Использование компьютерных игр, направленных на развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста
статья по логопедии (подготовительная группа)
С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются новые технологии с использованием компьютера, и специальных компьютерных развивающих, коррекционных программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsii_v_logopedii.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование компьютерных игр, направленных на развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста
Компьютер - это такое нужное устройство, чтобы музыка звучала, а еще на нем можно играть, рисовать и много всего другого делать. Правда, у меня пока еще не очень хорошо получается, но папа говорит, что когда я еще немного подрасту, то буду на компьютере и уроки делать.
Сеня, 3 кл
Компьютер добрый, он понимает меня, и всегда делает то, что я его прошу. А если что-то не так, он мне пишет об этом, и тогда я все делаю иначе, правильно. Компьютер хороший, он не ругается, он играет со мной и крутит мне музыку.
Юра, 2 кл
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального образования.
С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются новые технологии с использованием компьютера, и специальных компьютерных развивающих, коррекционных программ.
Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.
Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между коррекционно-воспитательной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет:
- Повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях.
- Закрепить пройденный и изучаемый учебный материал.
- Сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.
- Снять негативизм от многократных повторений заданий, особенно речевых.
- Индивидуализировать процесс коррекционного обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп).
- Освоить приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
- Развивать зрительно-двигательную координацию.
- Активизировать мыслительную деятельность детей.
- Способствовать положительной динамике развития.
Виды ИКТ, используемые в работе учителя-логопеда условно можно разделить на 3 блока.
1. Компьютерные игры
Используемые компьютерные игры в работе логопеда условно можно разделить на несколько подвидов:
- Программно-методические комплексы, электронные учебники
- Образовательные, развивающие игры по развитию речи, коррекции речевого развития, подготовке по обучению к грамоте
- Электронные сборники занимательных игр, направленных на развитие познавательных процессов
- Мультимедийные энциклопедии
Например:
1. "Учимся говорить правильно”
2. "Баба-Яга учится читать”
3. «Баба-Яга. Пойди туда-не знаю куда»
4. "Игры для Тигры”
5. «Играю с мамой (Фрукты. Ягоды)”
6. "Гарфилд дошкольникам. Основы чтения”
7. "Гарфилд дошкольникам. Основы грамматики и письма”
8. «Маленький искатель»
9. «Лунтик познает мир»
10. «Несерьезные уроки»
11. «Занимательная логика»
12. «Домашний логопед»
13. «В помощь логопеду»
2. Компьютерные игры с использованием интернета.
- Картинки-раскраски по лексическим темам
- Онлайн-игра «Раскрась алфавит»
- Онлайн-игра фонетическая раскраска
- Онлайн-игры с интерактивным соперником на развитие речи и ВПФ
- Использование различных порталов и сайтов
3. Мультимедийные презентации (авторские и из ресурсов Интернета)
- Презентации - картинки;
- Электронные книжки;
- Сказки, загадки;
- Электронные игры по развитию речи и ВПФ;
- По лексическим темам и ознакомлению с окружающим миром и др.
Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда позволяют:
- активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.
Применяются на разных этапах коррекционной работы; в разных видах деятельности.
Индивидуальная работа
В индивидуальной работе используются различные компьютерные программы направленные на:
- устранение речевых недостатков
- развитие психических процессов учащихся
«Играю с мамой. Фрукты. (Ягоды.)»
- обогащение словаря (знакомство с названием, внешним видом фруктов (ягод) , формирование представления о том, как растут и созревают фрукты (ягоды)).
- развитие мелкой моторики (раскрашивание фруктов (ягод) с помощью мышки).
«Играю с мамой. Фрукты. (Ягоды.)»
- обогащение словаря (знакомство с названием, внешним видом фруктов (ягод) , формирование представления о том, как растут и созревают фрукты (ягоды)).
- развитие мелкой моторики (раскрашивание фруктов (ягод) с помощью мышки).
«Баба-Яга. Поди туда…»
- классификация предметов по лексическим темам;
- развитие зрительного восприятия, внимания и мышления (подобрать узор, узнать по силуэту, «Лабиринт»);
- развитие слуховой (выбрать по словесной инструкции от 3 до 6 предметов) и зрительной (запомнить и найти предмет среди ряда похожих на него) памяти;
- игра на ориентацию в пространстве ( найти предмет слева от …, вверху и т.д.)
- игра «Съедобное – несъедобное».
- различение предметов по величине (большой – средний, маленький).
«Баба-Яга. Поди туда…»
- классификация предметов по лексическим темам;
- развитие зрительного восприятия, внимания и мышления (подобрать узор, узнать по силуэту, «Лабиринт»);
- развитие слуховой (выбрать по словесной инструкции от 3 до 6 предметов) и зрительной (запомнить и найти предмет среди ряда похожих на него) памяти;
- игра на ориентацию в пространстве ( найти предмет слева от …, вверху и т.д.)
- игра «Съедобное – несъедобное».
- различение предметов по величине (большой – средний, маленький).
«Несерьезные уроки. Логика и внимание.»
- развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков
- развитие слуховой памяти;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- закрепление названий основных и оттеночных цветов.
«Лунтик познает мир»
- обогащение словаря по темам: растения, животные, птицы, профессии;
- развитие внимания и памяти;
- развитие реакции.
«Лунтик учит буквы»
- знакомство с изображением и названием букв;
- нахождение слов с заданной буквой по картинкам;
- дополнение недостающих элементов буквы;
- развитие слухового внимания.
«Маша и медведь.
Развивающие занятия для малышей»
- развитие зрительного восприятия, внимания и мышления;
- развитие слуховой и зрительной памяти;
- игра на ориентацию в пространстве.
- развитие зрительного и слухового внимания;
«Домашний логопед»
- развитие фонематического восприятия на материале - неречевых звуков;
- автоматизация звуков в скороговорках и чистоговорках;
- рекомендации родителям (артикуляционная гимнастика в картинках, упражнения на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, постановка и автоматизация звуков).
«Занимательная логика для малышей»
- классификация предметов («Разложи картинки»)
- развитие внимания и мышления («Найди пару», «Четвертый лишний»)
- развитие памяти («Что изменилось?»)
«Гарфилд малышам
(Учим звуки. Развиваем мышление)»
- развитие фонематического восприятия
- развитие навыков звукового анализа;
- знакомство с понятиями согласные и гласные звуки
- развитие зрительной памяти;
- развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков;
- развитие логического мышления;
- развитие словаря по основным лексическим темам.
«Игры для тигры»
Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока. Каждый блок программы состоит из нескольких модулей. При этом упражнения, входящие в состав модулей направлены на коррекцию и развитие определенных языковых и речевых компонентов:
- «Просодика» (Модули: дыхание, слитность, ритм, высота и тембр);
- «Звукопроизношение»;
- «Фонематика» (Модули: звуки, слова, анализ, синтез);
- «Лексика» (Модули: слова, словосочетания, валентность).
В процессе коррекционной логопедической работы происходит развитие словаря и грамматического строя речи, а соответственно и словесно-логического мышления, но зачастую при традиционной системе обучения ребенок не может применить полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерным героем программы – Тигренком способствует развитию собственно коммуникативных навыков у детей за счет того, что специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить с ним в диалог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Данную картотеку упражнений можно успешно применять для развития детей со слуховой депривацией и для детей с другими обенностями развития. Упражнения направлены на развитие всех пси...
«Развитие логики и мышления у детей дошкольного возраста»
Материал содержит планирование по месяцам и разбит на возраста (младший и старший дошкольный возраст), используются монтессори-материалы....
«Система работы по развитию логических приемов мышления у детей дошкольного возраста в игровой деятельности, в контексте реализации календаря жизни МБДОУ по теме: "Транспорт".
Преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и дошкольников. Поиск новых вариантов, ориентированных на развитие у...
Развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста посредствам приемов мнемотехники
Мнемотехника + интеллектуальное и творческое развитие детей является программой, которая позволяет общаться с мозгом на его языке, т.е. языке образов. И “секрет” мнемотехники прост и всем ...
Статья на тему: Использование компьютерных технологий, направленных на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста.
Использование компьютерных технологий, направленных на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста.Сюняева Дарья Олеговна, учитель-логопед, ГБДОУ детский сад № 11 компенсирующего вид...
Творческий проект на тему: «Развитие элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича (подготовительная группа)
Творческий проект на тему: Развитие элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича (подготовительная группа)...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специальног...