Адаптационная программа по речевой инициативе детей раннего возраста посредством игровых действий «В игры играем, речь развиваем»
рабочая программа (младшая группа)

Корпачева Наталья Васильевна

В раннем дошкольном возрасте происходят дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Нарушение процесса своевременного формирования одной или нескольких функций или систем организма влечет за собой вторичные отклонения либо задержки развития того или иного ключевого качества или способности малышаДиагностическим признаком возможных отклонений может служить как задержка речевого развития, так и недостаточность эмоциональной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmav_igry_igraem_rech_razvivaem.docx143.82 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 46»

муниципального образования города Братска

665709, Иркутская область, г. Братск, ж.р. Энергетик, ул. Холоднова 7 , тел/факс 37-63- 42

Адаптационная программа

по речевой инициативе детей раннего возраста

посредством игровых действий

«В игры играем, речь развиваем»

Picture background

Автор

Корпачева Наталья Васильевна

г. Братск – 2024 год

Содержание программы:

  1. Пояснительная записка ………………………………… 3
  2. Цель программы, задачи…………………………………5
  3. Формы и методы ………………………………………... 5
  4. Планируемые результаты освоения программы……… 6
  5. Выводы……………………………………………………6
  6. Методическое обеспечение ……………………………. 7

Пояснительная записка

В раннем дошкольном возрасте происходят дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Нарушение процесса своевременного формирования одной или нескольких функций или систем организма влечет за собой вторичные отклонения либо задержки развития того или иного ключевого качества или способности малыша. Диагностическим признаком возможных отклонений может служить как задержка речевого развития, так и недостаточность эмоциональной сферы.

К сожалению, несмотря на то, что в настоящее время у большинства детей детство происходит в семье, наблюдается недостаточное осознание важности этого периода жизни человека. Безусловно, семейное воспитание является наиболее оптимальным для ребенка, поскольку должно гарантировать нормальное психическое развитие и положительное эмоциональное самочувствие. Родители уделяют большое внимание гигиеническим процедурам (купание, прогулки, кормление) и предоставляют ребенку множество игрушек. Такой подход не позволяет в полной мере развивать потенциальные способности малыша, следствием является и задержка речевого развития. В других семьях, напротив, переоцениваются возможности детей и не учитываются их возрастные особенности: детей начинают учить читать, писать, обучать иностранным языкам, компьютерной грамоте и т.д. Тем самым, развитие ребенка понимается исключительно как усвоение им информации и овладение навыками.

В ФГОС ДО говорится, что ребёнок, должен овладеть речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим). Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.

Задача педагога - помочь детям развивать речь. Речь можно развивать различными способами: использование малых фольклорных форм, опосредованного общения, развитие мелкой моторики, а также при помощи игры.

Игра - основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми навыками, умениями, речью, их нужно учить. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом.

Актуальность:

Мы давно используем мяч в играх с детьми раннего возраста и обратили внимание на то, что он может быть прекрасным инструментом, используемым в практике для развития речи. Игры с мячом известны с древних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными из игр. любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества — на любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие. Кроме того, с помощью игры в мяч, пополняется словарный запас детей, они учатся составлять рассказы о том, как они играют в мяч, а если пофантазируют, то придумают, нарисуют или изготовят из разного материала свой мяч.

Проблема

Значимость мяча понятна, но тогда в чём проблема? Да, почти в каждой семье у ребёнка есть мяч для игры. Но часто ли он используется? Нет. А почему?

У родителей и детей поверхностный интерес к мячу, играм с ним и не предполагают какое значение оказывают эти игры на речевую инициативу и речевое общение детей.

К тому же современные дети – это дети, которые большую часть свободного времени проводят не на улице среди сверстников в игровой деятельности и общении, а у телевизоров, компьютеров, с телефонами.

Практическая значимость

Образовательная деятельность по программе проходят в игровой форме и носят интегрированный характер, что положительно воздействует на познавательное развитие ребёнка: игры, презентации, познавательно - досуговая деятельность, беседы, чтение художественной литературы.

Используемые виды деятельности создают условия для быстрого и прочного усвоения знаний, помогают войти в тематику, ненавязчиво закрепить материал, создать картинку целостного мира.

Участники программы: воспитатели, воспитанники раннего дошкольного возраста, родители

Новизна: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми раннего дошкольного возраста по развитию речи, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса с использованием инновационных технологий /утренний круг, игровая ситуация, образовательное событие/.

Направленность проекта реализуется в рамках познавательного процесса для развития ревой инициативы и речевого общения детей раннего возраста

Цель:

Создание условий для речевого развития детей раннего возраста посредством игровых действий

Задачи:

- развитие просодических компонентов речи: темпа, силы речевого выдоха;

- закреплять умение совершать действия с предметами по показу взрослого, по словесному указанию;

- развитие общей моторики и координации речи с движениями, мелкой моторики;

- формирование активной речи ребенка;

- создавать условия для сближения детей и взрослого через общение в игре с мячом;

Срок реализации программы:

Февраль – октябрь 2024г.

Реализация данной программы предполагает использование следующих форм и методов работы:

  • Наглядные (рассматривание иллюстраций с разными видами мячей, организация выставок рисунков и поделок детей по теме проекта);
  • Словесные (рассказы, чтение художественной литературы о мяче, считалки и загадки о мячах, беседы, решение проблемных ситуаций.)
  • Практические (игровые ситуации, физкультминутки и подвижные игры с мячом, использование показ упражнений со словесным описанием различных способов выполнения упражнений).
  • Наблюдение (за показом взрослого игровых действий с мячом, во время проведения дидактических, подвижных игр с детьми)

Этапы реализации программы

Подготовительный этап:

определение проблемы - постановка цели, задач, подбор методической, художественной литературы, иллюстрированных материалов, атрибутов, составление перспективного плана.

Основной этап:

  • -Картотека «Подвижные игры с мячом»
  • - Картотека игр с мячом по развитию речи
  • - Выставка рисунков «Я рисую мяч»
  • - Памятка для родителей «Как правильно выбрать мячик»

Заключительный этап:

  • анализ достижения поставленной цели
  • обобщение результатов работы,
  • формулировка выводов
  • составление рекомендаций

Планируемые результаты освоения Программы:

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Их следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность коррекционно-развивающей и воспитательной деятельности взрослых:

  • Ребенок активен и инициативен в речевых контактах с воспитателем и детьми
  • Проявляет интерес и доброжелательность в общении со сверстниками.
  • Легко понимает речь взрослого на наглядной основе и без наглядности, использует в разговоре форму простого предложения из 4-х и более слов, правильно оформляет его.
  • Самостоятельно использует форму приветствия, прощания, просьбы и благодарности.

Выводы:

В результате целенаправленной и систематической работы, речь детей стала лучше, расширился и обогатился словарный запас, дети стали отвечать краткими простыми предложениями, научились сравнивать, объединять предметы по признакам.

Сформированы умение выполнять необходимую последовательность действий игры и подчиняться правилам игры.

Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно.

Таким образом, использование разнообразных игровых приемов технологии «Мяч + речь», оптимизирует процесс развития речи и способствует оздоровлению всего организма ребенка. Так происходит интеграция: речь + движение + здоровье.

Список используемой литературы

  1. Н. В. Ершова, И. В. Аскерова, О.А. Чистова «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития» (Младший дошкольный возраст), Спб., «Детство-пресс», 2011 г.
  2. Янушко Е.А. "Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1,5 - 3 лет". Изд-во "Теревинф", 2017г.
  3. Ю.Г. Зарубина, И.С. Константинова, Т.А. Бондарь, М.Г. Попова. «Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ», «Теревинф», Москва, 2009.
  4. Е.А. Савельева. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2019

Приложение 1

Картотека игр с мячом для развития речи детей

«Спой как я»

Цель: развивать длительный выдох, учить энергично отталкивать мяч двумя руками в прямом направлении (к взрослому) из положения сидя ноги врозь, стоя на коленях или стоя с наклоном вперед.

Ход игры: взрослый катит мяч ребенку и длительно произносит гласный звук (А, О, У, И, Ы). Ребенок повторяет действия взрослого.

«Назови ласково»

Цель: содействовать называнию уменьшительно – ласкательной формы слова, учить передавать мяч друг другу из рук в руки, не прижимая к груди.

Ход игры:

взрослый, передавая мяч ребенку, называет слово и просит ребенка произнести слово ласково: кот – котик, яблоко – яблочко, белка – белочка….

«Кто как кричит»

Цель: развивать слуховое внимание и закреплять произношение звукоподражаний; учить детей уверенно и точно бросать мяч друг другу и и ловить его.

Ход игры: взрослый бросает мяч ребенку и предлагает угадать, кто зовет малыша.

Вариант: взрослый, бросая мяч малышу, спрашивает, как кричит петух, собака, кошка….

«Найди мячику домик»

Цель: учить детей различать и называть основные цвета; учить прокатывать мяч соблюдая направления и постепенно увеличивая расстояние между ребенком и воротами.

Ход игры: взрослый показывает ребенку три «домика», построенных из цветных кубиков, предлагает найти мячику дом и прокатить мяч к нему.

«Знатоки»

Цель: расширять словарный запас детей; учить бросать вверх или отбивать мяч о землю и ловить его.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку назвать три (пять) предметов к обобщающему понятию, отбивая при этом мячом (я знаю пять овощей: капуста – раз…)

«Назови, одним словом»

Цель: закреплять обобщающие понятия

Ход игры: взрослый называет несколько предметов, предлагает назвать их одним словом и бросает ребенку мяч (сорока, ворона, воробей. Кто это?). Ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч взрослому.

«Что делает»

Цель: расширять глагольный словарь и закреплять умение точно перебрасывать мяч друг другу.

Ход игры: взрослый называет слово, дети подбирают к нему слова – действия, перебрасывая мяч друг к другу. Например, что делает кошка? (мяукает, спит, кушает….)

Приложение 2

Картотека дидактических игр

«Спой, как я»

Цель игры: развивать длительный выдох; учить энергично отталкивать мяч двумя руками в прямом направлении из положения, сидя ноги врозь, стоя на коленях или стоя с наклоном вперед.

Ход игры:

Взрослый катит мяч ребенку и длительно произносит гласный звук ( А, О, У, И, Ы). Ребенок повторяет действия взрослого.

«Найди мячику домик»

Цель: учить детей различать и называть основные цвета; учить прокатывать мяч, соблюдая направления.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку три «домика» , построенных из LEGO –конструктора , предлагает найти мячику домик и прокатить к нему мяч.

«Игра в мяч»

Цель игры: развивать ловкость, зрительно – моторную координацию.

Ход игры:

Кач, кач, кач. (Дети берут мячи и встают в круг)

Поиграть хотим мы в мяч

Из корзины, где игрушки,

Поскорей его достань

И играть со всеми встань

Кач, кач, кач. (Дети бросают мяч двумя руками)

Высоко подбросим мяч! (Вверх и ловят его)

А потом его поймаем

И подбросим снова ввысь.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач. (Бросают мяч двумя руками о пол)

Мы о пол ударим мяч!

А потом его поймаем

И ударим снова в низ.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач. (Дети кладут мячи в корзину)

Утомился бедный мяч.

Закатился в уголок.

И тихонечко умолк.

Правила игры: выполнять движения согласно тексту.

«Мячи в корзине»

Цель игры: развивать глазомер, ловкость, координацию движений при метании в горизонтальную цель.

Для этой игры вам понадобятся любые маленькие мячи (от большого тенниса, резиновые, мягкие из разных материалов). В качестве горизонтальной цели лучше использовать корзину большого диаметра (высокий таз или обклеенную цветной бумагой большую коробку), чтобы бросаемые мячи могли в них задерживаться.

Ход игры: Воспитатель показывает малышу, как можно забросить мячи в корзину: "Посмотри, как я умею! Хочешь тоже поиграть?"
Ребенок становится на любом месте. Взрослый кладет перед ним на пол коробочку с 4–6 мячами и встает напротив ребенка с другой стороны корзины, чтобы малыш видел ее движения, которые она сопровождает словами:

Мяч одной рукой возьмем (Наклоняются и берут по одному мячу)

И к плечу поднимем. (Поднимают руку с мячом вверх к плечу)

На корзину поглядим. (Смотрят на корзину)

Мяч в корзину кинем. (Бросают мяч в корзину одной рукой)

Сначала ребенок бросает мячи правой, а потом левой рукой (по 2–3 шт. каждой).

«Мяч в кругу»

Цель игры: совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве, развивать фиксацию взора, активизировать прослеживающую функцию глаза.

Ход игры:

Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Воспитатель дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.

Колобок, Колобок, у тебя румяный бок.

Ты по полу покатись

И Катюше (ребятам) улыбнись!

Воспитатель: «Катенька, покати мячик Диме». Девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени, и т. д.

«Прокати и догони»

Цель игры: учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, развивать умение ориентироваться в пространстве, активизировать прослеживающую функцию глаза.

Ход игры:

Ребенок с мячом в руках подходит к обозначенному месту (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняет действия в соответствии со стихотворным текстом.

Наш веселый, звонкий мячик (Толкает мяч двумя руками)

Мы прокатим далеко, (Смотрит, куда он покатился)

А теперь его догоним. (Бежит за мячом, догоняет его)

Это сделать нам легко!

«Поймал!» (Поднимает мяч над головой)

«Колобок»

Цель игры: учить детей катать и ловить мяч.

Ход игры: воспитатель находится в центре зала с мячом в руках. Дети располагаются хаотично.

Воспитатель: «Колобок – румяный бок покатился во лесок». На сигнал: «Зайцы» дети прыгают, как зайцы.

Воспитатель: «К зайцу (имя ребенка) покатился». Воспитатель катит мяч тому, кого назвал. Ребенок возвращает мяч – катит его обратно.

Сигнал: «Волки» - дети передвигаются по залу широким шагом.

Воспитатель: «К волку (имя ребенка) в лапы прыгнул». Воспитатель бросает мяч ребенку способом снизу. Ребенок бросает мяч воспитателю тем же способом. Игра продолжается. Дети имитируют походку медведя и лисы.

«Детский боулинг» или «Сбей кегли»

Цель игры: развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать зрительно-двигательную координацию, общую моторику.

Ход игры: расположить кегли треугольником, как в настоящем боулинге. Отойти на 1-1,5м. и веревкой или лентой отметить линию. Пусть дети встанут за ней. Взять мяч и покажите, как нужно сбивать кегли. Дайте мячи малышам и попросите их сделать то же самое. Сопровождать игру следующими словами:

Посмотри, какие кегли

Ровно-ровно в ряд стоят!

К ним направим мяч умело

И они уже лежат!

«Съедобное-несъедобное»

Цель игры: развивать внимание, умение сосредотачиваться на определенном предмете, быстроту мышления. Научить детей за короткое время делить предметы на две категории: съедобное и несъедобное.

Ход игры:

Бросайте ребенку мяч и называйте разные слова (существительные). Все, что можно съесть, малыш должен поймать, а «несъедобное» отбросить.

Другой вариант игры: перекатываем друг другу мячик просто называя слова на разные темы: любимая еда, напитки, деревья, цветы, домашние и дикие животные, фрукты и овощи и т. д. Таким образом в процессе веселой игры мы значительно расширяем кругозор, ведь взрослые знакомят ребенка с более сложными и неизвестными ребенку предметами, оставляя ему более легкие варианты.

«Что делает?»

Цель: расширять глагольный словарь и закреплять умение точно перебрасывать мяч друг другу.

Ход игры:

Взрослый называет слово, дети подбирают к нему слова- действия, перебрасывая мяч друг другу через одного.

Например, что делает кошка? Мяукает, спит и т.д.

Приложение 3

Картотека подвижных игр с мячом

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ В КРУГУ»

Цель. Совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве, развивать фиксацию взора, активизировать прослеживающую функцию глаза.

Ход. Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Педагог (взрослый) дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.

Колобок, Колобок,

У тебя румяный бок.

Ты по полу покатись

И Катюше (ребятам) улыбнись!

По просьбе педагога («Катенька, покати мячик Диме») девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени, и т.д.

Правила: мяч нужно отталкивать посильнее, что бы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПРОКАТИ И ДОГОНИ»

Цель. Учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, развивать умение ориентироваться в пространстве, активизировать прослеживающую функцию глаза.

Ход. Ребенок с мячом в руках подходит к обозначенному месту (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняет действия в соответствии со стихотворным текстом.

Наш веселый, звонкий мячик (толкает мяч двумя руками)

Мы прокатим далеко (смотрит, куда он покатился),

А теперь его догоним. (бежит за мячом, догоняет его.)

Это сделать нам легко! (поднимает мяч над головой: «Поймал!»)

В зависимости от диаметра мяча ребенок может прокатывать его одной рукой, чередуя правую и левую руку, если маленький (диаметром 5-8 см) или двумя руками, если большой (диаметром 18-20 см).

Правила: ребёнок смотрит вперед, прежде чем катит мяч. Не бежит за мячом сразу, а дожидается речевого сигнала.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СБЕЙ КЕГЛЮ»

Цель. Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.

Ход. Педагог (взрослый) ставит две-три кегли на расстоянии 1-1,5 м от ребенка, дает ему большой мяч.

Ребенок приседает на корточки, наклоняется, ставит ноги чуть шире плеч в обозначенном взрослым месте (цветной кружок или шнур), прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается.

Педагог (взрослый)сопровождает свой показ такими словами:

Посмотри, какие кегли. (педагог указывает на кегли)

Ровно-ровно в ряд стоят!

К ним направим мяч умело (толкает мяч двумя руками)

И они уже лежат! (обращает внимание на сбитые кегли)

«Съедобное-несъедобное»

Цель игры: развивать внимание, умение сосредотачиваться на определенном предмете, быстроту мышления. Научить детей за короткое время делить предметы на две категории: съедобное и несъедобное.

Ход игры: бросайте ребенку мяч и называйте разные слова (существительные). Все, что можно съесть, малыш должен поймать, а «несъедобное» отбросить.

Другой вариант игры: перекатываем друг другу мячик просто называя слова на разные темы: любимая еда, напитки, деревья, цветы, домашние и дикие животные, фрукты и овощи и т. д. Таким образом в процессе веселой игры мы значительно расширяем кругозор, ведь взрослые знакомят ребенка с более сложными и неизвестными ребенку предметами, оставляя ему более легкие варианты.

«Горячая картошка»

Цель игры: учить детей ловить и передавать мяч друг другу с небольшого расстояния.

Ход игры: дети стоят по кругу. По сигналу «горячая картошка» начинают перебрасывать или передавать мяч по кругу. Если ребенок не поймал мяч, то он «обжегся», должен пробежать с мячом круг и вернуться на свое место.

«Колобок»

Цель игры: учить детей катать и ловить мяч.

Ход игры: воспитатель находится в центре зала с мячом в руках. Дети располагаются хаотично.

Воспитатель: «Колобок – румяный бок покатился во лесок». На сигнал: «Зайцы» дети прыгают, как зайцы.

Воспитатель: «К зайцу (имя ребенка) покатился». Воспитатель катит мяч тому, кого назвал. Ребенок возвращает мяч – катит его обратно.

Сигнал: «Волки» - дети передвигаются по залу широким шагом.

Воспитатель: «К волку (имя ребенка) в лапы прыгнул». Воспитатель бросает мяч ребенку способом снизу. Ребенок бросает мяч воспитателю тем же способом. Игра продолжается. Дети имитируют походку медведя и лисы.

«Пирамидка»

Цель игры: элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении).

Ход игры: из 3-4 пластиковых кубиков строится пирамидка. Малыши, с обозначенного места (цветной кружок или шнур) на расстояния 1,5 м., прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить пирамидку из кубиков.

Следить, чтобы дети энергично отталкивали мяч двумя руками, а не подбрасывал его вперед-вверх. Перед тем как оттолкнуть мяч, приучать детей смотреть на пирамидку. После попадания, предложить малышам самостоятельно составить пирамидку.

«Детский боулинг» или «Сбей кегли»

Цель игры: развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать зрительно-двигательную координацию, общую моторику.

Ход игры: расположить кегли треугольником, как в настоящем боулинге. Отойти на 1-1,5м. и веревкой или лентой отметить линию. Пусть дети встанут за ней. Взять мяч и покажите, как нужно сбивать кегли. Дайте мячи малышам и попросите их сделать то же самое. Сопровождать игру следующими словами:

Посмотри, какие кегли

Ровно-ровно в ряд стоят!

К ним направим мяч умело

И они уже лежат!

Это прекрасная игра для отработки меткости и навыков катания. Малыши, присев на корточки (наклонившись, ноги чуть шире плеч, с обозначенного места прокатывают мячи двумя руками вперед, стараясь сбить кегли.

Правила игры: следить, чтобы малыши энергично отталкивали мячи двумя руками, а не подбрасывали его вперед-вверх. Перед тем как оттолкнуть мяч, приучать детей смотреть на кегли. Отметить точки на полу, куда надо ставить кегли (мелом, кусочками пластыря, кружочком из цветной бумаги или картона, и позволить малышам по очереди самостоятельно установить сбитые кегли на место.

«Снежинки»

Цель игры: учить ребенка бросать мяч двумя руками, развивать зрительно-двигательную координацию, общую и мелкую моторику рук.

Предварительная работа: перед игрой (обязательно вместе с детьми) нарвать небольшие кусочки белой легкой бумаги (например, салфетку) – в игре это будут «снежинки». Положить на пол большую взбитую подушку. Сверху подушки насыпать «снежинки».

Ход игры: отойдите от подушки на 0,7-1,5 м (в зависимости от возможностей и умений) и показать, как бросить мяч на подушку (двумя руками снизу). Дети придут в восторг от разлетающихся в стороны «снежинок».

«Веселые мячи»

Цель игры: развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве, зрительно – двигательную координацию.

Ход игры: дети с мячами в руках выстраиваются на исходной линии в шеренгу. Педагог произносит слова:

Раскатились все мячи, покатились. Дети бросают мячи из-за головы и бегут за ними.

Вот распрыгались мячи, разыгрались прыгают на двух ногах на месте с мячами в руках.

Наши яркие мячи, разноцветные мячи.

В уголок бегут мячи, убегают. Дети бегут на исходную линию.

Там попрятались мячи, отдыхают. Присаживаются на корточки.

Правила игры: действовать согласно тексту стихотворения.

«Мяч в кругу»

Цель игры: совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве, развивать фиксацию взора, активизировать прослеживающую функцию глаза.

Ход игры: дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Воспитатель дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.

Колобок, Колобок,У тебя румяный бок.

Ты по полу покатись

И Катюше (ребятам) улыбнись!

Воспитатель: «Катенька, покати мячик Диме». Девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени, и т. д.

Правила игры: мяч нужно отталкивать посильнее, что бы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.

«Прокати и догони»

Цель игры: учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, развивать умение ориентироваться в пространстве, активизировать прослеживающую функцию глаза.

Ход игры: ребенок с мячом в руках подходит к обозначенному месту (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняет действия в соответствии со стихотворным текстом.

Наш веселый, звонкий мячик толкает мяч двумя руками

Мы прокатим далеко смотрит, куда он покатился,

А теперь его догоним. Бежит за мячом, догоняет его

Это сделать нам легко! Поднимает мяч над головой: «Поймал!»

В зависимости от диаметра мяча ребенок может прокатывать его одной рукой, чередуя правую и левую руку, если маленький (диаметром 5-8 см) или двумя руками, если большой (диаметром 18-20 см).

Правила игры: ребёнок смотрит вперед, прежде чем катит мяч. Не бежит за мячом сразу, а дожидается речевого сигнала.

«Передача мячей»

Цель игры: развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве, зрительно – двигательную координацию.

Ход игры: дети синят на стульчиках (на полу) кружком. Воспитатель дает двум рядом сидящим детям по мячику небольшого диаметра и предлагает передавать их (один — вправо, другой — влево). Когда мячи встречаются, дети ударяют их друг о друга со словом «стукнулись», затем встают и бегут по кругу в противоположные стороны, остальные играющие приговаривают «побежали, побежали.». Прибежав к своим стульчикам (местам, дети со словом «встретились» отдают шары воспитателю. Он передает их другим детям и игра повторяется.

«Игра в мяч»

Цель игры: развивать ловкость, зрительно – моторную координацию.

Ход игры: взрослый произносит:

Кач, кач, кач. Дети берут мячи и встают в круг.

Поиграть хотим мы в мяч

Из корзины, где игрушки,

Поскорей его достань

И играть со всеми встань

Кач, кач, кач. Дети бросают мяч двумя руками

Высоко подбросим мяч! вверх и ловят его.

А потом его поймаем

И подбросим снова ввысь.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач. Бросают мяч двумя руками о пол

Мы о пол ударим мяч! и ловят его.

А потом его поймаем

И ударим снова в низ.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач. Дети кладут мячи в корзину.

Утомился бедный мяч.

Закатился в уголок.

И тихонечко умолк.

Правила игры: выполнять движения согласно тексту.

«Салют»

Цель игры: развивать ловкость, зрительно – двигательную координацию.

Ход игры: дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу. Взрослый вместе с детьми произносит:

Это не хлопушки:

Выстрелили пушки.

Люди пляшут и поют.

В небе - праздничный салют! Дети подбрасывают мячи и ловят их.

По сигналу взрослого «закончился салют!» дети перестают бросать мячи вверх.

Правила игры: подбрасывать мяч вверх можно только после команды «Салют».

Приложение 4

Особенности речевого развития

детей 2–3 лет

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи.

После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия. Поэтому уделяйте больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышать своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом накапливается его пассивный словарь.

В норме к концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные), хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в поле его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.

Рекомендации:

С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Ваши малыш, конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.

На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.

Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.

Памятка для родителей по развитию речи детей

1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.

8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

13. Играйте с ребёнком в разные игры.

Приложение 5

Консультационный материал для родителей

«Игры с мячом – польза для всего организма»

Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.

О значении мяча

Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка.

Движения рук способствует также развитию речи ребенка. Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, «отвечающие» за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном иннервационном поле, т.е. непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей), у них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.

Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно, как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Учимся играть вместе

Как же научить ребенка ловкости и умелости в играх с мячом? Методика обучения детей упражнениям и играм с мячом (как и любому физическому упражнению) имеет свои особенности, которые заключаются в том, что в обучении детей преимущественно используются игровые приемы.

Так как дети лучше воспринимает показ движения, чем его словесное описание, независимо от его сложности или новизны взрослый показывает упражнения, сопровождая их простым и доступным пояснением.

Но пояснение и показ упражнений требуют подготовленности. Зрительные впечатления у детей преобладают над их словесным выражением. Ребенок не владеет обобщенными способами действий в словесном выражении, и поэтому не всегда может понять, что означает «прокати мяч», «подбрось мяч вверх» и т.п., например, показывая ребенку, как надо бросать мяч вдаль двумя руками из-за головы, мама или папа сопровождают показ простым, доступным для понимания пояснением: «Я сейчас брошу свой мячик далеко-далеко. Смотри, как я это делаю. Я возьму мяч двумя руками и подниму его вверх. Какой красивый у меня мячик! А теперь я спрячу его за голову. И… брошу. Брошу сильно, вперед! Далеко-далеко!»

Пояснение чаще всего сопровождается показом даже при выполнении знакомого упражнения: взрослый напоминает, что надо делать, и тут же сам дает показ движения.

Конечно, ребенок способен отобразить движение, поэтому одно и то же упражнение следует показывать и пояснять не один раз, а многократно, чтобы создать у малыша правильный образ движения (прокати мяч в ворота, брось мяч через веревочку). Такие способы выполнения движений в силу своей конкретности помогают детям еще лучше осознать поставленную перед ними задачу и выполнить ее более целенаправленно. Задания должны быть простыми и доступными.

Благодаря многократным повторениям у ребенка образовываются более прочные двигательные навыки, он начинает выполнять движения более свободно, без лишнего напряжения. У ребенка появляется своеобразное «чувство мяча». Таким образом, ребенку свойственно многократное повторение движений как во время овладения им, так и после уже появившегося двигательного умения. Ребенок может без устали и с большим увлечением бросать мяч на пол, катать взрослому, скатывать с горки, забрасывать в корзину или ящик.

Какие же конкретные рекомендации можно дать родителям?

1. Подготовьте один или два больших мяча диаметром 15–20 см, маленькие мячи диаметром 5–8 см (от большого и настольного тенниса, резиновые, мягкие из разных материалов, сшитые вами), бумажные шары (из скомканной бумаги), большой надувной мяч-шар.

2. Покажите ребенку, как вы играете в мяч: катаете, бросаете, ловите, отбиваете от пола и т.п. Попробуйте научить этому и вашего малыша.

  1. Не принуждайте ребенка к выполнению того или иного движения. Не требуйте от него повторять упражнение до тех пор, пока ребенку не удастся выполнить его правильно. Не упрекайте его за рассеянность, невнимание, неумение и т.п. Не превращайте обучение в скучную повинность. Играйте с ребенком, когда он будет находиться в хорошем настроении.
  2. Проявите фантазию, изобретательность, используйте для игр все, что найдете под рукой: гладильную доску, стулья, пустые пластиковые бутылки, длинные шнурки и т.п.
  3. Постепенно вовлекайте его во все новые виды игры, систематически повторяя их. Для этого возраста достаточно, чтобы ребенок научился прокатывать мяч в даль в заданном направлении, бросать мяч об пол и вверх, правильному замаху при метании малого мяча вдаль.
  4. Не забывайте о возрасте вашего ребенка, его физических возможностях! Обращайте внимание на упражнения, которые ребенок выполняет с радостью, без нажима с вашей стороны. Представьте себе, что вы сами – ребенок. Прекрасно, если вы ободрите своего ребенка похвалой; удивитесь тому, какой он ловкий, смелый, быстрый; что он уже сам может показать другим. Пусть ребенок демонстрирует свои умения перед всеми членами семьи или его же сверстниками: это постепенно развивает у ребенка уверенность в своих силах, стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.

Рифмовки (стихотворный текст) при выполнении движений с мячом, помогают сделать игру более понятной, а главное, задают ритм выполнения игрового задания.

Неудивительно, что игр с мячом накопилось за предшествующие века очень много – каждая со своей историей, правилами и традициями. Некоторые стали настолько популярны, что без них нельзя представить современный спорт (футбол, баскетбол, волейбол, и т.д.)

Теперь любой ребенок имеет возможность выбрать мяч для игры на любой вкус: из резины, кожи, пластика, любого цвета, прыгучий или не очень.

"Мяч – полезная игрушка".

Среди разнообразия детских игр можно выделить особый вид - игры с мячом. Многие родители не дают детям мяч в домашних условиях, считая его опасной игрушкой: можно разбить окно, зеркало, люстру. И это понятно, мяч побуждает к высокой подвижности. Поэтому, как считают многие взрослые, в руках малыша он становится «непредсказуемым» предметом. И в то же время все согласятся, что игры с мячом являются любимыми играми в раннем детстве. По всей вероятности, этот предмет любим детьми еще и потому, что «созвучен» им, - такой же прыгающий. «заводной», мобильный, забавный и каждый раз новый в своих проявлениях.

Как же организовать игры с мячом в семье?

Во-первых, в условиях помещения игры должны быть организованы взрослыми. Во-вторых, взрослые должны быть непосредственными участниками игры, партнерами малыша. В-третьих, играм с мячом на улице следует уделить особое внимание: не следует играть вблизи проходящего транспорта, на высоких подиумах, платформах, необходимо избегать опасных канав или скрытых ям. Мяч требует уважения к себе и безопасного пространства: умная игрушка достойна умного подхода к ее использованию.

Мяч таит в себе гармонию формы, яркость цвета, динамичность, поэтому эмоционально воздействует на ребенка, что находит отражение в содержании детских игр. Умение пользоваться им разумно созвучно самой природе раннего детства.

Мяч: забава, игрушка, спортивный инвентарь

Сенсомоторная активность - основа; ни и развития ребенка. Это значит, он с момента рождения нуждается в сенсорной информации и движении. Известно: первые целенаправленные двигательные акты ребенка связаны с активизацией движений головы (удержание, повороты). Развитие зрения, слуха, осязания, а также сенсорная информация, которую воспринимает малыш из окружающего мира, способствуют своевременному созреванию анализаторов и двигательных зон коры головного мозга.

Двигательная активность ребенка формируется «от головы к конечностям». В животном мире наблюдается обратное – «от конечностей к голове». Например, новорожденный котенок, зайчонок, бельчонок и другие детеныши животных начинают передвигаться раньше, чем видеть и слышать. У ребенка же сначала активизируются сенсорные сферы: зрение, слух, осязание и пр. И только к году дитя делает свои первые шаги!

Сказанное выше позволяет заметить. что все основные движения ребенка (ходьба, бег, прыжки, бросание, метание и др.) носят социальный характер и приходят к нему в процессе воспитания на протяжении первых лет жизни в результате созревания двигательных центров и развития основных групп мышц. Это осуществляется в социальной практике - в процессе общения с взрослым. Иными словами, малыш овладевает основными движениями, «присваивая» (осваивая) опыт человечества (А. Н. Леонтьев). Он приобщается к общественной культуре, овладевая движениями, принятыми в социальной (общественной) практике.

Задача взрослого - создать необходимые условия для сенсомоторного развития малыша с первых месяцев его жизни.

Сказанное позволяет заметить, что организация целенаправленной двигательной активности ребенка как в семье, так и в детском учреждении играет важную роль в педагогике раннего детства. Действительно, именно на вторых-третьих годах жизни дети в достаточной степени овладевают основными движениями, сохраняющими свою значимость на протяжении всей последующей жизни.

Неслучайно физической культуре в детских садах уделяется огромное внимание: действует специальная система педагогических мероприятий, направленных на развитие движений и общее оздоровление детства.

Из всех физкультурных мероприятий с маленькими детьми необходимо особо выделить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч проходит через все периоды детства: раннее, дошкольное и школьное.

В первые годы жизни ребенка мячи (шары) в показах взрослого используются как развлечение, забава. Малыш настолько мал, что еще не может удерживать их в руках и только с интересом наблюдает за действиями мамы.

По достижении возраста 6 месяцев он уже берет погремушки, шарики и другие предметы из всех положений и удерживает их в руке. Теперь мяч выступает как средство игры - удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Это важно: предметная деятельность является одной из ведущих в ранний период жизни.

На протяжении всего дошкольного возраста игры с мячом усложняются и «растут» вместе с ребенком.

К концу дошкольного возраста и школьный период мяч становится любимой игрушкой, но и спортом (гимнастические эстафеты, футбол, баскетбол, волейбол и т. п.). Он остается значимым предметом игр, забав, спорта и для взрослых.

Однако первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоционального насыщения, физического и интеллектуального развития маленького ребенка.

Педагогическая ценность игр с мячом.

Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия с ним (бросание, катание и др., получают нагрузку на все группы мышц (спина, брюшной пресс, ноги, руки, кисти) - активизируется весь организм. Даже простое подкидывание мяча вверх заставляет ребенка выпрямляться, что благотворно влияет на осанку.

Можно сказать, что игры с мячом - специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать и перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.

Такие игры и упражнения развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулируют силу и точность броска; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно, как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Кроме того, они развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ, усиливают работу важнейших органов — легких, сердца.

Мяч - первый предмет в жизни ребенка, форма которого наиболее благоприятна для игр детей раннего возраста.

В этой связи уместно вспомнить замечательные слова известного педагога прошлого Ф.Фребеля:

«Мяч есть нечто такое, что в единении с наклонностью ребенка к деятельности, благодаря своей бесконечной подвижности и разнообразию своего применения, постоянно и всевозможными способами побуждает ребенка к игре. Мяч имеет еще особенную прелесть, такую полную жизненного значения привлекательность для первого детства, равно как и для следующего за ним юношеского возраста, что без всякого сравнения является первой и самой важной игрушкой. У ребенка каждая рука в отдельности и обе вместе устроены как бы специально для того, чтобы обнять собою, заключить в себе шар или мяч. Удерживая мяч в своей руке с ранних пор, учась владеть им, у ребенка укрепляются мускулы пальцев кисти руки и всей руки, а также происходит надлежащее развитие и усовершенствование руки и пальцев, прежде всего в целях самостоятельного обращения с самим мячом, а потом и в целях правильного и надлежащего обращения с другими вещами.».

Какие же конкретные рекомендации можно дать родителям?

В современных квартирах возможности для игры в мяч очень ограничены, но все же родителям можно предложить несколько забавных игровых упражнений с мячом. Эти игры можно проводить в условиях помещения, используя под рукой: игрушки, бумажные кегли, пустые пластиковые веревки, мячи разной величины, стулья и т. п.

Упражнения с использованием этих предметов конкретизируют движение, развивают ловкость, сноровку, сосредоточенность.

Желательно иметь один или два больших мяча диаметром 15-20 см. мячи диаметром 5-8 см (для большого и настольного тенниса, резиновые, мягкие, разных материалов, сшитые вами, бумажные шары (из скомканной бумаги, большой надувной мяч-шар.

Сопровождение движений с мячом стихотворным текстом помогает сделать занятие более понятным, а главное, задает ритм выполнения игрового задания.

Расскажите детям

Когда и где появился мяч? Точного ответа на этот вопрос нет. История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с ним. Известно лишь, что, появившись в глубокой древности, за всю историю своего существования он претерпел много изменений. Его плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных, шили из кожи, набивая травой или опилками. Мяч и предметы, похожие на него, археологи находят по всему миру. Оказывается, на ранних ступенях развития человечества игры с мячом носили культовый, ритуальный характер. И лишь спустя тысячелетия мяч стал использоваться как эффективное средство воспитания ручной умелости, ловкости, развития координации движений, силы и меткости.

В Белоруссии издавна были известны игры с мячом. Мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. А еще их плели из лыка - ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Внутри они были пустыми или набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти: клок шерсти сначала скатывали, до тех пор, пока он не делался плотным, после чего бросали в кипяток, вынимали, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по упругости не уступал резиновому.

Неудивительно, что и игр с мячом накопилось за предшествующие века очень много каждая со своей историей, правилами и традициями. Некоторые стали настолько популярны, что без них нельзя представить современный спорт (футбол, баскетбол, волейбол, регби, водное поло, мотобол, гольф, хоккей на траве и т.д.).

Теперь любой ребенок имеет возможность выбрать мяч для игры: из кожи, резины или пластика, желтый или красный, прыгучий или не очень, легкий или тяжелый - на любой вкус.


Приложение 6

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ

«ДРУГ ВЕСЁЛЫЙ, МЯЧИК МОЙ!»

Корпачева Наталья Васильевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 46»

Аннотация

Конспект технологической карты предназначен для воспитателей, старших воспитателей, с целью формирования речевой инициативы детей. В конспекте представлена тема, культурная практика, цели и задачи, прописаны этапы последовательности деятельности: ведение в ситуацию, актуализация знаний и умений, затруднение в ситуации, «открытие» нового знания, включение нового знания, осмысление – рефлексия. В интересной игровой форме, проходит деятельность педагога с детьми, поддержка детской инициативы, интереса и выбора приветствуется педагогом.

Образовательная область

Речевое развитие, социально – коммуникативное, художественное - эстетическое

Возрастная группа

I младшая

Тема

«Друг весёлый, мячик мой!»

Культурная практика

Познавательная, игровая, изобразительная деятельность

Цель:

Создание условий для речевого развития детей раннего возраста посредством игровых действий

Задачи:

Обучающие: уточнять представление о мячике (круглый, сделан из разных материалов)

Развивающие: организовать деятельность детей по развитию речи в игровой форме, активизировать словарь детей.

Воспитательные: воспитывать, инициативность, эмоциональную отзывчивость, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками

Оборудование:

Мячи разного размера и материала, камень, таз с водой, полотенца по количеству детей, кукла, пластилин, доски для лепки.

Этапы

Деятельность педагога, приемы работы

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

  1. Введение в ситуацию

Приглашение детей к совместной деятельности.

Игровой тип мотивации

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Кукла Таня в гости к нам пришла. Давайте поздороваемся и с ней.

- Алина, скажи Тане - «Здравствуй, Таня», и ты Ваня скажи «Здравствуй, Таня».

-Таня, а чего ты плачешь? Что с тобой случилось? (подносит куклу к себе)

-Ребята, Таня плачет, ее мячик упал в воду:

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик!

Тише, Танечка, не плачь!

Не утонет в речке мяч.

-Давайте, пожалеем Таню. Что мы ей скажем?

- Не плачь, Таня. Правильно, пожалеем ее.

Коммуникативная

- проявление интереса, мотивация, интерес к совместной деятельности.

-хотим узнать почему плачет Таня

  1. Актуализация знаний и умений

Создание условий для вариативной детской деятельности. Непосредственная деятельность детей.

- Таня, принесла нам чудесный мешочек и приготовила для вас интересные игрушки. Опустите руку в мешочек, достаньте и узнаете, что же это. (дети достают мячи. Обследуют их: легкие, форма шара, катятся.)

- А сейчас ребятки мячик хочет поиграть с вами в прятки.

Дидактическая игра «Где спрятался мячик»

Воспитатель выкладывает перед ребенком мячик и кубик, затем накрывает их платочками. Где спрятался мяч? Найди его, сними с него платочек.

Динамическая пауза «Девочки и мальчики»

Девочки и мальчики, Хлоп, хлоп, хлоп.
Прыгают как мячики, Прыг, прыг, прыг.
Ножками топочут: Топ, топ, топ!

Весело хохочут: Ха, ха, ха!

Мяч подскакивает вверх.
Кто подпрыгнет выше всех?
Тише, тише, мяч устал,
Прыгать мячик перестал.
Мяч на место покатился,
ну а мы на коврик садимся.

Коммуникативная

- обладать начальным представлением -

-развивать зрительную память, наблюдательность

  1. Затруднение в ситуации

Воспитатель предлагает детям присесть на ковер

Ребята, играть с мячом всегда весело и интересно, но даже от таких игр бывают неприятности, если забыть о правилах безопасности.

1. Не играйте с мячом у стеклянных окон и витрин магазинов. Как вы думаете, почему? (Мячик может их разбить).

2. Не играйте с мячом возле проезжей части дороги, почему? (Мячик может выкатиться под колёса проезжающей машины и вызвать аварию. И конечно, нельзя выходить за мячом на дорогу.)

3. Нельзя сидеть на мяче, прокалывать его. Почему? (Так можно испортить мяч).

А давайте ребята с вами поиграем в игру «Собери мяч». (Нужно собрать изображение мяча из четырёх частей.)

Коммуникативная

- активный поиск ответа на поставленный вопрос/ ответ/

- проявить умение делать простейшие выводы

  1. «Открытие» нового знания

Воспитатель: -Ой, Таня, что ты делаешь? Ребята, Таня развеселилась, и стала опять играть с мячиком. Мяч подпрыгнул и упал в таз с водой.

- Не плачь Таня, не утонет мяч. Посмотрите и вы ребята, мяч не тонет, он плавает.

- Что делает мяч? (плавает, не тонет).

- Правильно. Мяч не утонул, он плавает в воде. Мяч резиновый, резина лёгкая. Поэтому он не тонет, а плавает.

- Какой мяч? (легкий, резиновый)

- А вот Аня сейчас возьмёт камушек и тоже бросит его в воду. (ребёнок выполняет действие).

- Что случилось с камнем? (ответы детей)

-Правильно. Камень лежит на дне таза. Он тяжёлый, поэтому и утонул.

- Какой камушек на ощупь? (ответы детей)

-Он твердый, тяжелый.

- Что случилось с камнем? А что с мячиком? (ответы детей).

-Правильно. Мячик – резиновый и легкий, он не тонет, а плавает. Камень – тяжёлый, твердый Он утонул, лежит на дне таза.

-Поняла Таня (кукла говорит спасибо).

-Пожалуйста, Таня. Сейчас мы достанем мяч и поиграем все вместе. И кукла Таня с нами тоже будет играть. Наши ребята ловкие и не бросят его в таз с водой.

Подвижная игра «Не урони» (воспитатель кидает в руки ребят мяч, они его ловят.

Познавательно – исследовательская

Двигательная

- расширить знания о мячах

- развивать координацию движений рук

  1. Включение нового знания

- вы знаете, ребята, что мячи бывают разные, тяжелые и легкие, большие и маленькие, резиновые и вязаные.

-подуйте на этот мячик, и он покатится

-почему он покатился (маленький, легкий)

-подуйте теперь на этот мячик, почему он не покатился? (большой, тяжелый).

-Ой, Таня говорит, что пока она с нами играла, ее мячик куда-то укатился. Давайте поможем Тане и слепим ей много новых мячиков. (дети проходят к столам и лепят мячики для Тани)

Познавательно - исследовательская

Изобразительная

-умение выражать свои мысли

- умение экспериментировать, наблюдать

- совершенствовать умение доводить работу до результата, дорабатывать изображение

- ощутить ситуацию успеха

  1. Осмысление

Подведение итогов, обсуждение полученных результатов перспектив их использования

Беседа:

- Что мы делали?

-Что было интересно?

-Что было трудно?

Скажем кукле Тане - «Спасибо!!!

Коммуникативная

Рефлексивная

-желание узнать больше о мячиках

- ощущение собственной значимости в исследовательской деятельности

- закрепление полученных знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Мы играем, мы играем-красивую речь развиваем!»

Консультация для родителей дошкольников по развитию речи...

Консультация для родителей «Мы играем, мы играем — красивую речь развиваем!»

Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша - это повод для великой гордости.Дети 5-6 лет – почти асы в прои...

Проект : «Игра игрой сменяется, речь наша развивается»

Краткосрочный проект  по развитию речи....

«Мы играем, мы играем — красивую речь развиваем!» Консультация для родителей.

Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей егогармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша - это повод длявеликой гордости....

Педагогический проект «Игра игрой сменяется, речь наша развивается»

Использование квест-технологии позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образов...