Проект "Безопасный мир малышей"
проект (младшая группа)

Усанова Анна Николаевна

Совершенствование условий обеспечивающих эффективное  формирование у детей раннего возраста основ безопасности жизнедеятельности. Проект содержит разнообразные виды детской деятельности, связанные одной темой. Смена деятельности поддерживает интерес детей к теме, не дает детям утомиться. Совместная деятельность способствует формированию новых знаний, развитию навыков и умений.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_bezopasnyy_mir_malyshey.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 110 общеразвивающего вида»

Проект

«Безопасный мир малышей»

( для детей раннего возраста, 2-3 лет)

Автор проекта: воспитатель

Усанова А. Н.

г. Ухта

Паспорт проекта.

Тип проекта: Познавательный.

Сроки проведения:  Сентябрь – май 2022г.

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: Один учебный год.

Форма проведения: Групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Аннотация проекта: Проект содержит разнообразные виды детской деятельности, связанные одной темой. Смена деятельности поддерживает интерес детей к теме, не дает детям утомиться. Совместная деятельность способствует формированию новых знаний, развитию навыков и умений.

Цель проекта: Совершенствование условий обеспечивающих эффективное  формирование у детей раннего возраста основ безопасности жизнедеятельности.

Задачи проекта:

  • Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
  • Формирование осознанного, осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.
  • Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Актуальность:

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Анализируя понятие «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасной для него.

Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что- либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему необходимо учить детей безопасному поведению быту. Это проблема представляется настолько актуальной, что послужило мне основанием для выбора данной темы.

Предполагаемый результат:

У детей будут сформированы правила поведения:

  • В опасных ситуациях дома, на улице, с незнакомыми людьми;
  • На дороге и в общественном транспорте;
  • При взаимодействии с пожароопасными и другими предметами.
  • При взаимодействии с животными.

Формы организации работы с детьми по проекту:

  1. Совместная деятельность педагога с детьми (познавательная, игровая, словесная, продуктивная).
  2. Самостоятельная деятельность детей:
  • Рассматривание дидактических пособий, плакатов, альбомов, иллюстраций

по данной теме.

  • Настольные, дидактические игры по данной теме.
  • Рисование, раскрашивание.

Методы проекта:

  • Наглядные: наглядно-демонстрационный материал, муляжи, дидактические пособия .
  • Словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения.
  •  Игровые: настольно – печатные, дидактические игры, сюжетно – отобразительные игры.
  • Организованная образовательная деятельность по данной тематике.

Данный проект будет способствовать:

  • Раскрытию детям ответов на многие интересующие их вопросы.
  • Обогащению детей новыми впечатлениями и знаниями.
  • Развитию познавательного интереса, интеллектуальных  и коммуникативных способностей.

Базисный компонент: Работа по проекту проводилась в рамках Федеральной образовательной программы (ФОП ДО) и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).

Формы работы с родителями:

Цель: Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Задачи:

Повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей по данной теме.

Привлечение родителей к изготовлению различных пособий, атрибутов, наглядного материла по безопасности.

Беседы: Обмен мнениями по тому или иному вопросу. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога.

Рекомендации:

  • Прочитать детям художественные произведения по данной теме.
  • Посмотреть мультфильмы по данной теме.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  • Изучение литературы по данной теме.
  • Работа с родителями: консультации, беседы, анкетирование, папки передвижки, оформление уголка безопасности, рекомендации.
  • Работа с детьми: беседы, совместные игры, ООД, индивидуальная работа.

Этапы

Формы и содержание работы

Сроки

Самореализация

С детьми

С родителями

1 этап Организационный

1. Определение темы самообразования.

2. Постановка цели и задач

3.Подбор научно-методической литературы по данной тематике.

4.Сбор материалов для последующей работы по самообразованию

5. Составление плана работы по самообразованию.

1. Разработка диагностических карт для выявления у детей представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

1.Разработка анкет для родителей.

Сентябрь-декабрь 2020 г.

2 этап Теоретический

1.Изучение научно-методической литературы.

2.Составление перспективного плана работы с детьми по данной теме.

3. Разработка конспектов ООД, картотек, дидактического материала.

4.Подбор игр, бесед, наглядно-иллюстрационного материала для работы с детьми.

1.Проведение начальной диагностики.

Цель диагностики в начале учебного года: определить те знания и  представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.

Разработка, подбор, оформление методического материала для родителей:

1.Папки-передвижки

2.Консультации

3.Памятки

4.Оформление уголка безопасности.

Январь-Май 2021 г.

3 этап Практический

1. Проведение работы по созданию условий для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей раннего возраста.

 

2.Обогащение предметно-развивающей среды за счет пополнения

1. Ознакомление детей с правилами безопасного поведения в быту, социуме и природе.

2. Организация совместной деятельности с детьми.

3.Утренние беседы с детьми.

4. Проведение индивидуальной работы с детьми.

5. Использование сюжетно – ролевых игр в свободной деятельности.

1. Консультации

2. Индивидуальные беседы

3. Выступление на родительском собрании.

«Дети гибнут на дорогах»

Инструктажи:

«Безопасная перевозка детей», «Использование светоотражающих приспособлений»

4. Памятки

Сентябрь 2021 и Апрель 2022 г.

4 этап Итоговый

1. Обработка результатов итоговой диагностики.

2. Самоанализ и подведение итоговых результатов работы

3. Составление отчета по итогам работы по теме самообразования

4. Выступление на итоговом педсовете с отчетом по итогам работы по теме самообразования

1. Проведение итоговой диагностики.

Цель диагностики в конце года: определить уровень знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье (т.е. результаты проведенной работы).

1.Организация  фотовыставки и видео материалов в сообществе группы ВК.

2. Выставка детского творчества по ОБЖ.

Май  2022г.

        Форма отчета: доклад на педсовете.

Месяц

Планирование деятельности

С детьми

С родителями

Сентябрь

Беседа «Как вести себя в группе»

Цель: Воспитывать у детей правила поведения и общения в помещении группы.

Дидактическая игра «Какой огонёк зажёгся»

Цель: Формировать знания цветов светофора.

ООД «Безопасность в нашей группе»

Цель: Развитие познавательной активности детей через обогащение их представлений о правилах безопасного поведения в группе.

Анкетирование «Осторожно: дорога!»

Консультация «Воспитание грамотного пешехода»

Организация родительского, дорожного патруля.

Оформление памяток для родителей «Безопасная перевозка детей», «Использование светоотражающих приспособлений»

Октябрь

Беседа «Переход»

Цель: Формировать элементарные представления о сигналах светофора.

Дидактическая игра

«О чём говорит светофор»

Цель: Формировать знания о правилах дорожного движения.

ООД «Опасные предметы»

Цель: Способствовать развитию чувства самосохранения.

Оформление уголка безопасности в приёмной группы: Дорожная безопасность, пожарная безопасность, личная безопасность, нет терроризму.

Консультация «Опасные предметы дома»

Анкетирование «Правила и безопасность дорожного движения»

Папка – передвижка «Причина детского дорожного травматизма»

Ноябрь

Беседа «Знакомство с улицей»

Цель: Формировать элементарные представления детей об улице.

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Цель: Формировать знания о частях автомобиля.

ООД «Дорожная безопасность»

Цель: Формирование элементарных представлений о правилах перехода улицы, сигналах светофора.

Консультация «Осторожно тонкий лёд»

Папка – передвижка «Самый внимательный пешеход»

Памятка для родителей:

«Антитеррор. Информация для родителей»

Декабрь

Беседа «Не играй с бродячими животными»

Цель: Дать детям представления, что контакты с животными иногда могут быть опасны.

ООД «Одну простую сказку хотим вам показать»

Цель: Дать детям знания о причинах возникновения пожара, его последствиях и правилах пожарной безопасности.

Дидактическая игра «Назови причины пожара»

Цель: Формировать знания о причинах пожара.

Папка – передвижка «Советы от бывалого огнетушителя»

Рекомендации для родителей: Уточните правила перехода через дорогу.

Памятка для родителей «Чтоб праздник не омрачить бедой»,

«Осторожно, бенгальские огни».

Январь

Беседа «Как избежать пожара»

Цель: Формирование правил противопожарной безопасности.

ООД «Не играй дружок с огнём»

Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.

Дидактическая игра «Выбери нужное»

Цель: Формировать знания детей о предметах необходимых при тушении пожара.

Консультация «Учим детей правилам пожарной безопасности»

Анкетирование «О правилах пожарной безопасности»

Февраль

Беседа «Светофор»

Цель: Формировать элементарные представления о правилах перехода проезжей части.

Дидактическая игра «Дай что скажу»

Цель: Закрепить названия транспорта.

ООД (Игровое занятие)

«Правила дорожного движения. Зайчик в гостях у малышей»

Цель: Закрепить у детей элементарные представления о машинах, дороге и правилах поведения в транспорте.

Папка – передвижка «Газета для любознательных родителей – о безопасности на дороге»

Консультация «Правила безопасного поведения на проезжей части»

Рекомендации для родителей: При переходе проезжей части учите детей прислушиваться к шуму

приближающегося транспорта, который может быть опасен (машины, мотоциклы).

Март

Занятие – беседа «Гололёд»

Цель: Дать детям представления о правилах безопасности во время гололёда.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Цель: закреплять знания о предметах которые могут стать причиной возникновения пожара.

ООД «Эта спичка – невеличка»

Цель: Формирование у детей знаний о правилах пожарной безопасности.

Консультация «Осторожно, гололёд»

Рекомендации для родителей: Показывайте детям пример поведения на улице.

Индивидуальные беседы: «Ответственность родителей за поведение детей на дороге», «Безопасность в вашем доме»

Апрель

Занятие – беседа «Осторожно, сосульки!»

Цель: Дать знания о том, что сосульки могут быть опасны.

ООД «Спички детям не игрушки»

Цель: Формировать у детей представление о пользе и вреде огня.

Дидактическая игра «Какая машина пожарная?»

Цель: Формировать умение сравнивать предметы и выделять заданный.

Папка – передвижка «Учите правила дорожного движения»

Консультация «Осторожно, сосульки на крышах»

Май

Досуг по безопасности

«Уроки безопасности в мире сказок»

Цель: Закреплять знания детей о правильном поведении, при встречи с незнакомыми людьми.

Проведение итоговой диагностики по безопасности

 

Памятка для родителей по профилактике выпадения детей из окна.

Фото и видео отчёт в родительской группе.

Выставка детского творчества: Светофор, Пешеходный переход, Осторожно лёд, Пожарная лестница.

Индивидуальные беседы: «Профилактика детского травматизма. Как уберечь ребенка от травм», «Оздоровление ребенка летом».

Список используемой литературы:

1. От Рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. Авдеева Н.И., Князева О.П., Стёркина Р.Б. Безопасность. Учебно- методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. М.: Детство-Пресс, 2015.

3. В. К. Полынова, З. С. Дмитриенко и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2011

4. З. Н. Никифорова и др. «Игры с разрезными картинками: учебно-дидактический комплект по освоению опыта безопасного поведения. Средняя группа. – Волгоград: Учитель 2014

5. Е. Я. Хабибулина. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС»

 

6. Диагностика по программе «Основы безопасности детей дошкольного         возраста» Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б

7. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000, издание 2.

8. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность. - М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание.

9. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002.

10. Радзиевская Л.И. «Ты и дорога» серия «Азбука безопасности», 2009

11. Хромцовой Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту», 2005

12. Скоролуповой  О.А. «Правила и безопасность дорожного движения», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"

Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...

Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...

До-21.12.2015года-Страницы электронного альбома "Малыши о празднике победы" (рисунки моих малышей).

 Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы....

статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.

Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей  «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....

Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"

Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"...

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»

Формирование культуры здоровья у детей  раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....