Роль фольклора в развитии речи дошкольника
консультация (младшая группа)
Роль фольклора в развитии речи дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_razvite_rechi_u_doshkolnikov_posredstvom_folklora.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 1 города Карабаша»
Опыт работы
«Развитие речи у дошкольников посредством фольклора»
Выполнила: Воспитатель
Климова Е.В.
г. Карабаш
2024
Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения ДОУ играет русский народный фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с потешек, прибауток, песен, народных сказок. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что плохо.
Жанры фольклора, используемые в работе.
- колыбельные песни;
- потешки;
- детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни);
- народные игры.
Потешка – это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Использование потешек в воспитании детей всегда было нормой на Руси. В каждой семье, независимо от её благосостояния и сословной принадлежности знали, что такое потешки, и использовали их при любом контакте с детьми. Их мелодичное звучание и смысловая позитивная составляющая помогали установить более тесный контакт с ребёнком, успокоить его и настроить на продуктивное взаимодействие со взрослыми. Песни-потешки часто сочинялись мамами, бабушками и нянюшками на ходу, что делало их уникальными. Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме: они призваны пробудить ребенка к действию. С одной стороны, это массаж, с другой – физические упражнения. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку развивать эмоциональную сферу, мелкую моторику рук, привить навыки гигиены, порядка. Самые известные из них: Ладушки, Сорока.
Детский фольклор используется:
- в режимных моментах;
- на прогулке;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в игре;
- в свободной деятельности.
Потешки для умывания, используемые в работе:
Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
И кусался зубок.
Потешки для приёма пищи, используемые в работе:
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.
***
Глубоко и мелко,
Корабли в тарелке,
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот.
***
Умничка, Маша, ешь кашку сладенькую, вкусную душистую
***
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
Потешки для сна:
Колыбельная песня содержит в себе большие возможности фонематического восприятия (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и др.). Повторяющиеся фразы, звукосочетания позволяют запоминать слова и формы слов, осваивать лексическую сторону речи.
Баю-баю-баиньки,
Купим Ване валенки,
Наденем на ножки,
Пустим по дорожке.
Будет Ванечка ходить
Новы валенки носить.
***
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И утащит за бочок.
Потешки, использумые на занятиях.
Потешки, загадки, стихи и песенки всегда сопровождают нас во время занятий.
Кукушка кукует Ку-ку! Ку-ку
Голубь воркует Гу-гу! Гу-гу!
Петух зорюет Ку-ка-ре-ку!
Филин кричит В ночи: угу!
А рыба молчит Ни гу-гу!
***
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые
В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому. Одним из видов фольклора являются игры ребёнка со своими пальцами, когда дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик Я
Вот и вся моя семья.
Ритмичный текст побуждают детей к движению, создавая радостное настроение, тем самым вызывают желание проговаривать вместе с воспитателем, активизируя свою речь.
Через русские народные сказки дети учатся состраданию, самоотверженности, сочувствию, любви ко всему живому, и нет более веселого способа повторить сказку, чем театральная деятельность.
Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Котик-братик, спаси меня!..
Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.
Заинька попляши
Заинька, походи, Серенький, походи.
Вот так-этак походи. Вот так-этак походи.
Заинька, покружись, Серенький, покружись.
Вот так-этак покружись. Вот так-этак покружись.
Заинька, топни ножкой Серенький, топни ножкой.
Вот так-этак топни ножкой, Вот так-этак топни ножкой. Заинька, попляши,
Серенький, попляши. Серенький попляши
Вот так-этак попляши, Вот так-этак попляши.
Заинька, поклонись, Серенький, поклонись.
Вот так-этак поклонись, Вот так-этак поклонись.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. Стержнем этой системы было и остаётся устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль фольклора в развитии речи дошкольников
Мой опыт работы ро развитию речи дошкольников...
Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...
Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста
Статья об использовании устного народного творчества на занятиях по развитию речи детей раннего возраста....
Роль фольклора в развитии речи детей.
Выступление на семинаре для педагогов....
Консультация "Роль фольклора в развитии речи дошкольников."
1) Фольклор как средство развития речи.2) Воспитание звуковой культуры речи с помощью различных русского фольклора.3) Формирование заучной речи с помощью озвучивания и обыгрывания фольклорного текста....
Роль фольклора в развитии речи дошкольников.
Детский фольклор — это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждог...
Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников.
В статье представлены цель и задачи использования игрового фольклора в развитии речи дошкольников. Описаны особенности развития речи детей в дошкольном возрасте. Показано влияние игрового фольклора на...