнилки, поддевки, скороговорки, перевертыши.
  • Дидактический – скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.
  • Песенный.

Колыбельные песни

  • -  самый древний жанр,  песни - заговоры. Поэтому их основные мотивы – пожелание сна, здоровья, хорошей и долгой жизни. Поются колыбельные песни непрерывно, без разделения текстов, в одной мелодии, в одном укачивающем ритме, пока дитя не уснёт.  

Сказка –

  • один из основных видов устной народной прозы, ее типическим свойством считается установка на вымысел. Дети проявляют особый интерес к сказке, их привлекают динамично развивающийся сюжет, характерные образы. Поэтому и в детском фольклоре сказка занимает одно из основных мест. К детским сказкам относятся несколько групп произведений: сказки, перешедшие из фольклора взрослых и специально обработанные для детей; сказки, специально создаваемые для детей (докучные сказки и кумулятивные сказки), и собственно детский фольклор (сказки, сочиняемые самими детьми). Как и колыбельные песни, сказки используются в развлекательных и поучительных целях. Обычно сказки рассказывают те лица, которые занимаются воспитанием детей (бабушки, матери, няни, пестуньи).
  • Обычно выделяют сказки о животных, волшебные и бытовые. Они различаются между собой по характеру вымысла, по героям и по используемым мотивам.

Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена. Они отличаются богатством языка, зачастую тяготеют к рифме и ритму. Как правило, кумулятивные сказки рассказывали маленьким детям, для того чтобы они быстрее научились говорить – слушая повторения, ребенку проще запомнить отдельные слова или выражения. Кумулятивные сказки -«Колобок»,  «Теремок»,  «Репка»

В рамках регионального компонента можно использовать сказки Тамары Григорьевны Долбуновой- писательницы из г. Байкальска-сказки с берегов Байкала

Сатиричекие жанры детского фольклора:

Дразнилка – короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество. Отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Дразнилки бывают одновременно и смешными, и обидными. Высмеивают лень, трусость, жадность и другие плохие привычки. Иногда просто привязаны к имени.

Поддевка –

 это умственная игра, кто кого перехитрит, кто более находчивый, у кого фантазии больше.. Учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, постоять за себя.

Поддевки, которые относятся к потешному фольклору и представляют собой забавы за счет другого, основанные на игре слов. Поддевки отличаются краткостью и четкостью. Строятся исключительно как диалоги, где следует ожидать быть пойманным («поддетым») на слове.

Мирилка – небольшой забавный рифмованный стишок,,  который дети обычно произносят  после ссоры или обиды, для того, чтобы мириться.. Это песенка-просьба о примирении. Дети сцепляют мизинцы  друг друга в знак примирения и ритмично  вместе говорят слова мирилки. Мирилка произносится подряд 5-10 раз и действительно примиряет. Это ведь очень весело – вместе произносить текст, в ритм делая движения сцепленными мизинчиками. И обиды быстро проходят, а на смену им появляется улыбка.

Игровой фольклор.

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр.

Сгруппировать детские игры можно на

одиночные, групповые или совместные.

Одиночные игры требуют объекта игры, то есть игрушки или какого-либо предмета, который является воплощением жизненного образа, помогают ребенку моделировать реальность, способствуют его самоутверждению. Для девочек, играющих в «семью», кукла изображает ребенка, которого они нянчат, воспитывают, которому поют различные песенки.

В совместных или групповых играх объектами обычно являются сами участники.

Игры включают в себя различные виды народного творчества: музыку, диалоги, ритмизованную речь, движения, они разнообразны по своему содержанию, игровому и хореографическому оформлению.

Большое место в совместных играх детей занимают считалки, или, как их назвал Г. С. Виноградов, «игровые прелюдии».

Считалка – это  древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми.

Теперь это веселые стихи с четким ритмом, они предназначены для расчета играющих, чтобы знать – кто водит при игре.

 Считалки  учат:

- Придерживаться правил игры;

- Быть дружными;

- Быть честными и справедливыми;

  • Считать (малышей).

С раннего детства (3-5 лет) и до вступления в юность считалка является любимым произведением ребенка. Она  способствует выработке  таких качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества, доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, в танце, в работе, способствует физическому развитию детей. Как в старинных, так и в современных считалках господствует единый принцип рифмовки стихов — напевно интонированное скандирование.  Игровыми припевами или считалками в большинстве своем сопровождаются игры с веревкой и мячом.

Древен род его в природе,

Кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нём.

Как его мы назовём? (Байкал; Т. Долбунова)

Как хрусталь, её волна,

Как звучащая струна,

Бисер в косах на плечах

Блещет в солнечных лучах. (Ангара; Ю. Жернаков)

Эта рыбка на вид невзрачна,

Но зато она так прозрачна,

Что к глазам поднесу поближе -

Сквозь неё чудеса увижу. (Голомянка; М. Сергеев)

А эту рыбку вы встречали?

Она ведь водится в Байкале.

Широкий лоб, приличный хвост,

А как зовут? Вот вам вопрос. (Бычок; Т. Долбунова)

Птица эта - чудо, диво,

Над водой парит красиво.

Ловит рыбку прямо влёт,

Занырнув в пучину вод. (Чайка; Т. Долбунова)

В снежном логове родится,

Простудиться не боится.

Подрастёт, начнёт нырять,

Шубку белую менять,

Если очень повезёт,

Лет полсотни проживёт.

Что за зверь такой с усами?

Может, вы видали сами? (Нерпа; Т. Долбунова)

Эта рыбка - всем на диво,

Серебристого отлива.

Начинается на «о».

Ох и любят же его!

Говорят, живёт в Байкале.

Вы, случайно, не слыхали? (Омуль; Т. Долбунова)

Дуют с юга и с востока,

Дуют мягко и жестоко,

Дуют вдоль и поперёк,

Моют скалы и песок,

Рыбаки с одними в ссоре,

Не выходят даже в море.

А с другими дружбу водят,

Стаи рыбные находят.

Дали всем им имена.

Кто же самый злой?.. (Сарма; М. Сергеев)

 Вывод.

 Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

 Фольклор - именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало.  Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизации, включающей помимо поиска в области игровых и танцевальных движений, в первую очередь, создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.

Музыкальный фольклор – явление синкретическое. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме комплексного освоения различных видов искусств ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздничное занятие с элементами русского фольклора. Тема:"Осень"

Праздничное занятие с элементами русского фольклора составлено для детей младшей группы. Сценку про рябинку готовили дети старшей группы на индивидуальных занятиях с педагогом....

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.

Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...

Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.

Материал представляет собой сборник текстов художественных  произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...

Групповое интегрированное занятие «Обычаи и традиции русского народа. Русский фольклор»

Описание материала: Данное занятие поможет приобщить детей к русской культуре.Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.Задачи:- Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русског...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора...

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» «Русский фольклор» Вид проекта: познавательно-творческий.

laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о ...