Мастер-класс "Игры и элементы музыкотерапии как средство коррекции психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста"
материал

Предоставляю Вашему вниманию мини мастер-класс для педаогов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1 слайд: Игры и элементы музыкатерапии как средство коррекции психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Музыка не только фактор облагораживающий,

воспитательный. Музыка – целитель здоровья.

(В.М.Бехтерев)

2 слайд: В российских исследованиях по музыкотерапии (В. М. Бехтерев, Б. В. Асафьев, Л. С. Брусиловский, В. И. Петрушин, B. C. Шушарджан и др.) выделяются следующие проявления лечебного и коррекционного воздействия музыки на человека:

- регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций

организма;

-катарсис, регуляция психоэмоционального состояния;

-приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, повышение

социальной активности;

-облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения;

-коррекция коммуникативной функции;

-активизация творческих проявлений.

3слайд: Музыкальная терапия использует музыку как важный фактор психоэмоционального воздействия на детей. Издавна известно, что настроение и эмоциональное состояние можно синхронизировать с музыкой. Например, марш благодаря своему четкому ритму имеет свойство бодрить и мобилизовать человека, зато текучая, равномерная, тихая колыбельная успокаивает, навевает сон.

Поэтому в настоящее время всем педагогам-музыкантам следует активно использовать на своих занятиях способность муз.звука, тембра, ритма, темпа влиять на внутренний мир дошкольника, вызвать телесные, психо- и эмоциональные реакции и направлять их.

4 слайд: Различают две формы музыкотерапии:

Активную форму — двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесные комментарий.

Пассивную форму — прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон.

Слушание правильно подобранной музыки способствует повышению иммунитета детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

5 слайд: Практическое применение методов музыкотерапии

Особое значение в современной музыкотерапии приобретает интеграция музыки с выразительными возможностями иных видов искусств.

Самыми часто употребляемыми из интегрированных методов музыкотерапии считают:

• рисование под музыку;

• музыкально-подвижные игры;

• пантомима;

• пластическая драматизация под музыку;

• музыкальная цветотерапия;

Цветотерапия — мультимедиа проект, который объединяет классическую музыку и световые инсталляции. Вы проживёте одну композицию за другой и настроите своё внимание на обретение баланса, эмоционального равновесия и, как следствие, покоя!

• придумывание детьми сказок во время и после слушания музыки.

Подобные комплексные формы творчества привлекают к творческому процессу все органы и системы восприятия ребенка. Это повышает эффективность специальных упражнений, а также дает музыкальному руководителю возможность разными путями корректировать у своих воспитанников эмоционального и физического напряжения.

6 слайд: Музыкальная терапия для детей.

Музыкотерапевтические упражнения для уменьшения у детей физического и эмоционального напряжения обычно содержат два основных компонента, а именно:

• восприятие музыки в движении;

• успокоение и выравнивание дыхания.

Известно, что в мышечной ригидности, в проблемах с координацией движений у детей часто проявляются эмоциональные проблемы, в частности затруднено переживания и воспроизведения эмоций, неспособность осознавать собственные эмоции и чувства, а также воспринимать чувства других людей. Зато способность свободно и пластично двигаться, чувствовать и воспроизводить музыку телом прямо связана с эмоциональной раскованностью. Поэтому, чтобы гармонизировать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, лучше предлагать им во время музыкотерапии активную форму восприятия музыки.

Ослабить мышечное напряжение, что сопровождает у детей любое сильное эмоциональное переживание, возможно также с помощью упражнений для успокоения и выравнивания дыхания. Глубокое спокойное дыхание помогает уменьшить тревогу и обрести уверенность в себе. Кроме сугубо упражнений на дыхание, в практике музыкотерапии для релаксации применяют упражнения на формирование певческого дыхания, а также игру на духовых инструментах и тому подобное.

Подбирая музыкальный сюжет для проведения упражнения, муз.рук. должен учитывать, что успокаивающее, расслабляющее действие в произведение будет звучать в тихой (умеренной) динамике и медленном (умеренном) темпе.

7 слайд: Музыкотерапевтическое упражнение может иметь следующие фазы:

• установление контакта с ребенком, определение его эмоционального состояния;

• подбор музыки для коррекции и гармонизации эмоционального состояния ребенка;

• уменьшение эмоционального напряжения — применение динамической музыки, что стимулирует интенсивные эмоции и дает ребенку возможность «сбросить» эмоциональное нагрузки;

• расслабление и заряд положительными эмоциями — применение спокойной музыки, которая снимает напряжение и создает атмосферу удовлетворения.

8 слайд: Рассмотрим примеры игр и упражнений с элементами музыкотерапии.

«Облачко»

(ритмопластика)

Упражнение хорошо проводить на воздухе.

«Посмотри, какие облака плывут по небу. Это облачко похоже на великана, а это на лошадку. А давай и мы с тобой превратимся в белые пушистые облака. Вот подул легкий ветерок, и мы плывем, кружимся по небу вместе с ним. (Звучит легкая музыка П.И.Чайковского)

Двигаться следует плавно, легко, совершая различные движения

9 слайд: «Игра с воздушными шариками»

Снятие мышечных зажимов, эмоционального напряжения.

(музыка Ф. Шопен «Ноктюрн фа-мажор»)

Детям раздаются воздушные шарики и предлагают поиграть с ними, при этом обращается внимание на их легкость, затем упражнение повторяется только с воображаемыми шарами.

10 слайд: Игра на определение тембра «Что в коробочке лежит?»

Взрослый : что в коробочке лежит? что в коробочке гремит ?

Поиграй послушай ты, что там спрятано внутри?

(Взрослый сопровождает пение ритмическим встряхиванием коробочки)

Дети: это бусинки.

Взрослый: Там бусинки лежат наших деток веселят

во время проигрыша ребёнок сам гремит.

Взрослый: что в коробочке лежит? Что в коробочке шуршит? Поиграй послушай ты? Что там спрятано внутри?

Дети: это камешки внутри.

Взрослый: это камешки шуршит, наших деток веселят. (дети гремят)

Взрослый: Что в коробочке лежит? Что в коробочке звенит? Поиграй послушай ты? Что там спрятано внутри.

Дети: Это песочек.

Взрослый: это песочек шуршит, наших деток веселит. Дети гремят.

11 слайд: Эмоциональное расслабление.

(спокойная музыка для релаксации)

«В озере тихо плещется вода и слышно, как где-то журчит ручеек, щебечут птички, жужжат пчелки. Нас обдувает легкий теплый ветерок.

Ребенок лежит на полу в удобной позе с закрытыми глазами.

12 слайд: Упражнение «Сыграй свое настроение» является коллективной формой активного музицирования на шумовых инструментах. Во время нее дети учатся озвучивать стихи, играть в ансамбле, а еще — импровизировать собственные небольшие пьесы, воплощая в них свое настроение и звуковые представления.

Таким образом можно выявить у детей скрытое эмоциональное напряжение, недовольство, агрессию и направить усилия для их устранения во время сеансов музыкотерапии.

13 слайд: Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:

  • Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности - "Мазурка" Шопен, "Вальсы" Штрауса, "Мелодии" Рубинштейна.
  • Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы - "Кантата № 2" Баха, "Лунная соната" Бетховена.
  • Для общего успокоения - "Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта.
  • Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми - "Концерт ре-минор" для скрипки Баха.
  • Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением, - "Дон Жуан" Моцарт, "Венгерская рапсодия №1" Листа, "Сюита Маскарад" Хачатуряна.
  • Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения - "Шестая симфония", Чайковского, 3 часть, "Увертюра Эдмонд" Бетховена.
  • Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей - "Итальянский концерт" Баха, "Симфония" Гайдна.
  • Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности - "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона.

14 слайд: Список литературы:

  • Блинова О. А. Процесс музыкальной психотерапии: систематизация и описание основных форм работы // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - №3. - с 106 - 118.
  • Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
  • Березинская Е.И. Воспитание музыкой //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2007. - № 5. - с.38 - 45
  • Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. - М.: - Педагогическое общество России, 2004. - 95 с.
  • Декер - Фойгт Г. Г. Введение в музыкотерапию. - СПб.: Питер, 2003. - 208с
  • Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М.; Ленинград: Академия педагогических наук РСФСР, 1947. - 335 с.
  • Тютюнникова Т. Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Хрестоматия музыкального и методического материала // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 9. - с. 101 - 112

Электронные ресурсы:

  • Статья на тему «Воздействие музыки на организм ребенка» [Электронный ресурс] .
  • Уменьшение напряжения у детей средствами музыкотерапии [Электронный ресурс] .
  • Музыкальная терапия: влияние классической музыки на человека [Электронный ресурс] .
  • Кадыкова Е.Н./Учебное пособие на тему: «Музыкотерапия» [Электронный ресурс] .
  • Бордова Е.Б./Методическое пособие на тему: «Музыкотреапия» [Электронный ресурс] .
  • Статья на тему «Музыкальная терапия в развитии ребенка» [Электронный ресурс] .

15 слайд: Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним ...

Музыкально - театрализованная деятельность - как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Описание опыта работы по развитию эмоциональной сферы детей на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности. Раскрытие актуальности данной темы....

Комплекс занятий, направленный на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, проявляют внимание, он испытывает эмоц...

«Теневой театр как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Теневой театр как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Среди многих проблем в системе дошкольного образования одной из основных является п...