Мастер-класс "Игры и элементы музыкотерапии как средство коррекции психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста"
материал
Предоставляю Вашему вниманию мини мастер-класс для педаогов.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1 слайд: Игры и элементы музыкатерапии как средство коррекции психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Музыка не только фактор облагораживающий,
воспитательный. Музыка – целитель здоровья.
(В.М.Бехтерев)
2 слайд: В российских исследованиях по музыкотерапии (В. М. Бехтерев, Б. В. Асафьев, Л. С. Брусиловский, В. И. Петрушин, B. C. Шушарджан и др.) выделяются следующие проявления лечебного и коррекционного воздействия музыки на человека:
- регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций
организма;
-катарсис, регуляция психоэмоционального состояния;
-приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, повышение
социальной активности;
-облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения;
-коррекция коммуникативной функции;
-активизация творческих проявлений.
3слайд: Музыкальная терапия использует музыку как важный фактор психоэмоционального воздействия на детей. Издавна известно, что настроение и эмоциональное состояние можно синхронизировать с музыкой. Например, марш благодаря своему четкому ритму имеет свойство бодрить и мобилизовать человека, зато текучая, равномерная, тихая колыбельная успокаивает, навевает сон.
Поэтому в настоящее время всем педагогам-музыкантам следует активно использовать на своих занятиях способность муз.звука, тембра, ритма, темпа влиять на внутренний мир дошкольника, вызвать телесные, психо- и эмоциональные реакции и направлять их.
4 слайд: Различают две формы музыкотерапии:
Активную форму — двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесные комментарий.
Пассивную форму — прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон.
Слушание правильно подобранной музыки способствует повышению иммунитета детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
5 слайд: Практическое применение методов музыкотерапии
Особое значение в современной музыкотерапии приобретает интеграция музыки с выразительными возможностями иных видов искусств.
Самыми часто употребляемыми из интегрированных методов музыкотерапии считают:
• рисование под музыку;
• музыкально-подвижные игры;
• пантомима;
• пластическая драматизация под музыку;
• музыкальная цветотерапия;
Цветотерапия — мультимедиа проект, который объединяет классическую музыку и световые инсталляции. Вы проживёте одну композицию за другой и настроите своё внимание на обретение баланса, эмоционального равновесия и, как следствие, покоя!
• придумывание детьми сказок во время и после слушания музыки.
Подобные комплексные формы творчества привлекают к творческому процессу все органы и системы восприятия ребенка. Это повышает эффективность специальных упражнений, а также дает музыкальному руководителю возможность разными путями корректировать у своих воспитанников эмоционального и физического напряжения.
6 слайд: Музыкальная терапия для детей.
Музыкотерапевтические упражнения для уменьшения у детей физического и эмоционального напряжения обычно содержат два основных компонента, а именно:
• восприятие музыки в движении;
• успокоение и выравнивание дыхания.
Известно, что в мышечной ригидности, в проблемах с координацией движений у детей часто проявляются эмоциональные проблемы, в частности затруднено переживания и воспроизведения эмоций, неспособность осознавать собственные эмоции и чувства, а также воспринимать чувства других людей. Зато способность свободно и пластично двигаться, чувствовать и воспроизводить музыку телом прямо связана с эмоциональной раскованностью. Поэтому, чтобы гармонизировать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, лучше предлагать им во время музыкотерапии активную форму восприятия музыки.
Ослабить мышечное напряжение, что сопровождает у детей любое сильное эмоциональное переживание, возможно также с помощью упражнений для успокоения и выравнивания дыхания. Глубокое спокойное дыхание помогает уменьшить тревогу и обрести уверенность в себе. Кроме сугубо упражнений на дыхание, в практике музыкотерапии для релаксации применяют упражнения на формирование певческого дыхания, а также игру на духовых инструментах и тому подобное.
Подбирая музыкальный сюжет для проведения упражнения, муз.рук. должен учитывать, что успокаивающее, расслабляющее действие в произведение будет звучать в тихой (умеренной) динамике и медленном (умеренном) темпе.
7 слайд: Музыкотерапевтическое упражнение может иметь следующие фазы:
• установление контакта с ребенком, определение его эмоционального состояния;
• подбор музыки для коррекции и гармонизации эмоционального состояния ребенка;
• уменьшение эмоционального напряжения — применение динамической музыки, что стимулирует интенсивные эмоции и дает ребенку возможность «сбросить» эмоциональное нагрузки;
• расслабление и заряд положительными эмоциями — применение спокойной музыки, которая снимает напряжение и создает атмосферу удовлетворения.
8 слайд: Рассмотрим примеры игр и упражнений с элементами музыкотерапии.
«Облачко»
(ритмопластика)
Упражнение хорошо проводить на воздухе.
«Посмотри, какие облака плывут по небу. Это облачко похоже на великана, а это на лошадку. А давай и мы с тобой превратимся в белые пушистые облака. Вот подул легкий ветерок, и мы плывем, кружимся по небу вместе с ним. (Звучит легкая музыка П.И.Чайковского)
Двигаться следует плавно, легко, совершая различные движения
9 слайд: «Игра с воздушными шариками»
Снятие мышечных зажимов, эмоционального напряжения.
(музыка Ф. Шопен «Ноктюрн фа-мажор»)
Детям раздаются воздушные шарики и предлагают поиграть с ними, при этом обращается внимание на их легкость, затем упражнение повторяется только с воображаемыми шарами.
10 слайд: Игра на определение тембра «Что в коробочке лежит?»
Взрослый : что в коробочке лежит? что в коробочке гремит ?
Поиграй послушай ты, что там спрятано внутри?
(Взрослый сопровождает пение ритмическим встряхиванием коробочки)
Дети: это бусинки.
Взрослый: Там бусинки лежат наших деток веселят
во время проигрыша ребёнок сам гремит.
Взрослый: что в коробочке лежит? Что в коробочке шуршит? Поиграй послушай ты? Что там спрятано внутри?
Дети: это камешки внутри.
Взрослый: это камешки шуршит, наших деток веселят. (дети гремят)
Взрослый: Что в коробочке лежит? Что в коробочке звенит? Поиграй послушай ты? Что там спрятано внутри.
Дети: Это песочек.
Взрослый: это песочек шуршит, наших деток веселит. Дети гремят.
11 слайд: Эмоциональное расслабление.
(спокойная музыка для релаксации)
«В озере тихо плещется вода и слышно, как где-то журчит ручеек, щебечут птички, жужжат пчелки. Нас обдувает легкий теплый ветерок.
Ребенок лежит на полу в удобной позе с закрытыми глазами.
12 слайд: Упражнение «Сыграй свое настроение» является коллективной формой активного музицирования на шумовых инструментах. Во время нее дети учатся озвучивать стихи, играть в ансамбле, а еще — импровизировать собственные небольшие пьесы, воплощая в них свое настроение и звуковые представления.
Таким образом можно выявить у детей скрытое эмоциональное напряжение, недовольство, агрессию и направить усилия для их устранения во время сеансов музыкотерапии.
13 слайд: Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:
- Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности - "Мазурка" Шопен, "Вальсы" Штрауса, "Мелодии" Рубинштейна.
- Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы - "Кантата № 2" Баха, "Лунная соната" Бетховена.
- Для общего успокоения - "Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта.
- Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми - "Концерт ре-минор" для скрипки Баха.
- Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением, - "Дон Жуан" Моцарт, "Венгерская рапсодия №1" Листа, "Сюита Маскарад" Хачатуряна.
- Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения - "Шестая симфония", Чайковского, 3 часть, "Увертюра Эдмонд" Бетховена.
- Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей - "Итальянский концерт" Баха, "Симфония" Гайдна.
- Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности - "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона.
14 слайд: Список литературы:
- Блинова О. А. Процесс музыкальной психотерапии: систематизация и описание основных форм работы // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - №3. - с 106 - 118.
- Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
- Березинская Е.И. Воспитание музыкой //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2007. - № 5. - с.38 - 45
- Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. - М.: - Педагогическое общество России, 2004. - 95 с.
- Декер - Фойгт Г. Г. Введение в музыкотерапию. - СПб.: Питер, 2003. - 208с
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М.; Ленинград: Академия педагогических наук РСФСР, 1947. - 335 с.
- Тютюнникова Т. Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Хрестоматия музыкального и методического материала // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 9. - с. 101 - 112
Электронные ресурсы:
- Статья на тему «Воздействие музыки на организм ребенка» [Электронный ресурс] .
- Уменьшение напряжения у детей средствами музыкотерапии [Электронный ресурс] .
- Музыкальная терапия: влияние классической музыки на человека [Электронный ресурс] .
- Кадыкова Е.Н./Учебное пособие на тему: «Музыкотерапия» [Электронный ресурс] .
- Бордова Е.Б./Методическое пособие на тему: «Музыкотреапия» [Электронный ресурс] .
- Статья на тему «Музыкальная терапия в развитии ребенка» [Электронный ресурс] .
15 слайд: Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним ...
Музыкально - театрализованная деятельность - как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Описание опыта работы по развитию эмоциональной сферы детей на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности. Раскрытие актуальности данной темы....
"Игра-драматизация как средство коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общей интеллектуальной недостаточностью"
обощение опыта работы...
Комплекс занятий, направленный на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, проявляют внимание, он испытывает эмоц...
Презентация на тему "Организация театрализованной игры - как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста"
Презентация из опыта работы музыкального руководителя....
"Сказкотерапия как средство коррекции психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста"
Презентация по теме самообразования...
«Теневой театр как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Теневой театр как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Среди многих проблем в системе дошкольного образования одной из основных является п...