"Использование приёмов миофункциональной коррекции в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР"
статья по логопедии (старшая группа)

Мингалеева Альфия Валерихатовна

В логопедической практике все чаще встречаются дети со стойкими нарушениями звукопроизношения, связанными с дефектами в строении периферических органов речи. Различные виды сигматизмов (призубный, боковой, межзубный) носят довольно стойкий характер, и одних методов классической логопедии бывает недостаточно для их преодоления. Работа логопеда в ДОУ затрудняется и тем, что он работает с последствиями миофункциональных нарушений, в рамках своей специализации, не углубляясь в механизмы возникновения причин таких нарушений. Проблема коррекции осложняется также тем, что родители дошкольников не придают должного внимания рекомендациям специалиста, и родители обращаются к ортодонту достаточно поздно, уже в школьном возрасте, когда аномалии в строении челюстно - лицевого аппарата очевидны. Задача логопеда доступным языком объяснить родителям комплексную первопричину нарушений, найти пути сотрудничества с родителями. В данной ситуации логопеду необходимо знание особенностей периферического артикуляционного аппарата и строения зубочелюстной системы. Эти знания помогают определить риски речевого развития на раннем этапе и вовремя направить ребенка к узким специалистам. Нередко здесь может потребоваться консультация миофункционального терапевта, ортодонта, стоматолога, ортопеда, остеопата. Совместная работа специалистов позволяет скорректировать речевую патологию у детей, и вовремя устранить ее с помощью современных, эффективных приёмов миофункциональной терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_ns_portal.docx37.7 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Миофункциональные нарушения – это нарушения функций глотания, жевания, дыхания, речи на фоне нарушений периферического речевого аппарата. Проблема миофункциональных нарушений у детей глубоко изучена такими авторами, как Е. Ф. Архипова, Н.Ю. Григоренко, С.А.Цыбульский, А.И.Мельникова, В.П.Григорьева, Я. В. Костина, В. М. Чапала, Е. А. Сатыго, Ю. А. Тисовская. В своих исследованиях авторы выделяют несколько основных подходов к решению проблемы миофункциональных нарушений в логопедии.

Одним из подходов является внедрение в логопедическую практику комплекса упражнений миофункциональной гимнастики.  Комплекс представляет собой набор специальных упражнений для мышц лица и языка, которые помогают сформировать навык для установки правильного положения языка, улучшения дыхания и глотания. Для предотвращения аномалий развития артикуляционных органов, в целях профилактики речевых нарушений, важно включать в работу с детьми не только комплексы артикуляционной логопедической гимнастики, но и упражнения миогимнастики, специально разработанными ортодонтами [1]. Если миогимнастика проводится в сочетании с артикуляционной гимнастикой, то можно достичь стойких результатов в коррекции звукопроизношения.

В специальной литературе описан и другой, не менее интересный подход к проблеме, с использованием специальных аппаратов - вестибулярных пластинок и трейнеров. Этот подход значительно оптимизирует процесс овладения звуковой культурой речи у ребенка с миофункциональными нарушениями. Вестибулярные пластинки и трейнеры для миофункциональной коррекции — это стандартные устройства, которые не требуют снятия слепков и индивидуального изготовления, что позволяет простым и эффективным способом корректировать миофункциональные нарушения, вредные привычки, аномалии прикуса, орофациальные области у детей дошкольного возраста [5]. При использовании трейнеров разработан ряд миофункциональных упражнений, которые достаточно подробно описаны в книге Е. Ф. Архиповой [2].  Коррекция миофункциональных нарушений — это исправление патологических паттернов, которые формировались долгое время, в связи с этим работа по их коррекции должна проходить с применением комплексного подхода.

Свою статью я посвящаю изучению и внедрению в логопедическую практику современных приёмов миофункциональной коррекции. Ведущей идеей опыта является применение комплексного подхода при миофункциональных нарушениях. Специалист (учитель-логопед) не только выявляет речевые проблемы, такие как нарушения звукопроизношения, но и находит первопричину этих нарушений.

Развитие речи – сложный и многообразный процесс, для правильного осуществления которого необходимы: нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и правильное развитие зубочелюстной системы. Причинами неправильного произношения звуков могут быть такие аномалии зубочелюстной системы, как дефекты прикуса, адентия, готическое небо, сужение верхней челюсти, недоразвитие нижней челюсти, нарушение функции жевания, инфантильное глотание. Также причиной нарушений фонетического развития ребенка при миофункциональных расстройствах могут являться ротовое дыхание, неправильная постановка стоп, осанка. Таким образом, чтобы правильно поставить диагноз, логопеду необходимы знания в смежных областях: ортодонтии, ортопедии, отоларингологии.  На практике это выглядит следующим образом: логопед поставил звук ребенку, но не смог добиться автоматизации в речи. Только реализуя комплексный подход мы скорректируем данные дисфункции.

  1. Миофункциональные нарушения и их влияние на речь ребенка.

Признаками миофункциональных нарушений являются нарушение дыхания (вместо носового - ротовое), глотания (вместо соматического - инфантильное), жевания, что может привести к снижению или повышению тонуса жевательных и мимических мышц. Преждевременное удаление молочных зубов, привычка сосать палец, неправильный прикус, все эти аномалии развития зубочелюстной системы тесно связаны с нарушением артикуляции  и звукопроизношения.

При оценке состояния ребенка логопеду необходимо обязательно обратить внимание на позицию языка в покое.  Правильное положение языка в покое - когда кончик находится у альвеол (бугорки за верхними резцами), а весь язык соприкасается с твердым небом. Если язык находится внизу или принимает межзубное положение, то это может привести не только к нарушению произношения звуков, но и к нарушению осанки.

Можно перечислить целый список последствий, которые повлекут за собой миофункциональные нарушения:

1. Нарушение прикуса, деформация ВНЧС.

2. Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры.

3. Речевые нарушения.

4. Недоразвитие лицевого скелета, готическое твердое небо (аденоидный тип лица).

5. Нарушение слухового восприятия.

6. Хронические гипоксии, отсюда нарушение внимания, памяти, быстрая утомляемость.

7. Нарушение осанки и деформация стопы.

8. Повышение тонуса шейно-воротниковой зоны и нарушение кровотока в этой области.

9. Нарушение психоэмоционального состояния.

Задачи миофункциональной коррекции в работе логопеда:

1. Сформировать у ребенка правильное глотание, жевание, дыхание.

2. Нормализовать тонус мышц артикуляционной мускулатуры.

3. Разработать подвижность органов артикуляционной аппарата.

4. Нормализовать звукопроизношение; вызвать и автоматизировать звуки.

5. Провести преортодонтическую подготовку, если есть изменения прикуса с помощью аппаратов.

6. Нормализовать просодию.

  1. Дифференциальная диагностика миофункциональных нарушений

        На основе базового логопедического обследования специалистом (учителем-логопедом) проводится дифференциальная диагностика миофункциональных нарушений. Специалист должен уметь отграничивать миофункциональные нарушения от сходных речевых нарушений и прежде всего от дизартрии и механической дислалии.

Можно выделить основные направления логопедического обследования:

  1. Сбор анамнеза.
  2. Обследование строения артикуляционного аппарата.
  3. Обследование подвижности органов артикуляционного аппарата
  4. Обследование речевого дыхания.

5. Обследование звукопроизношения.

Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба. Далее проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию (вслед за логопедом) или речевой инструкции. Ребенок выполняет следующие артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Трубочка», «Блинчик», «Иголочка», «Часики», «Качели», «Вкусное варенье», «Лошадки», « Чашечка», «Футбол». Обследование речевого дыхания включает определение типа дыхания, дифференциацию носового и речевого дыхания, исследование силы и направленности воздушной струи. При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения произношения звуков (отсутствие, искажение, замена, смешение) в различных условиях произношения (изолированно, в словах, во фразах). На основе обследования специалист готовит заключение, определяет, имеются ли у ребенка миофункциональные нарушения, подбирает схему работы. В трудных случаях для уточнения основных симптомов нарушений произношения у детей необходимо проведение ортодонтического обследования, которое во многих случаях позволяет более точно поставить диагноз и наметить план коррекции.

  1. Методы и инструменты коррекции миофункциональных нарушений.

Рассмотрим основные методы и инструменты коррекции миофункциональных нарушений в логопедической практике:

  1. Миофункциональная гимнастика.
  2. Вестибулярные пластинки.
  3. Трейнеры.

Миофункциональная гимнастика.

В логопедической работе мы стали практиковать комплекс миофункциональной гимнастики вместе с артикуляционной гимнастикой [4]. При правильной подборке и нагрузке каждого упражнения, комплексы этих гимнастик дают хорошие результаты, особенно при признаках дизартрии, аномалиях прикуса, инфантильном глотании. Комплекс миофункциональной гимнастики рекомендуется использовать с детьми, начиная с 3-4 лет. В результате регулярной миогимнастики у ребенка происходит коррекция типа дыхания, улучшается насыщение крови кислородом, у ребенка быстрее формируются артикуляционные навыки, нормализуются мышечные функции челюстно-лицевой области.

Коррекция миофункциональных нарушений включает использование упражнений по следующим направлениям:

1.         Артикуляционные упражнения с элементами миогимнастики.

2.        Упражнения для нормализации процесса дыхания.

3.        Упражнения для нормализации процесса глотания.

4.        Упражнения для нормализации функции смыкания губ и тренировки круговой мышцы рта.

5.        Упражнения, стимулирующие рост нижней челюсти.

6.        Упражнения для сдерживания роста нижней челюсти при прогении.

7.        Упражнения для коррекции перекрестного прикуса.

При проведении миофункциональной гимнастики необходимо соблюдать правила:

1. Сокращение мышц должно проходить с максимальной амплитудой.

2. Интенсивность сокращений не чрезмерна, а в пределах физиологических возможностей.

3. Скорость и продолжительность должна постепенно увеличиваться.

4. Между двумя сокращениями должна быть пауза, равная продолжительности самого сокращения.

5. Сокращение мышц при выполнении упражнения должно быть повторено несколько раз и продолжаться до легкой усталости.

6. Все упражнения повторяются при правильной осанке.

7. Упражнения выполняются 2 раза в день по 5 минут.

Вестибулярные пластинки и трейнеры

Значительно оптимизирует процесс овладения звуковой культурой речи у ребенка с миофункциональными нарушениями использование вестибулярных пластинок и трейнеров.

Вестибулярные пластинки и трейнеры для миофункциональной коррекции — это стандартные устройства, которые не требуют снятия слепков и индивидуального изготовления, что позволяет простым и эффективным способом корректировать миофункциональные нарушения у детей дошкольного возраста, ведь именно в этом возрасте эти нарушения поддаются коррекции легче. Далее разберем эти инструменты более подробно.

Вестибулярные пластинки

Вестибулярные пластинки были разработаны профессором Р. Хинцем. С их помощью решаются основные задачи: устраняется зубочелюстная аномалия, и создаются условия для коррекции звукопроизношения. Вестибулярная пластинка представляет собой мягкий силиконовый миофункциональный аппарат, корректирующий положение языка и способствующий нормализации мышечного баланса приоральной области.  Термин «вестибулярная пластинка» происходит от места её локализации, так как щиток пластинки располагается вестибулярно – между губами и зубами, анатомически повторяя форму челюстей. Ребёнок удерживает пластинку губами с помощью круговой мышцы рта. Колечко при этом находится снаружи. Зубы при этом должны быть сомкнуты. Проволочная часть пластинки располагается между верхним и нижним рядами передних зубов. 

Пластинка будет эффективна при коррекции следующих миофункциональных нарушений:

  1. При заикании (массаж язычной мышцы бусинкой оказывает расслабляющее действие и снимает судороги речевого аппарата);
  2. При аномалиях прикуса;
  3. При межзубном произношение (пластинка позволит контролировать положение языка в ротовой полости при произношении определенных звуков);
  4. При ротовом типе дыхания (с помощью пластики нормализуется равномерное носовое дыхание);
  5. При инфантильном глотании (поможет нормализовать положение языка и избежать развития протрузии);
  6. При гипотонии круговой мышцы рта (пластика поможет укрепить круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ);
  7. При недоразвитии нижней челюсти (пластинка поможет скорректировать недоразвитие);

В тех случаях, когда аномалия развития зубочелюстной системы выявлена еще на стадии молочного прикуса, стимуляция процесса саморегуляции с помощью вестибулярных пластинок позволяет нормализовать развитие зубочелюстной системы, а следовательно, помочь и коррекции речевых нарушений. Эффективно использовать пластинки в коррекции ринолалии, дизартрии, заикании. Подобрать пластину может как ортодонт, так и логопед, владеющий методикой миофункциональной коррекции.

Вестибулярные пластинки выпускаются двух размеров. Пластинка размера I с красным кольцом (радиус 22,5 мм) предназначена для детей с молочным прикусом (3-5 лет), пластинка размера II с синим кольцом (радиус 30 мм) для детей со сменным прикусом (5-7 лет). Пластинки и того и другого размера выпускаются мягкие (из силикона) и жесткие (из пластмассы). Мягкие пластинки применяются для нормализации функций, жесткие для исправления конфигурации челюстей и зубов.

Существует два вида пластинок: с проволочной заслонкой для языка и с бусинкой для стимулирования языка (бусинка, закрепленная на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном нёбном положении). Эти пластинки сделаны из прозрачного гипоаллергенного материала, что помогает контролировать положение языка.

Вестибулярная пластинка с бусинкой при дизартрии и парезах артикуляционных мышц. Поместив пластинку в ротовую полость, ребенок сразу начинает инстинктивно катать бусинку языком по твердому небу, стимулируя таким образом тонус язычной мышцы. Благодаря занятиям с вестибулярной пластинкой с бусинкой,  в мышечной памяти ребенка формируется новая моторная программа и проблема артикуляции постепенно решается.

Пластинку с бусинкой можно применять при нарушениях произношения шипящих звуков, которым способствует глубокий прикус, прогнатия, ограниченная подвижность языка и губ. Бусинка, закрепленная на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном небном положении. Помимо разминки языка здесь добавляется тренировка круговой мышцы рта. Пластинку с бусинкой применяется также при артикуляционной гимнастике для коррекции сонорного звука «Р». Пластинка помогает ребенку зафиксировать язык в правильном положении [3].

Применение пластинки с бусинкой также помогает ребёнку устранить трудности в произношении слов сложной слоговой структуры за счет активизации работы мышц артикуляционного аппарата. Поэтому детям, которые испытывают трудности при произнесении слов сложной слоговой структуры рекомендуется применение вестибулярных пластинок с бусинкой.

Пластинка с бусинкой эффективна при функциональной ринолалии, обусловленной недостаточным подъемом мягкого неба, при фонации у детей с вялой артикуляцией. В процессе артикуляционной гимнастики она способствует тренировке вялых мышц и помогает улучшить тонус тканей в полости рта.

Хорошие результаты даёт использование пластинки с бусинкой и при заикании - одном из проявлений нарушения темпо-ритмической организации речи, поскольку действие пластинки оказывает расслабляющее действие и мягко снимает судорожное напряжение мышц речевого аппарата.

Если у ребенка открытый прикус – при межзубном сигматизме, и он не может придать своему языку нужное положение на логопедических занятиях во время постановки свистящих звуков, то необходимо использование вестибулярной пластинки с заслонкой, которая мешает ребенку располагать язык между зубами, помогая таким образом при постановке свистящих звуков. К тому же правильное положение языка во рту будет способствовать исправлению открытого прикуса.

Миофункциональная коррекция применяется и при патологиях органов дыхания. Нарушение дыхательной функции, неправильное ротовое дыхание -

это не только следствие, но и нередко причина развития аномалий зубочелюстной системы, которая влечёт за собой нарушения произношения звуков. Отсутствие носового дыхания является причиной ухудшения трофики клеток мозга, что постепенно приводит к снижению внимания, работоспособности, усидчивости, а затем к особенностям восприятия и, как следствие, к проблемам усвоения информации в целом, к замедлению динамики развития. Ребёнок быстро утомляется, пропадает познавательная активность, задерживается формирование когнитивных процессов. Применение вестибулярных пластинок помогает восстановить нормальное носовое дыхание.  Результат достигается благодаря стимуляции тонуса круговой мышцы рта и улучшения смыкания губ. При этом правильно формируются также сопряжённые с нёбом структуры дна полости носа и верхние дыхательные пути, нормализуется кислородный обмен крови и тканей мозга [5].

Трейнеры.

Еще один вид инструмента, который может применяться в логопедической работе по рекомендации миофункционального терапевта - трейнеры. Эти аппараты также предназначены для исправления ротового дыхания, при прокладывании  языка между зубами и неправильном глотании, для лечения дисфункции ВНЧС и бруксизма, подходят для коррекции глубокого, открытого прикуса, скученности зубов и, соответственно, на этом фоне - нормализации произношения звуков.         

В логопедической практике трейнер используется для миофункциональной тренировки.        Большинство случаев нарушения окклюзии сопровождается ротовым дыханием, парафункцией языка, привычкой сосания большого пальца и другими вредными привычками. Устранение этих побочных воздействий способствует улучшению, как зубных, так и лицевых признаков. Трейнер обладает уникальной миофункциональной тренирующей системой, устраняющей эти привычки. В аппарат включен специальный язычок для коррекции положения языка в полости рта. Он как бы напоминает ребенку о правильном его положении. Языковая защитка препятствует высовыванию языка при глотании. Губные щиты в сочетании с шиповидными выступами снижают давление подбородочной мышцы на нижние передние зубы и способствуют удлинению зубной дуги при легкой и средней степени скученности зубов. Известно, что у детей с привычным состоянием открытого рта наблюдается значительное отставание в росте верхней челюсти по сравнению с детьми, которые обычно дышат через нос [5].

Трейнер-программа включает в себя последовательное использование двух аппаратов: мягкого (голубого) и упругого (розового) трейнеров. Мягкая модель трейнера изготовлена из силикона и потому даёт большую нагрузку на мышцы, корректируя тонус круговой мышцы рта - этот начальный аппарат обладает большой гибкостью, что обеспечивает ему идеальную адаптацию в полости рта. Розовый трейнер, изготовленный из полиуретана, более упругого материала, который обеспечивает более сильное механическое воздействие на положение и наклон зубов.

В результате использования трейнера происходит заметное улучшение миофункциональных проявлений, особенно это касается ротового дыхания и гиперактивности подбородочной мышцы в сочетании с изменением акта глотания. Лечение с использованием трейнера требует строгой дисциплины. Носить его необходимо минимум 1 час в день и всю ночь во время сна. 

При регулярном использовании вестибулярных пластинок и трейнеров в работе с детьми с речевыми патологиями отмечается наличие положительной динамики, сокращается время коррекционной работы. Применение пластинок также увеличивает мотивацию детей, ведь дети относятся к вестибулярным пластинкам, как к новым интересным игрушкам.

Осуществляя комплексный подход и инновационные технологии в коррекции речевых нарушений, обусловленных зубочелюстными аномалиями, работая совместно с ортодонтом, логопед добивается положительных результатов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Щерба Н. В. Миогимнастика как профилактика нарушений речи у детей / Н. В. Щерба. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 34 (429). — С. 128-130. — URL:
  2. Архипова Е. Ф. Миофункциональная коррекция и профилактика нарушений звукопроизношения. — М.: Изд -во В. Секачев, 2017–92 с.
    3.        Тисовская Ю. А., Соколова Н. А. Использование вестибулярных пластинок в практике логопедической работы.- ООО Валлекс. – М., 2015.
  1. Тисовская Ю.А. Артикуляционная гимнастика с использованием вестибулярных пластинок» (пособие для логопеда).- ООО Валлекс. – М., 2013.
  2. Костина Я. В, Чапала В.М. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта. – М.: ООО ТЦ «Сфера», 2008.
  3. Сатыго Е.А. Миофункциональная коррекция с использованием ЛМ-трейнеров для детей 3-6 лет с речевыми нарушениями.-  ООО «Бук», 2021.
  4. Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции (учебнометодическое пособие). –– М.: Книголюб, 2005. – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста....

Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

ТРИЗ - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогае...

Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером.l Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием прои...

Практикум – семинар «Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Михнёва И.Н.- старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №47»

В настоящее время, одной из инновационных форм работы с детьми является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), целью которой является формирование у детей творческого мышления.ТРИЗ ...

Статья: "Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"

Статья содержит материал по проведению мастер-класса с педагогами ДОУ на тему: "Использование приёмов ТРИЗ  в работе с детьми дошкольного возраста".В статье представлен теоретический и ...

Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач.Она возникла в нашей стране в  50-х  годах...

Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием ...