ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОО
статья (старшая группа)
В данной статье раскрыты некоторые аспекты значения художественной литературы в развитии мышления и воображения ребенка. А так же вторы, рассмотрев трудности вовлечения родителей в воспитательный процесс, делятся опытом организации литературного кружка, как формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОО
Редькина Наталья Алексеевна,
Воспитатель.
Баскакова Динара Ивановна,
Воспитатель.
Димитрюк Наталья Владимировна,
учитель-логопед
Аннотация: В данной статье раскрыты некоторые аспекты значения художественной литературы в развитии мышления и воображения ребенка. А так же вторы, рассмотрев трудности вовлечения родителей в воспитательный процесс, делятся опытом организации литературного кружка, как формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОО.
Ключевые слова: Родители, дети, взаимодействие, художественная литература, опыт работы.
THE LITERARY CIRCLE AS A FORM OF INTERACTION WITH THE FAMILIES OF PUPILS OF THE DOO
Redkina Natalia Alekseevna,
Dinara Baskakova,
Dimitryuk Natalia Vladimirovna
Abstract: This article reveals some aspects of the importance of fiction in the development of a child's thinking and imagination. And the teachers, having considered the difficulties of involving parents in the educational process, share their experience of organizing a literary circle as a form of interaction with the families of preschool children.
Keywords: Parents, children, interaction, fiction, work experience.
Художественная литература сопровождает человека с ранних лет его жизни. Она открывает перед ребёнком мир общества и природы, а также мир человеческих чувств и отношений. Литература способствует развитию мышления и воображения, обогащает эмоциональный опыт и предоставляет прекрасные образцы русского литературного языка. Её воспитательное, познавательное и эстетическое значение велико, так как, расширяя кругозор ребёнка, она влияет на его личность. Регулярное чтение с дошкольником является залогом формирования богатого словарного запаса, умения грамотно строить предложения и красиво выражать свои мысли. Книга наполняет внутренний мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует самореализации и развивает жизнестойкость, независимо от обстоятельств, в которых он оказывается.
Я. А. Коменский в своих работах заложил научно-методические основы литературного развития детей, акцентируя внимание на значении родного языка как инструмента для познания человеком себя и окружающего мира. Ф. Фрёбель заметил, что маленькие дети проявляют интерес к рассказам и имеют любовь к животным, что стало основой его детских рассказов для садиков. К. Д. Ушинский по праву считается основоположником отечественной научной педагогики. Его педагогическая система основывалась на двух ключевых принципах: народности и развивающего обучения. Идеи Ушинского были продолжены Е. Н. Водовозовой, которая рекомендовала активно использовать в занятиях произведения устного народного творчества, такие как песенки, поговорки, загадки и сказки. Е. И. Тихеева считала родной язык наставником и великим педагогом, сформулировала много ценных практических советов по организации работы с литературой. Значительное воздействие на становление методики литературного развития детей оказала Е. А. Флерина.
Что такое литературное развитие? Литературное развитие происходит в процессе восприятия текста, который читает взрослый. Разнообразные тексты, воспринимаемые на слух, постепенно становятся более сложными по структуре, содержанию и жанровым особенностям. Сначала дети ориентируются на подсказки взрослых, а затем начинают действовать самостоятельно, предугадывая события и их последствия на основе накопленного опыта, включая опыт решения различных и всё более сложных читательских задач. Таким образом, литературное развитие представляет собой возрастной процесс: с течением времени расширяются и углубляются читательский кругозор, восприятие текста и самостоятельная деятельность. В этом процессе важна роль родителей. В процессе чтения родителей с детьми осуществляются как психологические, так и социальные функции общения. В связи с этим основная задача ДО заключается в том, чтобы обучить родителей совместному чтению с ребенком и взаимодействию с ним. Как можно дольше стоит читать ребенку вслух. Стремиться к тому, чтобы чтение родителя переросло в самостоятельное чтение ребенка.
Дошкольный возраст — это период активного формирования читательских навыков у ребенка, который требует внимательной совместной работы воспитателей и родителей. Семья играет ключевую роль в знакомстве ребенка с миром литературы, открываемым книгами. Воспитатели, в свою очередь, должны убедить родителей в важности чтения для детей. Книга предоставляет возможность общения с взрослыми, через их речь и интонацию ребенок воспринимает сюжет, характеры и настроения. Вместе можно переживать эмоции, радоваться и находиться в безопасности от всего злого и страшного. С возрастом меняются и подходы к работе с книгой, развиваются определенные навыки: рассматривание, слушание, перелистывание страниц, воспроизведение услышанного текста в соответствии с иллюстрациями. Все это формирует основу для будущего читателя, но для его появления необходима чуткая поддержка внимательного родителя. Некоторые родители, стремясь приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с трудностями в удержании его интереса. Таким образом, основная цель данного взаимодействия заключается в том, чтобы убедить родителей пересмотреть свои взгляды на детское чтение и на способы приобщения детей к книгам.
Задачи работы с родителями по вовлечению детей в чтение художественной литературы включают:
• активное вовлечение родителей в процесс знакомства детей с художественной литературой через организацию совместной проектно-игровой деятельности;
• повышение уровня грамотности родителей в вопросах приобщения детей к художественной литературе.
В своей работе с родителями в этом направлении я использую различные формы, такие как:
• Досуговые мероприятия.
Целью досуговых форм общения является создание теплых и неформальных отношений между педагогами и родителями, а также укрепление доверительных связей между родителями и детьми. Совместно с родителями для детей организовали квест по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко», в котором приняли участие семьи моих воспитанников. В данном мероприятии были запланированы различные задания для детей, которые подразумевают участие родителей как героев сказки. Цель мероприятия: создание условий для формирования интереса к книгам в процессе игровой познавательной программы с участием родителей. Результатом конкурса стала заинтересованность детей и родителей в подобных мероприятиях.
- Познавательные
Целью познавательной формы организации общения развивать интерес и любовь к чтению; развивать литературную речь, желание и умение слушать художественные произведения. Вместе с детьми устраивали выставки книг и рисунков по темам недели, которые выбрали дети и родители с детьми рисовали рисунки и приносили художественную литературу по этой теме; памятки; буклеты; творческие фестивали («Нарисуем сказку вместе», рисунки-иллюстрации к литературным произведениям и т.д.). Также в приёмной группы были размещены консультации для родителей: «Научите ребёнка любить книгу», «Приобщение детей к художественной культуре», «Зачем нужны сказки», «Как выбрать книгу для вашего ребёнка» и т. д.
Вследствие этой практики родители детям стали больше читать новой художественной литературы. Также с родителями и детьми мы оформляли книжный уголок ко дню рождения таких детских писателей как: А. Л. Барто, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, С. В. Михалков, Е. И. Чарушин и т. д.
- Информационно-аналитические
Целью создания информационно-аналитической формы взаимодействия с родителями является:
- сбор и обработка данных о семье каждого воспитанника;
- определение уровня педагогических знаний родителей в области приобщения детей к художественной литературе.
Изучение запросов и потребностей родителей в информации о том, как развить интерес ребенка к книгам, включает в себя: проведение бесед, анкетирование и интервьюирование. В начале и в конце учебного года было проведено анкетирование среди родителей о том, что читают родители детям, сколько и когда. Какие предпочитают книги. По итогам анкетирования на начало года детям ежедневно читали только 37% родителей. После нашей работы с родителями в течение года этот процент вырос до 63%.
Приняли участие в открытом конкурсе педагогов, детей и родителей г. Кострома «Семейный котел 2023» с участием РФ и Республики Беларусь, номинация «Методическая разработка», где стали лауреатами II-й степени. В нашем детском саду организован литературный кружок «Читарики». На кружке мы с детьми учим стихотворения, которые они закрепляют с родителями дома, что вовлекает родителей в процесс литературного развития их детей.
Таким образом, родители являются непосредственными участниками процесса литературного развития дошкольников. Также важно изменить отношение родителей к совместному чтению с дошкольниками и популяризовать детскую книгу в семье. Поэтому необходимо вовлекать родителей в приобщение к совместному чтению художественной литературы, воспитанию читательского интереса у ребёнка.
Список источников
- Болотская С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе // Детский сад от А до Я. 2008. № 4. С. 150-153.
- Кузьменкова Е., Рысина Г. Воспитание будущего читателя: Литературно-художественное развитие детей 3-5 лет. – М: Чистые пруды, 2005. – 32 с.
- Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи. Методическое пособие. 2-е изд., доп. – М.: 2017 – 288 с
- Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224с.
- В. Я. Фишер, М. А. Кухар Литературное развитие детей дошкольного возраста в условиях обновленного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-199304-1485008569.jpg)
Проект «Театральная студия «Арлекин» как одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников». Соавторы музыкальный руководитель Гутова Н.Н и воспитатель Моисеенко Н.Н
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению- это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это може...
Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников
Цель работы родительского клуба «Вместе»: повышение компетентностей родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Привлечение их (родителей) к сотрудн...
«Формы взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания».
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/28/picture-339196-1580238120.jpg)
Опыт работы на тему:"Вариативные формы взаимодействия с семьями воспитанников в процессе реализации основной общеобразовательной программы"
Опыт работы был представлен на городской конференции работников дошкольного образования....
Консультация "Активные формы взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ"
В конспекте описывается фрмы работы с родителями....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/15/picture-1127808-1555328410.jpg)
«Современные модели и формы взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений в ДОУ и семьи».
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а педагоги призваны помочь, поддержать, направить, допо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/26/picture-812308-1490529514.jpg)
«Современные модели и формы взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений в ДОУ и семьи».
сделать родителей активными участниками педагогического процесса...