Доклад «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях «Детской научной лаборатории»
статья (старшая группа) на тему
«Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях
«Детской научной лаборатории»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ «Детский сад № 21»
Доклад
«Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях
«Детской научной лаборатории»
Автор:
Просекова Юлия Юрьевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 21»
Дата: 16.11.2016 г.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.
Всякий ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.
Тема моего самообразования «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через опытно – исследовательскую деятельность». В рамках этой темы создана лаборатория, которую назвали «Эврика». Целью создания детской научной лаборатории является развитие у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и формирование основ научного мировоззрения. В нашей группе, лаборатория, это специально отведённое место, в котором дети – «ученые» задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, сравнивают окраску объекта окружающей действительности. Лаборатория является базой для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).
Оборудование и материал для лаборатории приобрели и изготавливали своими руками с привлечением коллег ДОУ и родителей. С помощью родителей приобрели детские энциклопедии, журналы. Cоздала подборку портретов ученых Менделеева Д.И., Ломаносова М. И., Попова, Иссак Ньютона и др..
В уголке эксперимента лаборатории, выделила:
- Место для приборов (колбы различной формы и размера, пробирки, стеклянные и пластиковые прозрачные стаканчики разного размера. Фильтры изготовили из марлевых респираторов для проходчиков, воронки из пластиковых бутылок. Стеклянные и пластмассовые трубочки, термометры для измерения температуры воздуха и воды, лупы, микроскопы, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, свечи)
- место для хранения материалов (природного шишки, камни, ракушки, семена, ветки, перья, листья «бросового» (бруски, тюрючки, проволока, трубочки, бумага, ткань, вата
- место для неструктурированных материалов (сыпучие и жидкие вещества для растворения в воде и фильтрации, которые находятся в стеклянных емкостях под плотными крышками в целях безопасности.
4. место для проведения опытов
При организации лаборатории учитывала следующие требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения.
Особенность проведения наблюдений в лаборатории заключается в том, что дети становятся «учеными» и изучают различные природные объекты, явления. Во время проведения опытов они надевают белые халаты, и получают опознавательные значки, которые прикрепляются на груди. На таком значке, сделанном из бумажного прямоугольника или круга, пишутся фамилия и имя ребенка, например: «Ученый Степанов Миша». Мною разработано много значков для разных типов исследований: «Исследователи воды» (капелька воды), «Исследователи воздуха» (воздушный шарик).
Предлагаю детям проблемную ситуацию, совместно выдвигаем гипотезу, предположения, а затем привлекаю детей к обсуждению этапов проведения эксперимента. А участие детей в планировании работы решает задачу развития детского мышления эффективнее, чем любой другой вид деятельности. Чтобы у детей не терялось ценное ощущение первооткрывателей, заранее не предсказываю конечный результат. Даю детям возможность во время экспериментирования проговаривать свои действия, поэтому дети работают увлеченно. Индивидуально помогаю детям, испытывающим трудности в проведении эксперимента. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов.
Деятельность организую так, чтобы каждый ребёнок имел возможность провести тот или иной опыт самостоятельно. В нашей группе у каждого ребёнка имеется свой набор материалов для проведения эксперимента, чтобы ребёнок мог самостоятельно выполнить задание по разработанной мною картотеке и сравнить результаты собственной работы с результатами других детей.
Использую коллективные исследования, а так же демонстрирую опыты, требующие особой подготовки педагога («Вулкан», «Горючее – не горючее» и др.).
Результаты экспериментов дети зарисовывают в лабораторных тетрадях. После работы дети сами приводят в порядок рабочие места – моют и убирают оборудование, протирают столы, убирают мусор, моют руки с мылом. Особое внимание уделяется техники безопасности.
В рамках лаборатории под моим руководством были реализованы проекты:
1.«Да здравствует мыло душистое». (Дети самостоятельно изготовили различные виды мыла).
2. «Волшебник лимон». (Дети изучили полезные свойства лимона).
3. «Эти удивительные соляные пещеры». (Научились выращивать соляные кристаллы).
4.«Тайна дрожжей». ( Раскрыли тайну дрожжей).
Эксперименты, которые проводим в лаборатории, позволяют детям получать действенным путем результаты экспериментов, сопоставлять их, анализировать и делать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека, дают реальные представления о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. За полтора года работы с детьми можно отметить положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков, на развитие у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности, на формирование основ научного мировоззрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Статья по теме: "Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности". Данная работа будет интересна учителям-логопедам, воспитателям, учителям начальных классо...
Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Проблема формирования познавательной активности дошкольников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времён. Педагогическая действительность ежедневно д...
Мастер-класс "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"
Формировать у родителей мотивацию участия в работе по данной проблеме, ознакомить с методами организации и проведения исследовательской деятельности....
Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.
Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...
Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»
Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...
Мастер-класс формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством использования цифровой лаборатории Наураша
laquo;Использование детской цифровой лаборатории Наураша в работе с дошкольниками». На котором, хочу показать вам как работать с детской цифровой лабораторией «Наураша....