Использование приёмов миофункциональной коррекции в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
статья

Хрипач Мария Геннадьевна

      Миофукциональные нарушения – это нарушения функций глотания, жевания, дыхания, речи на фоне нарушений периферического речевого аппарата.

      Одним из подходов является внедрение в логопедическую практику комплекса упражнений миофункциональной гимнастики. Комплекс представляет собой набор специальных упражнений для мышц лица и языка, которые помогают сформировать навык для установки правильного положения языка, улучшения дыхания и глотания. Для предотвращения аномалий развития артикуляционных органов, в целях профилактики речевых нарушений, важно включать в работу с детьми не только комплексы артикуляционной логопедической гимнастики, но и упражнения миогимнастики, специально разработанными ортодонтами. Если миогимнастика проводится в сочетании с артикуляционной гимнастикой, то можно достичь стойких результатов в коррекции звукопроизношения.

      Развитие речи – сложный и многообразный процесс, для правильного осуществления которого необходимы: нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и правильное развитие зубочелюстной системы. Причинами неправильного произношения звуков могут быть такие аномалии зубочелюстной системы, как дефекты прикуса, адентия, готическое небо, сужение верхней челюсти, недоразвитие нижней челюсти, нарушение функции жевания, инфантильное глотание. Также причиной нарушений фонетического развития ребенка при миофункциональных расстройствах могут являться ротовое дыхание, неправильная постановка стоп, осанка.

      Таким образом, чтобы правильно поставить диагноз, логопеду необходимы знания в смежных областях: ортодонтии, ортопедии, отоларингологии. На практике это выглядит следующим образом: логопед поставил звук ребенку, но не смог добиться автоматизации в речи. Только реализуя комплексный подход мы скорректируем данные дисфункции.

 

Миофункциональные нарушения и их влияние на речь ребенка

 

      Признаками миофункциональных нарушений являются нарушение дыхания (вместо носового - ротовое), глотания (вместо соматического - инфантильное), жевания, что может привести к снижению или повышению тонуса жевательных и мимических мышц. Преждевременное удаление молочных зубов, привычка сосать палец, неправильный прикус, все эти аномалии развития зубочелюстной системы тесно связаны с нарушением артикуляции и звукопроизношения. При оценке состояния ребенка логопеду необходимо обязательно обратить внимание на позицию языка в покое. Правильное положение языка в покое - когда кончик находится у альвеол (бугорки за верхними резцами), а весь язык соприкасается с твердым небом. Если язык находится внизу или принимает межзубное положение, то это может привести не только к нарушению произношения звуков, но и к нарушению осанки.

Можно перечислить целый список последствий, которые повлекут за собой миофункциональные нарушения: нарушение прикуса, деформация ВНЧС; нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры; речевые нарушения; недоразвитие лицевого скелета, хронические гипоксии (нарушение внимания, памяти, быстрая утомляемость); нарушение осанки и деформация стопы.; нарушение кровотока в шейно-воротниковой зоне и так далее.

Задачи миофункциональной коррекции в работе логопеда является:

- Сформировать у ребенка правильное глотание, жевание, дыхание.

- Нормализовать тонус мышц артикуляционной мускулатуры.

- Разработать подвижность органов артикуляционной аппарата.

- Нормализовать звукопроизношение; вызвать и автоматизировать звуки.

- Провести преортодонтическую подготовку, если есть изменения прикуса с помощью аппаратов.

- Нормализовать просодию.

Методы и инструменты коррекции миофункциональных нарушений

Рассмотрим основные методы и инструменты коррекции миофункциональных нарушений в логопедической практике.

Миофункциональная гимнастика

     В логопедической работе мы стали практиковать комплекс миофункциональной гимнастики вместе с артикуляционной гимнастикой.

      При правильной подборке и нагрузке каждого упражнения, комплексы этих гимнастик дают хорошие результаты, особенно при признаках дизартрии, аномалиях прикуса, инфантильном глотании. Для этого метода воздействия наиболее подходя щим является возраст от 4 до 7 лет, когда ребенок может понять, что от него требуется, и может выполнять необходимые упражне ния.

      В результате регулярной миогимнастики у ребенка происходит коррекция типа дыхания, улучшается насыщение крови кислородом, у ребенка быстрее формируются артикуляционные навыки, нормализуются мышечные функции челюстно-лицевой области. Гимнастикой можно достигнуть положительных результатов при лечении аномалий у детей в период сформировавшегося мо лочного прикуса.

Коррекция миофункциональных нарушений включает использование упражнений по следующим направлениям:

1. Артикуляционные упражнения с элементами миогимнастики.

2. Упражнения для нормализации процесса дыхания.

3. Упражнения для нормализации процесса глотания.

4. Упражнения для нормализации функции смыкания губ и тренировки круговой мышцы рта.

5. Упражнения, стимулирующие рост нижней челюсти.

6. Упражнения для сдерживания роста нижней челюсти при прогении.

7. Упражнения для коррекции перекрестного прикуса.

Упражнения следует выбирать с учетом возраста ребенка, они должны быть не слишком трудными, понятными, желательно пре вращать их в увлекательную игру. Дети могут заниматься гимна стикой как индивидуально, так и коллективно. При проведении миофункциональной гимнастики необходимо соблюдать правила: сокращение мышц должно проходить с максимальной амплитудой; интенсивность сокращений не чрезмерна, а в пределах физиологических возможностей; скорость и продолжительность должна постепенно увеличиваться; сокращение мышц при выполнении упражнения должно быть повторено несколько раз и продолжаться до легкой усталости; все упражнения повторяются при правильной осанке; упражнения выполняются регулярно, 2 раза в день по 5 минут.

Комплексный подход, сочетание традиционной артикуляционной гимнастики с элементами миогимнастики будет способствовать:

- более быстрому и устойчивому формированию артикуляционных навыков детей, имеющих звукопроизносительные расстройства, осложненные деформациями строения органов артикуляции;

- целенаправленной коррекции патологического развития функции жевательных и мимических мышц, наблюдающегося при аномалиях зубочелюстной системы и ротовой полости;

- своевременной нормализации мышечных функций челюстно-лицевой области, ускоренному продвижению ортодонтического лечения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приёмов миофункциональной коррекции в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

      Миофукциональные нарушения – это нарушения функций глотания, жевания, дыхания, речи на фоне нарушений периферического речевого аппарата.

      Одним из подходов является внедрение в логопедическую практику комплекса упражнений миофункциональной гимнастики. Комплекс представляет собой набор специальных упражнений для мышц лица и языка, которые помогают сформировать навык для установки правильного положения языка, улучшения дыхания и глотания. Для предотвращения аномалий развития артикуляционных органов, в целях профилактики речевых нарушений, важно включать в работу с детьми не только комплексы артикуляционной логопедической гимнастики, но и упражнения миогимнастики, специально разработанными ортодонтами. Если миогимнастика проводится в сочетании с артикуляционной гимнастикой, то можно достичь стойких результатов в коррекции звукопроизношения.

      Развитие речи – сложный и многообразный процесс, для правильного осуществления которого необходимы: нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и правильное развитие зубочелюстной системы. Причинами неправильного произношения звуков могут быть такие аномалии зубочелюстной системы, как дефекты прикуса, адентия, готическое небо, сужение верхней челюсти, недоразвитие нижней челюсти, нарушение функции жевания, инфантильное глотание. Также причиной нарушений фонетического развития ребенка при миофункциональных расстройствах могут являться ротовое дыхание, неправильная постановка стоп, осанка.

      Таким образом, чтобы правильно поставить диагноз, логопеду необходимы знания в смежных областях: ортодонтии, ортопедии, отоларингологии. На практике это выглядит следующим образом: логопед поставил звук ребенку, но не смог добиться автоматизации в речи. Только реализуя комплексный подход мы скорректируем данные дисфункции.

Миофункциональные нарушения и их влияние на речь ребенка

      Признаками миофункциональных нарушений являются нарушение дыхания (вместо носового - ротовое), глотания (вместо соматического - инфантильное), жевания, что может привести к снижению или повышению тонуса жевательных и мимических мышц. Преждевременное удаление молочных зубов, привычка сосать палец, неправильный прикус, все эти аномалии развития зубочелюстной системы тесно связаны с нарушением артикуляции и звукопроизношения. При оценке состояния ребенка логопеду необходимо обязательно обратить внимание на позицию языка в покое. Правильное положение языка в покое - когда кончик находится у альвеол (бугорки за верхними резцами), а весь язык соприкасается с твердым небом. Если язык находится внизу или принимает межзубное положение, то это может привести не только к нарушению произношения звуков, но и к нарушению осанки.

Можно перечислить целый список последствий, которые повлекут за собой миофункциональные нарушения: нарушение прикуса, деформация ВНЧС; нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры; речевые нарушения; недоразвитие лицевого скелета, хронические гипоксии (нарушение внимания, памяти, быстрая утомляемость); нарушение осанки и деформация стопы.; нарушение кровотока в шейно-воротниковой зоне и так далее.

Задачи миофункциональной коррекции в работе логопеда является:

- Сформировать у ребенка правильное глотание, жевание, дыхание.

- Нормализовать тонус мышц артикуляционной мускулатуры.

- Разработать подвижность органов артикуляционной аппарата.

- Нормализовать звукопроизношение; вызвать и автоматизировать звуки.

- Провести преортодонтическую подготовку, если есть изменения прикуса с помощью аппаратов.

- Нормализовать просодию.

Методы и инструменты коррекции миофункциональных нарушений

Рассмотрим основные методы и инструменты коррекции миофункциональных нарушений в логопедической практике.

Миофункциональная гимнастика

     В логопедической работе мы стали практиковать комплекс миофункциональной гимнастики вместе с артикуляционной гимнастикой.

      При правильной подборке и нагрузке каждого упражнения, комплексы этих гимнастик дают хорошие результаты, особенно при признаках дизартрии, аномалиях прикуса, инфантильном глотании. Для этого метода воздействия наиболее подходя щим является возраст от 4 до 7 лет, когда ребенок может понять, что от него требуется, и может выполнять необходимые упражне ния.

      В результате регулярной миогимнастики у ребенка происходит коррекция типа дыхания, улучшается насыщение крови кислородом, у ребенка быстрее формируются артикуляционные навыки, нормализуются мышечные функции челюстно-лицевой области. Гимнастикой можно достигнуть положительных результатов при лечении аномалий у детей в период сформировавшегося мо лочного прикуса.

Коррекция миофункциональных нарушений включает использование упражнений по следующим направлениям:

1. Артикуляционные упражнения с элементами миогимнастики.

2. Упражнения для нормализации процесса дыхания.

3. Упражнения для нормализации процесса глотания.

4. Упражнения для нормализации функции смыкания губ и тренировки круговой мышцы рта.

5. Упражнения, стимулирующие рост нижней челюсти.

6. Упражнения для сдерживания роста нижней челюсти при прогении.

7. Упражнения для коррекции перекрестного прикуса.

Упражнения следует выбирать с учетом возраста ребенка, они должны быть не слишком трудными, понятными, желательно пре вращать их в увлекательную игру. Дети могут заниматься гимна стикой как индивидуально, так и коллективно. При проведении миофункциональной гимнастики необходимо соблюдать правила: сокращение мышц должно проходить с максимальной амплитудой; интенсивность сокращений не чрезмерна, а в пределах физиологических возможностей; скорость и продолжительность должна постепенно увеличиваться; сокращение мышц при выполнении упражнения должно быть повторено несколько раз и продолжаться до легкой усталости; все упражнения повторяются при правильной осанке; упражнения выполняются регулярно, 2 раза в день по 5 минут.

Комплексный подход, сочетание традиционной артикуляционной гимнастики с элементами миогимнастики будет способствовать:

- более быстрому и устойчивому формированию артикуляционных навыков детей, имеющих звукопроизносительные расстройства, осложненные деформациями строения органов артикуляции;

- целенаправленной коррекции патологического развития функции жевательных и мимических мышц, наблюдающегося при аномалиях зубочелюстной системы и ротовой полости;

- своевременной нормализации мышечных функций челюстно-лицевой области, ускоренному продвижению ортодонтического лечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование приёмов миофункциональной коррекции в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР"

В логопедической практике все чаще встречаются дети со стойкими нарушениями звукопроизношения, связанными с дефектами в строении периферических органов речи. Различные виды сигматизмов (призубный, бок...

"Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с применением здоровьесберегающих технологий".

Коррекционно-развивающая работа  с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи  с применением здоровьесберегающих технологий....

ПРОЕКТ на тему: «Использование электронных средств обучения в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Электронные средства обучения значительно расширяет поле активности воспитанников и является   одним из неотъемлемых факторов  повышения эффективности  просвещения и развития детей...

Использование ЭСО в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации совреме...

Применение ЭСО в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

   Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни.  Постепенно использование электронных средств обучения (ЭСО) входит и в систему дошкольного образован...

Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи.

Современный мир не требует от детей особых усилий, поэтому моторные навыки ослабляются, дети плохо держат карандаш, кисточку, плохо владеют ножницами. Неуспешность в овладевании данных предметов ведет...

Использование логопедического Куба АЛМА для работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Развитие всех компонентов речевой системы: лексико-грамматического строя речи, фонематического восприятия, звукопроизношения, слоговой структуры слова, связной речи, познавательных процессов, а также ...