КАК ПРОИСХОДИТ ОСВОЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОМ? Консультация для воспитателей (по материалам Е.С. Евдокимовой)
проект (старшая группа)

До 5 лет ребёнок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему «заказываемую» детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК ПРОИСХОДИТ ОСВОЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОМ?

Консультация для воспитателей

(по материалам Е.С. Евдокимовой)

До 5 лет ребёнок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему «заказываемую» детьми. Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым. Интерес к содержанию проекта зависит:

- от удовлетворения разнообразных интересов ребёнка;

- реализация его потребностей в активной деятельности;

- степени самовыражения;

- увлечение совместной деятельностью со взрослыми.

К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценивать собственные поступки; принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.

Освоение проектных действий детьми дошкольного возраста

Этап проектной деятельности

Возраст

4 – 5 лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Подготовительный

Интригующее начало, отвечающее потребностям детей. Обозначение взрослым проблемы

Выделение (взрослым или ребёнком) проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон

Выделение проблемы (детьми, либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

Целеполагания

Определение взрослым цели проекта, его мотивация

Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности. Прогнозирование результата.

Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата.

Планирования

Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана

Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.

Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнёра), определение средств реализации проекта

Исполнительский

Совместное движение взрослых и детей к результату: «делание вместе по образцу», выполнение отдельных, несложных поручений

Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых

Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договорённости, взаимообучение, взаимопомощь

Презентационный

Представление продукта проектной деятельности

Представление продукта проектной деятельности

Представление продукта проектной деятельности

Рефлексивный

Совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата

Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач

Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач

Проектировочный

___

Совместное с детьми обсуждение перспектив проектирования

Определение перспективы развития проектирования

Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребёнку о его успехах: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришёл мне на помощь!» Это помогает ребёнку осознать своё поведение, понять. Что он делает правильно, а где допускает ошибки.

Из таблицы видно, что активность взрослого постепенно снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских идей. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить темы проектирования. Со временем у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ И СЕМЬИ».

На современном этапе в области дошкольного образования происходят важные изменения в определении содержания и способов организации педагогического процесса. Это требует от педагогов более тщательного ...

Совместная проектная деятельность учителя-логопеда и воспитателя старшей компенсирующей группы на тему "Волшебные слова".

Данная деятельность направлена на воспитание нравственных чувств у детей 5-6 лет ....

Презентация к проекту на тему: "Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности" (в рамках МО воспитателей)

Презентация к проекту на тему: "Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста" (в рамках МО воспитателей старших и подготовительных групп)...

«Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через проектную деятельность» (из опыта работы воспитателя)

Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и родителей, в процессе которой дошкольники развивают познавательные способности и творческое мышление,...

"Проектно - исследовательская деятельность дошкольников" консультация для воспитателей

laquo;… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн;  «… творчество - разновидность поисковой активности», утверждал В. С. Ротенберг...

Решение задач интеллектуального и социального развития ребёнка-дошкольника в процессе освоения проектной деятельности.

В современных условиях компетентная  личность становится востребованной обществом на всех ступенях её развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, постоянно ...

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как метод взаимодействия воспитателей и родителей", 8.10.2019

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени нео...