Игра-драматизация как синтез здоровьесберегающих образовательных технологий для коррекции эмоционально — личностной сферы у детей с нарушением интеллекта
материал по теме

Зянчурина Роза Муллазяновна

Презинтация и статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zyanchurina_r.m._statya_na_festival.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Зянчурина Роза Муллазяновна,

муниципальное казенное

дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад  компенсирующего вида № 119» города Кирова,

воспитатель

Игра-драматизация

как синтез здоровьесберегающих образовательных технологий

для коррекции эмоционально — личностной сферы

у детей с нарушением интеллекта

Здоровье человека – задача актуальная  всегда, а в настоящее время она становится первостепенной, что подтверждают статистические показатели. В МКДОУ № 119, где воспитываются дошкольники с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта), на протяжении пяти лет наблюдается рост числа детей – инвалидов  с 17% в 2006-2007 г. до 42% в 2011-2012 г. По итогам анализа деятельности дошкольного учреждения воспитанники МКДОУ №119 имеют ряд признаков психофизического нездоровья: у большинства детей наблюдается быстрая истощаемость и утомляемость, снижение когнитивной активности, повышенное беспокойство, гиперактивность.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Наличие причинно-следственной зависимости в системе «здоровье детей с ограниченными возможностями – условия организации коррекционно-образовательного процесса» имеют особую актуальность. И связано это, прежде всего, с тем, что специфические особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта (отставание в развитии психических процессов, нарушения эмоционально – личностной сферы) требуют применения здоровьесберегающих технологий, т.е. - систему мер, включающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Ахутина Т.В. предлагает использовать следующие виды здоровьесберегающих образовательных технологий в детском саду:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни.  
  3. Коррекционные технологии.

        Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Проанализировав данные представленных здоровьесберегающих технологий, сопоставив с возможностями образовательных технологий, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность в работе с детьми обладает необходимыми возможностями и характеристиками для сохранения и стимулирования здоровья, обучения здоровому образу жизни и проведения необходимой коррекции, т. е. объединяет вышеперчисленные  здоровьесберегающие технологии. Поэтому для коррекции эмоционально - личностной сферы у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта выбрана игра – драматизация, как синтез здоровьесберегающих образовательных технологий.

№ п/п

Здоровьесберегающая технология

Связь с игрой-драматизацией

1

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

динамические паузы, физминутки, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, кинезиологические упражнения

2

Технологии обучения здоровому образу жизни

ролевые подражательные имитационные игры

3

Коррекционные технологии

музыкальное воздействие, упражнения для коррекции  эмоционально – личностной сферы, сказкотерапия, психогимнастика

        Для достижения поставленной цели разработана программа использования игр — драматизаций для коррекции эмоционально - личностной сферы детей.

Анализ литературы по проблеме нарушений эмоционально - личностной сферы у детей с нарушением интеллекта, опыт работы и результативность использования традиционных методов (пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика, драматизация,  логоритмика и т.д.) выявил возможность и необходимость использования в коррекции эмоционально – личностной сферы у детей с нарушением интеллекта способов вариативности традиционных и нетрадиционных методов, таких как психогимнастика, кинезиология.

Работу по развитию эмоциональной сферы у детей с нарушением интеллекта  через игру драматизацию проводила в несколько этапов.

        На первом этапе происходит знакомство детей с произведением. Здесь используются: выразительное чтение, беседа, (на понимание содержание, отдельных средств выразительности), упражнения для развития умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, ориентироваться в тексте, проблемные ситуации.

        В ходе основного этапа проходит разыгрывание фрагментов сказок, в том числе под музыкальное сопровождение. Дети учатся пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движение) через упражнения, словесные перевоплощения. Дети знакомятся с основами эмоционального состояния (радость, печаль, страх, удивление, злость, покой) и способами их вербального и невербального выражения. Из многообразия средств выразительности для детей с ограниченными возможностями здоровья выбраны: умение имитировать характерные движения персонажей (животных), умение использовать элементы художественно-образных выразительных средств (интонации, мимики, пантомимы). Используются этюды над выразительностью. В своей практической деятельности применяются следующие здоровьесберегающие компоненты:

1. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушения  эмоционально - личностной сферы (приёмы из технологии  М.И.Чистяковой).

2. Кинезиологические упражнения, направленные на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга, с учетом соблюдения следующих условий: систематичность выполнения, постепенное увеличение темпа и сложности, точность выполнения движений и приемов. Целесообразно включать несколько кинезиологических упражнений, связывая их общей темой или сюжетом, обыгрывая и постепенно усложняя (увеличивая число повторений, темп). Рекомендации и методические разработки А.Л.Сиротюк помогли в подборе специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. Немаловажную роль сыграли и герои перчаточного театра Тяпа и Тёпа, «оживляя» упражнения.

Третий этап – драматизация отработанного произведения, когда воспитанники показывают спектакль детям и родителям.

Для создания успешной коррекционно-развивающей деятельности установлена  взаимосвязь со специалистами: вместе с музыкальным руководителем — проводилась логоритмика, инструктором по физической культуре - дыхательные и общеукрепляющие упражнения.    

        Вариативность использованияи в разнообразных методов и приемов, выявила явные преимущества:

  1. сокращение сроков коррекционной работы,
  2. повышение  качества работы,
  3. выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции  эмоционально – личностной сферы детей с нарушением интелекта.

Таким образом, эффективность использования проводимой работы состоит в том, что  у всех детей отмечена положительная динамика в количественных и качественных изменениях состояния психофизического здоровья: повысилась работоспособность, активизируется познавательный интерес, обеспечивается успешность детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения. В ходе проводимой работы у детей с нарушением интеллекта появилось желание участвовать в играх – драматизациях, дети стали эмоциональнее, различают основные виды эмоций.

       Список литературы:

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. с. 21 – 28.
  2. Екжанова Е. А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно – развивающих специальных дошкольных учреждений /Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2002.-№ 4. – С. 19 – 25.
  3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду /М. Д. Маханёва. – М.: Сфера, 2001.
  4. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
  5. Чистякова М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. – М.: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации «Основные методы психотерапии при коррекции эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи»

В методических рекомендаөиях представлен теоретический обзор литературы по проблеме исследования, а также систематизирован практический материал по коррекционно-педагогическому воздействию на детей с ...

Методические рекомендации «Основные методы психотерапии при коррекции эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи»

В методических рекомендаөиях представлен теоретический обзор литературы по проблеме исследования, а также систематизирован практический материал по коррекционно-педагогическому воздействию на детей с ...

Непосредственно - образовательная деятельность по социально - личностному развитию детей с нарушением зрения

Цель: расширение знаний и представлений о значенииочков в жизни человека.Задачи:Коррекционно–воспитательные:•      Воспитывать гуманное отношение друг к другу, формировать нав...

Психофизиологические методы профилактики и коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей с общим нарушением речи.

Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкивается ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезме...

«Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с нарушением интеллекта».

Кинетический песок — удивительный материал, умный, живой, сочетающий всю прелесть традиционного песка, из которого дети так любят лепить куличики и строит замки, и удобство современного материал...

Разработка Примерной основной образовательной (адаптированной) программы дошкольного образования для детей с нарушением интеллекта в соответствии с ФГОС ДО

В последние годы особое внимание в педагогической теории и практике обращено на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с нарушениями в развитии и совершенствование содержание этого об...

«Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с нарушением интеллекта».

Кинетический песок — удивительный материал, умный, живой, сочетающий всю прелесть традиционного песка, из которого дети так любят лепить куличики и строит замки, и удобство современного материал...