Семинар-практикум «Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
презентация
Семинар-практикум «Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений
Задачи:
1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.
2.Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.
3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений
Задачи:
1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.
2.Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.
3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я открываю свою математическую сокровищницу. В ней у меня много интересного и увлекательного. И я хочу поделиться моими математическими сокровищами с вами.
Для начала скажите, пожалуйста, какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный: Какое настроение вызывает у вас такая погода?
- А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться! (Звучит песня «От улыбки хмурый день светлей…)
- Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас всех. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе тепло. Так порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу! ( звучит продолжение песни, припев).
Вот на таком позитиве я хотела бы продолжить нашу работу.
- Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Назовите все зимние месяцы. Сколько их? А сейчас какой месяц, какой он по счету месяц года?
-Сколько месяцев в году? Какой месяц год открывает? А какой завершает? Сколько времен года? Назовите их.
-Какой сегодня день недели? Каким он будет по счету? А сколько всего дней в неделе? Сколько дней выходных? Назовите их. Молодцы!
Уважаемые, коллеги, сегодня я хочу поделиться своим опытом по использованию игрового занимательного материала на занятиях по математике.
Математику недаром называют «Царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает мышление. Однако часто мы можем услышать, что математика – это скучно. Я с этим не согласна. Математика оживет и станет яркой и интересной, если ее …правильно организовать. Математика – наука хороша и всем нужна, без нее прожить нам трудно. Без нее нам жизнь сложна. И хотя математика – один из сложных предметов, наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием! Всем известно, что: «Послушаешь – и ты узнаешь! Посмотришь – и ты поймешь, а сделаешь – и ты научишься».
Все мы любим играть. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому.
Начиная работу с детьми по математике нужно изучить его эмоциональное самочувствие, его отношение к математике. И в этом нам поможет один из тестов, который предполагает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности.
- математический домик - он украшен цифрами.
- домик для грамоты- он украшен буквами.
- карандаши на домике показывают, что он предназначен для изодеятельности
- домик с игрушками – здесь можно играть.
- сказочный домик – здесь живут сказки, которые можно послушать.
( предлагаю подойти к доске одному из воспитателей)
- спрашиваю у ребенка, в какой домик тебе хотелось бы войти? В каком тебе будет интереснее всего? В какой домик тебе еще хотелось бы зайти? Почему? А в какой домик тебе совсем не хочется заходить? Почему?
. Дети в первую очередь выбирают конечно же…игровой домик и сказочный.
Наша с вами задача - привить детям любовь к математике. В детском саду эту любовь можно привить через игру, через сказки. Ведь математика в сказках это не та обычная математика к которой мы привыкли. Здесь есть волшебная история, которая чему то учит. А ,наблюдая за жизнью сказочных персонажей, дети усваивают математические понятия (сложение 1+1 в сказке «Теремок», большой – маленький, порядковый счет, навыки пространственного мышления и т.д. Каждую сказку можно попробовать наполнить математическим содержанием, включая задания для героев посредством дидактических игр.. Сами сказки есть с математическим началом: «Два жадных медвежонка», «Три медведя» и многие другие. И в каждой сказке есть целая уйма математических ситуаций. Проведение таких сказок с использованием дидактических игр способствует тому, что ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Сегодня я хочу остановиться конкретно на дидактических играх, которые можно применять на занятиях по математике, так и дома родителям с детьми.
- Я вам предлагаю принять участие в этих играх. Приглашаю к столам10 человек и окунуться в детство, на некоторое время превратиться в детей. Согласны? Спасибо! Тогда занимайте свои места за столами.
Для начала сделаем массаж пальчиков.
«Игра – разминка».
1,2,3,4,5 – научились мы считать.
1,2.3,4,5 – надо нам умнее стать!
Молодцы!
А сейчас послушайте: «Соберем яблоки»
Круглое, румяное, оно растет на ветке.
Любят его взрослые и маленькие детки! Что это? (яблоко).
Ну, конечно же яблоко! Оно соку сладкого полно.
Руку протяните, яблоко сорвите.
- Нужно сорвать яблоко с дерева, с обратной стороны пересчитать семечки и встать в обруч, где находится соответствующая цифра.
- Молодцы1 Все справились с заданием. Правильно нашли соответсвующую цифру в обруче. А сейчас поиграем в загадки – отгадки. Но не простые , а геометрические. Отгадки вы будете не говорить, а рисовать пальчиком на песке.
Загадки – отгадки
- У этой геометрической фигуры совсем нет углов, она похожа на солнышко, тарелку, колесо
- Эта фигура похожа на книгу, дверь. крышку стола. У нее 4 угла, 4 стороны, 2 стороны длиннее, а 2 короче.
- У этой геометрической фигуры есть 4 угла, 4 стороны и все стороны равны. Фигура похожа на платочек, сиденье стула.
Следующая игра, ее можно проводить, разделив игроков на 2 команды.
Игра «Живые числа»
-Каждый игрок берет по одной карточке с цифрой. Под музыку все игроки танцуют. По сигналу «Встаньте по порядку» - команда должна построиться в последовательности от 1 до 5
или от1-10. Молодцы обе команды правильно выстроились.
-А сейчас я буду загадывать загадку о цифре, а вы должны вылепить ответ.
«Вылепи цифру»
Как – то ночью старый стул спинкой вниз перевернул. И теперь у нас в квартире стал он цифрою (4)
Эта циферка с секретом. И зимой, и жарким летом различишь едва-едва, где в ней ноги, голова. (8)
Цифру эту угадайка! Она большая зазнавайка. Единицу сложишь с двойкой и получишь цифру (3).
-А сейчас я предлагаю вам игру, которая может служить динамической паузой на занятии
«Полминутки для шутки»
Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов (8).
Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас ( 5).
Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (9)
Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (7)
Сколько точек в круге, столько раз поднимем руки. (6)
- Молодцы! Немного отдохнули, а сейчас посмотрим, кто у нас самый внимательный.
Игра «Кто самый внимательный»
Раздаю счетные палочки, показываю карточку с узором в течение 1-2мин, затем убираю. Вы должны воспроизвести узор на столе.
Далее давайте еще поработаем со счетными палочками: (здесь мы развиваем моторику и математические знания)
Сделайте из палочек 2 треугольника. Сложи их так, чтобы получился квадрат.
Выложите квадрат и прямоугольник. Какая фигура больше? Сколько палочек понадобилось?
Выложи треугольник внутри квадрата. Сколько получилось треугольников?
Положите желтую палочку между красной и синей. Над синей положите 5 зеленых, под желтой – 4 красных и т.д. Вариантов в игре множество.
На занятиях по математике детям очень нравится тренажер «Цветные ладошки».
Он развивает цветовосприятие, ориентировку в пространстве, обучает счету и развивает умение пользоваться схемами.
Сколько ладошек ( красного, зеленого, синего, желтого) цвета?
Сколько квадратов (красного, зеленого, синего, желтого) цвета?
Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?
Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?
Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?
Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?
На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать 3 шага вправо и 2 вниз, где мы окажемся?
Загадай маршрут товарищу.
- Молодцы! Хорошо поработали!
-Не хочется оставлять без внимания такую игру, как «Божьи коровки». Детям на занятии она очень нравится. Эта игра учит находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно, развивает мыслительные операции, вниманию, умение ориентироваться на плоскости, сравнивать числа и т.д.
- Их можно раскладывать в прямом и обратном порядке. Вставлять пропущенных насекомых.. Каждая божья коровка должна найти свою ромашку. Взять одну ромашку с насекомым и подобрать ей соседей, то есть предшествующее и последующее число. Можно сравнивать числа и цифры и поставить между двумя объектами знаки «больше», «меньше» или равно, ну и что еще подскажет фантазия!
Кроме этого еще существует математическое пособие «Тренажер «Божьи коровки». Он учит ориентироваться на игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении:, формировать умение определять пространственное расположение предметов: «вверху». «внизу», «справа-направо», «Слева-налево», «по центру», и т.д. Развивает зрительную память, внимание, умение использовать предлоги и слова для обозначения расположения предметов в пространстве.
Есть 6 таблиц (поле из 9, 16, 25, 36, 49, 64 клеточек). Божья коровка должна двигаться по команде. Она может двигаться вверх. вниз, направо, налево. На начальных этапах игры, когда поле из 9, 16 и 25 клеточек ребенок может двигать жука по полю. А на последних этапах игры, когда поле из 36, 49 и 64 клеточек ребенок уже должен научиться мысленно передвигать жука по полю в нужных направлениях и называть его местоположение.
1.(жук в центре. Таблица из 9 клеток) - верхний правый угол, нижний левый угол, верхний левый угол, нижний правый угол, в центре.
2 (таблица из 16 клеточек) – (жук в нижнем левом углу) : 1клеточка вверх, 1 клеточка направо, 1 клеточка вверх, 1 клеточка направо и т. д .Куда приполз жучок?
3этап (таблица из 25 клеточек): (жук в центре): 1 клеточка направо, 2 клеточки вниз, 1 клеточка налево, 1 клеточка вверх и т.д. Где находится божья коровка.
4этап (таблица из 36 клеточек): (жучок в правом верхнем углу): 2клеточки налево, 1 клеточка вниз, 2 клеточки налево, 1 клеточка вниз, 1 клеточка направо и т.д. Куда приполз жучок?.
5этап ( таблица на 49 клеточек): ( жучок в правом нижнем углу): 2 клеточки наискосок налево вверх, 3 клеточки налево, 1 клеточка вверх, 2 клеточки направо, 1 клеточка вверх и т.д. Где находится жучок?
6этап (таблица на 64 клетки): (жучок в левом верхнем углу): 3 клеточки наискосок вниз направо, 1 клеточка вверх, 4 клеточки направо, 3 клеточки вниз и т.д. Где находится жучок?
- Молодцы! Все справились с заданиями. Надеюсь, что это пособие вы будете применять при работе с детьми, так как оно захватывает детей..
( Выставляю на доску 7 домиков для гномов) Здесь живет неделя. А в неделе сколько дней? (7).Тут живут разноцветные гномики. Гномы каждый день сменяют друг друга по очереди.
- Какой гном первый приходит в дом недели? (понедельник).
В понедельник первый гном в красный цвет раскрасил дом
Ели гномы помидор и болтали разный вздор.
А во вторник стало вдруг все оранжевым вокруг,
Ели гномы на обед семь оранжевых конфет.
Гном вторник любил все оранжевое. Он и оделся в оранжевый наряд.
Третий день? (среда).Этот гном любит все желтое и нарядился он во все желтое и домик у него тоже желтый..
- Четвертый приходит Четверг. Этот гном любит все зеленое. Цвет зеленый, цвет природы оживления.
- Пятый приходит Пятница. Этот гном любит все голубое. Он сверкает голубым, словно речка изо льдин.
Шестым приходит Суббота. Этот гном нарядился в синий наряд. Он любит все синее. Синие, синие васильки необыкновенной красоты.
- Седьмой приходит Воскресенье. Воскресенье седьмой гном в фиолетовый цвет раскрасил дом..
Игра «Обозначь последовательность дней недели цифрами»
- Предлагаю найти домики гномиков и обозначить цифрой в соответствии с днем недели.
- Скажите пожалуйста, какой день приходит раньше среды?
- Молодцы! Хорошо справились со всеми заданиями. И напоследок, давайте с вами закрепим то, что вы сегодня увидели и узнали. Я предлагаю вашему вниманию «Старую» сказку на новый лад.
(участникам раздаются маски)
Воспитатель: Купил дед компьютер. Установил его, а как включить не знает. Ходит вокруг него. Думает, что за аппарат, на что похож. Напоминает какую-то фигуру.
Воспитатель: А компьютер включится в том случае, если правильно ответите на вопросы.
- А на какую геометрическую фигуру похож монитор компьютера?
Дед: - А похож он на прямоугольник.
Воспитатель: - А какие еще вы знаете предметы похожие на прямоугольник? (ответы)
- А какие еще геометрические фигуры вы знаете? (ответы)
Но компьютер все равно не включается. Позвал дед бабку. Пришла бабка, охает, ахает, ходит вокруг него. То с одной стороны зайдет, то с другой.
- А скажите где стоит бабка? (ответы: слева, справа, за, перед….)
Но компьютер не включается. Позвала бабка внучку. Пришла внучка и говорит:
Внучка: - Компьютер уже не модно, я в планшетах и смартфонах лучше разбираюсь.
Воспитатель: - А давайте сравним компьютер, планшет и смартфон (ответы)
Но все-таки компьютер нам включить не удалось. Позвала внучка Жучку. А жучка в это время за двором бегала.(на ковре 2 ленты: длинная и короткая)
- А скажите, пожалуйста, по какой дороге Жучка быстрее добежит до дома (предлагаем на выбор 2дорожки, разные по длине).
- Это дорожка какая? (короткая)
- А эта? длинная)
- Почему выбрали эту дорожку? (ответы)(Бежит жучка по короткой дорожке)
Воспитатель: - Жучка полаяла на компьютер, а он не включается. Позвала Жучка кошку. Легла кошка на теплый системник и уснула.
Воспитатель: - А скажите, пожалуйста, когда мы спим? (ночью)
- А когда в детский сад идем? (утром)
- Обедаем когда? (днем)
- Когда возвращаемся домой? (вечером)
- Сейчас какое время суток? (день)
- Мы с вами что делаем? (играем)
- Давайте и кошку разбудим.
Кошка проснулась, позвала мышку. Мышка прибежала, хвостиком махнула, кнопочку зацепила компьютер и включился.
Воспитатель: - Теперь нужно ввести пароль. Для этого вспомним.
- Который по счету был дед? (1-й) Найди карточку с цифрой 1.
- Которая по счету была бабка? (2-я) Найди карточку с цифрой 2.
- Которая по счету была внучка? (3-я) Найди карточку с цифрой 3.
- Которая по счету была Жучка? (4-я) Найди карточку с цифрой 4.
- Которая по счету была кошка? (5-я) Найди карточку с цифрой 5.
- Которая по счету была мышка? (6-я) Найди карточку с цифрой 6.
Воспитатель: И для того чтобы компьютер открылся нужно выстроиться по порядку. (1, 2, 3, 4, 5, 6)
И компьютер включился!
- Ну, теперь, уважаемые коллеги, просмотрев сказку «Репка», я думаю вы ответите мне на вопрос.
- С помощью чего, в дошкольном возрасте, можно сделать математику яркой и увлекательной игрой? (с помощью сказки и игры)
- И какие математические понятия мы закрепили данной сказкой? (порядковый счет, геометрические фигуры, понятия «длинный - короткий», «больше – меньше», части суток, пространственная ориентация)
Здесь мы увидели, как ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника.
Я еще раз благодарю вас за терпение, активность и желаю здоровья, успехов и профессионального оптимизма! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста...
Консультация на тему: «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...
«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....
Консультация для воспитателей «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей по теме:«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...