Доклад «Реализация индивидуального подхода в системе выявления и поддержки талантливых детей»
статья
«Одаренность человека-это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок»
«Реализация индивидуального подхода в системе выявления и поддержки талантливых детей»
2024г.
«Одаренность человека-это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский.
Происходящие изменения в системе дошкольного образования - ориентация на
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, создание условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка – позволяют по-новому взглянуть на проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Не так давно самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы
ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать
многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то
полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста.
А что же было с теми детьми, которые выделялись из общепринятой нормы при этом не в
худшую сторону, а в лучшую? В ответ на данный вопрос можно проиллюстрировать
воспоминания академика А.М.Матюшкина, когда к нему обратился папа с одарённым мальчиком четырёх лет. «В ответ на мой вопрос: Не пробовали ли вы отдать ребенка в детский сад?» – папа рассказал: «Пробовали, и садик хороший нашли, и путевку с трудом, но получили. А заведующая, выслушав мой рассказ о сыне, ведь он у нас на самом деле не такой, как ровесники, и знает больше, и развивается быстрее, успокоила меня: «Не волнуетесь, он станет у нас как все. Был у нас подобный ребенок, а теперь все нормально, от других не отличается» А.М. Матюшкин, в течение многих лет занимавшийся проблемой одаренности, отмечал, что одаренность может быть загублена на любом этапе развития, в т.ч. и в дошкольном возрасте. Получив право самостоятельно определять содержание и форму учебно-воспитательной работы, наш педагогический коллектив на сегодняшний день выбирает развитие одаренности как основное направление работы.
«Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности». Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко».
Для себя мы сделали вывод: самым благоприятным периодом для развития способностей
является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.
Сразу возникает множество вопросов: как выделять одаренных дошкольников? Какие педагогические условия стимулируют раскрытие одаренности в дошкольном возрасте? Как построить работу с одаренными
детьми в детском саду? Данные вопросы волнуют педагогов, родителей.
Свою работу мы начали:
1. С повышения профессиональной компетентности и мотивационной готовности педагогов к работе с одаренными детьми.
Работа с одаренными детьми предъявляет требования к профессионализму личности педагога, выделяются следующие качества, необходдимые педагагу для работы с одаренными детьми: понимает, принимает, уважает, доверяет, поддерживает. Как вы думаете, какими знаниями должен обладать педагог, работая с талантливыми детьми? Инновационные технологии, психологию одаренности и индвивидуальные признакми проявления одаренности и интересы детей. Какими умениями должен обладать педагог, рабогтая с одаренными детьми? Стимулировать развитие способностей через разные формы работы с детьми, строить позитивные отношения с ребенком и подобрать актуальную мотивацию деятельности.
2. Пересмотрели предметно-пространственную среду в группах, постарались
сделать так, чтобы она удовлетворяла потребности детей в разных видах деятельности: игровой, музыкальной, творческой, спортивной, познавательной.
Проводили наблюдение за детьми, прежде всего, в детских видах деятельности для того,
чтобы сделать выводы о любимых занятиях каждого ребенка.
Работа с семьей.
В воспитании одаренного ребенка дошкольного возраста особенно значима роль семьи.
Очень многое зависит от того, как поведут себя родители, когда обнаружится одаренность
ребенка. Одни считают, что нет особой нужды обращать внимание. Другие, наоборот,
преувеличивают возможности ребенка, тем самым, удовлетворяя родительское тщеславие.
Большинство родителей пытаются помочь ребенку в раскрытии творческого потенциала, но
обычно мамы и папы бывают в некоторой растерянности, не зная, как развивать способности у ребенка. Поэтому воспитатели и специалисты нашего детского сада уделяют особое внимание семье, оказывают помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании ребёнка с ярко выраженными способностями.
Какая работа была проведена с родителями:
• На родительских собраниях педагоги проинформировали родителей о целях, задачах и
результатах выявления детей, проявивших способности в каком-либо виде деятельности;
• Воспитатели глубже изучили семьи по типу, образовательному и социальному уровню,
определили приоритеты родителей в области их педагогической грамотности.
• Провели анкетирование родителей воспитанников на тему: «Определение склонностей ребенка».
По итогам анкетирования выяснилось, что многие родители считают своего ребенка
одаренным, но немногие знают, как развивать одаренность и что с ней делать. Половина
родителей считают, что в детском саду еще рано судить, одаренный ребенок или нет, будет
видно в школе. Другие родители, напротив, склонны преувеличивать творческие и
интеллектуальные возможности своего ребенка. Это говорит о том, что у родителей поверхностные знания в этом вопросе, поэтому были оформлены папки-передвижки для родителей по теме «Роль семьи в развитии способностей ребёнка» и оформлен стенд «Наши достижения», куда поместили грамоты и дипломы, полученные детьми за участие в конкурсах,
фотографии детей.
Проводились индивидуальные беседы с родителями о выявленных способностях у их детей и совместно был разработан индивидуальный маршрут одаренного ребенка, в котором были прописаны мероприятия для проведения с ребенком в течение года. Многие родители, прислушались к советам воспитателей записали своих детей в кружки и секции в Детско-юношескую спортивную школу и Школу искусств на разные отделения, а также оформляли папки творческой самореализации своих детей - «Портфолио дошкольника».
Наши родители постоянно оказывают помощь в организации
мероприятий спортивной, творческой и интеллектуальной направленности. Участники утренников, развлечений и конкурсов.
Работа с детьми.
Ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета
способностей, одаренности. Чтобы дети с желанием и охотой, без всякого принуждения творили,
необходимо наполнить их жизнь яркими, красивыми, радостными впечатлениями и помочь им
разнообразно, в доступной им форме себя выразить.
В начале учебного года воспитатели скорректировали банк данных детей с предпосылками
одарённости, сформировали кружковые группы в соответствии с типом способностей, составили расписание работы кружков.
Все эти кружки, музыкальные занятия, праздники и развлечения - это сопровождающий фон
развития ребенка, пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.
Педагоги активизировали участие детей в конкурсах, выставках разного уровня и получили большое количество дипломов и грамот. В детском саду регулярно
проходят сезонные праздники, утренники и развлечения. При подготовке к ним музыкальный
руководитель и воспитатели совместно обсуждают, кому из детей лучше дать выучить стихи, а кто будет петь песню, танцевать, участвовать в инсценировке. Педагоги всегда стараются привлечь к участию, даже самому небольшому, малоактивных, застенчивых детей.
Ежегодно дети под руководством воспитателей проводят исследовательские работы на различные темы и выступают перед зрителями.
Сотрудничество со школой дает детям новые впечатления, побуждает к новым знаниям.
Выпускники нашего детского сада показывают хороший уровень подготовки к освоению
программы начальной школы и адаптации к школе.
Воспитатели постоянно интересуются успехами своих выпускников и многие из них
продолжают развивать свои творческие способности: мы видим своих ребят на конкурсах
исследовательских работ, они участвуют в конкурсах рисунков, танцуют, поют, выступают на
сценах. Некоторые наши выпускники обучаются в музыкальной и спортивной школе.
Таким образом, эффективность работы по выявлению и сопровождению одаренного
ребенка возможна в том случае, если система тщательно выстроена, строго индивидуализирована.
Детство – неповторимая по своим возможностям пора развития. Очень хочется, чтобы
каждый педагог, родитель почувствовал это и научился отыскивать «алмазные россыпи»
дарований в своих детях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар "Система выявления и поддержки одаренных детей в условиях ДОУ"
Семинар для воспитателей...
Система работы по выявлению и поддержке одарённых детей.
Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности....
Выявление и поддержка талантливых и одаренных детей
Одаренность - это высокий уровень рзвития способностей детей, сопровождающийся значительной повышенной познавательной активностью.Способности всегда проявляются в деятельности....
Система выявления и поддержки одарённых детей.
Гений – один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота.Т. Эдисон...
Доклад на тему: "Выявление и поддержка одаренных детей в ДОУ"
Материал является методической копилкой для воспитателей ДОУ....
создание условий для выявление, поддержки талантливых детей
Презентация "Создание условий для выявления, поддержки талантливых детей"...
Выявление и поддержка талантливых и одаренных детей.
Выявление и поддержка талантливых и одаренных детей. Подготовила: воспитатель Нургалиева Анастасия Михайловна Вырастить ребёнка не только здоровым, но и сформировать в нём личность — это ве...