КАК ПРОИСХОДИТ ОСВОЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОМ? Консультация для воспитателей (по материалам Е.С. Евдокимовой)
проект (старшая группа)
До 5 лет ребёнок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему «заказываемую» детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.99 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК ПРОИСХОДИТ ОСВОЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОМ?
Консультация для воспитателей
(по материалам Е.С. Евдокимовой)
До 5 лет ребёнок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему «заказываемую» детьми. Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым. Интерес к содержанию проекта зависит:
- от удовлетворения разнообразных интересов ребёнка;
- реализация его потребностей в активной деятельности;
- степени самовыражения;
- увлечение совместной деятельностью со взрослыми.
К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценивать собственные поступки; принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.
Освоение проектных действий детьми дошкольного возраста
Этап проектной деятельности | Возраст | ||
4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет | |
Подготовительный | Интригующее начало, отвечающее потребностям детей. Обозначение взрослым проблемы | Выделение (взрослым или ребёнком) проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон | Выделение проблемы (детьми, либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон. |
Целеполагания | Определение взрослым цели проекта, его мотивация | Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности. Прогнозирование результата. | Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата. |
Планирования | Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана | Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта. | Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнёра), определение средств реализации проекта |
Исполнительский | Совместное движение взрослых и детей к результату: «делание вместе по образцу», выполнение отдельных, несложных поручений | Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых | Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договорённости, взаимообучение, взаимопомощь |
Презентационный | Представление продукта проектной деятельности | Представление продукта проектной деятельности | Представление продукта проектной деятельности |
Рефлексивный | Совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата | Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач | Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач |
Проектировочный | ___ | Совместное с детьми обсуждение перспектив проектирования | Определение перспективы развития проектирования |
Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребёнку о его успехах: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришёл мне на помощь!» Это помогает ребёнку осознать своё поведение, понять. Что он делает правильно, а где допускает ошибки.
Из таблицы видно, что активность взрослого постепенно снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских идей. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить темы проектирования. Со временем у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ И СЕМЬИ».
На современном этапе в области дошкольного образования происходят важные изменения в определении содержания и способов организации педагогического процесса. Это требует от педагогов более тщательного ...

Совместная проектная деятельность учителя-логопеда и воспитателя старшей компенсирующей группы на тему "Волшебные слова".
Данная деятельность направлена на воспитание нравственных чувств у детей 5-6 лет ....

Презентация к проекту на тему: "Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности" (в рамках МО воспитателей)
Презентация к проекту на тему: "Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста" (в рамках МО воспитателей старших и подготовительных групп)...

«Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через проектную деятельность» (из опыта работы воспитателя)
Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и родителей, в процессе которой дошкольники развивают познавательные способности и творческое мышление,...
"Проектно - исследовательская деятельность дошкольников" консультация для воспитателей
laquo;… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн; «… творчество - разновидность поисковой активности», утверждал В. С. Ротенберг...

Решение задач интеллектуального и социального развития ребёнка-дошкольника в процессе освоения проектной деятельности.
В современных условиях компетентная личность становится востребованной обществом на всех ступенях её развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, постоянно ...
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как метод взаимодействия воспитателей и родителей", 8.10.2019
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени нео...