Методическая разработка « Инновационная деятельность в саду музыкального руководителя по теме «Осень».
методическая разработка

Большакова Ирина Александровна

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx18.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

« Инновационная  деятельность в саду музыкального руководителя

 по теме «Осень».

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Сказка используется в качестве динамических пауз, организационных моментов на занятиях.

Сказка с шумовым оформлением является весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у дошкольников.

Инструменты для сказок-шумелок можно изготовить из бросового материала, можно использовать доступные детские музыкальные инструменты для оркестра.

Цель:

-развивать слуховое восприятие, творческое воображение, коммуникативные навыки у детей, вовлекать родителей в совместную творческую деятельность.

Задачи:

-развивать музыкальный слух, музыкальные способности

(чувство ритма. лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового слуха), тактильных ощущений  у детей дошкольного возраста

-создавать детям условия для  возможности реализовать свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении.

-способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

-поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках – инструментах.  

Актуальность методической разработки «Сказки-шумелки для детей дошкольного возраста» в том, что обосновывается особенность детской игровой деятельности на шумовых инструментах и дети:

-во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),

-во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко,

-в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

 

 

ОСЕННЯЯ СКАЗКА


(речевая игра с музыкальными инструментами).
Тихо бродит по дорожке
Осень в золотой одежке /тихо бьют ладошками по барабану
Где листочком зашуршит /маракасы
Где дождинкой зазвенит /колокольчик
Раздается громкий стук
Это дятел - тук да тук! /деревянные палочки, кубики
Дятел делает дупло
Белке будет там тепло /ксилофоны
Ветерок вдруг налетел
По деревьям пошумел /`шуршалки`
Громче завывает
Тучки собирает /тремоло бубнов
Дождик - динь, дождик - дон!
Капель бойкий перезвон /треугольники, металлофон
Все звенит, стучит, поет
Осень яркая идет! /все инструменты.

МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ

 Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму. (СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

 (УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

Они покрыли замѐрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

 (УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды. Они грызли орешки,

 (ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

Грызли зѐрнышки (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ)

 И устраивали себе из соломы тѐплые гнѐздышки.

(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.

 (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.

 (ДУЕМ В БУТЫЛКУ)

 Но мышкам было очень хорошо под снегом в тѐплых норках. (УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

 

Ход занятия:

Под музыку в зал заходят дети.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте дети! Давайте представим, что мы попали в осенний лес! Слышите, какая волшебная музыка звучит!  В этой музыке можно услышать капельки дождя, пение птиц, шуршание листиков. И сегодня мы узнаем, как можно звуки леса превратить в инструменты. 

 А поможет нам в этом сказка – шумелка.

 Что же такое сказка-шумелка?  Это когда текст  сказки сопровождается музыкой.  Такие звуки как шелест, треск, дребезжание, скрип относятся к  шумовым звукам. Получить шумы можно с помощью шумовых инструментов.

    Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?

- К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука, те, которые создают шум. (барабаны, тарелки, трещетки, маракасы, бубен, треугольник, шлепки по коленям).

- Передать звуки природы нам помогут ударные звуковысотные  инструменты, послушайте как они высоко звучат.

Вот, например, на металлофоне можно изобразить капельки дождя; колокольчики звенят, словно зайчики прыгают, а на ксилофоне можно изобразить тучи.

    Давайте вспомним, какие еще существуют музыкальные инструменты? (духовые)

   А почему они так называются?

 - Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать, ребята,  своими руками. Это жестяные и пластиковые баночки с крупой, крышки от кастрюль, всевозможные расчески, связки ключей, различная бумага.

 Музыкальный руководитель: У меня на столе находятся разные музыкальные инструменты. Подойдите, возьмите себе по одному инструменту. (берут) Вот вы и выбрали себе роли..

 

Бумага  –это шуршание листиков; 

Флейта - осенний ветерок; 

 Ксилофон- тучи; 

Металлофон -  дождик; 

Подвеска -это ручьи; 

Тарелки - солнышко; 

Пластиковые бутылки – шум деревьев; 

Палочки -  это дятел; 

Треугольник –белка; 

Зайчик - колокольчики; 

 Птицы  -  свистулька;

Музыкальный руководитель: А теперь навострили ушки, открыли пошире глазки и слушаем сказку.

Сказка «Наступила осень»

 

• Наступила осень (звучит музыка)
• Под ногами зашуршали опавшие осенние листочки (
звуки шуршащей бумаги) .
• Подул осенний ветерок (
флейта)
• Нагнал темные тучи 
(ксилофон)
• Закапал дождик 
(металлофон) 

 А потом все чаще и чаще (металлофон)

• Побежали ручьи по дорогам (сосульки из подвески)

 • Холодно и сыро стало вокруг, но вот дождик закончился, выглянуло солнышко (металлические тарелки) 
• И мы увидели красивые деревья, на них подул ветер (
флейта)
• И деревья зашумели своей листвой (
звуки погремушек из пластиковых бутылок)
• Где-то вдалеке застучал дятел 
(палочки или коробочки, музыкальные молоточки
• Белка готовила запасы на зиму и прыгала по веточкам (
треугольник)
• Зайка спешил поменять свою шубку – 
(колокольчики разной высоты)
• Птицы запели в последний раз, перед тем, как улететь на юг (
свистульки)
• Днем собрались на полянке солнышко и деревья, листья и ветер – стали радоваться теплым последним осенним денькам (
звучат все инструменты вместе)

• Но вот наступил вечер и все вокруг умолкло. Стало тихо, тихо (Звучит спокойная  музыка)

Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилась сказка?? 
Вы молодцы, вы настоящие артисты!

 Сказка-шумелка «Наступила  Осень». (для детей средней группы)

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет.

 

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с детьми младшей группы на тему: "Осень в гости к нам пришла"

Предлагаю  методическую разработку  с детьми младшей группы по рисованию...

Методическая разработка по художественно- эстетическому развитию на тему: "Осень" (старшая группа)

Показать красоту осени через произведения искусства (классической музыки, картин художников, через пластику движений, песенное творчество) с использованием ИКТ....

Методическая разработка: Конспект организации прогулки "В гости к осени" в первой младшей группе детского сада.

В данной методической разработке дан конспект занятия по окружающему миру на тему "В гости к осени". Дети знакомятся с осенней порой года. В середине прогулки повторяется стихотворение, поте...

Методическая разработка «Пение как вид музыкальной деятельности в детском саду»

Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр....

Методическая разработка. Рисование в средней группе на тему «Осенний сад» в нетрадиционной технике.

План - конспект занятия в средней группе по нетрадиционному рисованию. Тема "Осенний сад"...