проект "Храните жизни чудные мгновенья"
проект (старшая группа)

Батукаева Людмила Руслановна
В наши дни особенно остро встает вопрос экологического воспитания дошкольников, так как экологическая катастрофа является глобальной проблемой современности. А так как дети будущие жители нашей планеты, творцы и продолжатели жизни на земле, им необходимы экологические знания. И чем раньше начнётся процесс экологического воспитания, тем больше уверенность в том, что наша природа – наше богатство будет в сохранности. И родители, и педагоги должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться её красотой, внести свою посильную лепту в дело сохранения и приумножения богатств природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Брусничка»

 г. Сургут

проект

«Храните жизни чудные мгновенья»

D:\наши файлы\Videos\533317_387341257982102_57870140_n.jpg

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Полное название проекта

«Храните жизни чудные мгновенья»

Место проведения проекта, сроки

г Сургут., МБДОУ детский сад № 14 «Брусничка», июнь 2022– октябрь 2022 г.

Руководители проекта

Воспитатель  МБДОУ детский сад №14  «Брусничка»

Участники проекта

Дети старшей группы «Золотая рыбка»,  № 14 (с 5 до 6 лет), педагоги, родители

Проектная группа

Петрусь Т.Б.- воспитатель,

 Батукаева Л.Р.- воспитатель,

 Кривенко Т.Ю. – учитель-логопед,

 Камуз С.Ю.    музыкальный руководитель,

Краткая аннотация пректа

       В наши дни особенно остро встает вопрос экологического воспитания дошкольников, так как экологическая катастрофа является глобальной проблемой современности. А так как дети будущие жители нашей планеты, творцы и продолжатели жизни на земле, им необходимы экологические знания. И чем раньше начнётся процесс экологического воспитания, тем больше уверенность в том, что наша природа – наше богатство будет в сохранности. И родители, и педагоги должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться её красотой,  внести свою посильную лепту в дело  сохранения и приумножения богатств  природы.  

      Экологическое воспитание дошкольников будет осуществляться эффективно, если будет вестись систематическая работа на занятиях  и в повседневной жизни. Воспитанники группы и их родители, получив знания о экологических объектах и влиянии на них человека, будут, бережнее к ним относится.

Цели проекта

Осуществление экологического развития детей путем реализации системы практико-ориентированной деятельности, являющейся ведущим средством формирования основ целостной «экологической» картины окружающего мира.

Задачи проекта

  • формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам;
  • формирование системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, то есть заложить основы осознано – правильного отношения к природным явлениям и объектам;
  • воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ухаживать за растениями, птицами, желания наблюдать за жизнью растений, насекомых и птиц, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления;
  • развитие устойчивого интереса детей к природе, её живым и неживым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы.

Этапы работы над проектом

I этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений проекта.

II этап – собственно познавательно-исследовательский.

III этап – обобщающий: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.

Количественные результаты

В проекте вовлечено 30 детей дошкольного возраста (дети старшей группы),

 родители 25, (помощь в выращивании рассады, оформлении участка)

 воспитатели группы.

Спонсоры проекта: МБОУ ДО детей станция юных натуралистов (рекомендации и советы по технике  высаживания растений)

Заключительные мероприятия

1. Оформление проектной папки и презентации проекта.

2.  Подготовка к участию в интеллектуальной игре «Поле чудес» по теме «Земля наш общий дом»

Актуальность

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего государства является охрана окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию по формированию у людей экологического сознания, культуры природопользования.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

 Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Ожидаемые  результаты:

  • У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
  • Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Многие дети научатся проводить простые опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
  • Узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).
  • Научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы.
  • Дети будут бережно относится к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
  • К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей.

Формы реализации проекта:

Основные направления работы с детьми

  • Разработка дизайн проекта.
  • Занятия – «Прогулка в эко страну»
  • Использование сказочных персонажей.
  • Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций.
  • Практическая деятельность с природными объектами.
  • Наблюдение за живой и неживой природой.
  • Ролевые, дидактические, настольные экологические игры.
  • Продуктивная деятельность (рисование, поделки из природного материала и т.д.).
  • Чтение художественной литературы о природе, рассматривание энциклопедий.

Основные направления работы с родителями

  •  Анкетирование  I и II
  • Консультации на темы: «Ваш ребенок познает мир», «Экология в музыке  с самых ранних лет»
  •  Родительское собрание на тему: «Воспитание любви к природе».

                                                                         План реализации проекта:

Этапы

Мероприятие

Сроки

Подготовительный

Этап

Подбор и изучение методической литературы по организации эко пректа

Определить проектную группу

Ознакомление родителей, законных представителей с проектом

Март апрель

Апрель

Май

Познавательно-исследовательский

этап

Разбивка цветника

Посадка семян и рассады

Экскурсионно-практические занятия с детьми на ландшафтной территории:

«Дерево мудрости»

«Гости на клумбе»

Сбор семян в цветнике.



Опыты, эксперименты:

- «Вершки-корешки»

- «Солнечные зайчики»

- «Испарение влаги с

листьев растений»

- «Почему осенью цветы

вянут»

Акции:

- «Помоги природе» (трудовая деятельность: уход за деревьями и кустарниками, обрезка сухих веток, уборка листьев.

Разучивание с детьми стихов, песен, загадок о природе

Проведение экологических игр

Чтение художественной литературы о природе

Продуктивная и художественная деятельность

июнь

Май июнь

Июнь-июль

Июнь

Август

Сентябрь

В течении всего проекта

Обобщающий этап

1. Оформление проектной папки и презентации проекта.

2.  игра «Поле чудес» по теме «Земля наш общий дом»

октябрь

                                                                                                                                                                                 

Приложение 1.

Конспекты занятий с детьми

Занятие № 1

«Посадка семян и рассады цветов»

Цель: развивать бережное отношение к природному окружению; интерес к природе, выращиванию декоративных растений; дать понятие о жизненном цикле растения, рассматривая строение корневой системы у ростков; формировать желание оказывать пассивную помощь взрослым в экологической деятельности; закрепить правила ухода за растениями во время посадки и полива.

Ход занятия:

I. Появляется сказочный персонаж – «Флорик», приносит корзинку с подарками (в ней иллюстрация подснежника, семена и рассада цветов). «Флорик» загадывает загадку о подснежнике.

Вопросы к детям:

- Почему его так назвали?

- Какие еще цветы можно назвать подснежниками?

«Флорик» предлагает детям у себя на участке сотворить чудо – посадить много – много цветущих растений.

I I. Воспитатель, вместе с детьми повторяет алгоритм роста растений, вспоминая ранее проводимый опыт «Вершки - корешки». Используя для этого зарисовку, сделанную во время проведения опыта (сначала из семени появится корешок, затем пойдет стебелек; корешки будут разрастаться, верхний побег увеличиваться).

I I I. Практическая деятельность детей и взрослого:

- подготовить рабатку – дом для рассады – перекопать почву (работа воспитателя);

- подравнять края у рабатки, чтобы вода не стекала, а оставалась для астений (дети маленькими лопатками прихлопывают почву, чтобы она стала твердой);

- внимательно рассмотреть росток, где у него корешок, на что похож; если у ростка нет корня, то цветок не выживет, погибнет, поэтому брать растение нужно очень бережно и осторожно, чтобы не повредить (дети берут по одному растению и рассматривают);

- для каждого росточка необходимо сделать ямку-лунку, посадить и полить свой цветок (дети по очереди подходят к рабатке и вместе с воспитателем садят рассаду цветов).

IV. Дети благодарят «Флорика» за подарок, обещают ухаживать за посадками, прощаются с «Флориком», прибирают все инструменты на место.

Занятие № 2

«Мудрое дерево»

Цель: формировать представление об уникальности дерева: рассмотреть ствол, переплетение веток. Сделать вывод об огромной жизненной силе этого дерева; закрепить представление детей о необходимости света, тепла, влаги для роста растений; развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения и заключения; воспитывать уважение и почитание к дереву-долгожителю.

Ход занятия:

I. Письмо от «Флорика».

«Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Я очень хочу вас познакомить со своим старинным другом – деревом-долгожителем. Приходите к нам на встречу, на остановку «Дерево мудрости». Ваш «Флорик».

I I. На экологической тропе возле березы детей встречает «Флорик», здоровается с ребятами, говорит, что очень рад встрече и обращает внимание детей на дерево.

Вопросы к детям:

- Что означает слово «ровесница»? что означает слово «долгожитель»?

- Потрогайте кору ствола дерева, какая она на ощупь? Какого цвета кора?

- В некоторых местах отпали куски коры и видно, какой толщины кора, толстая она или тонкая? Посмотрите внимательно, что видно под корой?

- Отойдите подальше и рассмотрите, какой формы ствол у дерева, как растут ветки?

- Вспомните и расскажите, что необходимо любому растению для жизни и роста.

- Давайте возьмемся за руки и растянемся в виде цепочки. Вот такие, наверно, корни у нашего друга. Как вы думаете, зачем ем такие корни?

- Что случится с деревом, если у него будут тонкие и короткие корни?

- Посмотрите, у нашего долгожителя есть сухие ветки. Как вы думаете, что с ними надо делать?

Если за деревом ухаживать, беречь его – то оно поживет еще много-много лет и будет радовать нас своей красотой, скрывать от летнего зноя в тени своей кроны.

I I I. Эксперимент «Испарение влаги с листьев растений».

IV. Посмотрите на веточке висит какая-то записочка.

«Ребята, приходите ко мне в гости осенью, зимой и весной, мне будет очень приятно. Береза»

- Давайте попрощаемся с деревом, подойдите к березе, прижмитесь к ней своими ладошками, подарите ей немножечко своего тепла, покажите ей свою любовь.

Занятие № 3

Эксперимент «Гости на клумбе»

Цель: уточнить знания детей о комнатных растениях, условиях их жизни, обратить внимание детей на растения, способные жить в открытом грунте; развивать наблюдательность, активизировать познавательную деятельность детей.

Ход занятия:

I. Как много времени мы проводим летом на улице! Играем, резвимся на солнышке, поливаем клумбы. А вот комнатные цветы, растущие в помещении нашей группы, что-то приуныли. Наверно, беспокоятся, не перестали ли вы их любить? Может даже забыли, как они называются и как за ними нужно ухаживать? Нет? Сейчас мы это проверим:

Я прошу вас постараться,

Быть невнимательным нельзя.

Мы начинаем викторину

«Мои зеленые друзья».

Викторина:

1. Кто больше назовет комнатных растений.

2. Игра «Узнай по описанию».

3. Вопросы об условиях жизни комнатных растений.

I I. Молодцы, вы многое знаете о комнатных растениях. Но, кажется, мне известна их тайная мечта: летом они хотят чаще видеться с вами на улице. Как вы думаете, осуществима ли эта мечта?

Я предлагаю пройти по нашей тропе на остановку «Цветник» и посмотреть, нет ли там «гостей» - комнатных цветов и как они там себя чувствуют.

I I I. Результаты фиксируются в «Дневнике наблюдений».

Дети рисуют «гостей на клумбе» с натуры.

                                                                                                                                                                                   

Приложение 2

Опыты и эксперименты

«Вершки - корешки»

Проверить, что раньше появляется из семени?

Бобы, горох, семена огурцов, влажная ткань (бумажные салфетки), зарисовка с использованием символов алгоритма деятельности.

Дети выбирают любые из предложенных семян, помещают на влажную салфетку, салфетку постоянно увлажняют. Ежедневно наблюдают в течение 10-12 дней за происходящими изменениями.

«Солнечные зайчики»

Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях.

Зеркала, любые гладкие предметы.

Взрослый рассказывает и показывает детям, как с помощью зеркала появляется «зайчик» (зеркало отражает луч света, и само становится источником света), предлагает пускать «солнечные зайчики», прятать их (прикрыв зеркало ладошкой). Взрослый предлагает пускать зайчиков на прогулочной веранде, где нет яркого света или в тени. Дети обсуждают, почему «солнечные зайчики» не появляются.

«Испарение влаги с листьев растений»

Проверить, куда исчезает вода.

Растение, целлофановый пакетик.

Дети рассматривают растение, уточняют, как движется вода из почвы к листочкам (от корней к стеблю, затем к листьям); куда она потом исчезает, почему растение надо поливать (вода с листьев испаряется). Предположение проверяют, надев на листочек целлофановый пакет и закрепив его. Замечают, что внутри пакетик запотел. Спустя несколько часов, сняв пакетик, обнаруживают в нем воду. Выясняют, откуда она появилась (испарилась с листочка), почему не видно воды на других листочках (вода испарилась в окружающий воздух).

Тема: "Понятие о почве и ее плодородие"

 Цель:  

 - показать на основе опытов, что в почве есть:  воздух, вода,  перегной,  песок, глина, соли;

 - помочь детям понять, что такое плодородие почвы, прийти к выводу, что она необходима живой природе  (растениям и животным) и как важно беречь и охранять ее.

     Оборудование:  модель почвы или картинка почвенного разреза; схема-модель воды, воздуха, перегноя, песка, соли; колбочки с водой по количеству детей; комочки сухой почвы; спиртовка; стекло и держатель; лупы;  фильтр; стакан с водой; иллюстрации: микробов, червей, насекомых, животных (подземные жители); схема-иллюстрация "Что влияет на разрушение почвы?".

 План:    

1. Беседа: Почему почва плодородна?

2. Опыт - В почве есть воздух.

3. Опыт - В почве есть вода.

4. Опыт -  Загрязнение почвы.

5. Рассматривание комочков почвы.

6.Итог: "Как человек может помочь почве!"

Тема: "Подземные жители"

Цель:

 - дать представление о том, что животные, обитающие в почве улучшают ее плодородие;

 - растениям и животным почва необходима, все в природе взаимосвязано.

     Оборудование: модель почвы или картинка почвенного разреза, ; иллюстрации микробов, червей, насекомых, животных (подземные жители).

План:

1. Показ подземных жителей;

2.Беседа: "Как  подземные животные улучшают плодородие почвы"

3.Опыт "Рыхление земли"

Тема: "Свет в жизни растений"

Цель:

- уточнить, как свет влияет на рост комнатных растений;

- развивать наблюдательность.

     Оборудование:  комнатное растение каланхоэ; лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

 План:

1.Беседа "Нужен ли свет растениям?"

2.Опыт "Поворот к свету"

3.Опыт "Растения тянутся к свету"

4.Опыт "Растения в темноте?"

5.Зарисовка результатов.

Тема: "Растения наши друзья"

Цель:

- закрепить представления о том, что растения - живые;

-способствовать обобщению представлений о растениях;

-расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей   растения (корень, стебель).

     Оборудование: иллюстрации растений, стаканчики с водой и песком, палочки (имитирующие дерево с корнями и без корней), веревка

План:

1.Беседа "Растения - живые";

2.Загадки о растениях;

3.Д/и "Собери картинку"

4.Опыт "Корни помогают растениям удерживаться в земле"

5.Опыт "Стебель питает растение водой"Тема: Садовые и луговые цветы"

Цель:

- познакомить детей с понятием "луг" и луговыми цветами - мак, ромашка, василек, клевер, колокольчик, вьюнок;

- воспитывать умение видеть красоту и беззащитность природы.

     Оборудование: картинки с изображением луга и луговых цветов; кубик, на гранях которого изображены мак, ромашка, василек, клевер, колокольчик, вьюнок; сушеные цветы ромашки, колокольчик.

План:

1. Стихотворения "Что такое луг?";

2. Беседа о "Маке, Васильке, Ромашке, Клевере, Колокольчике";

3. Расматривание растений.

Тема: Садовые и луговые цветы"

 Цель:

- уточнение и углубление знаний о садовых цветах;

- развитие зрительного и слухового восприятия через художественное слово,  рассматривание иллюстраций; умения собирать целое из частей;

- воспитание интереса к занятию.

         Оборудование: иллюстрации с изображением цветов,  "Собери клумбу с цветами", семена, лейка, земля, лопатки.

План:

1. Беседа "Садовые цветы";

2. Рассматривание семян садовых растений;

3. Посадка семян.

"Царство экспериментирования"

Тема: "Посадка семян, высадка рассады" 

Цель:

 - учить детей приёмам посева и высадки рассады, подводить их к пониманию того, что для жизни растениям необходимы благоприятные условия (почва, влага, свет, тепло);

- воспитывать желание участвовать в общем деле, добиваться хорошего результата, ухаживать за посевами, бережно к ним относиться;

- учить выполнять работу старательно и аккуратно.

     Оборудование: конверт, семена, рассада, лейки, совки, лотки с землёй, клеёнка, деревянные палочки для углублений, фартуки, нарукавники, иллюстрации.

План:

1. Рассматривание семян и рассады;

2. Поэтапный показ посадки;

3. Самостоятельная посадка.

Приложение 3

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРИРОДЫ

В ходе игры дошкольники при контакте с природным объектом (наблюдении, прикосновении к растению, животному и т.д.) должны рассказать об особенностях его внешнего вида, развития или об уходе за ним, о случаях бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным.

БЕСЕДА С ДЕРЕВЬЯМИ»

Цель: учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.

Предварительная работа. Чтение сказок и рассказов по теме.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель. Посмотрите, как много деревьев на нашем участке. Выберете дерево, которое вам нравится, подойдите к нему, обнимите и постойте так с закрытыми глазами. Послушайте, что оно вам «расскажет». По моему сигналу возвращайтесь.

Вернувшись, дети (по желанию) рассказывают о « своем » дереве.

Можно провести «Беседу с цветами » (с использованием растений из цветника или уголка природы); «Беседу с животными» (с использованием животных из уголка природы).

«ВСТРЕЧА С РАСТЕНИЯМИ»

Цель: Формировать эмоциональное отношение к природе.

Материал: Картинки с изображением известных детям деревьев и цветов - на каждого

ребенка.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель раздает детям картинки.

Воспитатель. Посмотрите внимательно на свою картинку. Вам знакомо это растение? (Ответы детей). Подумайте, что вы можете рассказать о нем. Педагог задает наводящие вопросы, помогает на них отвечать (дает образец рассказа).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ОЦЕНОЧНОГО ОПЫТА

В ходе игр обсуждаются последствия поступков участников определенных ситуаций. Дети учатся находить собственные решения, мотивировать их, делать выводы.

«РАДОСТИ И ОГОРЧЕНИЯ»

Цель: формировать собственное отношение к природе.

Материал: старичок-лесовичок (кукла; фишки  яркие - желтого, зеленого, красного цвета; темные - серого, коричневого цвета).

Предварительная работа. Экскурсия в парк, на берег реки и т.п.

ХОД ИГРЫ

1        вариант. Игра проводится по типу «закончи предложение». Воспитатель начинает
предложение, а дети по желанию его заканчивают. Например:

Самое красивое место в парке (сквер)..

Мне было радостно, когда ...

Я очень огорчился \ ась \, когда ...

Мне стало грустно, когда ... и т.п.

За каждый ответ дошкольники получают фишку: яркую - за продолжение первых двух предложений и темную - за продолжение двух последних. После игры проводится итог - каких фишек оказалось больше: если темных (например, в парке много мусора, сломаны ветки деревьев и т.п.), обсуждается, что могут сделать дети, чтобы исправить ситуацию.

2        вариант. Игра проводится по типу «вопрос-ответ».

Старичок-лесовичок задает детям вопросы. Например:

Что тебя порадовало во время прогулки?

Что тебя огорчило?

За каждый ответ дети получают фишку определенного цвета. После игры подводятся итоги.

«ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цель: воспитывать бережное отношение к природе.

Материал. Картинки с изображением зайцев, кошки, цветов; фишки.

ХОД ИГРЫ

В разных местах групповой комнаты оборудованы обстановки: расставлены картинки с изображением зайцев, кошки, цветов. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. На каждой остановке рассказывает об изображенном на картинке.

1 остановка - «Дед Мазай и зайцы»

Однажды во время весеннего половодья речка вышла из берегов и затопила лес. Дед Мазай поехал на лодке за дровами, и вот что он рассказывает: « Вижу один островок небольшой - Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минуты вода подбиралась к бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего!» Воспитатель задает детям вопросы, например: Что мы узнали о деде Мазае?

Как люди могут помогать животным, попавшим в беду? Дети отвечают.

2 остановка - «Кошка»

На улице мяукала кошка. Мальчик Саша попросим маму дать для нее еды. Он вышел на улицу, дал кошке молока и смотрел, как она ест. Кошка была рада, и Саша рад... Что можно сказать о Саше?

3 остановка - « Цветы »

Весной вместе с мамой Лена посадила цветы на клумбе. Летом они выросли и зацвели. Однажды Лена подошла к клумбе, чтобы нарвать цветов, но потом подумала и решила: «Пусть лучше цветы растут здесь, дома все равно скоро завянут, и их придется выбросить».

Что можно сказать о Лене?

 «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»

Цель: уточнить представления детей об экологически правильном поведении.

Материал: сюжетные картинки (дети сажают деревья, поливают цветы; дети ломают ветки деревьев, рвут цветы; дети делают скворечник; дети разрушают птичье гнездо; мальчик стреляет в птиц из рогатки). Карточки темного и яркого цвета - на каждого ребенка.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель показывает картинку. Дети рассказывают, что на ней изображено, затем по просьбе воспитателя оценивают действия персонажей - поднимают карточку светлого (если оценка положительная) или темного цвета.

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СВЕТОФОР»

Цель: Продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении.

Материал. Вырезанные из картона круги красного и зеленого цвета.

ХОД  ИГРЫ

Воспитатель дает каждому ребенку два картонных круга (зеленый и красный)

Воспитатель. Я расскажу вам несколько историй. Если вы считаете, что герои рассказа ведут себя правильно, «зажигайте» зеленый свет, а если неправильно - красный.

1.        Вова с Ирой гуляли в саду. Вдруг они увидели: мальчики залезли на рябину и стали
рвать зеленые ягоды. Под весом детей одна ветка сломалась. «Слезайте и уходите!» -
сказали Вова с Ирой. В них полетела горсть зеленых ягод, но они снова повторяли свои
слова. Мальчики убежали. А вечером Вова с Ирой посоветовались с папой, как помочь
сломанной рябине.

Как вы считаете, Ира с Вовой вели себя правильно?

2.        Ане нравились разноцветные мотыльки. Она взяла сачок, поймала несколько насекомых,
положила их в банку и закрыла банку крышкой. Утром она увидела на дне банки
погибших мотыльков. Они были уже не такие красивые, как тогда, когда порхали на
лугу. Аня выбросила банку с мотыльками в мусорное ведро.

Как вы оцениваете действия девочки?

3.        Юля с папой шли через луг и увидели птичку, которая беспокойно перелетала с места на
место. «Она так волнуется, потому что где-то рядом ее гнездо», - сказал папа. «Давай
поищем ее гнездо», - сказала Юля. «Птички это не понравится, - сказал папа. - Когда
придем домой, я тебе покажу книгу о птицах. Там есть фотографии их гнезд».

Как вы считаете, папа правильно поступил?

4.        Лена с родителями поехала за город на машине. Когда они подъехали к лесу, папа
спросил: «Где остановимся?» Можно было свернуть с дороги и поехать между
деревьями вглубь леса. Кто-то уже так поступал, и следы от машин остались надолго.
Поэтому здесь почти не росла трава. Родители Лены решили в лес не въезжать. Они
оставили машину на дороге и отправились в лес пешком.

Как вы думаете, правильно поступили родители Лены?

Затем проводится игра «Фанты». Воспитатель подчеркивает, что задания, предлагаемые для выполнения, должны иметь отношение к теме игры: загадать загадку, спеть песенку, рассказать стихотворение о природе и т.п.

«НЕОБЫЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цель: Продолжать учить дошкольников экологически правильно оценивать действия людей в природе.

Материал. Картинки (20-30 штук) с изображением бережного отношения к природе (люди сажают деревья, подкармливают животных и т.п.) и жестокого (сломанные ветки деревьев, разоренные гнезда и т.п.); полоса обоев.

ХОД   ИГРЫ

  1.  вариант. Воспитатель раскладывает на ковре в произвольном порядке картинки. Дети переходят от одной картинки к другой (очередность определяется с помощью жребия), рассказывают, что на них нарисовано, оценивают поступки людей.
  2. вариант. Все картинки выложены в ряд на полосе обоев. Две пары детей по команде идут
    навстречу друг другу и быстро собирают картинки с изображением, например, бережного
    отношения к природе. Выигрывает та пара, которая соберет больше картинок.
  3. вариант. Дети рассматривают и анализируют картинки, изображающие бережное отношение
    к природе. Затем вместе с воспитателем обсуждают, в каких делах по охране природы они могли
    бы участвовать.

«ПРИРОДА БЛАГОДАРИТ И СЕРДИТСЯ»

Цель: учить детей правильно оценивать действия людей по отношению к природе.

Материал. Фишки (яркие и темные), старичок - лесовичок.

ХОД   ИГРЫ

 Игра проводится во время прогулки в парк, лес, сквер. Старичок-лесовичок просить детей ответить на два вопроса:

За что природа могла бы сказать вам «спасибо?»

За что природа могла бы рассердиться на вас?

Дошкольники получают фишки: за ответы на первый вопрос - яркие (красного, зеленого и желтого цвета) и темного (серого или коричневого цвета) - за ответы на второй вопрос.

В конце игры можно предложить темные фишки отдать воспитателю, а яркие оставить себе, подчеркивая, что природа никогда не рассердится, если к ней относиться бережно.                                                   

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛЕ

  

Образовательная деятельность

Совместная деятельность

Понедельник

ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА

Познавательно-исследовательская деятельность. ООД «Знакомство дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы»

Музыка. ООД «Знакомство детей с русским народным музыкальным творчеством»

Беседа «Народные традиции встречи весны»

Прогулка. Экскурсия в краеведческий музей «Как жили люди на Руси?»

Русская народная игра «Колпачок»

Рассматривание энциклопедии для малышей «Чудо-всюду».

Чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева). Рассматривание иллюстраций.

Вторник

ПРЕДМЕТЫ ИЗ

БАБУШКИНОГО СУНДУКА

ФЭМП. ООД «Народное творчество в развитии элементарных математических представлений» 

Художественная деятельность. Рисование. ООД «Знакомство с русским народным костюмом»

Физическая культура. ООД «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры».

Беседа «Исконные символы России»

Д/и «Реставраторы», «Что лишнее»

«Предметы старины в загадках русского народа» - отгадывание загадок.

Путешествие в прошлое предметов (утюг).

Презентация «Русская народная кукла»

среда

ЗОЛОТЫЕ РУКИ МАСТЕРОВ

Познавательное развитие. ООД «Талант наших мастеров».

Музыка. ООД «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов».

Художественная деятельность. Рисование. ООД «Русская матрёшка»

Подгрупповое занятие «Путешествие в историю народной игрушки»

Беседа о русских народных игрушках «Чудо-чудное, диво – дивное»

Просмотр мультфильма «Каменный цветок» (по произведению П.Бажова). Свободное рисование по мотивам сказки.

С/р игра «Ярмарка»- учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.

Д/и «Народные промыслы»

четверг

РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ

Развитие речи. ООД «Народные праздники на Руси»

Художественная деятельность. Лепка. ООД «Пряничные посиделки»


Познавательная беседа «Как раньше в гости ходили». Знакомство с пословицами: «Господин доволен – хозяин рад», «Много гостей – много новостей».

Прогулка «Белая берёза»

Конкурс «Коса - девичья краса»

Подвижные игры: "Бабка - Ёжка", "У дедушки Трифона".

пятница

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Развитие речи. ООД «Жанры народного фольклора»

Физическая культура. Интегрированная ООД «Колобок».

Литературная викторина «Наши любимые сказки»

Изготовление шапочек зверей для театрализованной деятельности. Инсценировка потешек: «Тень-тень - потетень…» (под фонограмму)

Выставка рисунков в групповой раздевалке «Моя любимая пословица, поговорка, загадка…»

Игры-ситуации: «Поём колыбельные песни». 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего возраста с жанрами живописи и по изобразительной деятельности детей тема: «Я помню чудное мгновенье» . Портрет прекрасной дамы.

В ходе данного занятия совершается небольшой экскурс в историю русской культуры прошлого века. На занятии вызывается у детей эмоциональный отклик на красоту русской речи, выраженной стихами А.С. Пушки...

Педагогический проект: Знакомство детей с творчеством А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» Для детей старшего дошкольного возраста

На Руси было много замечательных творцов слова. Но именно Пушкина знают все – от малыша до глубокого старца. Даже у иностранцев Россия ассоциируется с именем Пушкина....

фестиваль "Я помню чудное мгновенье...", посвященный А.С.Пушкину

Фестиваль проходил внашем детском саду. Была создана очеь теплая обстановка. К нам в гости приехали детки из других садов. огромное количество стихов было прочитано: четко , хорошо поставленным голосо...

«Я помню чудные мгновенья…»

Проекттематического дня...

Методическая разработка музыкально-литературного занятия « Я помню чудное мгновенье» (памяти А .С .Пушкина).

Методическая разработка музыкально-литературного занятия в подготовительной группе детского сада,посвящённая памяти великого русского поэта А.С.Пушкина....

Проект тематической недели "Я помню чудное мгновенье..."

Цель проекта: ввести детей в мир поэзии А.С. Пушкина, показать красоту его поэзии и окружающего мира.  Задачи: создать условия для формирования заинтересованности детей и родителей к творчеству ...