ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВЫХ И ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
статья

Каданцева Екатерина Александровна

Одаренность человека – это маленький росточек, 
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать все необходимое,

чтобы он вырос и дал обильный плод. 
В.А. Сухомлинский 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kadantseva.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВЫХ И ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать все необходимое,

чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский

Стремительное развитие новых технологий в современном мире повлекло за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они – национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать. Поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала человека.

Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант.

Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие дары природы. Таким даром матушка - природа наделила всех, только в разной степени. Одаренным человеком называют того, чьи способности превосходят средние возможности других людей. Говоря фразу «одаренные дети», мы уже обозначаем некую исключительность маленького человека. Эти дети уже по определению отличаются превосходством над своими сверстниками.

Одаренный ребенок – ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями и их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах.
Одаренные дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Выделение критериев одаренности у детей условное. Некоторые педагоги выделяют следующие категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
  3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
  5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

По мнению А.И. Савенкова, педагогическая практика различает 3 категории одаренных детей:

  • дети с высокими показателями по уровню общей одаренности;
  • дети, достигшие успехов в какой-либо области деятельности;
  • дети, хорошо обучающиеся в школе («академическая одаренность»).

Известный специалист Н.С. Лейтес выделяет три категории детей, которых принято именовать одаренными:

  • дети с высоким IQ;
  • дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности;
  • дети с высокой креативностью.

Другой специалист М.А. Холодная выделяет шесть категорий таких детей:

  • «сообразительные»,
  • «блестящие ученики»,
  • «креативы»,
  • «компетентные»,
  • «талантливые»,
  • «мудрые».

Большинство психологов признают, что уровень и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, а также опосредованной деятельности ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение играет индивидуальная активность ребенка, а также психологическое развитие личности. Какого – либо стандарта
по работе с одаренными детьми нет. Как уже говорилось ранее, большинство детей талантливы. Беда заключается в том, что не все из них об этом знают.
Проблема «невыявленности» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться внутреннему миру ребенка, а система образовательного процесса не позволяет «увидеть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляет современное образование.

Содержание учебной деятельности одаренных детей должно существенно отличаться от содержания образования большинства сверстников.

Формы работы с одаренными детьми:
• групповые занятия с одаренными детьми;
• кружки по интересам;
• конкурсы;
• участие в викторинах;
• работа по индивидуальным планам;
• исследовательская деятельность.


Дошкольное образование все – таки направлено на развитие стандартных способностей, но никак не на реализацию творческого потенциала одаренного ребенка. Поэтому это и заставляет родителей использовать возможности системы дополнительного образования.
Именно с помощью него родители могут выстроить для своего ребенка индивидуальное направление развития, отвечающее потребностям и возможностям ребенка. В дополнительном образовании каждому ребенку предоставляется возможность выбора образовательной области, направленности программ, времени их усвоения. Таким образом, индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворить запросы и потребности конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Работа педагогов дополнительного образования тесно связана с работой педагогов общего образования. И только в этом тандеме возможно развитие неординарной творческой личности. Поскольку природная одаренность – это всего лишь потенциал. Для получения успешного результата необходимо постоянное и планомерное развитие способностей детей, требующей как самостоятельной, так и работы в коллективе.

В результате многолетней успешной работы педагогов, направленной на выявление и поддержку одаренных детей, каждый ребенок находит себя, развивает свою одаренность до уникальности, становится талантливой личностью, и во взрослой жизни - полноценным членом общества.

Список литературы
1. Гильбух Ю.М. Умственно одаренный ребенок: Психология, диагности¬ка, педагогика. - Киев, 1992;
2. Крижанская , Грановская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб., 1994;
3. Рональд де Гроот. Дифференциация в образовании // Директор шко¬лы. - 1994. -№ 5, 6;
4. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение в рамках проведения семинара-практикума Тема: «Создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления в разных областях, поддержки и развития одаренных детей" (2015г) (презентация)

В современном мире большой популярностью снова стала пользоваться русская игра в шашки. Шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной ча...

Выявление и поддержка талантливых и одаренных детей

Одаренность - это высокий уровень рзвития способностей детей, сопровождающийся значительной повышенной познавательной активностью.Способности всегда проявляются в деятельности....

Система работы по выявлению и сопровождению талантливых и одаренных детей дошкольного возраста

Цель: Создание единого развивающего образовательного пространства, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование...

Выявление и поддержка талантливых и одаренных детей.

Выявление и поддержка талантливых и одаренных детей. Подготовила: воспитатель Нургалиева Анастасия Михайловна Вырастить ребёнка не только здоровым, но и сформировать в нём личность — это ве...

Доклад «Реализация индивидуального подхода в системе выявления и поддержки талантливых детей»

laquo;Одаренность человека-это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли и требующий к себеогромного внимания. Необходимо холить и лелеять,ухаживать за ним, сделать его благороднее,чтобы он выр...