ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
статья

Наталья Алексеевна Редькина

 

Художественная литература сопровождает человека с ранних лет его жизни. Она открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Литература развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальные педагогические чтения

руководящих и педагогических работников образовательных организаций

МО г. Саяногорск

«Эффективный опыт вовлечения родителей в образовательный процесс»

ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Редькина Наталья Алексеевна,

воспитатель МБДОУ д/с № 21 «Аленький цветочек»

Художественная литература сопровождает человека с ранних лет его жизни. Она открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Литература развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Велико воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность ребёнка. Регулярное чтение с дошкольником является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, красиво говорить. Книга наполняет внутренний мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует самореализации, воспитывает жизнестойкость, в каких бы ситуациях он ни оказался.

Я. А. Коменский в своих трудах заложил научно-методические основы литературного развития детей. Для него было характерно подчеркивание роли родного языка как орудия познания человеком самого себя и окружающего мира. Ф. Фрёбель подметил пристрастие маленьких детей к рассказам, а также их любовь к животным. Это стало основой его рассказов для детского сада. Основоположником отечественной научной педагогики по праву считается К. Д. Ушинский. Его педагогическая система базировалась на двух теоретических принципах: народности и развивающего обучения. Идеи Ушинского развивались Е. Н. Водовозовой, которая предлагала на занятиях широко использовать произведения устного народного творчества: песенки, поговорки, загадки, сказки. Е. И. Тихеева считала родной язык наставником и великим педагогом, сформулировала много ценных практических советов по организации работы с литературой. Значительное влияние на становление методики литературного развития детей оказала Е. А. Флерина.

Что такое литературное развитие? Литературное развитие, происходит в процессе восприятия текста, читаемого взрослым. Воспринимаемые на слух разнообразные тексты постепенно усложняются по структуре, содержанию, жанровым особенностям. Вначале побуждаемые взрослым, затем самостоятельно, дети уже могут предугадывать события и их последствия, исходя из накопленного и опыта, в том числе и опыта решения разнообразных и постоянно усложняющихся читательских задач. Таким образом, литературное развитие является возрастным процессом: читательский кругозор, восприятие текста, самостоятельная деятельность с годами будут увеличиваться и углубляться. Роль родителей в этом процессе огромна. В процессе чтения родителей с детьми реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Отсюда и главная задача ДО – научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним. Как можно дольше стоит читать ребенку вслух. Стремиться к тому, чтобы чтение родителя переросло в самостоятельное чтение ребенка.

Дошкольный возраст — время активного становления ребенка как читателя, требующее кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. Семья есть важный проводник между ребёнком и миром литературы, который открывают перед дошкольником книги. А задачей воспитателей является убеждение родителей в пользе чтения детям. Книга – это возможность общения со взрослыми. Через их речь, интонацию воспринимаются сюжет, характеры, настроения. Можно вместе переживать, веселиться и быть надёжно защищённым от злого и страшного. По мере взросления ребёнка меняются и способы работы с книгой, приобретаются определённые навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, воспроизведение ранее услышанного текста в соответствии с иллюстрацией. Всё это складывается в копилку будущего читателя, но, чтобы этот Читатель появился, необходима тактичная помощь чуткого родителя. Некоторые родители, в попытке приобщения ребенка к чтению, сталкиваются с трудностью удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. И как результат – делают вывод, что ребёнку просто неинтересно чтение. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.

Итак, целью такого взаимодействия является: убеждение родителей на изменение своих представлений о детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге.

Задачи работы с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы:

  • вовлекать родителей в процесс ознакомления детей с художественной литературой через организацию совместной проектно-игровой деятельности родителей и детей;
  • повышать грамотность родителей в вопросах приобщения детей к художественной литературе.

В работе с родителями в данном направлении использую такие формы, как:

  • Досуговые

Целью досуговых форм организации общения призвано устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные между родителями и детьми. Совместно с родителями для детей организовали квест по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко», в котором приняли участие семьи моих воспитанников. В данном мероприятии были запланированы различные задания для детей, которые подразумевают участие родителей как героев сказки. Цель мероприятия: создание условий для формирования интереса к книгам в процессе игровой познавательной программы с участием родителей. Результатом конкурса стала заинтересованность детей и родителей в подобных мероприятиях.

  • Познавательные

Целью познавательной формы организации общения развивать интерес и любовь к чтению; развивать литературную речь, желание и умение слушать художественные произведения. Вместе с детьми устраивали выставки книг и рисунков по темам недели, которые выбрали дети и родители с детьми рисовали рисунки и приносили художественную литературу по этой теме; памятки; буклеты; творческие фестивали («Нарисуем сказку вместе», рисунки-иллюстрации к литературным произведениям и т.д.). Также в приёмной группы были размещены консультации для родителей: «Научите ребёнка любить книгу», «Приобщение детей к художественной культуре», «Зачем нужны сказки», «Как выбрать книгу для вашего ребёнка» и т. д.

В следствии этой практики родители детям стали больше читать новой художественной литературы. Так же с родителями и детьми мы оформляли книжный уголок ко дню рождения таких детских писателей как: А. Л. Барто, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, С. В. Михалков, Е. И. Чарушин и т. д.

  • Информационно-аналитические

Целью организации информационно-аналитической формы общения с родителями являются:

  • сбор и обработка данных о семье каждого воспитанника;
  • выявление наличия у родителей необходимых педагогических знаний в сфере приобщения детей к художественной литературе.

Изучение запросов и потребностей родителей в информации о том, как развить интерес ребенка к книгам, это: проведение бесед; анкетирование; интервьюирование. В начале и в конце учебного года было проведено анкетирование среди родителей о том, что читают родители детям сколько и когда. Какие предпочитают книги. По итогам анкетирования на начало года детям ежедневно читали только 37% родителей. После нашей работы с родителями в течении года этот процент вырос до 63%.

Приняли участие в открытом конкурсе педагогов, детей и родителей г. Кострома «Семейный котел 2023» с участием РФ и Республики Беларусь, номинация «Методическая разработка», где стали лауреатами II-й степени. Являюсь руководителем литературного кружка «Читарики». На кружке мы с детьми учим стихотворения, которые они закрепляют с родителями дома, что вовлекает родителей в процесс литературного развития их детей.

Таким образом, родители являются непосредственными участниками процесса литературного развития дошкольников. Также важно изменить отношение родителей к совместному чтению с дошкольниками и популяризовать детскую книгу в семье. Поэтому необходимо вовлекать родителей в приобщение к совместному чтению художественной литературы, воспитанию читательского интереса у ребёнка.

Список литературы:

  1. Болотская С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе // Детский сад от А до Я. 2008. № 4. С. 150-153.
  2. Кузьменкова Е., Рысина Г. Воспитание будущего читателя: Литературно-художественное развитие детей 3-5 лет. – М: Чистые пруды, 2005. – 32 с.
  3. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи. Методическое пособие. 2-е изд., доп. – М.: 2017 – 288 с
  4. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224с.
  5. В. Я. Фишер, М. А. Кухар Литературное развитие детей дошкольного возраста в условиях обновленного образования.



Предварительный просмотр:

Муниципальные педагогические чтения

руководящих и педагогических работников образовательных организаций

МО г. Саяногорск

«Эффективный опыт вовлечения родителей в образовательный процесс»

ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Редькина Наталья Алексеевна,

воспитатель МБДОУ д/с № 21 «Аленький цветочек»

Художественная литература сопровождает человека с ранних лет его жизни. Она открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Литература развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Велико воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность ребёнка. Регулярное чтение с дошкольником является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, красиво говорить. Книга наполняет внутренний мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует самореализации, воспитывает жизнестойкость, в каких бы ситуациях он ни оказался.

Я. А. Коменский в своих трудах заложил научно-методические основы литературного развития детей. Для него было характерно подчеркивание роли родного языка как орудия познания человеком самого себя и окружающего мира. Ф. Фрёбель подметил пристрастие маленьких детей к рассказам, а также их любовь к животным. Это стало основой его рассказов для детского сада. Основоположником отечественной научной педагогики по праву считается К. Д. Ушинский. Его педагогическая система базировалась на двух теоретических принципах: народности и развивающего обучения. Идеи Ушинского развивались Е. Н. Водовозовой, которая предлагала на занятиях широко использовать произведения устного народного творчества: песенки, поговорки, загадки, сказки. Е. И. Тихеева считала родной язык наставником и великим педагогом, сформулировала много ценных практических советов по организации работы с литературой. Значительное влияние на становление методики литературного развития детей оказала Е. А. Флерина.

Что такое литературное развитие? Литературное развитие, происходит в процессе восприятия текста, читаемого взрослым. Воспринимаемые на слух разнообразные тексты постепенно усложняются по структуре, содержанию, жанровым особенностям. Вначале побуждаемые взрослым, затем самостоятельно, дети уже могут предугадывать события и их последствия, исходя из накопленного и опыта, в том числе и опыта решения разнообразных и постоянно усложняющихся читательских задач. Таким образом, литературное развитие является возрастным процессом: читательский кругозор, восприятие текста, самостоятельная деятельность с годами будут увеличиваться и углубляться. Роль родителей в этом процессе огромна. В процессе чтения родителей с детьми реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Отсюда и главная задача ДО – научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним. Как можно дольше стоит читать ребенку вслух. Стремиться к тому, чтобы чтение родителя переросло в самостоятельное чтение ребенка.

Дошкольный возраст — время активного становления ребенка как читателя, требующее кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. Семья есть важный проводник между ребёнком и миром литературы, который открывают перед дошкольником книги. А задачей воспитателей является убеждение родителей в пользе чтения детям. Книга – это возможность общения со взрослыми. Через их речь, интонацию воспринимаются сюжет, характеры, настроения. Можно вместе переживать, веселиться и быть надёжно защищённым от злого и страшного. По мере взросления ребёнка меняются и способы работы с книгой, приобретаются определённые навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, воспроизведение ранее услышанного текста в соответствии с иллюстрацией. Всё это складывается в копилку будущего читателя, но, чтобы этот Читатель появился, необходима тактичная помощь чуткого родителя. Некоторые родители, в попытке приобщения ребенка к чтению, сталкиваются с трудностью удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. И как результат – делают вывод, что ребёнку просто неинтересно чтение. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.

Итак, целью такого взаимодействия является: убеждение родителей на изменение своих представлений о детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге.

Задачи работы с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы:

  • вовлекать родителей в процесс ознакомления детей с художественной литературой через организацию совместной проектно-игровой деятельности родителей и детей;
  • повышать грамотность родителей в вопросах приобщения детей к художественной литературе.

В работе с родителями в данном направлении использую такие формы, как:

  • Досуговые

Целью досуговых форм организации общения призвано устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные между родителями и детьми. Совместно с родителями для детей организовали квест по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко», в котором приняли участие семьи моих воспитанников. В данном мероприятии были запланированы различные задания для детей, которые подразумевают участие родителей как героев сказки. Цель мероприятия: создание условий для формирования интереса к книгам в процессе игровой познавательной программы с участием родителей. Результатом конкурса стала заинтересованность детей и родителей в подобных мероприятиях.

  • Познавательные

Целью познавательной формы организации общения развивать интерес и любовь к чтению; развивать литературную речь, желание и умение слушать художественные произведения. Вместе с детьми устраивали выставки книг и рисунков по темам недели, которые выбрали дети и родители с детьми рисовали рисунки и приносили художественную литературу по этой теме; памятки; буклеты; творческие фестивали («Нарисуем сказку вместе», рисунки-иллюстрации к литературным произведениям и т.д.). Также в приёмной группы были размещены консультации для родителей: «Научите ребёнка любить книгу», «Приобщение детей к художественной культуре», «Зачем нужны сказки», «Как выбрать книгу для вашего ребёнка» и т. д.

В следствии этой практики родители детям стали больше читать новой художественной литературы. Так же с родителями и детьми мы оформляли книжный уголок ко дню рождения таких детских писателей как: А. Л. Барто, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, С. В. Михалков, Е. И. Чарушин и т. д.

  • Информационно-аналитические

Целью организации информационно-аналитической формы общения с родителями являются:

  • сбор и обработка данных о семье каждого воспитанника;
  • выявление наличия у родителей необходимых педагогических знаний в сфере приобщения детей к художественной литературе.

Изучение запросов и потребностей родителей в информации о том, как развить интерес ребенка к книгам, это: проведение бесед; анкетирование; интервьюирование. В начале и в конце учебного года было проведено анкетирование среди родителей о том, что читают родители детям сколько и когда. Какие предпочитают книги. По итогам анкетирования на начало года детям ежедневно читали только 37% родителей. После нашей работы с родителями в течении года этот процент вырос до 63%.

Приняли участие в открытом конкурсе педагогов, детей и родителей г. Кострома «Семейный котел 2023» с участием РФ и Республики Беларусь, номинация «Методическая разработка», где стали лауреатами II-й степени. Являюсь руководителем литературного кружка «Читарики». На кружке мы с детьми учим стихотворения, которые они закрепляют с родителями дома, что вовлекает родителей в процесс литературного развития их детей.

Таким образом, родители являются непосредственными участниками процесса литературного развития дошкольников. Также важно изменить отношение родителей к совместному чтению с дошкольниками и популяризовать детскую книгу в семье. Поэтому необходимо вовлекать родителей в приобщение к совместному чтению художественной литературы, воспитанию читательского интереса у ребёнка.

Список литературы:

  1. Болотская С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе // Детский сад от А до Я. 2008. № 4. С. 150-153.
  2. Кузьменкова Е., Рысина Г. Воспитание будущего читателя: Литературно-художественное развитие детей 3-5 лет. – М: Чистые пруды, 2005. – 32 с.
  3. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи. Методическое пособие. 2-е изд., доп. – М.: 2017 – 288 с
  4. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224с.
  5. В. Я. Фишер, М. А. Кухар Литературное развитие детей дошкольного возраста в условиях обновленного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Воспитание нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с семьёй."

Презентация "Воспитание нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с семьёй."...

ПРОЕКТ «Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»

    Осознание человеком своей индивидуальность и уникальности начинается с имени. Вопрос о том, что означает мое имя, наверное, задавал себе любой человек. Что значит мое имя? Какова ...

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи Подготовила: воспитатель Нургалиева Анастасия Михайловна «Семья и семейные ...

Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Повышение родительской компетентности в вопросахвоспитания и развития детей дошкольного возраста в процессевзаимодействия детского сада и семьи...

"Развитие диалогического общения детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками"

В данной методической разработке рассматривается проблема диалогического общения детей со сверстниками и взрослыми, описываются педагогические условия развития диалогической речи у детей дошкольного в...

Воспитание нравственно - патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с семьей

laquo;Воспитание нравственно-патриотических чувств детей дошкольноговозраста в процессе взаимодействия ДОУ с семьёй»...

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьиНаш проект направлен на улучшение качества взаимоотношений между ДОУ и семьей.  Цель- формировани...