«Мой мир, моя Россия» Название работы: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
статья (подготовительная группа)

В данной статье освещены вопросы патриотического воспитания дошкольников, которое направленно на развитие и формирование личности  гражданина - патриота России, который должен выполнять свои гражданские обязанности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peredela_shrift_statya_patriotizm.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Городская научно-практическая конференция

«Чебоксары в истории России», посвященная 555-летию города Чебоксары

«Мой мир, моя Россия»

Название работы: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

 

                                 Васильева Лариса Егоровна, МАДОУ «Детский сад 201»

                                                                                       г.Чебоксары

                     

                                                         

                                              г. Чебоксары,2024г.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

        Аннотация: В данной статье освещены вопросы патриотического воспитания дошкольников, которое направленно на развитие и формирование личности  гражданина - патриота России, который должен выполнять свои гражданские обязанности.

        Ключевые слова: патриотизм, нравственные чувства, нравственно-патриотическое воспитание, города России.

 Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Чувство патриотизма-этот любовь к Родине, и гордость за свой народ, окружающий мир, и желание сохранить богатство своей страны.

 Нравственно-патриотическое воспитание детей включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице и, городу;

- формирование бережного отношения к природе и ко всему живому;

- воспитание к труду;

-  развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

 Данные задачи решаются во всех детской деятельности, в ребенке воспитываем не только патриотические чувства, но и его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье. Это корни связывающие его с родным домом и окружением. Они играют огромную роль в становлении личности патриота.

  Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет окружение. Задача воспитателя - отобрать у детей массы впечатлений, получаемых наиболее доступные ему, которые привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Педагог начиная работать с детьми по родному краю, должен хорошо знать данную местность или данный край.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у детей представление о родном крае, о своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится свой детский сад, а старшему дошкольному возрасту нужно привлекать к объектам, которые расположены на ближайших улицах:

аптека, школа, почта, кинотеатр, театр, музеи и т.д., нужно рассказать дошкольникам, что все это создано для удобства людей.

Старший дошкольный возраст должен знать название своего города, улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы; что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого дошкольникам необходимы экскурсии по городу, на природу.

 В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных историях из жизни старших членов семьи: бабушек и дедушек, участников ВОВ, на фронтовых

и трудовых подвигов; необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно детям знать, что мы победили потому, что любили свою Отчизну, Родина чтит свих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, переулков, в честь их воздвигнуты памятники, обелиски.

 Важно знать детям, за что свои бабушки и дедушки получили благодарственные письма, грамоты, ордена, медали?

 А каковы заслуги их родителей, папы и мамы?

Для воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников нужно показать, что через малое большое, зависит между деятельностью одного человека и жизнь всех людей, через семью – народа и судьбу общества.

Эта работа способствует правильному развитию в семье, а также воспитанию любви к своей стране, к своему городу или селу. Нужно подвести к пониманию, что их город или село эта частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: везде люди трудятся для всех (врачи лечат больных людей, учителя учат детей, рабочие делают машины и т.д.); везде соблюдают традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди с разными национальностями и совместно трудятся, помогают друг другу; люди помогают охранять и беречь природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и так далее.

 Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, воспитатель строит свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

- деятельный подход;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

 

                                         

                                       Список литературы:

1.Аешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. - М.: УЦ «Перспектива», 2008.

2.Алдешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. Конспекты занятий.        

-М.: УЦ Перспектива, 2009.

3.Гербова В.В., Комарова Т.С. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада. – М.: Мозаики-Синтез, 2006.

4.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. – М.: Скрипторий 2003, 2008.

5.Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»

Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Главной целью моей работы является формирование сознательного человека, любящего свою Родину, место, где он родился и рос, гордящегося историей своего народа, его культурой....

Из опыта работы «Нравственно – патриотическое воспитание личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении к истокам и традициям малой Родины»

Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закла...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

Проект на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Направление: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности слу...