Презентация опыта работы по теме: «Нетрадиционные методы и приемы развития речи у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Презентация опыта работы по теме:
«Нетрадиционные методы и приемы развития речи у детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель
Шевелева Татьяна Михайловна
СП ДО МАОУ Борковской СОШ
Борки 2022
Нетрадиционные методы и приемы развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
Цель: Повышение профессиональной компетентности по использованию нетрадиционных форм развития речи в работе с детьми дошкольного возраста.
Заберите всё, чем я обладаю,
но оставьте мне мою речь,
и скоро я обрету всё что имел.
(Дэниэл Уэбстэр)
Детсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей, что требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.
К сожалению, в последнее время проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Книги, сказки, совместные игры с родителями заменяются мультфильмами, играми в телефоне или планшете. В связи с этим речь детей становится скудной, бедной, неразборчивой, с плохо развитой фантазией и воображением. Ребенка надо научить излагать свои мысли так, чтобы его можно было понять. Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь ребенку овладеть умением свободно общаться, правильно произносить звуки, слова, используя все возможные методы и приемы.
Помимо традиционных методов развития речи дошкольников, таких как заучивание стихов, пересказ, беседа, есть и другие, не менее эффективные и по-своему интересные.
Я хочу рассказать о некоторых нетрадиционных методах развития речи детей младшего возраста, которые я использую в своей работе или рекомендую родителям позаниматься дома.
- Включаю в свою работу самомассаж с шариками и колечками для Су-Джок терапии.
Развитию речи через упражнения для одновременной работы пальцев и языка способствует Су-джок-терапия. Су-джок терапия – это самомассаж, который и полезен, и очень интересен детям. Он положительно влияет на развитие речевого аппарата ребенка. Для Су-джок терапии нужен специальный массажный шарик. Это маленький шарик с шипами, внутри которого находятся две пружинки. Если дети покатают шарик между ладошек, то ощутят, прилив тепла и лёгкое покалывание в ладонях. От этого массажа в кору головного мозга идут нервные импульсы, которые воздействуют на речевую зону. Прокатывая шарик между ладошками, мы массируем мышцы рук, тем самым активируем работу центра речевого развития.
Внутри таких шариков – «каштанов», как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки, ими можно свободно проходить по пальцу вниз и вверх, также создавая приятное ощущение и массажный эффект.
Основные элементы массажа су-джок:
- Прокатывание массажного шарика ладонями вверх – вниз. (Соединить ладони пальцами вперед. Су-Джок находится между ладонями. Перемещать шарик вверх, вниз, от ладони до кончиков пальцев).
- Прокатывание массажного шарика по каждому пальцу. (Соединить ладони пальцами вперед. Су-Джок перемещается от ладони до кончика пальца и обратно (катать по всем пальцам поочередно). Покалывание массажным шариком каждого пальца. (Держим одну руку в открытом положении. В другую руку берем Су-Джок. Легкими массажными движениями покалываем каждый палец, начиная с большого и заканчиваем мизинцем).
- Покалывание ладошки массажным шариком. (Держим Су-Джок в одной руке, другая рука открыта ладонью вверх. Легким массажными движением стучим по ладони, не затрагивая пальцы).
- Перемещение массажного шарика от одного пальца к другому. (Держим Су-Джок в одной руке, другая рука открыта ладонью вверх Легким массажными движением стучим по ладони, не затрагивая пальцы).
- Массажное кольцо. Прокатывание массажного кольца по каждому пальцу. (Надеваем массажное кольцо на палец и прокатываем его вниз – вверх (и так каждый палец). Начинаем с мизинца).
Такие элементы универсальны, выполняя их, нужно сопровождать веселыми стихотворениями.
- Этот шарик непростой, (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
- Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
- Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
(Сжимать мячик правой рукой, затем левой).
- Здравствуй, мой любимый мячик! —
Скажет утром каждый пальчик.
(Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем).
- По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево — как хочу.
(Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед).
- Танцевать умеет танец
- На мяче мой каждый палец.
(Катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем).
- Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
(Катать мяч всей длинной пальцев правой руки).
- Сверху левой, снизу правой
Я его катаю — браво.
(Левой ладошкой катать мяч по правой ладони).
Поверну, а ты проверь — Сверху правая теперь!
(Правой ладошкой катать мяч по левой ладони).
- Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет –
Ручки к школе нам готовит.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (катаем мячик)
Потом ручку поменяем (меняем руки)
- Шарик я открыть хочу.
Правой я рукой кручу.
Шарик я открыть хочу.
Левой я рукой кручу.
Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.
- Кольцо на пальчик надеваю.
И по пальчику качу.
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.
- Этот ежик хочет спать,
Этот ежик — прыг в кровать,
Этот ежик прикорнул.
Этот уж давно уснул.
Этот хоть еще не спит,
Но тихонечко лежит.
Тише, тише, не шумите,
Ежиков не разбудите.
- Этот пальчик самый сильный, (катаем пружинку вверх - вниз)
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, (катаем пружинку вверх - вниз)
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный, (катаем пружинку вверх - вниз)
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, (катаем пружинку вверх - вниз)
Он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, (катаем пружинку вверх - вниз)
Очень ловок и удал.
Пальчики свои встряхни
И немного отдохни!
- Раз, два, три, четыре, пять, пальчики хотят играть.
Мы колечко примеряем и на пальчик одеваем.
Раз-пальчик большой, он красивый такой.
Два - пальчик указательный очень обаятельный.
Три - пальчик средний он совсем не вредный.
Четыре - безымянный пальчик очень славный.
Пять - мизинчик маленький счастливчик
- Этот пальчик — дедушка, (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
Этот пальчик — бабушка, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
Этот пальчик — папенька, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
Этот пальчик — маменька, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
Этот пальчик — Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.) (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).
- Использую каждый день артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на выработку полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционные упражнения помогают подготовить речевой аппарат ребенка к овладению сложными звуками родного языка, и ребенок сможет быстрее преодолеть свои речевые дефекты.
Нетрадиционные упражнения артикуляционной гимнастики включают в себя использование различных предметов: ватные палочки, продукты питания (соломка, сушка, виноградины, чупа-чупс, макароны, варенье…)
Комплекс нетрадиционных упражнений артикуляционной гимнастики:
«Держи крепче». Удерживать ватную палочку (соломку, макаронину, ложку, сушку) на языке, языком на губе, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ, языка.
Артикуляционная гимнастика с соломкой
«Трубочка». Положить палочку на середину языка ребенка и попросите поднять его боковые края.
«Хоботок». Ребенку предлагается удержать соломинку между губами и носом, губы вытянуты в хоботок.
«Лопатка», «Ложка на тарелке». Кладем палочку на широкий распластанный язык ребенку и предлагаем удержать ее.
«Качели». Удержать соломинку, зажатую между языком и верхней губой, языком и нижней губой. Язык не касается зубов.
Артикуляционная гимнастика с сушкой
«Улыбочка». Предлагается ребенку сжать сушку губами (губы в улыбке) и удерживай её 5-10 секунд.
«Заборчик». Сжать сушку зубами и удерживай её 5-10 секунд.
«Иголочка». Подвешиваем сушку на высунутый язык ребенка и просим удержать под счет (до 5 – 10).
«Бусинки». Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим ребёнка губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.
Артикуляционная гимнастика с воздушным рисом.
«Рыбалка». Посыпаем липкую тарелку воздушным рисом. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а рис – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка. Выполнять нужно быстро и чётко.
«Чашечка». Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в чашечку воздушный рис, удерживать по 5 – 8 сек.
«Сладкий футбол». Перекатить во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку, грецкий орех, сухарик, кусочек сахара, крупную круглую карамельку и т.д.
«Сладкая зарядка». Артикуляционная гимнастика с чупа-чупсом
«Змейка». Чупа-чупс помещаем над верхней губой ребенка, просим выполнить движения языком по конфете вперед-назад (7-10 движений).
«Хоботок». Сжимать чупа-чупс губами и удержать 5-10 секунд.
«Чашечка». Просим ребенка приоткрыть рот, губы развести в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
«Грибок». Просим ребенка поднять широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом язык «грибок» к небу.
«Часики». Просим ребенка кончиком языка достать чупа-чупс, возле одной щеки, затем возле другой.
«Заведи мотор». Ребенок выполняет упражнение «Дятел», а в этот момент создается вибрацию кончика языка при помощи чупа-чупса.
Артикуляционная гимнастика с вареньем.
«Вкусное варенье». Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ (с верхней губы, по кругу).
«Стрелочки». Взрослый намазывает ребёнку губы вареньем в четырёх направлениях (вверх, вниз, правый, левый угол рта). Ребёнок слизывает варенье по часовой стрелке.
«Маляр». Наносим ребенку варенье на верхнее небо, просим слизать его кончиком языка, движениями к горлышку и обратно.
«Киска». Смазываем поверхность тарелки вареньем, просим ребёнка слизать варенье кончиком языка.
Облизывать варенье, сгущенку с блюдца, с печенья, с сухаря и т.д.
«Красивое печенье». Посчитать напряженным кончиком языка ребрышки на фигурном печенье.
«Кто дальше?», «Попади в блюдце». Сплевывание с кончика языка изюма, гороха, кукурузы и т.д.
«Тьфу». На тарелке лежат крошки. Ребёнок губами берёт с тарелки крошку, удерживает её между губ и сплёвывает обратно – тьфу.
«Кусачки». Ребёнку даём мягкий кусок хлеба или печенье и просим его быстро покусать зубами, а затем губами.
«Зубная фея». Чистим зубной щёткой зубы, массируем язык, щёки».
«Жевательная резинка». Даём ребёнку, если это не противопоказано, мягкую жевательную резинку в виде большого кома и просим его пожевать.
«Жевательная конфета». Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, отрабатывается произвольный подъём языка вверх.
«Чашечка». Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в чашечку витаминку, конфетку, удерживать по 5 – 8 сек. Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать её.
Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю Биоэнергопластику – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. «Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой используется только на индивидуальных занятиях, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и артикуляционных органов. Вначале с ребенком разучивают артикуляционные упражнения без использования движений рук, затем постепенно подключают упражнения с биоэнергопластикой.
Комплекс упражнений биоэнергопластики.
«Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка.
Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И т.д.
«Хоботок» - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
«Блинчик» - широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
В момент показывания «Блинчика» положить кисти рук на столе.
«Иголочка» - узкий напряженный язык высунут вперед.
Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания «иголочки». «Иголочка» убирается - указательный палец убирается в кулак.
«Футбол» - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
«Часики»- движения языком вправо-влево. Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается вправо –влево
«Качели» - движения языком вверх-вниз. Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз – "качели" вниз; ладонь поднимается – «качели» вверх.
Круговые движения языком. Круговые движения кистью руки, пальцы в кулаке.
«Лошадки» - щелканье языком. Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев.
«Грибок» - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута. Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки.
«Чашечка»-широкий язык в форме "чашечки" поднят кверху, края языка прижаты к верхней губе.
Ладонь руки в форме "чашечки". "Чашечка" смотрит вверх
«Накажем непослушный язык» - покусывать широкий кончик языка.
Постукивание ладошкой по столу.
Артикуляционные сказки.
Обыграть артикуляционную гимнастику с помощью сказки – еще один из способов избежать монотонности и однообразия. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка.
Сказка о Веселом Язычке
Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик. (Смыкаем и размыкаем зубы). Зубами! Нижние зубы -крылечко, а верхние зубы - дверка.
Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри! (Показываем несколько раз широкий язык и прячем его). Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: "Дай-ка и я так попробую". Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй! А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице, то и поет. Услышит, как дети кричат "а - а - а", откроет дверку широко - широко и запоет: "А - а - а". Услышит, как лошадка ржет "и - и - и", узенькую щелку в дверке сделает и запоет: "И - и - и". Услышит, как поезд гудит "у - у - у", кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: "У - у - у". Так незаметно у Язычка и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется.
Вот и сказке конец.
- Ещё применяю дыхательные упражнения. Правильное дыхание очень важно для развития речи, т. к. дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Речь не возможна без дыхания.
Неправильно развитое речевое дыхание мешает овладению техникой говорения. Ребенок говорит сбивчиво, глотает окончания, вдыхает во время фонации – это делает речь непонятной, скачкообразной. У него нет возможности произнести единую плавную лингвистическую конструкцию.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Для выработки правильного речевого дыхания необходимо:
- выработать умение пользоваться направленной воздушной струей;
- развивать силу выдоха;
- выработать умение регулировать силу выдоха;
- развивать способность целенаправленно использовать правильное дыхание для произнесения гласных, согласных звуков, слогов, звукоподражаний, слов;
- развить способность целенаправленно использовать (формировать) длительность выдоха.
Выполняя упражнения, следует придерживаться определенных правил:
- вдох через нос, выдох через рот;
- губы приоткрыты;
- выдох плавный, продолжительный;
- плечи не поднимать;
- щеки не надувать;
- предметы для поддувания - на уровне рта ребенка;
- следить за осанкой;
- все упражнения носят игровой характер.
Дидактические игры для развития речевого дыхания детям очень интересны. Их можно проводить в помещении и на прогулке. Привлекать для участия взрослых и большие группы детей.
Вертушки
Цель: обучение звукопроизношению на выдохе.
Нарежьте небольшие полоски из бумаги. Разложите по столам. Попросите детей глубоко вдохнуть через нос, дуть на вертушки и сдувать их. Дуем без добора воздуха.
Горячий чай
Цель: формирование навыка длительного выдоха
Играем в группе, детям выдаются картонные заготовки в виде чашек с “паром”. Попросите детей подуть на чашки.
Воздушный футбол
Цель: формирование навыка длительного выдоха
Детям раздают трубочки и теннисные шарики. Малыши объединяются в пары и играют на футбольном поле, которое нарисовано на картоне, дуют на ширик из пластиковых трубочек небольшого диаметра. Цель – забить шарик в ворота противника.
Снежинки
Цель: обучение длительному продуктивному выдоху через рот.
Как выполнять: вырезать из бумаги снежинки, при помощи нитки привязать из на тесьму. Пусть ребята дуют на них, пытаясь сдуть снежинку как можно дальше.
Аэробол.
Цель: обучение длительному продуктивному выдоху через рот.
Тренажер аэробол представляет собой чашечку-полусферу, в отверстие которой вставляется коктейльная соломинка. В чашечку помещается пенопластовый шарик.
Если дуть медленно, долго и плавно в соломинку, то шарик парит над чашечкой-полусферой. Задача - удержать шарик как можно дольше. Можно провести соревнование - кто дольше удержит шарик в воздухе; ведь аэробол очень гигиеничен - чтобы использовать один аэробол разными детьми достаточно поменять соломинку.
Когда воспитатель, педагог использует в работе что-то новое, интересное, то он увлекает не только детей. В первую очередь он загорается сам. Он видит результаты своего труда, а это вдохновляет его на поиски все новых и новых методов работы с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы обогащения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста
консультация для воспитателей...
Консультация, презентация опыта работы "Мозжечковая стимуляция - современный метод формирования нарушение развития речи"
Мозжечковая стимуляция - современный метод формирования нарушение развития речи....
«Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста»...
Родительское собрание по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.»
Цель собрания:Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего дошкольного возраста.Задачи собрания:- привлечь внимание родителей к ценности изобразительного искусства;- ...
Презентация "Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста"
Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста...
Конспект родительского собрания по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»
Родительское собрание по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»...
Доклад из опыта работы на тему: «Использование игровых технологий по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста»
оДоклад из опыта работы на тему: «Использование игровых технологий по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста»...