Методическая разработка по художественно- эстетическому развитию на тему: "Осень" (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Показать красоту осени через произведения искусства (классической музыки, картин художников, через пластику движений, песенное творчество) с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по художественно-эстетическому развитию

в старшей группе на тему «Осень»

Антонида Тапхаева 

Цель: Показать красоту осени через произведения искусства (классической музыки, картин художников, через пластику движений, песенное творчество) с использованием ИКТ.

Задачи

Образовательные: учить детей сравнивать музыкальные произведения; подбирать произведения изобразительного искусства, соответствующие характеру музыкального произведения; закреплять певческие и танцевальные навыки; прививать музыкальный вкус.

Развивающие: развивать речь при анализе музыкальных впечатлений, чувство ритма, слушательские навыки, импровизационные способности; активизировать воображение детей через слушание музыкальных фрагментов; развивать физиологическое дыхание.

Воспитательные: воспитывать чувство доброжелательности по отношению к другим детям, культуру поведения, любовь к природе.

Средства обучения: проектор, экран, компьютер, презентация PowerPoint «Осень»аудиозаписи«Октябрь» П. Чайковского, «Осень» А. Вивальди,

«Вальс» С. Майкапара, «Вальс» П. Чайковского; «Осенний вальс» Ф. Шопена; листья (искусственные).

Методы и приемы реализации содержания занятия:

- Создание проблемных ситуаций (Проблемные вопросы: Где еще можно показать красоту осени? Объясните, почему вы дали такое название картине? Какую осень показал композитор?);

- Наглядно - зрительный метод (демонстрация слайдов«Осень»«Золотая осень» И. И. Левитан, «Осень. Ветреный день» А. А. Киселев, «Осенний лист»«Танцующие листья», портреты композиторов И. Бунина, А. Пушкина);

- Наглядно – слуховой метод (слушание музыкальных фрагментов – использование ТСО);

- Словесные методы (беседа, поэтическое слово);

- Практические (пение, музыкально – ритмическое упражнение, воплощение музыки в пластике движений, восприятие музыки).

Интеграция образовательных областей«Художественно – эстетическое развитие»«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Физическое развитие»«Социально - коммуникативное развитие»

Возрастная группа: подготовительная

Подготовка к образовательной деятельности: разучивание песен, стихотворений по теме «Осень», слушание музыкальных произведений П. Чайковского «Времена года», просмотр в группе иллюстраций.

План занятия:

I. Приветствие

II. Чтение стихотворений детьми (отрывки)

III. 1. Дыхательное упражнение

2. Музыкально – ритмическое упражнение «Ветерок и ветер»

IV. Рассматривание и обсуждение картин

V. Слушание музыки

VI. Распевание, пение

VII. Танцевальная импровизация

Ход занятия:

Под музыку «Осенний вальс» Ф. Шопена дети красиво на носочках забегают в зал. Становятся на полукруг.

Музыкальное приветствие «Здравствуйте».

Слайд № 1 «Осень»

Музыкальный руководитель (М. р.): Ребята, как вы думаете, о каком времени года мы будем сегодня с вами говорить?

Дети: Об осени.

М. р.: Правильно, а вот послушайте, как поэты в своих стихах описывают осень.

Слайд №2 Портрет И. Бунина.

Послушайте описание осени Ивана Бунина (ребенок читает отрывок):

- Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пёстрою толпой

Стоит над тихою поляной…

Слайд №3 Портрет А. Пушкина.

Стихотворение Александра Пушкина(ребенок читает отрывок):

- Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса!

М. р. Как красиво, необычно и по-разному описывают осень поэты. Перед глазами сразу же предстают яркие образы. Попробуйте придумать красивые слова, которые бы описывали осень.

Слайд №4

Дети: Волшебница, красавица, жёлтая, плакучая, сырая, грибная, урожайная, пахучая, ароматная, туманная, щедрая, богатая, пёстрая, огненная, дождливая, дивная, чудная, листопадная, золотая, увядающая.

М. р. Какие чудесные названия придумали вы для осени!

Теперь отгадайте загадку:

- Всё лето на ветке

Зелёный сижу,

А осенью бабочкой

Жёлтой кружу. (Лист)

Слайд №5 «Осенний лист».

Педагог предлагает взять в руки осенние листочки.

М. р. Налетел ветер и стал дуть: то тихо и слабо, то сильно и громко

(дети дуют 3-4р) .

М. р. А листочки на веточках задрожали, ведь, их ветер вместе с веточками стал качать.

Музыкально-ритмическое упражнение «Ветерок и ветер»

Л. Бетховена.

М. р. Ребята, а как вы думаете, где ещё можно показать красоту осени?

Дети. В картинах, музыке, песнях, рисунках.

М. р. Да, действительно, красоту осени воспевали не только поэты, её любили рисовать и художники. Сейчас мы посмотрим на картины, и попробуем дать им свои названия. А потом сравним с названием самого художника. Но надо не только назвать картину, но ещё и объяснить, почему вы её так назвали. Я приглашаю вас в картинную галерею.

Слайд №6 Картина «Золотая осень» И. И. Левитан.

Слайд №7 Картина «Осень. Ветреный день» А. А. Кисилёв.

Дети называют, обсуждают названия, сравнивают с настоящим названием.

М. р. А ещё красоту осени, её разный характер передавали композиторы в своих музыкальных произведениях. Послушайте музыкальный фрагмент и попробуйте определить, какую осень показал композитор, и подберите картину к этой музыке.

Слайд №8 Картина «Осень. Ветреный день» А. А. Кисилёв. Картина «Золотая осень» И. И. Левитан.

Звучит «Октябрь» П. Чайковского (фрагмент) .

М. р. Правильно. Музыка звучала грустная, печальная, плачущая, ненастная. И вы угадали: к ней подходит картина «Осень. Ветреный день» А. Кисилёва.

М. р. А теперь послушайте другой музыкальный фрагмент.

Звучит «Осень» А. Вивальди (фрагмент) .

М. р. А это какая музыка по характеруПравильно: лёгкая нежная, светлая. Подберите к ней картину.

М. р. Да, к этой музыке подходят картина «Золотая осень» И. И. Левитана.

Дети с помощью компьютерной «мышки» наводят курсор на соответствующую картину.

М. р. Итак, мы с вами узнали о том, что осень воспевали и в музыке, стихах, картинах. А ещё… Правильно, в песнях. А мы с вами знаем много песен об осени. Вспомните, пожалуйста, их названия.

Дети. «Листопад» Т. Попатенко, «Урожайная» А. Филиппенко, «Осень» И. Кишко, «Осенью» Ю. Чичкова.

М. р. А, чтобы спеть, надо сначала распеться.

Песенная импровизация «Осень»

Пение песни «Листопад» Т. Попатенко

Слайд №9 «Танцующие листья».

М. р. Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Это они танцевать вновь хотят.

Танцевальная импровизация «Танец осенних листьев» под «Вальс»

С. Майкапара.

«Вальс» П. И. Чайковского. Дети идут в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию во II младшей группе на тему «Дед Мороз пришел к нам в гости».

Учить детей создавать выразительный образ снеговичка из предметов круглой формы посредством увлекательной истории....

Методическая разработка по художественно – эстетическому развитию в старшей группе.

Образовательные задачи: учить детей лепить зайца, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги); передавать п...

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему « ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСОК»

         КОНСПЕКТ        комплексного занятия      по изобразительной  деятельности...

Методическая разработка по художественно - эстетическому развитию (лепка ) во второй младшей группе.«Вкусные гостиницы на день рождения Мишки»

Цель: закреплять приёмы лепки (скатывание, сплющивание, прищипывание)Задачи: учить детей использовать знакомые приемы лепки для создания разных изображений. Развивать воображение и творчество.Воспитыв...

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Загорская матрешка"

Конспект Открытой ООД по художественно-эстетическому развитию детей 6-7 лет на тему "Загорская матрешка"...