Презентация опыта работы по теме: «Нетрадиционные методы и приемы развития речи у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка

Шевелева Татьяна Михайловна

игры и упражнения по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_2022.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация опыта работы по теме:

«Нетрадиционные методы и приемы развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

                 Подготовила: воспитатель

Шевелева Татьяна Михайловна

СП ДО МАОУ Борковской СОШ

                                               

Борки 2022

Нетрадиционные методы и приемы развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Цель: Повышение профессиональной компетентности по использованию нетрадиционных форм развития речи в работе с детьми дошкольного возраста.

Заберите всё, чем я обладаю,

но оставьте мне мою речь,

и скоро я обрету всё что имел.

(Дэниэл Уэбстэр)

Детсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей, что требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.

К сожалению, в последнее время проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Книги, сказки, совместные игры с родителями заменяются мультфильмами, играми в телефоне или планшете. В связи с этим речь детей становится скудной, бедной, неразборчивой, с плохо развитой фантазией и воображением. Ребенка надо научить излагать свои мысли так, чтобы его можно было понять. Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь ребенку овладеть умением свободно общаться, правильно произносить звуки, слова, используя все возможные методы и приемы.

Помимо традиционных методов развития речи дошкольников, таких как заучивание стихов, пересказ, беседа, есть и другие, не менее эффективные и по-своему интересные.

Я хочу рассказать о некоторых нетрадиционных методах развития речи детей младшего возраста, которые я использую в своей работе или рекомендую родителям позаниматься дома.

  1. Включаю в свою работу самомассаж с шариками и колечками для Су-Джок терапии.

Развитию речи через упражнения для одновременной работы пальцев и языка способствует Су-джок-терапия. Су-джок терапия – это самомассаж, который и полезен, и очень интересен детям. Он положительно влияет на развитие речевого аппарата ребенка. Для Су-джок терапии нужен специальный массажный шарик. Это маленький шарик с шипами, внутри которого находятся две пружинки. Если дети покатают шарик между ладошек, то ощутят, прилив тепла и лёгкое покалывание в ладонях. От этого массажа в кору головного мозга идут нервные импульсы, которые воздействуют на речевую зону. Прокатывая шарик между ладошками, мы массируем мышцы рук, тем самым активируем работу центра речевого развития.

Внутри таких шариков – «каштанов», как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки, ими можно свободно проходить по пальцу вниз и вверх, также создавая приятное ощущение и массажный эффект.

Основные элементы массажа су-джок:

  • Прокатывание массажного шарика ладонями вверх – вниз. (Соединить ладони пальцами вперед. Су-Джок находится между ладонями. Перемещать шарик вверх, вниз, от ладони до кончиков пальцев).
  • Прокатывание массажного шарика по каждому пальцу. (Соединить ладони пальцами вперед. Су-Джок перемещается от ладони до кончика пальца и обратно (катать по всем пальцам поочередно). Покалывание массажным шариком каждого пальца. (Держим одну руку в открытом положении. В другую руку берем Су-Джок. Легкими массажными движениями покалываем каждый палец, начиная с большого и заканчиваем мизинцем).
  • Покалывание ладошки массажным шариком. (Держим Су-Джок в одной руке, другая рука открыта ладонью вверх. Легким массажными движением стучим по ладони, не затрагивая пальцы).
  • Перемещение массажного шарика от одного пальца к другому. (Держим Су-Джок в одной руке, другая рука открыта ладонью вверх Легким массажными движением стучим по ладони, не затрагивая пальцы).
  • Массажное кольцо. Прокатывание массажного кольца по каждому пальцу. (Надеваем массажное кольцо на палец и прокатываем его вниз – вверх (и так каждый палец). Начинаем с мизинца).

Такие элементы универсальны, выполняя их, нужно сопровождать веселыми стихотворениями.

  • Этот шарик непростой, (любуемся шариком на левой ладошке)

Он колючий, вот какой. (накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем (катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем, (катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

В руку правую возьмём,

В кулачок его сожмём.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

В руку левую возьмём,

В кулачок его сожмём.

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки.

  • Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

  • Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю.

(Сжимать мячик правой рукой, затем левой).

  • Здравствуй, мой любимый мячик! —

Скажет утром каждый пальчик.

(Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем).

  • По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево — как хочу.

(Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед).

  • Танцевать умеет танец
  • На мяче мой каждый палец.

(Катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем).

  • Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

(Катать мяч всей длинной пальцев правой руки).

  • Сверху левой, снизу правой

Я его катаю — браво.

(Левой ладошкой катать мяч по правой ладони).

Поверну, а ты проверь — Сверху правая теперь!

(Правой ладошкой катать мяч по левой ладони).

  • Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –

Ручки к школе нам готовит.

Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (катаем мячик)

Потом ручку поменяем (меняем руки)

  • Шарик я открыть хочу.

Правой я рукой кручу.

Шарик я открыть хочу.

Левой я рукой кручу.

Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.

  • Кольцо на пальчик надеваю. 

И по пальчику качу.

Здоровья пальчику желаю,

Ловким быть его учу.

  • Этот ежик хочет спать,

Этот ежик — прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

  • Этот пальчик самый сильный, (катаем пружинку вверх - вниз)

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, (катаем пружинку вверх - вниз)

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный, (катаем пружинку вверх - вниз)

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, (катаем пружинку вверх - вниз)

Он избалованный самый.

А мизинчик хоть и мал, (катаем пружинку вверх - вниз)

Очень ловок и удал.

Пальчики свои встряхни

И немного отдохни!

  • Раз, два, три, четыре, пять, пальчики хотят играть.

Мы колечко примеряем и на пальчик одеваем.

Раз-пальчик большой, он красивый такой.

Два - пальчик указательный очень обаятельный.

Три - пальчик средний он совсем не вредный.

Четыре - безымянный пальчик очень славный.

Пять - мизинчик маленький счастливчик

  • Этот пальчик — дедушка, (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик — бабушка, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик — папенька, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик — маменька, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик — Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.) (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).

  1. Использую каждый день артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на выработку полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционные упражнения помогают подготовить речевой аппарат ребенка к овладению сложными звуками родного языка, и ребенок сможет быстрее преодолеть свои речевые дефекты.

Нетрадиционные упражнения артикуляционной гимнастики включают в себя использование различных предметов: ватные палочки, продукты питания (соломка, сушка, виноградины, чупа-чупс, макароны, варенье…)

Комплекс нетрадиционных упражнений артикуляционной гимнастики:

«Держи крепче». Удерживать ватную палочку (соломку, макаронину, ложку, сушку) на языке, языком на губе, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ, языка.

Артикуляционная гимнастика с соломкой

«Трубочка». Положить палочку на середину языка ребенка и попросите поднять его боковые края.

«Хоботок». Ребенку предлагается удержать соломинку между губами и носом, губы вытянуты в хоботок.

«Лопатка», «Ложка на тарелке». Кладем палочку на широкий распластанный язык ребенку и предлагаем удержать ее.

«Качели». Удержать соломинку, зажатую между языком и верхней губой, языком и нижней губой. Язык не касается зубов.

Артикуляционная гимнастика с сушкой

«Улыбочка». Предлагается ребенку сжать сушку губами (губы в улыбке) и удерживай её 5-10 секунд.

«Заборчик». Сжать сушку зубами и удерживай её 5-10 секунд.

«Иголочка». Подвешиваем сушку на высунутый язык ребенка и просим удержать под счет (до 5 – 10).

«Бусинки». Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим ребёнка губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.

Артикуляционная гимнастика с воздушным рисом.

«Рыбалка». Посыпаем липкую тарелку воздушным рисом. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а рис – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка. Выполнять нужно быстро и чётко.

«Чашечка». Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в чашечку воздушный рис, удерживать по 5 – 8 сек.

«Сладкий футбол». Перекатить во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку, грецкий орех, сухарик, кусочек сахара, крупную круглую карамельку и т.д.

«Сладкая зарядка». Артикуляционная гимнастика с чупа-чупсом

«Змейка». Чупа-чупс помещаем над верхней губой ребенка, просим выполнить движения языком по конфете вперед-назад (7-10 движений).

«Хоботок». Сжимать чупа-чупс губами и удержать 5-10 секунд.

«Чашечка». Просим ребенка приоткрыть рот, губы развести в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

«Грибок». Просим ребенка поднять широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом язык «грибок» к небу.

«Часики». Просим ребенка кончиком языка достать чупа-чупс, возле одной щеки, затем возле другой.

«Заведи мотор». Ребенок выполняет упражнение «Дятел», а в этот момент создается вибрацию кончика языка при помощи чупа-чупса.

Артикуляционная гимнастика с вареньем.

«Вкусное варенье». Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ (с верхней губы, по кругу).

«Стрелочки». Взрослый намазывает ребёнку губы вареньем в четырёх направлениях (вверх, вниз, правый, левый угол рта). Ребёнок слизывает варенье по часовой стрелке.

«Маляр». Наносим ребенку варенье на верхнее небо, просим слизать его кончиком языка, движениями к горлышку и обратно.

«Киска». Смазываем поверхность тарелки вареньем, просим ребёнка слизать варенье кончиком языка.

Облизывать варенье, сгущенку с блюдца, с печенья, с сухаря и т.д.

«Красивое печенье». Посчитать напряженным кончиком языка ребрышки на фигурном печенье.

«Кто дальше?», «Попади в блюдце». Сплевывание с кончика языка изюма, гороха, кукурузы и т.д.

«Тьфу». На тарелке лежат крошки. Ребёнок губами берёт с тарелки крошку, удерживает её между губ и сплёвывает обратно – тьфу.

«Кусачки». Ребёнку даём мягкий кусок хлеба или печенье и просим его быстро покусать зубами, а затем губами.

«Зубная фея». Чистим зубной щёткой зубы, массируем язык, щёки». 

«Жевательная резинка». Даём ребёнку, если это не противопоказано, мягкую жевательную резинку в виде большого кома и просим его пожевать. 

«Жевательная конфета». Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, отрабатывается произвольный подъём языка вверх.

«Чашечка». Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в чашечку витаминку, конфетку, удерживать по 5 – 8 сек. Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать её.

Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю Биоэнергопластику – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. «Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой используется только на индивидуальных занятиях, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и артикуляционных органов. Вначале с ребенком разучивают артикуляционные упражнения без использования движений рук, затем постепенно подключают упражнения с биоэнергопластикой.

Комплекс упражнений биоэнергопластики.

«Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка.

Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И т.д.

«Хоботок» - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

«Блинчик» - широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

В момент показывания «Блинчика» положить кисти рук на столе.

«Иголочка» - узкий напряженный язык высунут вперед.

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания «иголочки». «Иголочка» убирается - указательный палец убирается в кулак.

«Футбол» - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

«Часики»- движения языком вправо-влево. Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается вправо –влево

«Качели» - движения языком вверх-вниз. Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз – "качели" вниз; ладонь поднимается – «качели» вверх.

Круговые движения языком. Круговые движения кистью руки, пальцы в кулаке.

«Лошадки» - щелканье языком. Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев.

«Грибок» - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута. Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки.

«Чашечка»-широкий язык в форме "чашечки" поднят кверху, края языка прижаты к верхней губе.

Ладонь руки в форме "чашечки". "Чашечка" смотрит вверх

«Накажем непослушный язык» - покусывать широкий кончик языка.

Постукивание ладошкой по столу.

Артикуляционные сказки.

Обыграть артикуляционную гимнастику с помощью сказки – еще один из способов избежать монотонности и однообразия. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка.

Сказка о Веселом Язычке

Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик. (Смыкаем и размыкаем зубы). Зубами! Нижние зубы -крылечко, а верхние зубы - дверка.

Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри! (Показываем несколько раз широкий язык и прячем его). Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: "Дай-ка и я так попробую". Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй! А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице, то и поет. Услышит, как дети кричат "а - а - а", откроет дверку широко - широко и запоет: "А - а - а". Услышит, как лошадка ржет "и - и - и", узенькую щелку в дверке сделает и запоет: "И - и - и". Услышит, как поезд гудит "у - у - у", кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: "У - у - у". Так незаметно у Язычка и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется.

Вот и сказке конец.

  1. Ещё применяю дыхательные упражнения. Правильное дыхание очень важно для развития речи, т. к. дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Речь не возможна без дыхания.

Неправильно развитое речевое дыхание мешает овладению техникой говорения. Ребенок говорит сбивчиво, глотает окончания, вдыхает во время фонации – это делает речь непонятной, скачкообразной. У него нет возможности произнести единую плавную лингвистическую конструкцию.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Для выработки правильного речевого дыхания необходимо:

- выработать умение пользоваться направленной воздушной струей;

- развивать силу выдоха;

- выработать умение регулировать силу выдоха;

- развивать способность целенаправленно использовать правильное дыхание для произнесения гласных, согласных звуков, слогов, звукоподражаний, слов;

- развить способность целенаправленно использовать (формировать) длительность выдоха.

Выполняя упражнения, следует придерживаться определенных правил:

- вдох через нос, выдох через рот;

- губы приоткрыты;

- выдох плавный, продолжительный;

- плечи не поднимать;

- щеки не надувать;

- предметы для поддувания - на уровне рта ребенка;

- следить за осанкой;

- все упражнения носят игровой характер.

Дидактические игры для развития речевого дыхания детям очень интересны. Их можно проводить в помещении и на прогулке. Привлекать для участия взрослых и большие группы детей.

Вертушки

Цель: обучение звукопроизношению на выдохе.

Нарежьте небольшие полоски из бумаги. Разложите по столам. Попросите детей глубоко вдохнуть через нос, дуть на вертушки и сдувать их. Дуем без добора воздуха.

Горячий чай

Цель: формирование навыка длительного выдоха

Играем в группе, детям выдаются картонные заготовки в виде чашек с “паром”. Попросите детей подуть на чашки.

Воздушный футбол

Цель: формирование навыка длительного выдоха

Детям раздают трубочки и теннисные шарики. Малыши объединяются в пары и играют на футбольном поле, которое нарисовано на картоне, дуют на ширик из пластиковых трубочек небольшого диаметра. Цель – забить шарик в ворота противника.

Снежинки

Цель: обучение длительному продуктивному выдоху через рот.

Как выполнять: вырезать из бумаги снежинки, при помощи нитки привязать из на тесьму. Пусть ребята дуют на них, пытаясь сдуть снежинку как можно дальше.

Аэробол.

Цель: обучение длительному продуктивному выдоху через рот.

Тренажер аэробол представляет собой чашечку-полусферу, в отверстие которой вставляется коктейльная соломинка. В чашечку помещается пенопластовый шарик.

Если дуть медленно, долго и плавно в соломинку, то шарик парит над чашечкой-полусферой. Задача - удержать шарик как можно дольше. Можно провести соревнование - кто дольше удержит шарик в воздухе; ведь аэробол очень гигиеничен - чтобы использовать один аэробол разными детьми достаточно поменять соломинку.

Когда воспитатель, педагог использует в работе что-то новое, интересное, то он увлекает не только детей. В первую очередь он загорается сам. Он видит результаты своего труда, а это вдохновляет его на поиски все новых и новых методов работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация, презентация опыта работы "Мозжечковая стимуляция - современный метод формирования нарушение развития речи"

Мозжечковая стимуляция - современный метод формирования нарушение развития  речи....

«Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста»...

Родительское собрание по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.»

Цель собрания:Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего дошкольного возраста.Задачи собрания:- привлечь внимание родителей к ценности изобразительного искусства;- ...

Презентация "Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста"

Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста...

Конспект родительского собрания по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»...

Доклад из опыта работы на тему: «Использование игровых технологий по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста»

оДоклад из опыта работы на тему: «Использование игровых    технологий по развитию речи у детей среднего   дошкольного возраста»...