презентация: "Особенности эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта: проблемы, коррекция, рекомендации".
материал
Одним из важнейших условий становления личности человека, опыт которого непрерывно обогащается, является формирование эмоций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_t.b._1.pptx | 105.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одним из важнейших условий становления личности человека, опыт которого непрерывно обогащается, является формирование эмоций. Развитию эмоционально-волевой сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.
Эмоции представляют собой пристрастное отношение субъекта к окружающему, к тому, что с ним происходит. « Эмоциями, или чувствами, называют психические состояния, отражающие субъективное отношение индивида к окружающей среде и к самому себе».
Эмоции отражают смысл явлений и ситуаций и проявляются в форме непосредственных переживаний - удовольствия, радости, гнева, страха и другие. Эмоции могут в одних случаях побуждать человека к действиям, в других – мешают достижению цели.
Эмоциональное развитие – это закономерное изменение эстетических свойств и характеристик личности как социального субъекта, это изменения, происходящие в самой личности в результате процесса ее формирования.
Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни « центральным звеном» в психическом развитии личности.
Эмоциональное развитие личности предполагает: - «присвоение» личностью объективно эстетического в природе, обществе, продуктах материального и духовного производства -превращение эстетического из внешнего по отношению к данному субъекту в его внутренний фактор, становится элементом его, «свободной жизнедеятельности» - процесс овладения человеком всей совокупности эмоциональных ценностей: знаний, идеалов, навыков, умений, процесс формирования и совершенствования соответствующих способностей человека
Для детей с нарушением интеллекта характерно изменение всей психики в целом. Дефектными и глубоко своеобразными оказываются их познавательная деятельность, моторика, эмоционально-волевая сфера
Особенности интеллектуальной недостаточности: - низкая степень регуляции эмоций, неадекватность, затруднения в развитии высших (интеллектуальных, моральных, эстетических)чувств - низкий уровень развития средств эмоциональной выразительности. - болезненные расстройства чувств: раздражительность, эйфория, апатия дисфория ,.
Особенности эмоциональной сферы: - недоразвитие всех психических процессов - эмоциональная незрелость -недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств - ограниченность диапазона переживаний -крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. - недоразвитие или отсутствие мотивации - недостаток или же отсутствие воли
В общей совокупности многообразных психических черт личности существенное место принадлежит воле. Воля – это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели. Непосредственно близка к проблеме воли проблема эмоций.
При коррекции недостатков волевой сферы детей с нарушением интеллекта необходимо: - учитывать индивидуальные особенности ребенка - обращать внимания на то, что развитие воли и эмоции тесно зависят от общего направления развития их личности. - добиваться осознания необходимости выполнения норм и правил
Нарушение интеллекта рассматривается как явление необратимое, но это не означает, что оно не поддается коррекции. При правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных учреждений отмечается значительная динамика в развитии таких особых детей . Специальная педагогика и психология свидетельствует о воспитуемости психических функций особых детей и в то же время указывает на неравномерность развития этих функций.
На развитие эмоционально-волевой сферы ребенка с нарушением интеллекта будет оказывать влияние не только степень его дефекта, но и та атмосфера, в которой он рос и воспитывался, приобретал знания и свой первый жизненный опыт. Не менее важно, как свидетельствуют многочисленные авторы, раннее диагностирование аномалий в развитии эмоционально-волевой сферы.
Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать – это повлечет за собой лишь непонимание и негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы косвенно, опосредованно направлять их, организуя деятельность ребенка.
Рекомендации: - раннее диагностирование аномалий в развитии эмоционально- волевой сферы - учет индивидуальных особенностей каждого ребенка -включение осознания необходимости выполнения норм и правил поведения - правильная организация воспитания и обучения - комплексный системный подход к воспитанию и обучению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-драматизация как синтез здоровьесберегающих образовательных технологий для коррекции эмоционально — личностной сферы у детей с нарушением интеллекта
Презинтация и статья....
Эмоциональная сфера детей с нарушениями зрения
В статье раскрываются особенности и специфика эмоциональной сферы детей с нарушением зрения...
Музыкотерапия в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями зрения
1. Особенности музыкотерапии, как психотерапевтического метода.2. История развития музыкотерапии.3. Практическое использование м...
Упражнения для регуляции мышечного тонуса и коррекции нарушений моторной сферы детей с ТНР в домашних условиях Рекомендации учителя-логопеда родителям воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Коррекция двигательной сферы неразрывно связана с речевым развитием. Дети с тяжелыми нарушениями речи как правило имеют нарушения моторики: общей, мелкой, артикуляционной. Часто наблюдается нарушение ...
Презентация "Особенности проведения диагностики у детей с нарушением зрения"
Презентация содержит рекомендации по адаптации и особенностям предъявления стимульного материала детям с нарушением зрения....
Методы и приемы работы по коррекции эмоциональной сферы детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами...
Рекомендации педагогам по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Рекомендации педагогам по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи....