Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
консультация на тему

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateleydocx.docx47.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию 
      «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Этапы патриотического воспитания дошкольников: предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств); художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством); когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

Средства патриотического воспитания: окружающая мезосреда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.

Построение педагогического процесса на каждом этапе с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания. Сочетание разных методов. Создание условий для успешного воспитания патриотических чувств дошкольников.

Задачи:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

Родной город... Надо показать ребенку. что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины — Москва").

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Волге, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы  воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Основные принципы работы с дошкольниками.

  • От близкого к отдаленному
  • От общего к частному
  • Опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье, детском саду, городе, стране.
  • Взаимодействие с семьей.
  • Систематичность
  • Передавая знания учитывать их воспитательную ценность и потенциал для формирования нравственных чувств.

Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее чувство может угаснуть. Поэтому необходимо закреплять это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

Важно помнить что в формировании патриотических чувств дошкольников большую роль играет личность педагога с его мировоззрением, личным примером, взглядами, суждениями. Поэтому для правильной организации работы по патриотическому воспитанию педагогу необходимо знать ряд документов:

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы»
  • Закон РФ «Об образовании»
  • Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»
  • Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Национальная доктрина образования в РФ и др.

Основные задачи патриотического воспитания в детском саду.

•        Формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

•        Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.

•        Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

Особенностью организации данной работы в детском саду является тесная связь со всеми другими видами деятельности детей. Поэтому организация работы по патриотическому воспитанию также позволяет решать ряд смежных задач.

1.        Задачи эстетического и нравственного воспитания. Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действие отношения к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.

2.        Задачи физического воспитания. Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием)

3.        Задачи трудового воспитания. Поощрение трудовой деятельности детей,  основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд с общественной мотивацией следует организовывать не только в детском саду, но и дома, приобщая к этому семью ребенка. Причем эта работа должна вестись систематически. Труд дошкольников невелик и несложен, но необходим для формирования его личности. Необходимо приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру.

4.        Формирование бережного отношения к природе. Важно сочетать формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей…) сочеталось с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству (субботники, озеленение).

Организуя работу по патриотическому воспитанию можно использовать различные методы работы.

  • Целевые прогулки и экскурсии (Краевой музей, к памятникам…)
  • Наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике города, улицы, детского сада
  • Рассказ и объяснения педагога в сочетании с показом и наблюдением
  • Беседы о родном  городе, улице, детском саде
  • Использование иллюстраций, диафильмов, аудио и видео записей
  • Использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок, чтение сказок)
  • Знакомство с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и тд.)
  • Обогащение и стимулирование детского творчества
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду
  • Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, правильно вести себя в общественных местах.
  • Воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.

Направления работы по патриотическому воспитанию.

1.        Работа с именем ребенка. Осознание себя, своего «Я» начинается с понимания того, что каждый ребенок имеет свое имя. С детьми и родителями обсуждают почему выбрано данное имя, как будут называть ребенка, когда он вырастет, какие будут отчества, как ласково назвать по имени, как их называют дома. Использовать переводы имен не рекомендуется, так как часто детям он не нравится, и другие дети могут использовать его как дразнилку.

2.        Страницы генеалогического дерева, идущего от ребенка.

3.        Составление семейных альбомов, стенгазет о семье

4.        Рисование портретов папы, дяди, дедушки ко Дню защитника Отечества; мамы и бабушки на 8-е марта; рисунки «Моя семья»

5.        Работа над геральдикой (изучение гербов городов, страны, флага) состоит в осознании смысла знака и символа, отражающего что-то главное. Рассматривание различных гербов позволяет познакомить детей с их типами, используя классификацию основных изображений (гербы с изображением профессий, которыми знаменит город, гербы с животными, гербы с изображением исторических событий). При знакомстве с флагом опираться на представлениях детей о цвете и некоторых российских традициях. История возникновения герба сложна для детей, и можно использовать это направление только со старшими дошкольниками.

6.        Формированию чувства гордости за свой народ, свою страну, эмоциональной отзывчивости способствует приобщение детей к творчеству всемирно известных русских поэтов, писателей, композиторов, художников (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Чайковский П.И., Репин И.Е.) при изучении их творчества, посещении музеев, выставок, театров, разыгрывании спектаклей.

7.        Большое    значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках (день города, День Победы, День защитника Отечества). Дети делают открытки, поздравления, подарки, выступают на утренниках. В результате такой работы у детей создаются не только представления о их городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям.

Использование данных подходов позволит формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны

Формирование предметно-развивающей среды в детском саду для нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников.

(из опыта работы)

        Нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

          Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группах, созданная педагогами детского сада.

      Правильно организованная развивающая среда в группах детского сада позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, постоянно обогащаться, обеспечивать «зоны ближайшего развития» детей. 

      Воспитателями подобраны, изготовлены дидактические пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей: план города, на котором дети без труда узнают свой детский сад; представлены различные виды театра по русским народным сказкам; созданы макеты климатических и природных зон с представителями флоры и фауны. Традиционные уголки по изобразительной деятельности превратились в настоящие творческие мастерские. Появилось много изделий прикладного искусства. Интерьеры украшают куклы в национальных костюмах, игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, сделанные руками воспитателей и родителей. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску. С этой целью в старших дошкольных группах имеется периодически меняющийся материал: лабиринты, кроссворды на знание родного города, края, страны, её символов. С целью пополнения развивающей среды приобретены настольные печатные игры «Профессии», «Сказки», «Зоологическое лото» и другие. Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого. А что может быть доступней народных игр, сопровождаемых художественным словом? Поэтому физкультурные уголки кроме привычного спортивного оборудования содержат атрибуты для подвижных народных игр.

Для нравственно-эстетического развития детей в каждой группе организованы музыкально-театральные уголки, в которых подобраны соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных персонажей, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные. Музыкальным руководителем детского сада собрана фонотека с записями шелеста листьев, плеска воды, пения птиц. Музыкальные инструменты используются на вечерах досуга, ярмарках, выпускных вечерах.

Для нравственно-патриотического воспитания создан уголок патриотического воспитания, куда входят: символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы области, страны; книги предприятий родного города; литература по патриотическому воспитанию.

Также создана полочка красоты, где выставлены изделия декоративно-прикладного искусства. Беседы о работах народных мастеров помогает детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа в детском саду ведется систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности по направлениям: «Семья», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».

Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. Этому способствуют специально организованные занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности, музыкальные и физкультурные занятия, праздники и развлечения. Педагоги продолжают работу по патриотическому воспитанию на кружковых занятиях. В кружке по физическому развитию разучивают подвижные народные игры, по музыкальному развитию – русские народные песни и пляски. В кружке по изобразительной деятельности дети знакомятся с разными видами народной росписи. В театральном кружке инсценируют русские народные сказки.

Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов. В рамках этой деятельности особое значение приобретает информация для родителей в родительском уголке, проведение консультаций и бесед с патриотической тематикой, родительские собрания с предварительным анкетированием или в нетрадиционной форме, посещения на дому, привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях, походах, экскурсиях, приглашения на комплексные занятия. Традиционным в детском саду стало проведение Дня открытых дверей, детских концертов к Дню пожилого человека, к Дню матери, к Дню отца. Проводятся конкурсы семейных стенных газет, поделок из природного материала, организуются выставки детского творчества.

Консультация для воспитателей

 «Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании здорового дошкольника»

В настоящее время одной из приоритетных задач, состоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.  Одним из важнейших факторов хорошего физического и психического развития ребёнка является правильно организованная двигательная деятельность в детском саду и семье. Здоровый малыш стремиться к движениям, активной деятельности. В движениях он находит источник живой радости. Во многом подвижность ребёнка зависит от его двигательных умений.  

        Именно  на физкультурном занятии дети осваивают новые движения, у них формируется правильный двигательный стереотип. Неловкие, скованные движения постепенно уточняются и, наконец, превращаются в автоматические, ребёнок начинает выполнять их без излишнего напряжения.

         Правильное построение занятия и организация двигательной деятельности в ходе его опровергает бытующее мнение о том, что дети способны выполнять только имитационные движения, а точные, конкретные задания им не интересны. Проведённые наблюдения за поведением детей в ходе занятий показали, что ребёнок также увлечённо выполняет физические упражнения, если показ и слово воспитателя выступают, главным образом, в качестве вспомогательного, а не главного методического приёма, при этом ребёнок выполняет двигательные задания в любой комбинации самостоятельно, преодолевая трудности. Любой ребёнок,  если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти здоровым, смышлёным, с твёрдым характером.

         Особое внимание должно быть уделено своевременному усвоению ребёнком тех видов двигательных действий, формирование которых обуславливается его возрастом и уровнем индивидуального развития.  Вместе с тем в процессе  занятий педагог должен заботиться о единстве всех сторон воспитания: нравственного, умственного, трудового и эстетического.

        Чем раньше начинается обучение, тем устойчивее результаты. При обучении детей на физкультурном занятии воспитатель решает следующие задачи:

1. Обогащение двигательного опыта детей, активизация их двигательной деятельности. Ребёнок должен узнать,  что:

* одно и то же движение можно выполнять по-разному;

* с одним предметом можно выполнять разные движения;

* одно и то же движение можно выполнять с разными предметами.

2. Совершенствование моторного аппарата, продолжение развития координационных способностей детей. В частности зрительно- двигательной координации.

3. Формирование правильной осанки и укрепление свода стопы.

4. Обучение ориентированию в пространстве и развитие механизмов ориентирования: зрительно-слуховых; зрительно-тактильных; слухо-мышечных.

5. Создание условий для развития на занятии сенсорных способностей детей, развитие их активных мыслительных действий в процессе физических упражнений; обучение детей целенаправленным действиям, развитие способности удерживать поставленную задачу и на основе и на основе сенсорных ориентировок контролировать и оценивать выполненное.

6. Развитие желания действовать самостоятельно, создание фонда понятий «могу» и «хочу».

7. Создание реальных предпосылок к творческому развитию ребёнка, стимулирование поисковой деятельности на занятии; оказание помощи ребёнку в открытии себя; поддерживание инициативы: «Я сам».

8. Развитие у детей способности обучаться, приобретать знания.

9. Обеспечение эмоционального комфорта на занятии.

Таким образом, свободная двигательная активность позволяет ребёнку испытывать радость от физических  упражнений, трансформировать их из чисто механических в реабилитационно-лечебные, освобождаться от чувства тревожности, зажатости, страха, влиять на своё собственное состояние и поведение.

Консультации для воспитателей

Как способствовать социальному развитию дошкольника?

Какие же приёмы и средства должен применять педагог, чтобы способствовать адекватному социальному развитию ребёнка? Одним из основных понятий, используемых педагогами в процессе воспитания, является дисциплина. Это слово в переводе с латыни означает обучение, воспитание. Таким образом, дисциплина это процесс научения, образования, т. е. Средства, с помощью которых и осуществляется социализация. Цель дисциплины гораздо в большей степени состоит в том, чтобы направить действие, а не наказать за ошибку. Главная цель дисциплины сформировать этические и моральные нормы и развить самоконтроль для того, чтобы индивидуальное поведение соответствовало определённым стандартам, правилам, которые установились в нашем обществе.

Вначале контроль за поведением ребёнка устанавливается извне на основе авторитета взрослого; затем по мере взросления ребёнок вырабатывает механизмы самоконтроля, которые позволяют ему существовать по стандартам данного сообщества не потому, что он должен, а потому, что он хочет. Он принимает эти правила, ограничения и т. п., они становятся неотъемлемой частью его самосознания. Таким образом, рассматривая дисциплину как средство развития самоконтроля, можно выделить ряд принципов, следуя которым взрослый способен повлиять на этот процесс.

Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Исследования показали, что дети менее агрессивны у родителей и воспитателей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

Дисциплина более эффективна, когда действие её постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.

Обучение происходит легче, когда в процесс включены не только наказания, но и поощрения.

Дисциплинарные воздействия должны применяться сразу после нарушений.

Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребёнка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.

Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребёнка постоянно независимо от того, что и как он сделал. У него возникает чувство, что взрослому ничем нельзя угодить.

Внешний контроль за поведением необходим всем детям младшего и среднего дошкольного возраста. Для каждого возрастного периода и определения уровня развития существуют адекватные средства дисциплинарного воздействия. Однако и вседозволенность, и жёсткий авторитаризм оказываются непрдуктивными в любом возрасте. На ранних стадиях развития дисциплина может поддерживаться управлением деятельностью ребёнка, например, с помощью игрушек и интересных игр, оборудования игровых площадок на улице и в помещении. Иногда помогает изменение ситуации вокруг ребёнка. Например, можно переключить его внимание на другое действие предмет или вообще вывести из ситуации, провоцирующей негативное поведение. С детьми постарше можно обсудить их поведение и в доступной форме объяснить его положительные и отрицательные стороны.

 

Дисциплинированного поведения можно достичь, но успех во многом определяется возрастом ребёнка. Так, например, у детей в возрасте 2,5 3 лет, у которых слабо развиты функции самоконтроля, наблюдается больше проблем, связанных с плохим поведением, физической агрессией, чем у четырёхлетних.

         Методы дисциплинарных воздействий не должны ущемлять достоинство ребёнка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.

Можно предложить следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества.

Чаще надо обсуждать последствия действия ребёнка или взрослого для чувств другого человека. Подчёркивайте сходство между разными людьми. Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходимы сотрудничество и взаимопомощь (моделируйте их совместную деятельность, предлагайте игрушки и игры, в которые лучше играть нескольким детям и т. п.). Исключать надо нотации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести себя таким образом. Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращая внимание на ребёнка, который ведёт себя хорошо.

Однако не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты и наказания. Ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, почему следует поступать так, а не иначе, обсуждайте последствия неверного поведения, как для самого ребёнка, так и для окружающих.

Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры. Обеспечивайте детей игровым материалом, чтобы они могли вместе конструировать, строить и т.д. Поощряйте совместную игру детей, предоставляя в их распоряжение дополнительный игровой материал или пространство в группе. Помните, что улыбка или доброе слово также является поощрением. Используйте, как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребёнку. Например, наблюдение за его игрой, улыбку, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные действия с ребёнком. Внешние проявления внимания и привязанности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтобы они были разнообразны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре-практикуме. Тема: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"

Выступление на семинаре -практикуме. Тема: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"...

Выступление из опыта работы: «Формы и методы экологического воспитания дошкольников»

Экологические проблемы— это не только результат загрязнения окружаю­щей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия дефицита экологического сознания. Формирование экологического созна...

Педагогические формы и методы музыкального воспитания дошкольников. Авторы: Зотова М.В., Сиркина А.И.

Обозначив задачи, педагог всегда ищет способы их решения. Чем выше качество профессионально-педагогической деятельности, тем менее стереотипным получается поисковый процесс, а конкретные способы решен...

Педагогические формы и методы музыкального воспитания дошкольников. Авторы: Зотова М.В., Сиркина А.И.

Обозначив задачи, педагог всегда ищет способы их решения. Чем выше качество профессионально-педагогической деятельности, тем менее стереотипным получается поисковый процесс, а конкретные способы решен...

Консультация для педагогов на тему: «Формы и методы экологического воспитания дошкольников»

Формирование начал экологической культуры - это становление, осознание правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, сохраняющим и созидающимее, а такжек людя...