Патриотическое воспитание дошкольников: формы, методы и этапы.
консультация (подготовительная группа)

Чегодаева Елена Анатольевна

Патриотическое воспитание дошкольников: формы, методы и этапы.

Патриотизм – любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Нравственно-патриотическое воспитание – взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Цель нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Задачи нравственно-патриотического воспитания:

• воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;

• формирование бережного отношения к природе и всему живому;

• знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);

• формирование элементарных знаний о правах человека;

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, традициям;

• воспитание уважения к труду;

• воспитание гуманного отношения (доброжелательности, уважения, внимательности, отзывчивости);

• развитие интереса к русским традициям и промыслам.

Данные задачи реализовываются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в детях не только патриотические чувства, но и формируют их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Этапы патриотического воспитания дошкольников:

 предварительный,

базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);

 художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);

 когнитивно - эмоциональный (развитие интереса к своей стране);

 эмоционально - действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности

 

В дошкольных учреждениях используются различные формы работы с детьми по патриотическому воспитанию. Такой системный подход дает положительные результаты к концу дошкольного периода.

1. Самое первое и необходимое условие – организация соответствующей развивающей среды. Это оформление «патриотического» уголка, который оснащен различными наглядными материалами – символикой, гимном, животным и растительным миром, национальными праздниками, обычаями, достопримечательностями нашей страны и малой родины;

2. Ознакомление детей с государственными праздниками, оно должно носить комплексный характер. Воспитание патриотических чувств у дошкольников – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители), продолжающийся в системе.

3. В игровой форме, поскольку игра является главным видом деятельности ребенка-дошкольника, например, в сюжетно ролевых играх, таких как «Военный госпиталь», «Мы танкисты», в дидактических играх, которые используются для ознакомления детей во время изучения темы Защитников Отечества.

4. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду на участке детского сада, расчистка построек от снега, уборка опавшей листвы в осенний период, полив растений летом.

5. Планируются тематические занятия. Отдельные темы приурочиваются к конкретным событиям и праздникам, например, - наши защитники в феврале, перед днем защитников Отечества; наши мамы и бабушки в марте и в ноябре (День Матери); и т. д, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

6. Проводятся беседы с детьми, о дружбе, о вежливости, о семье, о Родине, рассматриваются иллюстрации с детьми по темам. Планируются этические беседы, чтение художественной литературы, сказок, заучивание стихотворений, потешек, пословиц и поговорок. Во многих сказках, рассказах есть нравственные ценности: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие, которые способствуют развитию личности в духе патриотизма. 

7. Приобщение к народным праздникам и традициям. Участвуя в народных праздниках: «Масленица», «Яблочный спас», «Пасха», дети много узнают о русских обычаях и традициях.

Также успешное решение задач нравственно-патриотического воспитания возможно при условии взаимодействия с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмоции и совместная деятельность сближают взрослых и детей.

Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляются с помощью:

• организации совместных выставок детских рисунков, фотографий;

• привлечение родителей к участию в праздниках, конкурсах;

• подготовка наглядного материала для родителей в виде папок-передвижек, информационных стендов;

• участие родителей в мероприятиях по уборке и благоустройству участка.

Формы совместной с родителями деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей могут быть разнообразными: семейные клубы, семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников культуры и истории, организация выставок, экспозиционных стендов, посвященных семейным реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и трудовые заслуги и пр.).
В настоящее время наблюдается усиление интереса людей к своей родословной. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
В рамках семейного клуба совместно с воспитателем можно провести «мини-исследование» истории улицы, района. Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздник русской Масленицы, троицын день.

Таким образом, родители становятся не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребёнка.

К Дню Победы в детском саду проводятся акции «Бессмертный полк». Главной задачей акции «Бессмертный полк» является сохранение в каждой семье памяти о солдатах Великой Отечественной войны. Также дети к 9 мая делают поздравительные открытки, учат стихи, посещают места захоронения солдат Великой Отечественной войны. 

В результате проводимой работы можно сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее.

В заключение хочется повторить слова С. Михалкова: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников: формы, методы и этапы.

Патриотизм – любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Нравственно-патриотическое воспитание – взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Цель нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Задачи нравственно-патриотического воспитания:

• воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;

• формирование бережного отношения к природе и всему живому;

• знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);

• формирование элементарных знаний о правах человека;

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, традициям;

• воспитание уважения к труду;

• воспитание гуманного отношения (доброжелательности, уважения, внимательности, отзывчивости);

• развитие интереса к русским традициям и промыслам.

Данные задачи реализовываются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в детях не только патриотические чувства, но и формируют их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Этапы патриотического воспитания дошкольников:

 предварительный,

базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);

 художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);

 когнитивно - эмоциональный (развитие интереса к своей стране);

 эмоционально - действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности

В дошкольных учреждениях используются различные формы работы с детьми по патриотическому воспитанию. Такой системный подход дает положительные результаты к концу дошкольного периода.

1. Самое первое и необходимое условие – организация соответствующей развивающей среды. Это оформление «патриотического» уголка, который оснащен различными наглядными материалами – символикой, гимном, животным и растительным миром, национальными праздниками, обычаями, достопримечательностями нашей страны и малой родины;

2. Ознакомление детей с государственными праздниками, оно должно носить комплексный характер. Воспитание патриотических чувств у дошкольников – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители), продолжающийся в системе.

3. В игровой форме, поскольку игра является главным видом деятельности ребенка-дошкольника, например, в сюжетно ролевых играх, таких как «Военный госпиталь», «Мы танкисты», в дидактических играх, которые используются для ознакомления детей во время изучения темы Защитников Отечества.

4. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду на участке детского сада, расчистка построек от снега, уборка опавшей листвы в осенний период, полив растений летом.

5. Планируются тематические занятия. Отдельные темы приурочиваются к конкретным событиям и праздникам, например, - наши защитники в феврале, перед днем защитников Отечества; наши мамы и бабушки в марте и в ноябре (День Матери); и т. д, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

6. Проводятся беседы с детьми, о дружбе, о вежливости, о семье, о Родине, рассматриваются иллюстрации с детьми по темам. Планируются этические беседы, чтение художественной литературы, сказок, заучивание стихотворений, потешек, пословиц и поговорок. Во многих сказках, рассказах есть нравственные ценности: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие, которые способствуют развитию личности в духе патриотизма. 

7. Приобщение к народным праздникам и традициям. Участвуя в народных праздниках: «Масленица», «Яблочный спас», «Пасха», дети много узнают о русских обычаях и традициях.

Также успешное решение задач нравственно-патриотического воспитания возможно при условии взаимодействия с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмоции и совместная деятельность сближают взрослых и детей.

Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляются с помощью:

• организации совместных выставок детских рисунков, фотографий;

• привлечение родителей к участию в праздниках, конкурсах;

• подготовка наглядного материала для родителей в виде папок-передвижек, информационных стендов;

• участие родителей в мероприятиях по уборке и благоустройству участка.

Формы совместной с родителями деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей могут быть разнообразными: семейные клубы, семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников культуры и истории, организация выставок, экспозиционных стендов, посвященных семейным реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и трудовые заслуги и пр.).
В настоящее время наблюдается усиление интереса людей к своей родословной. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
В рамках семейного клуба совместно с воспитателем можно провести «мини-исследование» истории улицы, района. Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздник русской Масленицы, троицын день.

Таким образом, родители становятся не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребёнка.

К Дню Победы в детском саду проводятся акции «Бессмертный полк». Главной задачей акции «Бессмертный полк» является сохранение в каждой семье памяти о солдатах Великой Отечественной войны. Также дети к 9 мая делают поздравительные открытки, учат стихи, посещают места захоронения солдат Великой Отечественной войны. 

В результате проводимой работы можно сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее.

В заключение хочется повторить слова С. Михалкова: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Патриотическое воспитание дошкольников - приемы, методы, формы

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематическ...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ " «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Формы и методы работы. Пути реализации».

Цель проведения: повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов дошкольного учреждения по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошколь...

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Формы и методы. Пути реализации» (презентация)

в презентации представлены формы и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников...

Семинар – практикум для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Формы и методы работы. Пути реализации»

Цель – повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и ...