«Влияние физических упражнений на детей с нарушениями речи»
материал
«Влияние физических упражнений на детей с нарушениями речи»
Дошкольное детство – это один из важнейших благоприятных периодов для формирования личности детей, развития их физических, интеллектуальных, нравственных качеств, период активного формирования навыков здорового образа жизни, психического и физического развития ребенка. Данный возраст признан сенситивным периодом для развития речи. Значение развития речи и овладения родным языком огромно во всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста. Язык является необходимым средством общения в социуме и познания окружающего мира. Он содержит в себе духовные и нравственные ценности народа. Является исключительным условием воспитания, обучения и развития детей. На протяжении многих лет язык и речь рассматривались в педагогике как пример неразрывного соединения различных сторон психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние физических упражнений на детей с нарушениями речи»
Дошкольное детство – это один из важнейших благоприятных периодов для формирования личности детей, развития их физических, интеллектуальных, нравственных качеств, период активного формирования навыков здорового образа жизни, психического и физического развития ребенка. Данный возраст признан сенситивным периодом для развития речи. Значение развития речи и овладения родным языком огромно во всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста. Язык является необходимым средством общения в социуме и познания окружающего мира. Он содержит в себе духовные и нравственные ценности народа. Является исключительным условием воспитания, обучения и развития детей. На протяжении многих лет язык и речь рассматривались в педагогике как пример неразрывного соединения различных сторон психического развития.
Развитие речи – это целенаправленная и систематическая работа педагогов и родителей с использованием специальных образовательных методов и средств. В дошкольном возрасте также чрезвычайно важную роль играет физическое воспитание. В результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те основные виды движений детей, которые являются основой полноценного физического и психического развития ребенка. Физическое развитие составляет фундамент всего нервно-психического развития ребенка и является той основой, на которую надстраивается вся совокупность высших психических функций.
Исключительная роль физического и речевого развития для подрастающего поколения определяет необходимость их интеграции для общего развития детей дошкольного возраста.
Актуальность и значимость проблематики интеграции речевого и физического развития определяются практикой дошкольного воспитания. Существуют противоречия между значимостью общего речевого развития для дошкольника, использования потенциала интегрированной двигательноречевой деятельности в образовательном процессе и практикой работы дошкольных организаций в виде обособленных отдельных занятий, с недостаточным использованием педагогами специальных педагогических методов и средств.
Движение - это хороший воспитатель. Благодаря ему окружающий мир открывается малышу во всем многообразии. Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые - родители, педагоги возьмут себе в помощники движение. Существует прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Работа по развитию и обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность не будет наиболее интересна для ребенка без использования речи в утренней гимнастике, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности; без считалок; словесных игр; без подвижной игры со стихотворным текстом.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста.
Значение двигательной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста
Дети-дошкольники отличаются большой физической активностью, у них хорошо развита способность к передвижению и выразительным движениям; однако это бывает лишь при свободных движениях. Если ребенка просят производить точные движения, он сразу начинает утомляться, отвлекаться и стремится уклониться от задания. Неспособность к точности зависит от недоразвития корковых механизмов и от недостатка выработки формул движения. Кажущаяся двигательная неутомимость ребенка связана с тем обстоятельством, что он не производит продуктивных рабочих движений, требующих преодоления сопротивления и точности, а следовательно, и большой затраты энергии.
Самые первые представления ребенка об окружающем мире приходят к нему через движения и перемещение в пространстве. Чем разнообразнее 10 движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее умственное развитие. Показателем правильного психического развития является развитость движений. Это развитие координации движений (восприятие направления и скорости движения, времени и пространства); способности запоминать последовательность движений и двигательных операций (память: запоминание и воспроизведение); внимания, интереса к своим движениям и действиям других; умения выполнять движения по словесной инструкции (воображение); инициативности в движениях; анализа движения по качеству его выполнения (мышление); развитие речевых умений и навыков. Развитие всех видов ручной моторики и зрительнодвигательной координации способствует повышению познавательной активности детей, является предпосылкой становления устной и письменной речи, а также служит основой для становления типичных видов детской деятельности.
Игровая деятельность – это естественное состояние ребёнка, его основное занятие. Её применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, закреплению достигнутых результатов коррекционной работы, получению детьми удовольствия от процесса и результата игры. Разнообразные подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания.
С этой целью на практике применяются следующие приемы и подвижные игры:
- Подвижные игры на развитие общей моторики
Игра большой подвижности - Считалкой выбирается ловишка, который встаёт в центр зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. Со словами все двигаются по кругу. После слов все разбегаются по залу. Ловишка ловит их. Пойманные садятся на скамейку.
- Подвижные игры с речевым сопровождением «Мы тоже можем так», «Бьют часы» и др.
Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр. Воспитателем проговаривается стихотворение и идет показ движений.
- Подвижные речевые игры.
На закрепление пройденного материала.
В центре круга стоит инструктор или воспитатель – он бросает мяч ребёнку и называет предмет или действие, ребёнок ловит мяч. Бросает мяч инструктору и называет ответ в зависимости от задания.
«Животные и их детеныши», «Большой-маленький», «Я знаю пять названий…»
4. Подвижные игры на развитие внимания.
Внимание – один из важнейших познавательных процессов. Оно обеспечивает наиболее эффективное восприятие информации. А подвижные игры способствуют тренировке более быстрой и правильной реакции на различного вида команд.
5. Игры на развитие звукопроизношения.
«Придумай слово на определённый звук».
Воспитатель по очереди кидает мяч игрокам, которые называют слова на определённый звук, например – П.
6. Подвижные игры на развитие ориентировки в пространстве.
Все дети с нарушениями речи имеют нарушения функции правильного письма. Поэтому у детей необходимо формировать пространственное представление. В спортивном зале используются предлоги: в, на, за, перед, около.
Дети с речевым нарушением отличаются эмоциональной нестабильностью, повышенным уровнем тревожности. Поэтому после подвижных игр необходимо дать детям успокоиться и расслабиться.
Заключение
Дошкольный возраст – это период становления личности, совершенствования всех функций организма, развития моторной и речевой сферы. Это важный этап в формировании здоровья, психического и физического развития ребенка. Благодаря специально организованному педагогическому воздействию в ДОУ и семье ребенок приобретает правильные речевые и двигательные навыки, которые служат основой его полноценного функционирования.
Наиболее тесную связь речевое развитие имеет с физическим. Данную связь описали в своих трудах многие крупные ученые и научные деятели. Движения, двигательная активность являются основой наличного и будущего здоровья и физического развития ребенка. Физическое и речевое развитие взаимосвязаны. Их объединение влияет на количество видов движений, координацию движений, развитие чувства ритма; развивает основные познавательные процессы. Интегрированная двигательно-речевая организация детской деятельности является одним из эффективных подходов в воспитании детей-дошкольников.
Интеграция физического и речевого развития детей дошкольного возраста играет колоссальную роль в становлении личности ребёнка, в гармоничном развитии как физических, так и психических качеств детей, делает занятия физкультуры полезными и увлекательными.
Литература:
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003.
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб., 1997.
- Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М., 1996.
- Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом: Практическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2013.
- Панина Н.А. Су-Джок терапия. Здоровье, доступное каждому. –М., Рипол-Классик, 2017.
- http://www.thinglink.com/scene/609544919249321986
- Аверина, Е. И. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ [Текст] : практ. пособие. / И. Е. Аверина. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушение речи
Физическое воспитание в группах заикания имеет свои особенности. В таких группах дети находятся в определенном режиме. Учебный год делится на 6 этапов: режим молчания, режим шепотной речи,...
Дыхательные упражнения для детей с нарушениями речи
В процессе преодоления нарушений звукопроизношения важное значение имеет работа по формированию воздушной струи.Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновремен...
Социо-игровые задания и упражнения для детей с нарушениями речи
Предлагаю Вашему вниманию некоторые адаптированные игры-задания для использования учителем-логопедом в коррекционно-образовательном процессе.Такие игры помогают создавать условия дл...
Социо-игровые задания-упражнения для детей с нарушениями речи
Социо-игровые задания-упражнения для детей с нарушениями речи...
"Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста".
Подборка разных логопедических игр и упражнений не требующих специальных условий , оборудования и пособий для развития речи,памяти, внимания, мышления, моторики у детей с нарушениями...
Консультация "Игры и упражнения для детей с нарушением речи"
Предлагаются игры, которые могут использовать музыкальные руководител,.они помогут в коррекционной работе с детьми с ОНР....
Особенности занятий физическими упражнениями старших дошкольников, имеющих нарушения речи
К этой категории дошкольников относятся дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они различаются по форме и степени.Одни формы...