ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОО
статья (старшая группа)

Наталья Алексеевна Редькина

В данной статье раскрыты некоторые аспекты значения художественной литературы в развитии мышления и воображения ребенка. А так же вторы, рассмотрев трудности вовлечения родителей в воспитательный процесс, делятся опытом организации литературного кружка, как формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья 23.28 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОО

Редькина Наталья Алексеевна,

Воспитатель.

Баскакова Динара Ивановна,

Воспитатель.

Димитрюк Наталья Владимировна,

учитель-логопед

Аннотация: В данной статье раскрыты некоторые аспекты значения художественной литературы в развитии мышления и воображения ребенка. А так же вторы, рассмотрев трудности вовлечения родителей в воспитательный процесс, делятся опытом организации литературного кружка, как формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОО.

Ключевые слова: Родители, дети, взаимодействие, художественная литература, опыт работы.

THE LITERARY CIRCLE AS A FORM OF INTERACTION WITH THE FAMILIES OF PUPILS OF THE DOO

Redkina Natalia Alekseevna,

Dinara Baskakova,

Dimitryuk Natalia Vladimirovna

Abstract: This article reveals some aspects of the importance of fiction in the development of a child's thinking and imagination. And the teachers, having considered the difficulties of involving parents in the educational process, share their experience of organizing a literary circle as a form of interaction with the families of preschool children.

Keywords: Parents, children, interaction, fiction, work experience.

Художественная литература сопровождает человека с ранних лет его жизни. Она открывает перед ребёнком мир общества и природы, а также мир человеческих чувств и отношений. Литература способствует развитию мышления и воображения, обогащает эмоциональный опыт и предоставляет прекрасные образцы русского литературного языка. Её воспитательное, познавательное и эстетическое значение велико, так как, расширяя кругозор ребёнка, она влияет на его личность. Регулярное чтение с дошкольником является залогом формирования богатого словарного запаса, умения грамотно строить предложения и красиво выражать свои мысли. Книга наполняет внутренний мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует самореализации и развивает жизнестойкость, независимо от обстоятельств, в которых он оказывается.

Я. А. Коменский в своих работах заложил научно-методические основы литературного развития детей, акцентируя внимание на значении родного языка как инструмента для познания человеком себя и окружающего мира. Ф. Фрёбель заметил, что маленькие дети проявляют интерес к рассказам и имеют любовь к животным, что стало основой его детских рассказов для садиков. К. Д. Ушинский по праву считается основоположником отечественной научной педагогики. Его педагогическая система основывалась на двух ключевых принципах: народности и развивающего обучения. Идеи Ушинского были продолжены Е. Н. Водовозовой, которая рекомендовала активно использовать в занятиях произведения устного народного творчества, такие как песенки, поговорки, загадки и сказки. Е. И. Тихеева считала родной язык наставником и великим педагогом, сформулировала много ценных практических советов по организации работы с литературой. Значительное воздействие на становление методики литературного развития детей оказала Е. А. Флерина.

Что такое литературное развитие? Литературное развитие происходит в процессе восприятия текста, который читает взрослый. Разнообразные тексты, воспринимаемые на слух, постепенно становятся более сложными по структуре, содержанию и жанровым особенностям. Сначала дети ориентируются на подсказки взрослых, а затем начинают действовать самостоятельно, предугадывая события и их последствия на основе накопленного опыта, включая опыт решения различных и всё более сложных читательских задач. Таким образом, литературное развитие представляет собой возрастной процесс: с течением времени расширяются и углубляются читательский кругозор, восприятие текста и самостоятельная деятельность. В этом процессе важна роль родителей. В процессе чтения родителей с детьми осуществляются как психологические, так и социальные функции общения. В связи с этим основная задача ДО заключается в том, чтобы обучить родителей совместному чтению с ребенком и взаимодействию с ним. Как можно дольше стоит читать ребенку вслух. Стремиться к тому, чтобы чтение родителя переросло в самостоятельное чтение ребенка.

Дошкольный возраст — это период активного формирования читательских навыков у ребенка, который требует внимательной совместной работы воспитателей и родителей. Семья играет ключевую роль в знакомстве ребенка с миром литературы, открываемым книгами. Воспитатели, в свою очередь, должны убедить родителей в важности чтения для детей. Книга предоставляет возможность общения с взрослыми, через их речь и интонацию ребенок воспринимает сюжет, характеры и настроения. Вместе можно переживать эмоции, радоваться и находиться в безопасности от всего злого и страшного. С возрастом меняются и подходы к работе с книгой, развиваются определенные навыки: рассматривание, слушание, перелистывание страниц, воспроизведение услышанного текста в соответствии с иллюстрациями. Все это формирует основу для будущего читателя, но для его появления необходима чуткая поддержка внимательного родителя. Некоторые родители, стремясь приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с трудностями в удержании его интереса. Таким образом, основная цель данного взаимодействия заключается в том, чтобы убедить родителей пересмотреть свои взгляды на детское чтение и на способы приобщения детей к книгам.

Задачи работы с родителями по вовлечению детей в чтение художественной литературы включают:

• активное вовлечение родителей в процесс знакомства детей с художественной литературой через организацию совместной проектно-игровой деятельности;

• повышение уровня грамотности родителей в вопросах приобщения детей к художественной литературе.

В своей работе с родителями в этом направлении я использую различные формы, такие как:

• Досуговые мероприятия.

Целью досуговых форм общения является создание теплых и неформальных отношений между педагогами и родителями, а также укрепление доверительных связей между родителями и детьми. Совместно с родителями для детей организовали квест по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко», в котором приняли участие семьи моих воспитанников. В данном мероприятии были запланированы различные задания для детей, которые подразумевают участие родителей как героев сказки. Цель мероприятия: создание условий для формирования интереса к книгам в процессе игровой познавательной программы с участием родителей. Результатом конкурса стала заинтересованность детей и родителей в подобных мероприятиях.

  • Познавательные

Целью познавательной формы организации общения развивать интерес и любовь к чтению; развивать литературную речь, желание и умение слушать художественные произведения. Вместе с детьми устраивали выставки книг и рисунков по темам недели, которые выбрали дети и родители с детьми рисовали рисунки и приносили художественную литературу по этой теме; памятки; буклеты; творческие фестивали («Нарисуем сказку вместе», рисунки-иллюстрации к литературным произведениям и т.д.). Также в приёмной группы были размещены консультации для родителей: «Научите ребёнка любить книгу», «Приобщение детей к художественной культуре», «Зачем нужны сказки», «Как выбрать книгу для вашего ребёнка» и т. д.

Вследствие этой практики родители детям стали больше читать новой художественной литературы. Также с родителями и детьми мы оформляли книжный уголок ко дню рождения таких детских писателей как: А. Л. Барто, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, С. В. Михалков, Е. И. Чарушин и т. д.

  • Информационно-аналитические

Целью создания информационно-аналитической формы взаимодействия с родителями является:

- сбор и обработка данных о семье каждого воспитанника;

- определение уровня педагогических знаний родителей в области приобщения детей к художественной литературе.

Изучение запросов и потребностей родителей в информации о том, как развить интерес ребенка к книгам, включает в себя: проведение бесед, анкетирование и интервьюирование. В начале и в конце учебного года было проведено анкетирование среди родителей о том, что читают родители детям, сколько и когда. Какие предпочитают книги. По итогам анкетирования на начало года детям ежедневно читали только 37% родителей. После нашей работы с родителями в течение года этот процент вырос до 63%.

Приняли участие в открытом конкурсе педагогов, детей и родителей г. Кострома «Семейный котел 2023» с участием РФ и Республики Беларусь, номинация «Методическая разработка», где стали лауреатами II-й степени. В нашем детском саду организован литературный кружок «Читарики». На кружке мы с детьми учим стихотворения, которые они закрепляют с родителями дома, что вовлекает родителей в процесс литературного развития их детей.

Таким образом, родители являются непосредственными участниками процесса литературного развития дошкольников. Также важно изменить отношение родителей к совместному чтению с дошкольниками и популяризовать детскую книгу в семье. Поэтому необходимо вовлекать родителей в приобщение к совместному чтению художественной литературы, воспитанию читательского интереса у ребёнка.

Список источников

  1. Болотская С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе // Детский сад от А до Я. 2008. № 4. С. 150-153.
  2. Кузьменкова Е., Рысина Г. Воспитание будущего читателя: Литературно-художественное развитие детей 3-5 лет. – М: Чистые пруды, 2005. – 32 с.
  3. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи. Методическое пособие. 2-е изд., доп. – М.: 2017 – 288 с
  4. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224с.
  5. В. Я. Фишер, М. А. Кухар Литературное развитие детей дошкольного возраста в условиях обновленного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Театральная студия «Арлекин» как одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников». Соавторы музыкальный руководитель Гутова Н.Н и воспитатель Моисеенко Н.Н

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению- это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это може...

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников

Цель работы родительского клуба «Вместе»: повышение компетентностей родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Привлечение их (родителей) к сотрудн...

«Формы взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания».

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями  можно ...

Консультация "Активные формы взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ"

В конспекте описывается фрмы работы с родителями....

«Современные модели и формы взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений в ДОУ и семьи».

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а педагоги призваны помочь, поддержать, направить, допо...