Роль фольклора в развитии речи дошкольника
консультация (младшая группа)

Климова Екатерина Владимировна

Роль фольклора в развитии речи дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 1 города Карабаша»

Опыт работы

«Развитие речи у дошкольников посредством фольклора»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Выполнила: Воспитатель

                                                                          Климова Е.В.

 

 

г. Карабаш

2024  

Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения ДОУ играет русский народный фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с потешек, прибауток, песен, народных сказок. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные  эмоции,  укрепляет  светлое,  жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что плохо.

Жанры фольклора, используемые в работе.

  • колыбельные песни;
  • потешки;                                          
  • детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни);
  • народные игры.

Потешка – это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Использование потешек в воспитании детей всегда было нормой на Руси. В каждой семье, независимо от её благосостояния и сословной принадлежности знали, что такое потешки, и использовали их при любом контакте с детьми. Их мелодичное звучание и смысловая позитивная составляющая помогали установить более тесный контакт с ребёнком, успокоить его и настроить на продуктивное взаимодействие со взрослыми. Песни-потешки часто сочинялись мамами, бабушками и нянюшками на ходу, что делало их уникальными. Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме: они призваны пробудить ребенка к действию. С одной стороны, это массаж, с другой – физические упражнения. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку развивать эмоциональную сферу, мелкую моторику рук, привить навыки гигиены, порядка. Самые известные из них: Ладушки, Сорока.

Детский фольклор используется:

  • в режимных моментах;
  • на прогулке;
  • в непосредственно образовательной деятельности;
  • в игре;
  • в свободной деятельности.

Потешки для умывания, используемые в работе:

Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

И кусался зубок.

Потешки для приёма пищи, используемые в работе:

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда.

Не осталось и следа.

***

Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот.

***

Умничка, Маша, ешь кашку сладенькую, вкусную душистую

***

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Потешки для сна:

Колыбельная песня содержит в себе большие возможности фонематического восприятия (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и др.). Повторяющиеся фразы, звукосочетания позволяют запоминать слова и формы слов, осваивать лексическую сторону речи.

Баю-баю-баиньки,

Купим Ване валенки,

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке.

Будет Ванечка ходить

Новы валенки носить.

***

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И утащит за бочок.

Потешки, использумые на занятиях.

Потешки, загадки, стихи и песенки всегда сопровождают нас во время занятий.

Кукушка кукует Ку-ку! Ку-ку

Голубь воркует Гу-гу! Гу-гу!

Петух зорюет Ку-ка-ре-ку!

Филин кричит В ночи: угу!

А рыба молчит Ни гу-гу! 

***

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые

В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому. Одним из видов фольклора являются игры ребёнка со своими пальцами, когда дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик Я

Вот и вся моя семья. 

Ритмичный текст побуждают детей к движению, создавая радостное настроение, тем самым вызывают желание проговаривать вместе с воспитателем, активизируя свою речь.

Через русские народные сказки дети учатся состраданию, самоотверженности, сочувствию, любви ко всему живому, и нет более веселого способа повторить сказку, чем театральная деятельность.

Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы…

Котик-братик, спаси меня!..

Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни.  Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.

Заинька попляши

Заинька, походи, Серенький, походи.

Вот так-этак походи. Вот так-этак походи.

Заинька, покружись, Серенький, покружись.

Вот так-этак покружись. Вот так-этак покружись.

Заинька, топни ножкой Серенький, топни ножкой.

Вот так-этак топни ножкой, Вот так-этак топни ножкой. Заинька, попляши,

Серенький, попляши. Серенький попляши

Вот так-этак попляши, Вот так-этак попляши.

Заинька, поклонись, Серенький, поклонись.

Вот так-этак поклонись, Вот так-этак поклонись.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. Стержнем этой системы было и остаётся устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль фольклора в развитии речи дошкольников

Мой опыт работы ро развитию речи дошкольников...

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Статья об использовании устного народного творчества на занятиях по развитию речи детей раннего возраста....

Роль фольклора в развитии речи детей.

Выступление на семинаре для педагогов....

Консультация "Роль фольклора в развитии речи дошкольников."

1) Фольклор как средство развития речи.2) Воспитание звуковой культуры речи с помощью различных русского фольклора.3) Формирование заучной речи с помощью озвучивания и обыгрывания фольклорного текста....

Роль фольклора в развитии речи дошкольников.

Детский фольклор — это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждог...

Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников.

В статье представлены цель и задачи использования игрового фольклора в развитии речи дошкольников. Описаны особенности развития речи детей в дошкольном возрасте. Показано влияние игрового фольклора на...