Статья:"Как работать с неговорящими детьми!"
материал
В нашем Центре воспитываются дети с множественными тяжелыми нарушениями развития и проблема обучения навыкам коммуникации ввиду тяжелой интеллектуальной недостаточности у воспитанников стоит достаточно остро. Трудности в восприятии и усвоении информации, низкая мотивация к общению, моторные проблемы делают процесс обучения коммуникативным навыкам трудоёмким и длительным, а результат, к сожалению, не всегда ожидаемый
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cnfnmz_5.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Как работать с неговорящими детьми!
Воспитатели: Болдырева Н.К.
Кокшаева С.А.
ГБУ ЦССВ «Сколковский»
В нашем Центре воспитываются дети с множественными тяжелыми нарушениями развития и проблема обучения навыкам коммуникации ввиду тяжелой интеллектуальной недостаточности у воспитанников стоит достаточно остро. Трудности в восприятии и усвоении информации, низкая мотивация к общению, моторные проблемы делают процесс обучения коммуникативным навыкам трудоёмким и длительным, а результат, к сожалению, не всегда ожидаемый. У более 80% наших воспитанников не сформирована фразовая речь.
Потребность в общении лежит в основе природы человека. Если ребенок не умеет разговаривать, это еще не означает, то что он не хочет вступать в контакт с окружающими людьми. Поэтому целью своей работы с неговорящими воспитанниками мы ставим постепенное расширение их жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
Для этого мы используем следующие направления работы:
1. Развитие импрессивной речи (развитие понимания речи).
Работа по развитию понимания речи не ограничивается специально организованными играми и упражнениями, это непрерывный процесс в течение всего дня. Каждый сотрудник, обращаясь к ребенку, расширяет объём его слухоречевой памяти. Одни дети учатся понимать простые инструкции, знакомятся с предметами быта и интерьера – «Иди ко мне», «Сядь на стул», «Дай чашку», другие воспитанники учатся различать грамматические формы слов - «Положи пижаму в тумбочку», «Посади куклу на стул». Эта работа многогранна и бесконечна.
2.Создание коммуникативного паспорта. В этом документе от первого лица сообщается вся необходимая информация для организации общения с конкретным ребенком – в каких ситуациях он вступает в общение, что для него сложно и что доступно в процессе диалога, понимает ли и использует сам жесты, понимает и пользуется ли карточками-пиктограммами, как он сообщает о своих потребностях и желаниях, в каких случаях надо прекратить общение и т.п. Этот документ адресован абсолютно всем людям, которые общаются с ребенком – педагоги, учителя, волонтёры, врачи. В нашем учреждении коммуникативный паспорт прикреплён на дверцу личного шкафчика в коридоре каждого воспитанника.
3. Использование пиктограмм для маркировки помещений Центра, для организации режима дня и последовательности проведения гигиенических процедур. Пиктограммы представляют собой стилизованные черно-белые контурные рисунки. Символичное изображение конкретно, хорошо узнаваемо, чтобы воспитанник мог безошибочно идентифицировать его с реальным предметом или его реалистичным изображением. Большое внимание в работе с пиктограммами уделяется тем символическим изображениям, которые часто встречаем в окружающем ребенка социальном мире. На стенах группы, где живут воспитанники нашего Центра, в коридорах и помещениях Центра развешены пиктограммы помещений, помогающие ориентироваться в нём. Такая единая система создаёт для ребенка беспрепятственную среду – оказавшись в любом месте Центра, ребенку легче найти нужное для него помещение. Пиктограммы режима дня и пиктограммы последовательности выполнения гигиенических процедур эффективны в работе с вновь пришедшими детьми. Они помогают им запомнить режим дня в Центре и самостоятельно овладеть необходимыми бытовыми навыками с опорой на пиктограммы. Пиктограммы несут в себе не только социальную направленность, но и большую обучающую и развивающую направленность – постоянное использование пиктограмм в течение всего дня учит детей соотносить свои действия, окружающие предметы с плоскостным изображением, что является важным этапом в интеллектуальном развитии ребенка.
4. Использование жестов. Жесты не заменяют слово, а лишь дополняют его. Мы не прекращаем говорить с ребенком, пользуясь жестами. Опора на них дает воспитаннику возможность использовать все доступные каналы для запоминания и установления связей. Жесты служат переходными средствами общения к речи, поскольку одновременно с появлением жестов у ребенка начинает формироваться и важнейшее из всех качеств развивающейся личности – потребность в общении. Мы используем общедоступные и общепринятые жесты, понятные окружающим без специального обучения. Это чрезвычайно важно, так как ребенок должен иметь возможность объясниться в любой ситуации, где находятся люди незнакомые с жестами. Все эти жесты ребенок усваивает постепенно, в процессе общения и в ходе специально организованного обучения. Большинство из них являются изобразительными – они изображают действие или предмет, который обозначают. Как и у любого метода, использование жестов имеет свои преимущества и недостатки:
Руками для использования системы жестов мы можем пользоваться всегда, в отличие от других приспособлений;
Язык жестов легче понять и «произнести», чем речь;
Язык жестов нагляден;
Ребенок должен помнить жесты и извлекать их из памяти.
5. Использование технологичных средств коммуникации – речевых тренажеров Go Talk+. Go Talk+ представляет собой небольшое портативное устройство, которое позволяет записывать и воспроизводить небольшие сообщения, при необходимости их можно стирать и записывать новые. Коммуникатор воспроизводит записанное сообщение простым нажатием кнопки. Сообщения могут быть любого содержания – «Привет», «Я хочу в туалет», «Нет», «Посмотри на меня». Говорить об опыте применения речевых тренажеров Go Talk+ в работе с детьми с ментальными нарушениями еще очень рано, так как работа с ними только началась в нашем Центре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации к работе с неговорящими детьми
У неговорящих детей, как правило, еще нет потребности подражать слову взрослого. В активном словаре не более 10-20 слов. Уровень понимания речи мо...
Работа с неговорящими детьми
Материал содержит самые простые рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить....
Презентация "Как работать с неговорящими детьми".
1. Тщательная подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения. 2. Коррекционная направленность занятия, определяющая содержание и методику его проведения. Оптимальная и...
Презентация на тему: "Использование эффективных методов и приемов в работе с неговорящими детьми, с детьми с ОВЗ"
Представлен опыт работы в современных условиях с новым контингентом детей, имеющих сложные речевые нарушения....
статья " Педагогическая работа с неговорящими детьми"
Данная статья рассказывает об особенностях работы с неговорящими детьми в социальном приюте....
Презентация опыта работы по теме " Личный речевой альбом как форма работы с неговорящими детьми"
Данный опыт работы представлен на районном методическом объединении по образовательной области "Речевое развитие"...
Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.
В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...