Развивающая предметно - пространственная среда в ДОУ по ФГОС
консультация
Развивающая предметно - пространственная среда В ДОУ по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС
ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных детям дошкольного возраста видов деятельности. Нет чётко определенных требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна.
В современном учреждении дошкольного образования предметно-пространственная развивающая среда должна отвечать требованиям:
- Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Одним из требований к отбору материалов и оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Оно должно быть устойчивым и прочным. Материалы, из которых изготовлено игровое оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям.
- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы дошкольного образования. Насыщенность предполагает оснащение среды средствами обучения и воспитания, игровыми материалами, игровым и спортивным оборудованием и инвентарем; разнообразие материалов и оборудования обеспечивающее игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, их эмоциональное благополучие. Предметное окружение детей раннего возраста предоставляет возможности для развития движений, моторики, координации, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
- Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.
- Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Полифункциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности. Так, например, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и художественной и др.
- Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Под вариативностью среды понимается наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.
- Доступность – возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Основными характеристиками предметной среды для групп раннего возраста являются:
- разнообразие – наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, конструктивной, изобразительной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, формирования представлений о самом себе, организации двигательной активности и др.;
- доступность – расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребёнка (исключаются высокая мебель и закрытые шкафы);
- эмоциогенность – обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищённости и эмоционального благополучия (среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребёнка и вызывающей у него положительной эмоции);
- зонирование – построение не пересекающихся друг с другом игровых и учебных зон (это связано с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста – играют не вместе, а рядом).
Для удобства организации разнообразной деятельности детей пространство группы необходимо расположить по центрам. Можно выделить следующие игровые центры в группе раннего возраста:
Центры | Содержание |
Центр познавательного развития Формирование первоначальных представлений ребенка об окружающем мире, интереса к нему, накопление чувственного опыта. | 1. Сенсорный стол:
6.Соломенные и бумажные птички, бабочки, снежинки, листочки, кораблики, изготовленные из лёгкого материала. |
Центр конструирования Приобретение детьми первоначального опыта конструктивной деятельности |
Примечание: Руководство играми детей с этим материалом важно и необходимо. Воспитатель в присутствии детей создает разные сооружения, объединяет их в сюжетную постройку. Во время работы он вслух планирует свои действия, объясняет, что собирается строить, организует работу так, чтобы дети помогали ему. Руководя играми малышей, воспитатель уточняет их представления о форме и величине предмета. По окончании игры детей приучают убирать строительный материал в шкаф.
|
Центр сюжетно- ролевых игр Создание условий для проявления в игре способов действий с предметами окружающего мира Центр физического развития Формирование умения использовать для двигательной деятельности имеющиеся условия |
Сюжетно-ролевая игра «Дом»: спальня, зал, кухня: мебель, посуда, фартук, косынки, сумки, коляски, куклы, постель, ванночка, мыло, мочалка, полотенце. Сюжетно-ролевая игра «Автобус»: руль, передняя часть автобуса. Сюжетно-ролевая игра «Больница»: халат, шапочка, игрушечный градусник,
|
Экологический центр. Уголок природы. Формирование элементарных представлений о некоторых общих для человека, животных и растений признаках: движении, питании, росте. Центр творчества Стимулирование детской активности по овладению миром прекрасного Центр музыкально- театрализованной деятельности |
3.Картинки с сезонными изменениями природы, отражающие части суток (день, ночь), состояние погоды. 4. Природный материал для исследования: песок, вода, глина, разные виды бумаги, краски, пластилин. Примечание: материал хранится в ящиках, емкостях.
Театральный уголок:
Музыкальные инструменты: дудочки, барабаны, ксилофоны, металлофоны, треугольник. Музыкальные игрушки:
и др.),
музыкальная юла; |
Уголок ряженья. Формирование адекватного представления о себе, осознанного и положительного отношения к самообслуживанию. |
|
Уголок уединения. Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы. | Индивидуальные коврики, ширмы разного уровня, мягкие игрушки и пр. |
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Материал и оборудование целесообразно расположить по следующим центрам:
Центры, их функциональное назначение | Оснащение центров |
Центр сюжетно-ролевой игры Социально-личностное развитие ребенка, расширение представлений об окружающем мире, обогащение игровых действий, ролевого взаимодействия, ролевого общения. Центр книги Развитие речевой активности, приобщение к литературному слову. |
1. Книжный уголок:
2. Речевое развитие:
разрезные предметные картинки: «Овощи», «Фрукты», «Животные», разрезанные на две, четыре части; - кубики с предметными картинками (набор из 4 – 6 кубиков: «овощи», «фрукты», «игрушки», «животные»). |
Центр конструирования Содействовать развитию разных видов конструирования. | 1. Крупный напольный конструктор (деревянный, пластмассовый) 2.Разные виды среднего по размеру конструктора
|
Центр познавательного развития Стимулировать активное отношение к окружающей действительности и способам ее изучения практическим путем. Центр экспериментирования | Игры для интеллектуального развития: настольно-печатные, игры-головоломки, мозаики, наборы «Лего» и пр. 1.Лаборатория:
-элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие; -разнообразные волчки, игрушки- забавы.
|
Экологический центр . Уголок природы. Формирование элементарных представлений о некоторых общих для человека, животных и растений признаках: движении, питании, росте. Центр творчества Овладение различными средствами и способами изобразительной деятельности |
1.Изобразительные материалы: карандаши, восковые мелки, гуашь, акварель, пластилин.
|
Театрально-музыкальный центр Приобщение к театральному искусству. Развитие интереса к музыке. |
|
Центр физического развития Создание условий для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью; воспитание осознанного отношения к своему здоровью | 1.Физкультурное оборудование: скакалки, шнуры, разноцветные флажки, мячи большие и теннисные мячи, набивные мешочки с песком для метания, ленточки, кубики, кегли, обручи, гимнастические палки, кольцеброс; 2.Дорожка здоровья для профилактики плоскостопия. 3. Шапочки, медальки для подвижных игр. |
Уголок безопасности Формирование представлений о элементарных правилах безопасности. |
|
Уголок уединения Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы | 1. Легкая воздушная беседка из прозрачной ткани 2.Подушки 3.Мягкие игрушки |
Центр патриотизма Формирование первоначальных представлений о национальных культурных традициях |
|
Примечание: содержание уголка динамично и зависит от темы недели. | |
Уголок дежурных Овладение простейшими процессами хозяйственно-бытового труда. |
|
Уголок труда Формирование представлений о необходимости поддерживать порядок в группе |
|
.
Средняя группа (4 – 5 лет)
Материал и оборудование целесообразно расположить по следующим центрам:
Центры, их функциональное назначение | Оснащение центров |
Центр сюжетно-ролевой игры Социально-личностное развитие ребенка, расширение представлений об окружающем мире, обогащение игровых действий, ролевого взаимодействия, ролевого общения. |
|
Центр книги Развитие речевой активности, приобщение к литературному слову. | 1. Книжный уголок:
-серии сюжетных картинок;
«Придумай рассказ»;
|
Центр конструирования Содействовать развитию разных видов конструирования. | 1. Крупный напольный конструктор (деревянный, пластмассовый) 2.Разные виды среднего по размеру конструктора
5. Тематические конструкторы 6.Схемы построек. |
Центр математического развития Активизация познавательной деятельности, развитие познавательных процессов. | 1. Формирование элементарных математических представлений.
2. Развивающие игры:
|
Центр экспериментирования Стимулировать активное отношение к окружающей действительности и способам ее изучения практическим путем. Центр познавательного развития | 1.Лаборатория:
Игры для интеллектуального развития: настольно-печатные игры «Найди недостающую фигуру», «Чего не стало?», «Что общего?», игры-головоломки, мозаики, наборы «Лего» и пр Дидактические игры на природоведческую тематику, иллюстрации с изображением зверей, птиц, рыб, овощей, фруктов, сезонных явлений. |
Экологический центр. Уголок природы Формирование обобщенных представлений об объектах и явлениях природы. |
|
Центр творчества Овладение различными средствами и способами изобразительной деятельности | 1.Изобразительные материалы: наборы карандашей, восковые мелки, фломастеры, гуашь, акварель, пластилин. 2. Кисточки, палитры, баночки, доски для лепки, тряпочки, клеенки и пр.; 3. Трафареты, лекало.
|
Театрально-музыкальный центр. Приобщение к театральному искусству. Развитие интереса к музыке. |
|
Центр патриотизма Формирование интереса к национальными общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа. |
|
(стихи, сказки).
| |
Центр физического развития Развитие интереса к физической культуре, обогащение двигательного опыта. | 1.Физкультурное оборудование: скакалки, шнуры, разноцветные флажки, мячи большие и теннисные мячи, набивные мешочки с песком для метания, ленточки, кубики, кегли, обручи, гимнастические палки, кольцеброс; 2.Дорожка здоровья для профилактики плоскостопия. 3.Дидактические игры по физической культуре - шапочки, медальки для подвижных игр. |
Центр безопасности Формирование умений применять в повседневной жизни доступные правила безопасности. |
5. Тематические альбомы с видами различного транспорта. |
Уголок уединения Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы | 1. Легкая воздушна беседка из прозрачной ткани 2.Подушки 3.Мягкие игрушки |
Уголок дежурных Овладение простейшими процессами хозяйственно-бытового труда. |
|
Уголок труда. Формирование представлений о значимости хозяйственно-бытового труда в жизни людей. |
|
Подготовительная группа (6 – 7 лет)
Материал и оборудование целесообразно расположить по следующим центрам:
Центры, их функциональное назначение | Оснащение центров |
Центр сюжетно- ролевых игр Социально-личностное развитие ребенка, расширение представлений об окружающем мире, обогащение игровых действий, ролевого взаимодействия, ролевого общения. |
Примечание: необходимо в игровом центре иметь сюжетно ролевые игры, современной тематике, например «Банк», «Гипермаркет», «Дом моды», «Фотостудия», «Автосервис» и др. |
Центр познавательного развития Центр Книги Развитие речевой активности, приобщение к литературному слову. |
1. Книжный уголок :
|
Театрально-музыкальный центр Приобщение к театральному искусству. Развитие интереса к музыке. |
|
Центр экспериментирования Стимулировать активное отношение к окружающей действительности и способам ее изучения практическим путем. Центр конструирования Содействовать развитию разных видов конструирования. Центр математического развития Активизация познавательной деятельности, развитие познавательных процессов. | 1. Лаборатория:
вспомогательное оборудование: мерные стаканчики, предметы из разных материалов (для определения плавучести), предметы-орудия (черпачки, сачки, воронки, лейки; специальные измерительные приборы: увеличительное стекло, весы; -карточки-схемы проведения опытов, пакетики для сбора семян.
Примечание: итоговые постройки воспитанников сохраняются на протяжении дня.
-планы и схемы («числовые фигуры», «схемы пути» (по местности, по комнате));
|
Экологический центр. Уголок природы. Систематизация знаний о природе. |
|
Центр творчества. Овладение различными средствами и способами изобразительной деятельности. | 1. Материалы для свободного рисования, лепки: пластилин, доски, стеки, карандаши, краски, мелки, бумага, доска для рисования; 2. Кисточки с разным ворсом и разной величины.
|
Центр патриотизма. Развитие интереса к социальной действительности. |
|
Центр развития движений. Развитие интереса к физической культуре, обогащение двигательного опыта. |
|
Центр безопасности. Формирование умения применять доступные правила безопасности в жизни. | 1.Макет-план микрорайона, города (с действующим светофором); 2.Наборы машинок. 3.Дорожные знаки. 4. Настольно-печатные игры. 5.Тематические альбомы с различными видами транспорта. 6. Игровые наборы для игр» Пожарные» |
Уголок уединения Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы |
|
Уголок дежурных Развитие умений выполнять обязанности дежурного . |
экологическом центре. |
Уголок труда Формирование представлений о значимости хозяйственно-бытового труда |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/03/picture-209203-1475523153.jpg)
Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС
Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС...
"Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО: рекомендации для педагогов
Методические рекомендации по организации развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ...
Организация развивающей предметно- пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО
Обобщение опыта по организации развивающей предметно -пространственной среды в ДОУ с у четом принципов ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/01/picture-499637-1417457661.jpg)
Развивающая предметно - пространственная среда в рамках реализации ФГОС
Развивающая предметно - пространственная среда в рамках реализации ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/04/picture-106077-1352033783.jpg)
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
презентация- консультация для педагогов детского сада "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/05/picture-825862-1475679251.jpg)
«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»
В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/05/picture-825862-1475679251.jpg)
«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»
В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды. Вопрос создан...