Система работы по выявлению и сопровождению талантливых и одаренных детей дошкольного возраста
учебно-методический материал

Казанцева Татьяна Владимировна

Цель: Создание единого развивающего образовательного пространства, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей, и сохранение их психологического и физического здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx78.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад» «РЯБИНУШКА» Смоленского района Смоленской области

Система работы по выявлению и сопровождению талантливых и одаренных детей дошкольного возраста

Срок реализации программы 2019- 2023

воспитатель: Казанцева

Татьяна Владимировна

д. Жуково 2019г.

Содержание 

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

1.1 Цели и задачи реализации программы

1.2 Принципы и подходы к формированию программы

1.3 Значимые характеристики

1.4 Планируемые результаты освоения программы

II. Содержательный раздел 

2.1 Этапы реализации программы

2.2 Условия реализации программы

2.3 Основные принципы работы с одарёнными детьми

2.4 Индивидуальная программа сопровождения ребёнка

2.5 Формы повышения компетентности родителей в воспитании и развитии одарённых детей

2.6 Портфолио одарённых детей

III. Организационный раздел 

3.1 Список литературы

Литература 

I. Целевой раздел 

Пояснительная записка

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. В работу по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников должны быть включены родители, социальные институты. Работа с одаренными и способными детьми, является одним из важнейших аспектов деятельности образовательного учреждения.

Над вопросами определения одаренности в дошкольном возрасте работали (С. Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисицина, Л. А. Венгер).

Согласно концепции творческой одаренности А.М. Матюшкина, одаренность – «творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений, разного рода проблем: научных, технических, духовных».

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.

Программа разработана в соответствии: 

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.;
  • основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
  • Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20. 11. 1989г.);
  • Федеральная целевая подпрограмма «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10. 2002 г.;
  • Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад» «Рябинушка».

 Структура содержания программы соответствует требованию к структуре образовательной программы дошкольного образования по ФГОС.

В программе основным направлением является  развитие возможностей и образования одаренных детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальности Программа позволит, развивать способности одарённых детей, осуществляя личностно-ориентированный подход.

Основной формой работы с одаренными детьми являются занятия по индивидуальным маршрутам. Составление индивидуального маршрута на каждого ребёнка предполагает раскрытие его индивидуальных способностей, интересов и возможностей.

1.1 Цели и задачи реализации программы

Цель: Создание единого развивающего образовательного пространства, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей, и сохранение их психологического и физического здоровья.

Задачи: 

  • создать систему выявления и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста;
  • выявить детей с предпосылками одаренности;
  • составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;
  • активизировать участие детей в конкурсном движении.

Задачи для педагога: 

  • формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу для выявления, поддержки и развития одаренных и высокомотивированных детей;
  • повышение профессионального мастерства педагогов, обучение новым педагогическим технологиям по сопровождению одаренных детей, через методическую работу;
  • обобщение и распространение передового педагогического опыта.  

Задачи для родителей:

  • создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка;
  • учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.

1.2. Принципы и подходы к реализации программы

Программа построена в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

¬ учёт индивидуальных потребностей ребёнка (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

¬ построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

¬ содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

¬ поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности;

¬ сотрудничество образовательного учреждения с семьей;

¬ приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

¬ формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

1.3. Основные характеристики

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста, посещающих МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад» «РЯБИНУШКА».

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.  

Для одаренных детей на ранних этапах развития (до 2-3 лет) характерна высокая сензитивность (чувствительность) к новизне ситуации. Иногда можно обнаружить, что у таких детей познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях – оказывается сильнее физиологических потребностей. Особенность познавательной потребности состоит и в том, что она не насыщаема, это обусловливает постоянное проявление любознательности ко всему новому для ребенка.

К 3-5 годам элементарная, первичная исследовательская активность преобразуется в более высокие ее формы и проявляется уже в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному. У одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов», они всегда задают больше вопросов, чем ровесники. Вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике. У одаренных значительно раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления. Такие дети более настойчивы в поиске ответов.

С 5-6 лет возросший уровень познавательной – исследовательской активности позволяет уже ставить интересующие ребенка проблемы, вопросы и осуществлять самостоятельный поиск решений.

При выделении видов одаренности на сегодняшний день целесообразно использовать критериальный подход. Данные критерии и соответствующие им виды одаренности представлены в многолетних исследованиях Н.С. Лейтеса и выявили, что наиболее рано признаки одаренности проявляются в музыке и художественном творчестве. До 2-3 лет познавательная активность выражается в форме восприятия музыки. Примерно в 3-4 года резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по «извлечению» звуков. Первоначально ребенок имитирует манеру пения, игры на музыкальных инструментах. Подражание является ступенькой к первым попыткам (в 5-6 лет) придумать что-то свое.

Кроме музыкально-художественных рано проявляют себя способности к математике и шахматам. Некоторые одаренные дети уже в 3-4 года увлеченно играют с числами.

 Для некоторых одаренных детей 4-5 лет, не составляет большого труда просчитывание «в уме» сложных шахматных композиций.

Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности

Виды одаренности

Составляющие

Критерии

Академическая одаренность

Мотивационноличностные характеристики

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способности к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая одаренность

Художественная одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Литературная одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

Артистическая одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память 

Конструкторская одаренность

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Психомоторная одаренность

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость

Хореографическая одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память

Коммуникативная одаренность

Социальноличностная одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты

Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию

 

1.4. Планируемые результаты

¬ Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей.

¬ Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

¬ Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.

¬ Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

II. Содержательный раздел

2.1. Этапы реализации программы

- Первый этап – апробация программы.

- Второй этап – реализационный.

- Третий этап – аналитический.

На этапе апробации проводится:

¬ Психолого-педагогическое исследование уровня одаренности воспитанников и создание «Банка данных по одаренным детям».

¬ Анализ содержания «Банка данных по одаренным детям» воспитателями групп и специалистами, ведущими кружки. Выбор направленности для дальнейшего развития каждого ребенка, составление индивидуального маршрута.

¬ Первичная диагностика детей специалистами кружков, в соответствии с индивидуальным маршрутом (начало учебного года).

¬ Развивающая работа с воспитанниками в соответствии с индивидуальным маршрутом развития ребенка.  

 На втором этапе проводится промежуточная диагностика достижений воспитанников, анализируются результаты. Результаты диагностики и выводы по дальнейшей работе в данном направлении вносятся в «Банк данных по одаренным детям».

Третий этап работы по программе проводится в конце учебного года:

- Воспитатели и специалисты проводят итоговую диагностику воспитанников в соответствии с их индивидуальными маршрутами.

- Обсуждаются итоги развивающей работы с одаренными детьми, выявляются проблемы, проводится корректировка программы.

Исследовательско-диагностический этап

Цель: получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.

Задачи:

 - Разработать систему выявления одаренности воспитанников детского сада.   

- Выявить детей с предпосылками одаренности.

Исследовательско-диагностический этап ведется в 3-х направлениях:

1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития)

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Принципы тестирования детей:

1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам.  

2. Игровой характер тестовых методик.

3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования.

4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования

5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

Первоначальным этапом по развитию детской одаренности является исследовательско-диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов. Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.

Педагогическая диагностика одаренности дошкольника 

1. Карта наблюдений за деятельностью детей (по М.В. Ильиной) Цель: изучить проявления одаренности в разных видах детской деятельности.

2. Анкета для родителей (модифицированный вариант анкеты М.В. Ильиной) Цель: изучить проявления одаренности

 3. Опросник для родителей (Е.С. Белова) Цель: изучить индивидуальную структуру одаренности на основе фактов ее проявлений.

Психологическая диагностика одаренности дошкольника 

1. Методика «Изобретатель» (адаптированный вариант методики М.В. Ильиной) Цель: изучить способность к созданию оригинальных идей.

2. Методика «Выведение следствий» (адаптированный вариант методики М.В. Ильиной) Цель: изучить способности к воображению и словесно-логическому мышлению.

3. Методика «Незаконченные рисунки» (вариант методики М.В. Ильиной) Цель: выявить способность к воссоздающему воображению и целостному восприятию.

4. Методика «Найди ошибку» (адаптированный вариант методики Е.М. Торшиловой, Т.В. Морозовой) Цель: выявить способность к сознательному регулируемому восприятию. Методика «Посмотри и запомни» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир) Цель: выявить способность к произвольному запоминанию и воспроизведению информации с использованием приема смысловых связей на основе зрительной памяти.

5. Методика «Значение слов» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир) Цель: выявить способность объяснять значение слов.

6. Методика «Составь предложение» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир) Цель: выявить способность к установлению синтаксических связей в предложении.

7. Методика «Назови слова» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир) Цель: изучить способность оперативно переводить слова из пассивного словаря в активный словарь.

8. Методика «Четвертый лишний» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир) Цель: выявить способность обобщать, дифференцировать объекты по различным признакам и свойствам, обосновывать свой вариант решения задачи.

Диагностику детей можно проводить по выбранному направлению (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателями,  специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога, воспитателя или другого специалиста. Так как способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития, то они не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик.

Предлагаемый комплект методик разделен на отдельные возрастные группы.

Вторая младшая группа (3 – 4 года)

Виды одарённости

Составляющие

Методики диагностики

Кружок, направленный на развитие способности

Воспитатель

Академическая одарённость

Мотивационноличностные характеристики

Наблюдение, педагогическая диагностика, ведение индивидуальных карт развития, анализ индивидуальных карт развития, беседы с родителями, изучения продуктов детского творчества.

Способности к обучению

Творческая одарённость

Художественная одарённость

Кружок «Чудесный завиток»

Вокальная одарённость

Литературная одарённость

Артистическая одарённость

Конструкторская одарённость

Психомоторная одарённость

Спортивная одарённость

Кружок «Здоровейка», «Олимпийцы»

Хореографическая одарённость

Кружок «Славяночка»

Коммуникативная одарённость

Социальноличностная одарённость

Воспитатель Сюжетно-ролевые игры

Лидерская одарённость

Средняя группа (4 -5 лет)

Виды одарённости

Составляющие

Методики диагностики

Кружок, направленный на развитие способности

Воспитатель

Академическая одарённость

Мотивационноличностные характеристики

Наблюдение,   ведение индивидуальных карт развития, анализ индивидуальных карт развития, беседы с родителями,    

ведение листа экспертной оценки.

Способности к обучению

Кружок «Шахматы»

Творческая одарённость

Художественная одарённость

Кружок «Чудесный завиток»

Вокальная одарённость

Литературная одарённость

Артистическая одарённость

Конструкторская одарённость

Психомоторная одарённость

Спортивная одарённость

Кружок   «Олимпийцы»

Хореографическая одарённость

Кружок «Славяночка»

Коммуникативная одарённость

Социальноличностная одарённость

 

Лидерская одарённость

Старшая группа (5 – 6 лет)

Виды одарённости

Составляющие

Методики диагностики

Кружок, направленный на развитие способности

Воспитатель

Академическая одарённость

Мотивационноличностные характеристики

Наблюдение,   ведение индивидуальных карт развития, анализ индивидуальных карт развития, беседы с родителями,    

ведение листа экспертной оценки.

Кружок «Здоровейка»

Способности к обучению

 

Творческая одарённость

Художественная одарённость

Кружок «Чудесный завиток»

Вокальная одарённость

Литературная одарённость

Артистическая одарённость

Конструкторская одарённость

Психомоторная одарённость

Спортивная одарённость

Кружок   «Олимпийцы»

Хореографическая одарённость

 

Коммуникативная одарённость

Социальноличностная одарённость

Сюжетно-ролевые игры

Лидерская одарённость

Подготовительная группа (6 – 7 (8) лет)

Виды одарённости

Составляющие

Методики диагностики

Кружок, направленный на развитие способности

Воспитатель

Академическая одарённость

Мотивационноличностные характеристики

Наблюдение,   ведение индивидуальных карт развития, анализ индивидуальных карт развития, беседы с родителями,    

ведение листа экспертной оценки.

Лист экспертной оценки «Изучение образовательной потребности дошкольника».

 Познавательно-исследовательская деятельность

 

Способности к обучению

Творческая одарённость

Художественная одарённость

Кружок «Чудесный завиток»

Вокальная одарённость

Кружок «Славяночка»

Литературная одарённость

Кружок «Читалочка»

Артистическая одарённость

Кружок «Ложкари»

Конструкторская одарённость

Кружок «Чудесный завиток»

Познавательно-исследовательская деятельность

Психомоторная одарённость

Спортивная одарённость

Кружок   «Олимпийцы»

Хореографическая одарённость

 Кружок «Славяночка»

Коммуникативная одарённость

Социальноличностная одарённость

Сюжетно-ролевые игры

Лидерская одарённость

  • Специалисты, ведущие различные кружки и секции, проводят самостоятельный мониторинг развития способностей детей в своем направлении по собственным методикам (входная, промежуточная и итоговая диагностики, анализ динамики изменений, выводы).
  • Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об его общей одаренности.
  • Для родителей разработаны опросники по выявлению общей одаренности детей, адаптированные для разных возрастных групп.

2.2. Условия реализации программы

Исходной предпосылкой для развития способностей служат врождённые задатки.

При создании в образовательном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Такими условиями являются:

  • осознание важности этой работы каждым членом коллектива;
  • наличие подготовленных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
  • хорошая предметно-развивающая среда;  
  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку;
  • наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие личностные и возрастные особенности ребенка;
  • использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий;
  • занятие детей в свободной деятельности развивающими играми;
  • работа кружков и секций, развивающих творческую направленность ребенка;
  • участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества;
  • тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;
  • участие в конкурсном движении.

2.3. Основные принципы работы с одарёнными детьми:

  • принцип развивающей и воспитывающей среды;
  • принцип обучения и воспитания на диагностической основе;
  • принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;
  • принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
  • принцип научности;
  • принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одарённостей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья;
  • принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях.

2.4. Индивидуальная программа сопровождения ребёнка.

Карта индивидуального сопровождения ребёнка.  

Наименование учреждения:

Адрес:

1. Сведения о ребёнке  

Ф.И.О. ребёнка:

 Дата рождения:  

Адрес:

Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка:

2. Социальная характеристика семьи.  

Мать –  

Отец –

 Степень участия в воспитании  

Условия проживания, условия быта

3. Запрос родителей:

4. Долгосрочная цель сопровождения:

5. Возможные риски:

6. Группа сопровождения:

7. Координатор (Ф.И.О): педагог________________

8. Мероприятия (примерный перечень мероприятий с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей):

9. Программа обучения __________________________

Выявление одаренных воспитанников достаточно сложная многоступенчатая процедура.

Щебланова Е.И. выделяет семь диагностических этапов в процессе диагностики одаренных детей:

1. Определение претендентов (номинация).

2. Выявление проявлений одарённости в поведении и разных видах деятельности учащегося, особенностей познавательного стиля, интересов, мотивации.

3. Изучение условий и истории развития учащегося в семье, начиная с раннего детства, его интересов, увлечений.

4. Оценка учащегося его сверстниками.  

5. Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов и др. (с помощью опросников, перечней, самоотчётов, интервью, собеседования).

6. Оценка работ, достижений, успеваемости.

7. Психологическое тестирование (применение психометрических тестов).

Для диагностики детей, имеющих признаки одарённости, могут быть применены следующие психологические методики:

¬ Тест Ф. Гудинаф – Д. Харриса. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития детей и подростков. Оценка уровня интеллектуального развития осуществляется на основе того, какие части тела и детали одежды изображает обследуемый, как учтены пропорции, перспектива и т. д. (Словарь справочник по психодиагностике. 2-е изд. Барлачук Л.Ф., Морозов А.В.)

¬ Тест Д. Векслера. Методика WPPSI предназначена для изучения интеллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста с 4–6, 5 лет. Состоит из субтестов, которые измеряют разные психические процессы, а в сумме дают IQ – коэффициент интеллектуального развития ребенка. С помощью этой методики можно определить готовность ребенка к школе, оценить его когнитивные способности, а также нарушения в разных интеллектуальных сферах. (Психологическая оценка интеллекта у детей Ильина М. Н.).

¬ Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена. Методика предназначена для изучения логичности мышления дошкольников. (Психологическое тестирование А. Анастази.).

¬ Методика  дорисовывания фигур О.М. Дъяченко. Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы. В качестве материала используется один (из двух предлагаемых) комплектов карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.  (Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики Ильина М.В.).

¬ Методика «Социометрия». Цель - изучение межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста  (4- 5 лет). Исследование проводиться в виде игры-беседы «СЕКРЕТ». (Психология детского коллектива Коломинский Я. Л).

¬ Шкала оценки моторики (Озерецкий Н.И.). Методика предназначена для исследования психомоторного компонента одарённости. (Словарь-справочник по психодиагностике под редакцией Бурлачук Л. 3-е изд).

¬ Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективнопотребностной сфере ребенка (Гуткина Н.И.). Данная методика применяется как для предварительного знакомства с ребенком, так и с целью выяснить степень выраженности познавательного или игрового мотивов в аффективнопотребностной сфере. (Психологическая готовность к школе Гуткина Н.И.).

 ¬ Методика «Дерево желаний» (В.С. Юркевич). Цель: изучение познавательной активности детей. Используются картинки и словесные ситуации. (Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми Л.А. Дементьева).

Формы повышения компетентности родителей в воспитании и развитии одарённых детей

Название занятия

Цель занятия

Форма занятия

Кол-во часов

1

«Одаренность начинается с …»

Ознакомление родителей с проблемой и понятием интеллектуальной одаренности, формирование понимания значимости своевременного выявления, развития детей с предпосылками интеллектуальной одаренности и необходимости их участия в психолого-педагогическом сопровождении индивидуальнообразовательной траектории развития.

Беседа, диагностика

1

 2

«Будем знать!»

Информирование родителей об имеющихся возможностях выявления и развития детей с предпосылками интеллектуальной одаренности, ознакомление с результатами диагностики, знакомство с программами развития детей с предпосылками интеллектуальной одаренности

Информационный клуб

1

3

«Родительская гостиная»

Нацеливание родителей на эмоциональную поддержку интеллектуально одаренных детей, оказание им посильной помощи

Мини тренинги

2

4

«На все вопросы найдем ответ!»

Индивидуальное консультирование родителей при возникновении личных проблем у детей с предпосылками интеллектуальной одаренности

Информационно-консультативный клуб

1

5

«Воспитательные ресурсы семьи»

Консультирование родителей и разработка рекомендаций по воспитанию и развитию детей с предпосылками интеллектуальной одаренности

Консультирование – рекомендации

1 1

2.5. Примерное портфолио детей дошкольного возраста

Детские портфолио — не обязательный отчетный документ.

Портфолио могут содержать:  

 ¬ титульный лист с анкетными данными (фамилия и имя ребенка,  дата рождения, группа детского сада, которую посещает); эмблемой, видом деятельности, к которому есть способности;

¬ характеристика ребенка (как проявляются способности, как он к ним относится и т.п.);

¬ индивидуальный маршрут (траектория) сопровождения развития ребенка (может быть представлен в виде плана работы с ребенком и родителями помесячно, поквартально);

¬ рабочие листы и результаты тестирования;

¬ рекомендации психолога;

¬ заполненные родителями анкеты;

¬ сочинения родителей о своем ребенке;

¬ детские работы (рисунки, сочиненные рассказы и стихи, решенные и сочиненные кроссворды, участие в выставках и концертах, личные достижения, преодоление психологических барьеров и т.п.);

¬ грамоты, дипломы, медали от воспитателей и других организаторов конкурсов, соревнований, концертов;

¬ фотографии.

Материально-техническое обеспечение программы МБДОУ ЦРР детский сад «Рябинушка» для реализации основной образовательной программы дошкольного образования и обеспечения образовательного процесса располагает необходимой материально – технической базой, соответствующей требованиям и нормам действующего законодательства.

Помещения имеют отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Все строительные и отделочные материалы безвредны для здоровья детей, имеют соответствующие сертификаты.

Информационное обеспечение

Информационно-образовательная среда, созданная в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад» «Рябинушка», соответствует требованиям ФГОС ДО, и включает в себя:

- совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.);

- культурные и организационные формы информационного взаимодействия;  

- компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Функционирование информационной образовательной среды в детском саду обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Педагоги применяют ИКТ в своей профессиональной деятельности в системе, на достаточно высоком уровне.

Методическое обеспечение программы

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правовое обеспечение: положение о проведении конкурсов, викторин и т.п.

2. Программное обеспечение: примерные авторские программы кружковой работы

3. Наличие комплекта информационнометодических материалов: рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям

4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Организационно-методическое обеспечение

1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми.

2. Повышение квалификации педагогов через систему лицейских тематических семинаров.

3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в лицее.

  4. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

5. Мониторинг работы системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. - СПб; Речь. - 2006.

2. Белова Е. “Одаренные дети”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 4. 1991, с. 69– 75.

3. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. Издательство «Флинта», 1998 г.

4.Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности http://school.msk.ort.ru

5. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс, 1991.

6. Васильева Т.Н. Как развить и поддержать одаренность ребенка. Справочник педагога – психолога, № 5. 2012г.

7. Выготский, Л.С. Психология. [Текст]/ Л.С. Выготский. - М: Издательство «ЭКСМО - Пресс», 2000. - 1008 с.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 1991.

9.  Гильбух Ю.З. Внимание, одаренные дети. М., Знание, 1991.

10.  Кравченко Л.В. Психологическое сопровождение интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста. Справочник педагога – психолога, № 3, 2013 г.  

11. Крюкова С. В., Слободяник Н. П.  Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: практическое пособие – М.; «Генезис», 2006.

12.  Лейтес Н. С. “Легко ли быть одаренным?”. Ж. “Семья и школа”. № 6. 1990, с. 34.

13. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971.

13. Луговская А. Если малышу трудно подружиться. М.,2001.

14. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. СПб: М.,2002.

15. Лютова Е.К., Г.Б. Монина. Тренинг общения с ребенком.

16. Наревская И.Н., Сабирова Н.Г. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ. – М: АРКТИ, 2009 http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac19.htm.  

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Таблица методик диагностики общей одаренности и способностей детей

№ п/ п

Название методики

Автор методики

Цель методики

Условия проведения

Предполагаемый результат

1

Анкетирование для определения склонностей и интересов ребенка

Савенков А.И.

Получение первичной информации о характере направленности интересов, способностей ребенка.

Первый этап. Анкетирование родителей. Второй этап – анкетирование воспитателей

Систематизация представлений о способностях и интересах детей. 

2

Методика диагностики общей одаренности «Интеллектуальный портрет»

Савенков А.И.

Информация о характере и направленности интересов, способностей ребенка.

Таблицы личностных характеристик детей заполняются методом «полярных баллов» воспитателями и специалистам и по трем группам:

1.Умственное развитие;

2.Личностное развитие;

3.Интегративные характеристики.

Сложная сумма психических характеристик и составляет основу личностного потенциала ребенка и позволяет выявить детей с врожденными задатками и способностями.

В результате мы получаем «портрет личностного потенциала ребенка», позволяющий отнести его к группе детей с общей одаренностью. Проследить динамику развития тех или иных качеств, отображая это графически.

3

Международный тест уровня развития творческого мышления (фигурная форма)

П. Торренс

Определение уровня творческого мышления

Проводится индивидуально или подгруппой, при условии исключения общения детей между собой. Получаем оценку беглости, оригинальности и разработанности творческого мышления ребенка.

Тест позволяет оценить развитие уровня творческого мышления в динамике.

4

Тест-анкета Предрасположенности ребенка к различным видам деятельности.

А. Хаан

Выявление предрасположенности и способностей ребенка к различным видам деятельности.

Ответы на 6-9 вопросов по 86 блокам отражают основные сферы деятельности людей (музыкальную, художественную, литературную, интеллектуальную, спортивную)

Информация помогает определить, к каким видам деятельности склонен ребенок в большей степени.

5

Тест «Рассказ»

Г. Каф

Исследование и оценка творческого воображения, оригинальности на языке творческого рассказывания

Предложить ребенку придумать сказку, опираясь на ряд требований.

Оценка творческого воображения.

 6

Тест «Какая игрушка»

Оценка оригинальности высказываний

Предложить ребенку за 3 минуты назвать как можно больше определений игрушки.

Оценка оригинальности высказываний.

Приложение 2

Тест-анкета, выявления потенциала одарённости.

Разработана американскими психологами А. де Ханом и Г. Кафом.

Ребёнок имеет музыкальный талант, если:

1 - любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

2 - очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

3 - сочиняет свои собственные мелодии;

4 - научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;

5 - если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также своё настроение.

У ребёнка незаурядный интеллект, если он:

1 - хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

2 - обладает хорошей памятью;

 3 - легко и быстро схватывает новый школьный материал;

4 - задаёт очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

5 - любит читать книги, причём по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;

6 - обгоняет своих сверстников по учёбе, причём не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;

7 - гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;

8 - обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен, не по годам, даже расчётлив;

9 - очень восприимчив, наблюдателен, быстро, и не обязательно остро, реагирует на всё новое и неожиданное в жизни.  

 У ребёнка литературное дарование, если:

1 - рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

 2 - любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причём придаёт событию что-то новое и необычное;

3 - выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

 4 - изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;

5 - любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Художественные способности ребёнка могут проявиться в том, что он:

1 - не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;

2 - в своих рисунках и картинах отражает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;

3 - серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьёзным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

4 - когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

5 - стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

6 - не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причём может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

У ребёнка спортивный талант, если:

1 - он энергичен и всё время хочет двигаться;

2 - он смел, до безрассудства, и не боится синяков и шишек;

3 - он почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

4 - не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

5 - лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

6 - предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

7 - кажется, что он никогда всерьёз не устаёт;

8 - неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.  

Артистический талант проявится у ребёнка тем, что он:

1 - часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;

2 - стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает;

3 - меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

4 - с большим желанием выступает перед аудиторией, причём стремится, чтобы его зрителями были взрослые;

5 - с удивляющей вас лёгкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;

6 - пластичен и открыт всему новому;

7 - любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

У ребёнка технические способности, если он:

1 - интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

2 - любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

3 - сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов и аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;

4 - может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;

5 - любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;

6 - интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

Познакомившись с этими «признаками опознания» таланта, вооружитесь карандашом и бумагой и оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех семи описаниях талантов. Если какая-то характеристика особенно подходит вашему ребёнку, ставьте ему пять баллов, если она выражена только хорошо – четыре балла, ну и так далее. (Но не ставьте оценку ниже двух баллов!) Затем суммируйте баллы внутри каждой из семи анкет на каждый тип таланта. Полученную сумму поделите на число признаков таланта (например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на восемь).

Приложение 3

План программы «Сопровождение ребенка, одаренного в нескольких областях»

Цель: гармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренного ребенка.  

 Задачи:

 выявление ребенка, одаренного в нескольких областях;

 составление и реализация программы сопровождения такого ребенка (группы);

 создание психологически комфортной среды развития и воспитания одаренного ребенка.

В программе принимают участие:

¬ психолог;

¬ воспитатели;

¬ другие субъекты педагогической деятельности;

¬ заместитель заведующей по основной деятельности;

¬ родители.

Психолог

Диагностический этап: подготовка пакета психолого-педагогических диагностик выявления общей, интеллектуальной, творческой одаренности по возрастным группам. Проведение обследований детей по желанию родителей.

Информационный этап: просвещение и консультирование по особенностям ОД (одаренных детей) всех субъектов программы (по планам-графикам).

Развивающий этап: разработка программ, методик, раздаточных материалов для обучения специалистов и родителей методам выявления и развития одаренности дошкольников. Тренинги для детей, родителей, воспитателей и др. Индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия с ОД.

Воспитатель

Информационный этап: организация и проведение работы с родителями по воспитанию одаренного ребенка в семье. Определение и написание своих функций (своей части работы) в общем плане сопровождения ОД.

Развивающий этап: определение специальных способностей методом педагогической диагностики; разработка и использования на занятиях заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей ОД. Создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в группе.

Специалисты

Информационный этап: беседа с родителями по тематике различных типов специальных способностей. Разработка рекомендаций для семьи, имеющей ОД в какой-либо области. Проведение практикумов для родителей по выявлению скрытой одаренности в рамках дней «Открытых дверей» или в процессе проведения круглых столов.

Развивающий этап: разработка и внедрение различными специалистами программ, включающих элементы повышенной сложности.

Заместитель заведующей по основной деятельности 

Информационный этап: создание банка данных по ОД ДОУ. Консультации для родителей, воспитателей, специалистов и др.

Организационный этап: включение в годовой план развития ДОУ дополнительных платных образовательных услуг. Организация в рамках ДОУ семинаров по обмену опытом по взаимодействию с конкретным одаренным ребенком в рамках программы сопровождения. Организация постоянно действующей службы «Не прозевайте вундеркинда!» и «Дней открытых дверей» по проблематике ОД.

Этап контроля:  контроль  за выполнением программы сопровождения; мониторинг динамики развития ребенка (срезы).

Родители 

Информационный этап: участие в круглом столе со специалистами ДОУ по проблемам ОД. Посещение родительских клубов. Участие активных родителей в педагогическом процессе.

Развивающий этап: определение одаренного ребенка в специальные кружки и секции, в музыкальные, хореографические и спортивные школы. Обеспечение одаренному ребенку развивающей среды в домашних условиях. Выполнение рекомендаций по развитию специалистов ДОУ.

План программы «Сопровождение ребенка, имеющего незаурядные интеллектуальные способности»

Цель: гармонизация и развитие незаурядных интеллектуальных способностей одаренного ребенка.

Задачи:

 создать условия для развития и гармонизации незаурядных интеллектуальных способностей у детей;

 социализация ребенка в группе сверстников;

 развитие творческого мышления, наблюдательности и познавательной активности.

Психолог 

Диагностический этап: подготовка и проведение констатирующей и итоговой диагностики с ОД.

Информационный этап: заседание круглого стола для педагогов и специалистов ДОУ «У ребенка незаурядный интеллект». Проведение консультаций с родителями ОД. Организация индивидуального консультирования для педагогов и специалистов ДОУ по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с незаурядным интеллектом.

Развивающий этап: проведение развивающих занятий с детьми данной категории:

 индивидуальные занятия 1 раз в 2 недели;

 развивающие занятия с элементами тренинга;

 организация кружка интеллектуального развития.

Воспитатель 

Диагностический этап: проведение педагогической диагностики и выделение детей с повышенными интеллектуальными способностями в отдельную группу развития. Ведение дневника наблюдения за данной категорией детей (по запросу администрации).

Информационный этап: консультирование родителей по вопросам воспитания одаренного ребенка в семье. Подбор и размещение в группе выставки детской   научно-популярной литературы. Знакомство с энциклопедиями по различным направлениям деятельности. Посещение библиотек и выставок.

Развивающий этап: использование в воспитательно-образовательном процессе заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей ОД. Создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в группе. Создание уголка эксперименально-исследовательской деятельности.

Заместитель заведующей по основной деятельности

Информационный этап: создание информационной базы данных о детях с повышенными интеллектуальными способностями.

Организационный этап: составление совместного плана работы со специалистами ДОУ. Обучение кадров. Организация в рамках ДОУ семинаров по особенностям взаимодействия с одаренным ребенком в рамках программы сопровождения. Организация открытых мероприятий по проблематике ОД.

Этап контроля: контроль эффективности работы специалистов по данной теме. Анализ результатов деятельности специалистов. Построение перспективы дальнейшей работы по данной теме.

План программы «Сопровождение ребенка с ярко выраженными спортивными способностями»

Цель: гармонизация и развитие ярко выраженных спортивных способностей одаренного ребенка.

Задачи:

 создание комплекса условий, обеспечивающих эффективность и качество работы с детьми;

   привлечение специалистов по физической культуре для работы с этими детьми;

 достижение детьми более высоких результатов.

Психолог 

Информационный этап: подбор методических материалов и литературы по данной тематике. Консультирование родителей и воспитателей.

Развивающий этап: обеспечение работы по гармонизации личности и интеллекта физически одаренного ребенка.

Заместитель заведующей по основному виду деятельности 

Организационный этап: планирование работы руководителя по физическому воспитанию. Разработка методических рекомендаций. Обеспечение помощи руководителя по физическому воспитанию (методики, оснащение спортивным инвентарем и др.).

Этап контроля: осуществление контроля за качеством и сроками работы с детьми.

Инструктор физического воспитания 

Информационный этап: рекомендации по взаимодействию с ребенком для родителей и воспитателей. Пропаганда лучшего опыта работы с ребенком, имеющим физическую одаренность.

Организационный этап: разработка индивидуального плана работы с физически одаренным ребенком. Осуществление подбора индивидуальных комплексов упражнений для ребенка и формирование подгрупп детей, в зависимости от уровня их физического развития, состояние здоровья, склонностей, интересов. Организация спортивных мероприятий и вовлечение в них этих детей. Мониторинг динамики физического развития ребенка. Профессиональное общение со специалистами из спортивных школ с целью определения физически одаренного ребенка в необходимую спортивную секцию.

Развивающий этап: развитие физических параметров на индивидуальных и групповых занятиях с детьми.

Воспитатель

Информационный этап: пропаганда здоровье сберегающего образа жизни среди родителей. Информирование родителей о способностях и достижениях их ребенка.

Развивающий этап: развитие физических качеств в повседневной жизни с учетом рекомендаций руководителя по физическому воспитанию.

Родители 

Развивающий этап: развитие физических способностей ОД посредством определения их в специализированные секции и спортивные кружки, либо выполнение рекомендаций специалистов в домашних условиях.

План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные музыкальные способности»

Цель: гармонизация и развитие ребенка с музыкальной одаренностью.

Задачи:

  развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребенка;

 формирование эстетического вкуса;

 стимулирование развития творческой деятельности.

 Психолог 

Диагностический этап: общая и углубленная психологическая диагностика: уровень притязаний, тревожность, коммуникативные навыки, социальный статус и др. (по запросу родителей). Анализ педагогической диагностики. Диагностика педагогов: креативности, стиля межличностного общения. Анкетирование родителей.

Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ. Составление рекомендаций по взаимодействию с музыкально одаренным ребенком для всех субъектов воспитательно-образовательного процесса. Участие в круглом столе, посвященном выработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка.

Развивающий этап: коррекционно-развивающие программы по снятию эмоционального напряжения (обучение релаксации). Тренинг общения для педагогов.

Музыкальный руководитель 

Диагностический этап: педагогическая и специальная диагностика с целью определения музыкальной одаренности.

Информационный этап: направление родителей на консультации специалистов музыкальной школы или студии. Участие в круглом столе, посвященном разработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка.

Развивающий этап: создание развивающей среды: приобретение фонограмм, инструментов и др. Разработка программ работы с подгруппой музыкально одаренных детей.

Методы и формы развития музыкальных способностей:

 развитие музыкального слуха,

 развитие вокальных данных,

 обучение азам нотной грамоты,

 знакомство с деятельностью композиторов,

 посещение концертов и лекториев и др.

Заместитель заведующей по основному виду деятельности 

Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ по проблемам музыкально одаренных детей.

Организационный этап: организация круглого стола с участием всех субъектов программы сопровождения с целью разработки общих подходов к работе с музыкально одаренными детьми. Помощь музыкальному руководителю в создании развивающей среды. Координация деятельности всех специалистов ДОУ по сопровождению ОД. Организация конкурсов талантливых детей на базе ДОУ и участие в районных, городских конкурсах.

Воспитатель 

Диагностический этап: педагогическая диагностика (наблюдение за музыкально одаренным ребенком).

Информационный этап: оформление информационного стенда для родителей по музыкальной одаренности.

Развивающий этап: привлечение родителей к оформлению и постоянному пополнению музыкального уголка в группе (игрушечное пианино, флейта, свисток, разнообразные барабаны, ксилофоны, металлофоны). Пополнение фонотеки, знакомство с деятельностью композиторов на занятиях и в свободной деятельности.

План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные артистические способности»

Цель: гармонизация и развитие ребенка с артистическим талантом.

Задачи:

- создание условий для реализации артистического потенциала од;

- развитие артистических способностей;

- развитие эстетического вкуса;  

- развитие коммуникативных способностей.

Психолог 

Диагностический этап: анализ результатов специальной диагностики с целью выявления артистически одаренного ребенка. Психологический мониторинг динамики развития артистических способностей детей.

Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ по проблемам артистически одаренного ребенка.

Развивающий этап: проведение развивающих занятий с детьми (развитие эмоциональной сферы и воображения). Проведение коррекционных мероприятий по снятию тревожности и модификации поведения.

Музыкальный руководитель 

Диагностический этап: педагогическая и специальная диагностика с целью определения артистической одаренности. Ведение тетради наблюдения за индивидуальным развитием ребенка.

Организационный этап: организация работы кружка театрально-игровой деятельности и театральных постановок с привлечением артистически одаренных детей на ведущие роли.

Информационный этап: консультации педагогов и родителей ОД. Рекомендации обучения в специализированных школах, студиях и кружках.

Развивающий этап: репетиции театральных постановок, развитие сценической речи.

Воспитатель 

Информационный этап: консультации для родителей ОД.

Организационный этап: организация предметно-развивающей среды (уголок театрально-игровой деятельности).

Развивающий этап: использование в работе с детьми психологических этюдов и психогимнастики.

Заместитель заведующей по основному виду деятельности 

Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ по проблемам артистически одаренных детей. Сбор и анализ полученной информации от всех специалистов.  

Организационный этап: организация учебы специалистов ДОУ. Помощь музыкальному руководителю в организации театральных постановок. Обеспечение преемственности в работе специалистов. Разработка рекомендаций. Контроль за работой специалистов.

Родители 

Развивающий этап: участие в работе театрально-художественного кружка, посещение театров и выставок совместно с детьми.

План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего технические способности»

Цель: развитие индивидуально-психологических особенностей ребенка, подготовка к овладению техническими видами деятельности.

Задачи:

 создание условий для выполнения технических действий и их применения в практике;

 развитие воображения, образного, логического, абстрактного и пространственного мышления;

 развитие технических способностей одаренного ребенка;

 гармонизация интеллектуального потенциала за счет развития вербального интеллекта.

Психолог 

Диагностический этап: специальная диагностика по запросу родителей. Мониторинг динамики развития технических способностей ОД.

Информационный этап: консультации для специалистов ДОУ и родителей по проблемам детей с технической одаренностью. Разработка рекомендаций для родителей по взаимодействию с технически одаренным ребенком.

Развивающий этап: организация и проведение индивидуальных и групповых развивающих занятий: развитие воображения, образного, логического, абстрактного и пространственного мышления. Развитие вербального интеллекта технически одаренного ребенка.

Воспитатель 

Информационный этап: консультации для родителей ОД. Организация кружка «В мире ЛЕГО», «Эрудит», «Юный техник».

Организационный этап: организация предметно-развивающей среды (конструкторы, технические игры, энциклопедии).

Развивающий этап: индивидуальная работа с технически одаренными детьми, разработка творческих задач для решения дома.

Заместитель заведующей по основному виду деятельности 

Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ по проблемам технически одаренных детей. Сбор и анализ полученной информации от всех специалистов. Подбор материалов по данному типу одаренности. Круглый стол с привлечением специалистов ДОУ и научных сотрудников. Выставка методической литературы по данной тематике.

Организационный этап: организация учебы специалистов ДОУ. Выставка лучших детских работ. Подбор и систематизация методических материалов и помощь в создании развивающей среды. Организация «Дня открытых дверей» в ДОУ. Разработка рекомендаций и контроль за работой специалистов.

Родители 

Развивающий этап: принимают участие в работе технического кружка и совместно с детьми посещают технические выставки. Участие в организации и проведении «Дня открытых дверей». Технический КВН «Дети и родители».   

План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего художественные и литературные способности»

Цель: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности и словесном творчестве.

Задачи:

- создание условий для развития творческого потенциала ребенка;

- обогащение предметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала;

- формирование осознанного интереса к художественной культуре;

- приобщение к национальной и мировой художественной культуре;

- развитие творчества, речи, образного мышления, художественных способностей.

Психолог 

Диагностический этап: специальная диагностика по запросу родителей. Наблюдение за ребенком и анализ продуктов его художественной или словесной деятельности.

Информационный этап: консультирование родителей и специалистов. Подбор психологической литературы по художественной одаренности.

Развивающий этап: составление индивидуальных программ развития ОД. Подбор и проведение игр на развитие креативного мышления. Коррекционная работа с ОД, имеющими проблемы в общении и эмоционально-личностном развитии.

Воспитатель

Информационный этап: консультации для родителей ОД с художественными способностями. Посещение на дому с целью знакомства с условиями для развития художественной деятельности.

Развивающий этап: подготовка и проведение дополнительных разно уровневых занятий для художественно одаренных детей. Ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства. Развитие словесного творчества на занятиях.

Организационный этап: сбор, оформление альбомов для дальнейшей публикации или выставок детских произведений словесного или художественного творчества. Обогащение предметного пространства группы.

Заместитель заведующей по основному виду деятельности 

Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ.

Организационный этап: помощь специалистам ДОУ в подборе диагностического материала и осуществление контроля за проведением диагностики и ее анализ. Подбор методического материала по проблеме. Организация выставки продуктов художественной и словесной деятельности ОД. Подготовка и проведение конкурса чтецов. Координация работы клуба родителей ОД. Организация работы кружка по ИЗО, литературного кружка «Говорунок». Организация методических мостов по обмену опытом работы с ОД между ДОУ.  

 Этап контроля: контроль за созданием предметно-развивающей среды в группах.

Родители 

Развивающий этап: участие в работе художественного или литературного кружка, посещение совместно с детьми художественных выставок и музеев. Участие в организации и проведении выставки детских работ. Использование словесных игр на развитие речевого творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАНИИ ТАЛАНТЛИВЫХ И ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Предлагаются материалы проекта «Маленькие таланты», в разработке которого участвовали педагоги-психологи и  музыкальные руководители....

Система работы по развитию логического мышления и комбинаторных способностей детей дошкольного возраста.

Данный материал раскрывает мою систему по развитию логического мышления и комбинаторных способностей детей дошкольного возраста.Статья носит рекомендательный характер....

Система работы МКДОУ д/с № 381 по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде...

Система работы по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ "Радуга талантов"

ЦЕЛЬ: создание условий для выявления, поддержки, воспитания и развития индивидуальных способностей детей, создание среды, формированию и максимально полной реализации творческих способностей воспитанн...