Словесные игры как средство развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Карнаухова Анна Юрьевна

Статья на тему словесные игры как средство развития словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_slov_igry.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Карнаухова Анна Юрьевна

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 43 Красносельского района Санкт-Петербурга

Словесные игры как средство развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность вопроса развития логического мышления старших дошкольников обусловлена тем, что новая эпоха выдвигает повышенные требования к умению человека сознательно относиться к жизни. На современном этапе развития системы дошкольного образования большую значимость приобрела необходимость поиска новых форм воспитания и обучения, которая способствовала бы личностному росту дошкольника.

Сегодня остается открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения дошкольников, позволяющих решать проблему развития словесно-логического мышления. В связи с этим, возникает противоречие между необходимостью структурного развития словесно-логического мышления и отсутствием эффективного  средства,   позволяющего  осуществить  это   на  практике.

Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного детства у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности — игра, общение со сверстниками и взрослыми, простейшие трудовые действия, и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Увлекательные дидактические игры создают у старших дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития словесно-логического мышления старших дошкольников.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

- игры с предметами, которые учат сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов; знакомить со свойствами предмета и их признаками; учат классифицировать, устанавливать последовательность в решении задач. Например: «Не ошибись», «Похож - не похож».

- настольно – печатные игры учат обобщать, устанавливать связи между предметами; учат детей логическому мышлению. Например: «Собери картинку», «Умные машины».

- словесные игры учат описывать предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия; группировать предметы по различным свойствам, признакам. Формируют логическое мышление, мыслительную деятельность, самостоятельность в решении задач. Например: «да – нет», «Кузовок»

В своей работе я использую дидактические игры не только основных видов, но и игры серьезного познавательного содержания, а решение игровой задачи, игровые действия и правила приводят детей к интересным «открытиям». Например: в изучении величин использую дидактические игры с меркой. Детям поручаю организовать ателье для кукол или сделать постройку новой школы, в которой нужно распланировать разные по форме классы. Измерение материалов (фанера, бумага, ткань, картон, пластилин, вода, песок и др.) разными мерками дает возможность установить зависимость между математическими категориями: мерой, величиной и количеством. Практические действия измерения, вводимые в содержание игры, поддерживают интерес к ней, так как носят характер опытнической работы, экспериментирования и делают игру творческой, развивающей. Дети у которых еще не достаточно развит глазомер, не сразу могут определить без специального измерения соответствие предметов по величине, поэтому в дидактической игре с замерами их обычно удивляет и радует результат. Очень важно добиваться в таких играх точных практических результатов (решить задачу, измерить правильно). В процессе работы с моделями дети усваивают соотношение части и целого, существенные черты изучаемых явлений. Дети строят с помощью чертежа необходимую конструкцию, определяют местонахождение какого – либо предмета по плану. Им интересна как индивидуальная, так и коллективная форма обучения. Во время игры варьирую задания, а дети проявляют все большую самостоятельность, внося в игру новое содержание, выполняя новые роли (ведущего, организатора, советчика).

Особенно детям очень полюбились дидактические игры такие как: игры – путешествия, игры – предположения, игры – загадки, игры – небылицы.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как они способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Детям, играющих в дидактические игры, важен результат познавательного характера, но не менее важен для детей и другой результат игры – победа, выигрыш.

В играх дети данного возраста стремятся опередить товарищей по игре, когда возможность стать первым есть у всех членов команды. В играх проявляются коллективистические качества, играющие важную роль в жизни ребят. Чувство локтя, гордость за товарищей, удовлетворение от победы и понимание того, что трудный путь к выигрышу не напрасен, - вот моральные итоги коллективных дидактических игр, придающие им воспитывающий характер. Не менее важен заключительный этап игры, когда подводятся итоги, дается оценка работы команд. Воспитатель должен выслушать мнение всех желающих и, подводя итоги, подчеркнуть преимущества совместной игры.

В заключении можно сделать вывод, что процесс развития логического мышления у детей дошкольного возраста будет осуществляться эффективно при использовании организованной совместной со взрослыми деятельности, специальных занятий, упражнений, практических заданий, дидактических игр, во время которых дети решают умственные задачи, а также при условии создания специальной развивающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы раскрывает систему работы по физическому воспитанию в ДОУ с использованием подвижных игр....

Статья на тему: "Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста"

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста играет ведущую роль....

Дидактические игры как средство развития интереса к спорту у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время взрослые не уделяют должного  внимания знакомству со спортом детей старшего дошкольного возраста. Одним из таких средств являются дидактические игры....

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые коллеги! Данная статья поможет воспитателям ДОУ  в организации и проведении подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста....

Подвижная игра, как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Главная цель воспитателя— расширить для ребенка окружающий мир, помочь реализовать сегодняшние возможности и создать условия для даль­нейшего развития....

«Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»

Для детей подвижные игры являются необходимой жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи:1. Оздоровительные - укрепление здоровья детей, содействие пр...