Сказкотерапия как становление социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста
статья

Сказкотерапия как становление социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Борисюк Елена Владимировна

МБДОУ ДС №57«Радуга»

г. Старый Оскол, Белгородской области

Сказкотерапия как становление социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Аннотация: в статье говорится о значении сказкотерапии в жизни ребёнка. Авторы предлагают с помощью сказок влиять на развитие творческих способностей детей.

Ключевые слова: дошкольники, сказкотерапия, воспитание человеческих качеств.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром. Сказкотерапия способствует формированию и развитию творческих способностей детей. С помощью сказкотерапии происходит становление социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

Сказки являются одними из любимых детьми литературных жанров. Они хранят в себе народную мудрость, традиции, обычаи, общечеловеческие ценности и идеалы. Сказку можно не только проиграть с ребёнком, её можно проанализировать, переделать или сочинить новую.

Сказкотерапия помогает решить многие задачи. Это становление контакта с ребёнком, создание комфортной, соответствующей возрастным особенностям, среды. Идентифицируясь с героями литературного произведения, сопереживая их приключениям, ребёнок получает возможность отыгрывания многих чувств: страха, радости, обиды и т.д. Это происходит и при обычном слушании сказки. Но при проигрывании сказочных сюжетов эффект усиливается, сказки разговаривают с ребёнком на эмоционально насыщенном, близком ему языке. Сказки не только дают ему почувствовать, что он не одинок в своих страхах и переживаниях, но и предлагают аналогичные обучающие ситуации. Сказка с одной стороны, вовлекает ребёнка в мир переживаний, с другой стороны – сохраняет способность видеть происходящее «извне».

В сказках отсутствуют прямые нравоучения, назидания. В сказочных историях события развиваются логично, вытекают одно из другого, а дети усваивают присутствующие причинно – следственные связи, существующие в мире.

Через образы сказок ребёнок соприкасается с жизненным опытом. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает каждый человек в своей жизни: борьба добра со злом, храбрость и трусость, любовь. Победа добра в сказках дает ребёнку психологическую защищенность: чтобы не происходило в сказке – всё закончится хорошо. Все испытания, которые выпали на долю героям, помогают стать добрее, сильнее, умнее, находчивее.

В сказках как положено всегда благополучный конец. Он всегда вселяет оптимизм, помогает быть уверенным в своих силах для преодоления выпавших им на пути трудностей.

Одним из приёмов работы со сказкой является анализ. Для анализа выбирается известная сказка. Ребёнку предлагается ответить на вопросы: «А как бы ты назвал эту сказку? Почему?», «А как бы ты поступил на месте героев сказки?», «А какой бы ты придумал конец для этой сказки?»

Другим приёмом является рассказывание сказок. Этот приём помогает развивать фантазию, воображение. Идея заключается в следующем: ребёнку предлагают рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно предложить рассказать сказку от имени других действующих лиц. Например,  историю про теремок рассказал бы медведь, или Елена Прекрасная или теремок, который потом разломали.

Ещё одним приемом является сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть герой, который отправляется в путешествие. Он попадает в жизненные ситуации, требующие их преодоления, проявления храбрости и мудрости, и добро всегда побеждает.

Сказка занимает особое место в жизни детей. Сказочные образы очень яркие, эмоциональные. Они долго живут в сознании детей. Сказка помогает детям фантазировать, мечтать. Сказка в силу своей многовековой мудрости глубоко проникает в человека и активизирует мозговые области, которые помогают найти свой собственный выход из создавшейся проблемы. Сказка помогает оценить ситуацию на глубинном нравственно – ценностном уровне.

Список литературы

  1. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. – М.: «Генезис», 2013. – 283с.
  2. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д.Основы сказкотерапии. – СПб.:Речь, 2007. – 176с.
  3. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2004. – 224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...

Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры.

Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры....

План по самообразованию на тему: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творче...

Рабочая программа по развитию эмоциональной, личностной сферы и социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Я дарю тебе радость» для воспитанников от 6 до 7 лет

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития л...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр

В статье представлен опыт работы воспитателя на группе кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями социально-коммуникативного развития....

Лэпбук, как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и наибол...

Дополнительная образовательная программа по социально-коммуникативному развитию для детей дошкольного возраста через театрализованные игры "Мир общения"

Основной целью  программы является - развитие навыков  межличностного взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками.Основные задачи:создавать условия для социально-коммуникативного разви...