Для коллег "Картотека точечного массажа и дыхательной гимнастики"
материал

Журавлева Галина Ульяновна

Картотека точечного массажа и дыхательной гимнастики

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ И ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Первый комплекс

Описание: http://ds584.ru/images/kons/fizo/material/tmidg_1.jpg

  1. Соединить ладони, потереть ими до нагрева
  2. Указательными пальцами, нажимать точки около ноздрей.
  3. «Уколоть» указательным и большим пальцами, как «клешней», перегородку носа.
  4. Указательными пальцами с нажимом «рисуем» брови.
  5. Указательным и большим пальцами «лепим» уши снизу вверх.
  6. Вдох через левую ноздрю (правая в это время закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом закрывается левая).
  7. Вдох через нос, медленный выдох через рот.

Второй комплекс  

Описание: http://ds584.ru/images/kons/fizo/material/tmidg_2.jpg

  1. Соединить ладони вместе и потереть ими поперек до нагрева . Это упражнение положительно воздействует на внутренние органы.
  2. Слегка подергать кончик носа.
  3. Указательным пальцем массировать точку под носом.
  4. Указательными пальцами нажимать точки у рта в местах соединения губ.
  5. Растирать за ушами: «примазывать уши, чтобы не отклеились».
  6. Вдох, на выдохе слегка постукивать по ноздрям со звуком «М-м-м».
  7. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь — «сдуваем снежинку с руки» (можно положить на ладонь небольшой кусочек ваты)

Третий комплекс

Описание: http://ds584.ru/images/kons/fizo/material/tmidg_3.jpg

  1. «Моем» кисти рук .
  2. Указательным и большим пальцем нажимаем на ноготь каждого пальца другой руки .
  3. Поглаживаем нос от ноздрей к переносице.
  4. Средними пальцами надавливаем на ушные козелки.
  5. Поглаживаем двумя руками шею от грудного отдела к подбородку.
  6. Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный, на выдохе произносить звук «З-з-з». Дети должны представить, что пчелка села на руку, на ногу, на нос. Помочь детям направить внимание на нужный участок тела.
  7. Несколько раз зевнуть и потянуться.

Цель комплексов массажа и дыхательных упражнений заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за свое здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие.

Закаливающее дыхание

     Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

«Поиграем с носиком» 

1.    Организационный момент

а) «Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

2.    Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

в) «Носик гуляет»

 Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

 Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому небу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

г) «Носик балуется»

 На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

д) «Носик нюхает приятный запах»

 Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

е) «Носик поет песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу» 

ж) «Погреем носик»

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.

3.    Заключительный этап

«Носик возвращается домой»

 Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

 Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

-  Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди,

Тете покажи.

-Надо носик очищать,

на прогулку собирать.

-Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

-Вот так носик –баловник!

Он шалить у нас привык.

-Тише, тише, не спеши,

Ароматом подыши.

-Хорошо гулять в саду

И поет нос: «Ба-бо-бу».

-Надо носик нам погреть, его немного потереть.

-Нагулялся носик мой,

возвращается домой.

Массаж рук

       Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

 

1.    Подготовительный этап

 Дети растирают ладони до приятного тепла.

2.    Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

3.    Заключительный этап

 Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

 Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру массаж.

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

никого не обойду. 

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю»,

Плечи мягко разомну. 

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу. 

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Отдыхает детвора.

 

Массаж волшебных точек ушей

  Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела.

Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

  Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

 

  1. Организационный момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

2.    Основная часть

Упражнения с ушками.

а) «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому.

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в) «Потянем ушки»

 Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г) «Покрутим козелком»

 Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.

д) «Погреем ушки»

 ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

3.    Заключительный момент

 Дети расслабляются и слушают тишину.

 Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди

И скорее покажи.

Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

 А потом, а потом

Покрутили козелком.

Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно.

А раз кончилась игра,

Наступила тишина!

 

Закаливающий массаж подошв

  Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно.

Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

«Поиграем с ножками»

1.    Подготовительный этап

а) Удобно сесть и расслабиться.

б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку)

2.    Основная часть

а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу от пальцев до щиколотки.

б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.

в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.

г) Похлопать подошву ладонью.

д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.

е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.

ж) растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

3.    Заключительный этап

а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.

б) Посидеть спокойно, расслабившись.

Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей.

Комплекс можно сопровождать стихами:

Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Сядем все мы, отдохнем

И массаж подошв начнем.

На каждую ножку крема понемножку.

Хоть они и не машина,

Смазать их необходимо!

Проведем по ножке нежно,

Будет ноженька прилежной.

Ласка всем, друзья, нужна.

Это помни ты всегда!

Разминка тоже обязательна,

Выполняй ее старательно.

Растирай, старайся

И не отвлекайся.

По подошве, как граблями,

Проведем сейчас руками.

И полезно, и приятно –

Это всем давно понятно.

Рук своих ты не жалей

И по ножкам бей сильней.

Будут быстрыми они,

Потом попробуй догони!

Гибкость тоже нам нужна,

Без нее мы никуда.

Раз –сгибай, два – выпрямляй

Ну, активнее давай!

Вот работа, так работа,

Палочку катать охота.

Веселее ты катай

Да за нею поспевай.

В центре зону мы найдем,

Хорошенько разотрем.

Надо с нею нам дружить,

Чтобы всем здоровым быть.

Скажем все: «Спасибо!»

Ноженькам своим.

Будем их беречь мы

И всегда любить.

 

Обширное умывание

 Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.

  Проводится после сна.

 Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

«Умывайка»

«Раз» – обмывает правой рукой левую кисть.

«Два» – обмывает левой рукой правую кисть.

«Три» – мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

«Четыре» – мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.

«Пять» – мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.

«Шесть» – мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.

«Семь» – мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.

«Восемь» – ополаскивает руки.

«Девять» – отжимает их, слегка стряхивая.

«Десять» – вытирает руки насухо.

 

Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:

Раз – обмоем кисть руки,

Два – с другою повтори.

Три до локтя намочили,

Четыре с другою повторили.

Пять по шее провели,

Шесть мелее по груди,

Семь лицо свое обмоем,

Восемь – с рук усталость смоем.

Девять – воду отжимай, десять – сухо вытирай


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Точечный массаж с дыхательной гимнастикой

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ С ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКОЙ1-й комплекс«Греем наши ручки».  Соединить ладони и потереть ими до нагрева.«Проверяем носик».  Нажимать указательным пальцем точку под носом.«...

КОМПЛЕКСЫ ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

ТОЧЕЧНый МАССАЖ, ДЫХАТЕЛЬНая ГИМНАСТИКа...

Комплексы точечного массажа и дыхательной гимнастики.

От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость чел...

Точечный массаж и дыхательная гимнастика в детском саду.

Первый комплекс.1.Соединить ладони,потереть ими до нагрева.(рис.1)2.Указательными пальцами нажимать точки около ноздрей.(рис.2)3."Уколоть"указательными и большими пальцами,как "клешней",перегородку но...

Точечный массаж с дыхательной гимнастикой

картотека упрожнений по ЗОЖ...

План проведения точечного массажа и дыхательной гимнастики

План выполнения" точечного массажа и дыхательной  гимнастики "разработан на весь учебный год .Продолжительность каждого комплекса 1 - 2 минуты . каждое упражнение повторяется 8 - 10 раз ....

КОМПЛЕКС ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Цель комплексов массажа и дыхательных упражнений заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и привитии им чувства ответственност...