Статья "Создание города Мыслебинска для реализации приоритетного направления по развитию словесно - логического мышления"
статья (старшая, подготовительная группа)
В статье представлен опыт создания логического города для реализации приоритетного направления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1. Структурой, этапами формирования, особенностями детского мышления занимались Лев Семёнович Выготский, Алексей Николаевич Леонтьев, Даниил Борисович Эльконин и другие важные научные деятели. Таким образом, исходя из их работ в дошкольном возрасте в развитии мышления имеется определенная последовательность. Сначала – наглядно – действенное, затем наглядно – образное, потом – словесно – логическое (абстрактное).
Словесно – логическое (вербальное) мышление – один из видов мышления, которое использует понятия и логические конструкции. Оно действует на базе языковых средств
Словесно логическое мышление обычно начинает развиваться в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, продолжая формироваться и развиваться на протяжении всей жизни. Почему же развитие словесно – логического мышления столь важно? Неразвитое вербальное мышление мешает усваивать знания, приводит к неумению выразить свои мысли, препятствует установлению нормальных контактов с учителями и другими детьми.
Каким образом способствовать формированию данного типа мышления. Ему присущи следующие мыслительные операции:
1. Анализ – переход от общего к частному, расчленение объекта на компоненты.
2. Синтез – переход от частного к общему, объединение составляющих частей в единое целое.
3. Обобщение – объединение явлений и предметов по значимым признакам.
4. Сравнение – сопоставление явлений и предметов, вычленение в них отличий и схожести друг с другом.
5. Классификация – группировка по малозначительным признакам.
В соответствии с этим, реализуя приоритетное направление по развитию словесно – логического мышления, мы решаем следующие задачи:
1. Развивать все операции мышления.
2. Учить составлять развернутые речевые высказывания, подбирать точные лексические и грамматические средства.
3. Активизировать воображение и творческие способности ребенка.
Для решения данных задач мы используем словесные и наглядные методы, а также различные виды дидактических игр:
1. Игры с предметами (игрушками).
2. Настольно – печатные игры.
3. Словесные игры. Для знакомства со словесными играми, включающими в себя игры на развитие всех компонентов речи, игры по ТРИЗ вы можете перейти по Кьюар – коду.
2.Для реализации приоритетного направления по развитию словесно – логического мышления в своей группе мы решили превратить ее в логический городок.
С детьми обсудили названия и одобрили Мыслебинск как производное от Челябинска и мысль путем голосования.
С детьми же разработали названия улиц (которые приравнены к центрам активности), попутно пополняя словарь новыми лексемами: бульвар, переулок, бюро и т.д.
В соответствии с названиями была составлена карта города, правила поведения в городе.
Эти же символы присутствуют в «Выборе дня».
Игры начинаются с раздевалки. Здесь дети могут пройти лабиринт, найти лишнее, найти несоответствия. Материал меняется по мере необходимости.
Каждый новый день дети начинают с Загадки дня, которая расположена на доске в группе.
Для детей мы стремились сделать так, чтобы игры на развитие мышления были представлены во всех центрах активности, и чтобы они были автодидактичны.
Традиционно мы используем разнообразные готовые печатные варианты игр для развития мыслительных операций. Данные игры с пазловой основой призваны помочь детям устанавливать закономерности, учат обобщать и систематизировать.
Кроме этого, дети любят задания с планшетом Логико – малыш, разнообразные задания которого стимулируют познавательные процессы.
Для развития плоскостного и объемного моделирования используются игры по типу «Блоки Дьенеша», «Сложи узор», «Танграм», «Собери квадрат», «Колумбово яйцо» и другие. Дети имеют возможность не только собирать по заданным схемам, но и подключать воображение, собирая фигуры по замыслу, затем самостоятельно зарисовывают схемы.
Для этих же целей используем счетные палочки и математический планшет.
Разумеется, огромное внимание придается алгоритмизации процессов деятельности детей: умывания, одевания, конструирование, сюжетно – ролевые игры. При использовании алгоритмов мы задействуем такие процессы, как кодирование и декодирование символов, разбивка процесса на составляющие и последовательное расположение действий, что благотворно сказывается на тренировке аналитических и синтетических мыслительных операций. Алгоритмы создаем вместе с детьми, они на липучках для сменяемости.
Также для установления последовательности событий мы используем игры «Что сначала, что потом», «Составь рассказ по картинке», «Волшебный экран» (девятиэкранка).
Хорошим средством для развития способности обобщать и систематизировать является инфографика. Данный вид работы мы проводим всегда совместно с детьми. В качестве продукта деятельности у нас получаются познавательные плакаты в соответствии с заданной тематикой.
Умение планировать – тоже важная часть развития мышления. Для планирования деятельности на день, в том числе на Утреннем круге, мы используем Макет «Умные часы». Он же позволяет знакомить детей с временными представлениями.
Дети могут использовать не только готовые игры, но и те, что созданы нами и руками родителей. Это подборки игр с кругами Луллия, тематические пазлы, в том числе математические, игры на нахождение пары, подборка для кругов Эйлера и прочие.
Для проведения малоподвижных игр мы задействуем пол. В данный момент на нем квадрат 3*3, который дети сами используют как «Крестики – нолики», а в совместной деятельности мы проводим игры «Какой фигуры не хватает», «Ориентировка в пространстве», «Девятиэкранка».
Дети проявляют интерес к кроссвордам, шифрам, лабиринтам, задачам. Эти игры есть в соответствующих центрах. Они учатся составлять связные высказывания. В этом нам помогают различные игры, одной из которых является разработанная нами «Составь предложение», где на кубиках разных цветов схематично обозначены предмет, его действие, его признак и слова – помощники. Эта игра знакомит детей со структурой предложения, последовательностью слов, учит составлять предложения по схеме и наоборот.
Таким образом, создание целого логического города в группе, а не просто логического центра позволяет значительно расширить пространство для игровой деятельности детей. Наш город находится в процессе, поэтому игры сменяются и дополняются новыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/09/picture-595531-1725872941.jpg)
Коррекционно - развивающая программа «Развитие словесно-логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр».
Развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/28/picture-427294-1396001241.jpg)
ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/08/picture-366385-1428513778.jpg)
КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Картотека направлена на развитие словесно- логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/09/picture-1197442-1575880968.jpg)
КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В данной картотеке собраны интересные упражнения на развитие мыслительных операций у старших дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/27/picture-502770-1414437091.jpg)
Словесные игры как средство развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Статья на тему словесные игры как средство развития словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специальног...
Использование компьютерных игр, направленных на развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста
С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются нов...