Использование ЭСО в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
консультация

Янгирова Олеся Камилевна

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества - информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий  в систему образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему:

«Использование ЭСО  в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

воспитателя

МБДОУ Детский сад № 12 «Алтынчач»

г. Дюртюли

Янгировой О.К.

2023-2024 учебный год

      Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества - информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий  в систему образования.

     Педагоги ДОУ не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ЭСО в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, которые могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

     В последнее десятилетие врачами и педагогами отмечено, что количество детей с ОВЗ неуклонно растёт, в частности, с общим недоразвитием речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Тяжелое недоразвитие речи (ТНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. 

       В нашей стране ведущими методистами, логопедами-практиками: Филичевой Т. Б, Чиркиной Г. В, Бабиной Г. В, Мастюковой Е. М., Жуковой Н. С. И др. разработана система коррекционных мероприятий для детей с ТНР дошкольного возраста. Однако, ведущие логопсихологи (В.М.Шкловский, Г.А.Волкова, А.Б.Хавин, В.А.Калягин, Е.Ю. Рау и т.д.) отмечают, что у детей с ТНР прослеживается недостаточная сформированность психических процессов - памяти, внимания, восприятия. Возникла необходимость в стимулировании вышеуказанных процессов.

      Ключевые слова: электронная система обучения, логопедическая работа, мотивация.

      В настоящее время все большую популярность в организации

коррекционно-развивающей работе приобретает использование электронных средств обучения. Как отмечает О.И. Кукушкина, « применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности».

      Электронные средства обучения являются эффективным средством, так как позволяют педагогу разнообразить формы и методы педагогического воздействия, варьировать задания, предоставить ребенку возможность

выбора форм и средств деятельности, индивидуализировать педагогический процесс, повысить мотивационный компонент образовательной деятельности, опираясь на «золотое правило дидактики» - принцип наглядности в обучении.

     Сложная структура нарушений при системном недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.

      Благодаря ЭСО, в более короткие сроки можно решить такие задачи как автоматизация звуков в речи, пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, формирование связной речи, развитие навыков письма. У детей повышается интерес к занятиям, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук.

      Способы применения ЭСО:

1.Дистанционный способ (демонстрация материала). Данный способ

эффективен, если педагогу необходимо изложить какую-либо информацию

или предложить выполнить задание. Наиболее приемлемой является подача информации в форме компьютерной презентации, выполненной в программах Movie Maker и PowerPoint. На большом экране можно предлагать в разных формах (презентации, предметные и сюжетные

картинки) задания для закрепления навыков звукопроизношения, развития лексического и грамматического строя, коррекции навыков письма при проведении подгрупповой/групповой формы работы.

     В данном случае стоит отметить, что вся деятельность, связанная с использованием электронных средств обучения, находится в ведении педагога. Только он имеет возможность самостоятельно распоряжаться информационными ресурсами, обратная же связь устанавливается традиционно - через устный ответ.

2.Способ прямого «общения» с компьютером во время закрепления материала, контроля и т.п. (обратная связь). В этом случае возникает необходимость непосредственного «общения» ребенка с компьютером. Данный способ применяется преимущественно при индивидуальной и подгрупповой формах работы на занятиях.

      В результате использования ЭСО на занятиях у детей наблюдается повышение интереса и мотивации к занятию, более полное усвоение материала с опорой на зрительный и слуховой анализаторы, развитие логических операций (синтеза, анализа, обобщения, классификации, сравнения), возможность индивидуализации коррекционного процесса за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств ребёнка, а также зоне его ближайшего развития, формирование самоконтроля.

Список литературы:

1.Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная

речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. —

1998. - № 1.

2.Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы.

поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

3.Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии:

специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для

Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285- 287.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План коррекционной работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (задержкой речевого развития; ОНР I ур.р.р,алалией)

Поэтапное планирование индивидуальной коррекционной работы с детьми с алалией и задержкой речевого развития....

«Коррекционно – воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями интеллекта».

Статья на тему: «Коррекционно – воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями интеллекта»....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ  В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ...

ПРОЕКТ на тему: «Использование электронных средств обучения в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Электронные средства обучения значительно расширяет поле активности воспитанников и является   одним из неотъемлемых факторов  повышения эффективности  просвещения и развития детей...

Применение ЭСО в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

   Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни.  Постепенно использование электронных средств обучения (ЭСО) входит и в систему дошкольного образован...

Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи.

Современный мир не требует от детей особых усилий, поэтому моторные навыки ослабляются, дети плохо держат карандаш, кисточку, плохо владеют ножницами. Неуспешность в овладевании данных предметов ведет...