«Формирование семейных духовно-нравственных ценностей через художественно-эстетическое развитие»
материал

Селиванова Елена Владимировна

Выступление в рамках районной методической недели

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование семейных духовно-нравственных ценностей  через художественно-эстетическое развитие»

Министерством Просвещения Российской Федерации 30.09.2022 г. Приказом №874 утверждена «Федеральная образовательная программа дошкольного образования», которая является стратегическим ориентиром образовательной политики Государства. Начиная с 1 сентября 2023 года все дошкольные образовательные учреждения страны, в том числе и наш детский сад, начали работать несколько иначе. Теперь воспитанников в детском саду мы не просто обучаем, развиваем и воспитываем, но стремимся более глубоко подходить к процессу формирования важнейших духовно-нравственных ценностей, гражданской активности и патриотизма.

Все присутствующие, несомненно, знают, что общая цель воспитания в дошкольной образовательной организации – личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:

  •  формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
  •  формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
  •  становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.

Главная цель дошкольного образовательного учреждения – разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. А это, безусловно, невозможно без плотного взаимодействия с семьями воспитанников. МБДОУ «Детский сад №189» уже много лет работает в направлении, которое, в соответствии с Программой воспитания и развития, поставлено в приоритет. Это «Художественно-эстетическое развитие через культурно-историческое наследие»

В достижении этой цели нам, педагогам, несомненно, способствует образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Ведь никто не станет оспаривать тот факт, что воздействие на эмоционально-образную сферу, на чувства детей оказывает наиболее мощный эффект в их духовно-нравственном становлении. Непосредственно в нашем детском саду эта работа ведётся очень активно. И мы очень тесно взаимодействуем с родителями (законными представителями) в данном направлении. Так, например, готовясь к Новогодним утренникам, мы знакомили ребят с традициями русского народа в целом и традиционными зимними играми в частности. В группах общеразвивающей направленности для детей 5-6 и 6-7 лет разучивали вместе с родителями различные музыкальные игры, одна из которых им очень полюбилась. Это игра «Здравствуй, зимушка-зима!», на основе русской народной песни-игры «Плетень», в которую позже, на утренниках, с огромным удовольствием играли не только дети, но и их родители.

Ещё один яркий пример взаимодействия с семьями воспитанников – это различные мастер-классы для родителей. Так, например, в рамках проекта «Стать музыкантом может каждый» я провела мастер-класс по изготовлению инструментов для шумового оркестра «В гости зимушка пришла», где участники не только вспоминают традиционные русские народные игры, но и озвучивают их при помощи шумовых инструментов, сделанных руками детей, педагогов и родителей. К тому же, надо заметить, что этот процесс – совместное творчество – чрезвычайно сближает всех причастных к нему.

Не могли мы так же остаться в стороне, когда по всей стране проходила Акция в поддержку участников специальной военной операции, когда ребята вместе со своими родными и близкими собирали посылки для военнослужащих, разучивали стихотворения и песни, результатом чего стало создание видеоролика для бойцов СВО. Воспитанники ощутили себя частью одной большой сплочённой и дружной страны, в которой все заботятся друг о друге и каждый готов подставить плечо товарищу и поддержать его.

Огромной популярностью среди детей и родителей (законных представителей) пользуются совместные праздники, которые сближают членов семей, находят эмоциональный отклик в сердцах детей и их близких.  Очень любимы в нашем детском саду народные и государственные праздники, в которых взрослые принимают непосредственное участие. Это, к примеру, спортивно-музыкальный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества, который традиционно проходит в нашем детском саду вместе с папами и дедушками. Инструктор по физической культуре готовит спортивные соревнования, а мы с ребятами заранее разучиваем песни, написанные давно, но очень актуальные и сегодня. Также и мамы с удовольствием участвуют  в утренниках, посвящённых Международному женскому дню, таких, как «Мамочка любимая моя», где дети с теплотой, нежностью и любовью отзываются о них и традиционно изготавливают подарки своими руками. Было очень приятно, когда ребята старшей и подготовительной групп подарили самодельные яркие разноцветные бусы любимым мамам, бабушкам и не забыли и про нас, педагогов (продемонстрировать бусы).

Неизменно вызывают общий восторг всенародные гуляния «Масленица пришла, блинов принесла» с их удалью, неподдельной радостью и задором, развесёлыми играми и песнями с хороводами. Взрослые принимают самое непосредственное участие: готовят для своих ребят атрибуты к развлечениям, детали костюмов в русском народном стиле, элементы одежды, чтобы участники ещё более окунулись в непередаваемую атмосферу и колорит давних времён, откуда и пришли к нам традиции.

В нашем детском саду вот уже 19 лет существует давняя добрая традиция проведения в последнюю неделю марта тематической недели «Сила русского духа». Этот год не стал исключением. Тема недели позволила проявить творческую фантазию буквально всем, кто этого захотел, выразив и воплотив все свои, пусть даже самые фантастические, мечты в изготовлении каждой возрастной группой «Дерева желаний». В этот процесс были вовлечены все участники детсадовского сообщества. А представляли их дети вместе с педагогами на заключительном одноимённом фестивале.

 Так, все участники высказывали желание, чтобы небо над головой было мирным и не было войны, чтобы все близкие люди были здоровы и реже расставались, были внимательными и терпимыми, чтобы вместе пели и танцевали, больше и чаще общались друг с другом… Например, воспитанники I младшей группы с педагогами выразили свои желания в стихах о том, чтобы все были добрыми и счастливыми, чтобы мама не болела и никогда не плакала; дети II младшей группы вместе со своими воспитателями, представили «Звёздное дерево желаний» и предоставили всем присутствующим возможность загадать желания, ведь, когда звёзды падают, – сбываются самые сокровенные мечты… Ребята и педагоги средней группы создали чудесное дерево с желаниями в виде цветков и очень выразительно их высказали. Дети, воспитатели и родители старшей и подготовительной групп связали свои желания с одним из символов России – белоствольной красавицей берёзкой, а выразили их через русский хоровод и песню, а также танец под полюбившуюся всем современную композицию Петра Андреева «Матушка-земля» в исполнении Татьяны Куртуковой, который сегодня мы и представим вашему вниманию чуть позже.

 А ещё эта тема дала уникальную возможность каждому участнику тематической недели окунуться в историю собственной семьи, создав «Семейное древо», как вы понимаете, это – генеалогическое древо. Как выяснилось, это такое увлекательное занятие – узнавать историю корней, истоков семьи и что-то новое о своих предках. Семьи воспитанников, пожелавшие участвовать в этой выставке, проявили удивительную изобретательность, талант и оригинальность, подтверждение чему вы можете увидеть на выставке их творческих работ в нашем зале. Кстати, вы также можете посмотреть экспозицию творческих работ «К тайнам вселенной», посвящённую Дню космонавтики и первому полёту человека в космос.

В заключение хочу рассказать вам притчу. Дед открыл своему внуку одну жизненную истину: «В каждом человеке идет борьба двух начал. Одно представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другое представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность». Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: «А какое начало в конце побеждает?» Старик улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает то начало, которое ты питаешь». Другими словами, у всех нас есть возможность выбора. Но важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение взрослых, а не их слова и нравоучения.

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня, чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха – поймут все без труда.

Слова порой запутаны, пример же – никогда.

Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.

И если все мне рассказать, я выучу урок,

Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить и умным словесам.

Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет,

Зато пойму, КАК ты живешь: по правде или нет.

                              Перевод с английского (автор неизвестен)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Подготовила: Селиванова Е. В., музыкальный руководитель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №189» г. Камень-на-Оби 2024 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №189 «Солнышко»

Слайд 2

Общая цель воспитания в дошкольной образовательной организации – личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества

Слайд 3

Главная цель дошкольного образовательного учреждения – разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Слайд 5

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по направлениям «Познавательная деятельность» /область «Познание» - формирование целостной картины мира/ и «Художественно-эстетическое развитие» /область «Художественное творчество» - л

Программное содержание:Образовательные задачи:-продолжать знакомить детей с видами транспорта и правилами поведения в нем,-развивать умение отгадывать загадки,-побуждать детей давать развернутые ответ...

Конспект ООД по духовно-нравственному воспитанию и художественно-эстетическому развитию. Тема: «Православные иконы»

Дать общее представление о православных иконах.Познакомить с чудотворной иконой Божией Матери « Курская-Коренная «Знамение».Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение иконы в жизни ч...

Итоговая таблица формирования основ духовно-нравственного развития детей группы «Зёрнышки». Мониторинг.

Итоговая таблица формирования основ духовно-нравственного развития детей группы «Зёрнышки». Мониторинг....

Аналитическая справка по итогам мониторинга формирования основ духовно-нравственного развития детей 3-4 лет за 2017 - 2018 учебный год

Цель диагностики: Получение объективной информации о состоянии и динамике формирования основ духовно-нравственного развития детей 5-6 лет при реализации программы инновационной работы МБОУ «Излу...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует  интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора ...

Воспитательная практика по формированию основ духовно-нравственного развития «По дорогам старины»

Воспитательная практика по формированию социокультурных ценностей «По дорогам старины» имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России. Благодаря развитию ...