Принцип индивидуализации в образовательной среде группы компенсирующей направленности
презентация к уроку (подготовительная группа)
Представление опыта работы педагогов группы по теме "Принцип индивидуализации в образовательной среде группы компенсирующей направленности"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В нашей группе: 7 детей по адаптированной образовательной программе для обучающихся с ТНР 2 ребенка по адаптированной образовательной программе для обучающихся с ЗПР 1 ребенок по адаптированной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью обучаются 10 детей с ОВЗ 4 девочки и 6 мальчиков
Д обро пожаловать в нашу группу!
«Стена приветствия и настроения» Утром ребёнок размещает свою фотографию и отмечает своё настроение.
Оформлены нарисованными детьми автопортретами и дополнены авторскими- и фото-картинками, на которых прослеживаются интересы детей. Кабинки
Персональные выставки детского художественного творчества Выставка рисунков Работы выполнены в технике П ластилинография
Помещение меняет свой облик в соответствии с лексической темой, пожеланиями ребят, временем года, событием.
Информационный блок «Хотим всё знать» Здесь размещаются детские вопросы, которые записываются на стикерах печатными буквами, с указанием имени ребёнка .
Детские презентации в форме рисунков, детских рассказов
Обсуждение вопросов в группе
Группа оснащена мобильными многофункциональными ширмами, подиумами, многоярусными передвижными полками.
Правила В группе «живут» правила, которые ребята сами составили и отразили в рисунках.
И нформационная стене «Мои дела сегодня» Каждое утро дети фиксируют свой свободный выбор деятельности, используя планы-записки на день, в виде схематичных рисунков.
Индивидуальные коллекции Денежная коллекция Коллекция Динозавров
Индивидуальные хранилища Позволяют ребятам скрыть от посторонних глаз личные вещи и предметы без боязни, что их кто-то возьмет без разрешения. Коробки оформлены руками детей и родителей с учетом личной фантазии.
С тена «Бери и делай» Наполнена всевозможными картинками-схемами, которые помогают детям самостоятельно овладеть способами изготовления привлекательных игрушек, рисунков, поделок для последующей игры, подарка друзьям, своим родителям.
Уголок дежурства Дети с амостоятельно делают свой выбор , так они воспринимают дежурство не как обременительную обязанность, а как интересное, значимое дело.
Утренний круг
Все идеи фиксируются на информационный лист печатным текстом с указанием имени ребенка.
Если возникает проект, оформляется модель трех вопросов, паутинка- как планирование конкретных дел.
Д оска «Я выбираю» Самостоятельный выбор рабочего центра каждым ребенком.
«Линейный календарь»
«Линейный календарь» После того, как месяц заканчивается, календарь помещаем на стену так, чтобы календари за все прошедшие месяцы составляли непрерывную линию.
«Вечерний круг» Проводится в форме рефлексии, где происходит обсуждение с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня, итог запланированных дел на день.
П ортфолио Это авторская книга, которую ребенок «пишет» сам, вкладывая в ее создание свою индивидуальность, неповторимость, еженедельно наполняя ее своими победами, новыми умениями в разных видах деятельности.
Раздел портфолио «Давайте знакомиться »
Это Я Я люблю
У меня хорошо получается Хочу научиться
Раздел «Моя семья»
Раздел «Моё творчество»
Раздел «Мои достижения»
Раздел «Я с логопедом, Еленой Сергеевной»
Раздел «Я с психологом, Мариной Геннадьевной»
Папки с портфолио содержатся в органайзере, в доступном для детей месте.
Предварительный просмотр:
Принцип индивидуализации в образовательной среде группы компенсирующей направленности.
Воспитатели: Копаш И.В.
Кузеро С.В.
Добрый день уважаемые коллеги! Представляю вам опыт работы по организации образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, с учетом принципа индивидуализации. В нашей группе обучаются 10 детей с ОВЗ: 7 детей – по адаптированной образовательной программе для обучающихся с ТНР; 2 ребенка – для обучающихся с ЗПР, 1 ребенок – для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Свое выступление построили в форме виртуальной экскурсии, надеемся, что она придется вам по душе.
И так добро пожаловать в нашу группу!
В приемном помещении нашей группы уютно расположилась «Стена приветствия и настроения», размещая утром свою фотографию и отмечая своё настроение, ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива детей и взрослых.
Кабинки детей имеют вид личностного предмета каждого ребенка. Они оформлены нарисованными детьми автопортретами и дополнены авторскими и фото-картинками, на которых прослеживаются интересы детей.
Для раскрытия ребенком себя как индивидуальности в глазах сверстников мы практикуем оформление персональных выставок детского художественного творчества, которые также располагаются в приемном помещении на видном месте.
Следующее место нашего пребывания, это туалетная комната, она является проходной по пути следования в группу. В ее оформлении активно участвуют дети идеи оформления обсуждаем на общем круге, в случае спорных ситуаций проводим голосование или жеребьевку в доступной для детей форме. Она часто меняет свой облик в соответствии с лексической темой, пожеланиями ребят, временем года, событием.
На входной линии в это помещение расположен информационный блок «Хотим все знать». В этом блоке собираются детские вопросы, которые мы фиксируем фломастером темного цвета, печатными буквами, используя стикеры или небольшие листы бумаги, обязательно в присутствии детей. Место для расположения информационного блока выбрано нами не случайно. Блог хорошо виден родителям из приемной, имеет легкий доступ для ознакомления, с целью познавательного интереса и оказания возможной помощи в поиске ответа на вопрос своего ребенка. Результатом такого домашнего обсуждения становятся устные детские презентации в форме рисунков, детских рассказов с возможным показом видео. Форму детской презентации определяют сами родители, исходя и возможностей ребенка. Если вопрос ребенка не находит отклик у родителей его обсуждение происходит в группе. Результатом таких обсуждений может стать проект, тематический день, показ видеопрезентации, чтение познавательной литературы, беседа. Когда вопрос находит свой ответ его снимает сам ребенок.
Часто это помещение дети используют для организации свободных игр или как место уединения.
Следующее помещение — это группа. Она наполнена центрами активности, которые включают в себя продукты взрослого и детского труда. Центры организованы с учетом требований ФГОС ДО и особенностей детей с ОВЗ, где четко прослеживаются все пять образовательных областей.
Наша группа оснащена различными мобильными, многофункциональными ширмами, игровыми подиумами, многоярусными полками, неоформленным материалом. Это дает возможность воспитанникам всякий раз по-новому перестраивать имеющееся игровое пространство с учетом их индивидуальных потребностей.
С целью соблюдения социальных норм поведения и взаимоотношений, в группе «живут» правила, которые составлены детьми и отражены в детских рисунках. Детское изображение правил служит лучшему восприятию и самоконтролю воспитанников.
В нашей группе сложилась добрая практика, которая направлена на развитие у ребенка умения планировать свою свободную деятельность. Каждое утро дошкольники фиксируют свой свободной выбор деятельности на информационной стене «Мои дела сегодня», используя планы-записки на день в виде схематичных рисунков. И только после спланированной образовательной деятельности, ребята возвращаются к своим планам и реализуют их в течении дня, а мы не навязчиво обращаем внимание на их выполнение. Планы-записки дети могут дополнять и изменять на протяжении всего дня.
Периодически в нашей группе появляются детские «сокровищницы», так мы с детьми называем индивидуальные коллекции. Они позволяют привлечь детей к изучению новой темы, расширить интересы, а обладателю коллекции почувствовать свою значимость в детско-взрослом коллективе. Оформлением выставки занимается сам обладатель, на специально выделенных для этого пространствах. Места расположения коллекций обсуждаются с детьми в начале года, поэтому у них не возникает споров и непонимания. Если требуется помощь при оформлении, ее оказывают по договоренности, взрослые и желающие дети. После того, как выставка приобретает законченный вид, ребенок, обладающий этой коллекцией ее презентует.
Каждый ребенок в нашей группе имеет право на личное пространство, куда всем остальным доступ запрещен. Таким местом стали индивидуальные коробки-хранилища. Они позволяют скрыть от посторонних глаз личные вещи и предметы детей без боязни, что их кто-то возьмет без разрешения. Коробки оформлены руками детей и родителей с учетом личной фантазии.
Для развития творческого интереса и способностей детей, в группе работает стена «Бери и делай». Она наполнена всевозможными картинками-схемами, которые помогают детям самостоятельно овладеть способами изготовления привлекательных игрушек, рисунков, поделок для последующей игры, подарка друзьям, своим родителям.
Тема дежурства по столовой не всегда привлекает детей. Наш уголок дежурства, работает не стандартно по назначению дежурных, а исключительно с учетом самостоятельной инициативы ребят. Делая свой собственный выбор, дети воспринимают дежурство не как обременительную обязанность, а как интересное, значимое дело.
Хочется подчеркнуть, что при организации среды мы используем элементы технологии «Говорящие стены», о чем вы, наверное, уже и сами догадались.
Следующую часть нашей «экскурсии» мы посвятим организации планирования образовательной деятельности с детьми.
Здесь мы используем следующие технологии: «Утренний круг», «Метод проекта», «Линейный календарь», «Вечерний круг», «Портфолио». На примере утреннего круга мы расскажем вам о включенности всех перечисленных технологий в образовательную деятельность детей, на котором присутствуют: воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, младший воспитатель.
Утро каждого дня начинается с утреннего круга. Где происходит приветствие всех присутствующих по придуманному шаблону детей, происходит заполнение календаря, обсуждение календарного события (если оно есть), обмен новостями, проводится логоритмическая пауза, обсуждается план дня (тема может возникнуть из календарного события, новости детей или взрослых). Все идеи фиксируются на информационный лист печатным текстом с указанием имени ребенка. Если возникает проект, оформляется модель трех вопросов, паутинка- как планирование конкретных дел.
Следующий этап — это словесная презентация педагога о работе центров, об их сегодняшней теме и образовательной деятельности (здесь учитываются интересы детей и поставленные на этот день педагогические задачи). Заключением утреннего круга является самостоятельный выбор рабочего центра каждым ребенком, с учетом существующего правила, в нашем случае (не больше трех), выбор фиксируется на доске «Я выбираю».
Для заполнения календаря, на утреннем круге, мы применяем технологию «Линейный календарь». Использование такого календаря помогает детям наглядно представить длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год. Эту технологию мы стали внедрять с октября 2023 года. Готовый календарь размещаем на уровне глаз ребёнка. Каждое утро дети зачёркивают предыдущее число и отмечают сегодняшнее, проговаривают и фиксируют день недели, отвечая на вопросы, например,
Какой сейчас месяц; день недели, число?
Какой день был вчера?
Через сколько дней выходные?
Через сколько дней будет праздник?
Через сколько дней закончится месяц? И т.д.
После того, как месяц заканчивается, календарь помещаем на стену так, чтобы календари за все прошедшие месяцы составляли непрерывную линию.
Завершением образовательного дня детей является «Вечерний круг». Он проводится в форме рефлексии, где происходит обсуждение с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня, итог запланированных дел на день. Иногда дети затрагивают тему следующего дня и предлагают набор дел, в этом случае так же заполняется информационный лист.
Еще одна технология, которой мы уделяем в группе особое внимание — это портфолио дошкольника. Данную технологию мы практикуем сравнительно недавно, а именно второй год. Одна часть детского коллектива ведут портфолио второй год, а вторая часть первый. Это связанно с ежегодным обновлением списочного состава группы. Считаем, что портфолио для детей, это не просто папка с именем и фамилией, в которой отражены достижения, это нечто большее. В нашей группе это авторская книга, которую ребенок «пишет» сам, вкладывая в ее создание свою индивидуальность, неповторимость, еженедельно наполняя ее своими победами, новыми умениями в разных видах деятельности. Для ведения портфолио мы определили несколько обязательных разделов: «Давайте знакомиться», в который вошли страницы «Это я», «Я люблю», «У меня хорошо получается», «Хочу научиться». Следующие разделы: «Моя семья», «Мое творчество», «Мои достижения», «Я с логопедом, Еленой Сергеевной», «Я с психологом, Мариной Геннадьевной». Все остальное наполнение исходит исключительно от детей и договоренности с родителями. Для заполнения портфолио у нас определен единый день и время. Это пятница, после сна. Домой портфолио дети могут брать каждые выходные, но не реже одного раза в месяц. Папки с портфолио содержатся в органайзере, в доступном для детей месте. Хочется отметить, что не все родители поддержали инициативу ребенка по ведению портфолио, поэтому нами было принято решение создать портфолио ребенка без привлечения родителей. Таких детей у нас двое. Это решение оправдано тем, чтобы в данной ситуации ребенок не чувствовал своего ущемления, а вел полноценную включенность в деятельность на ровне со всеми, имея свое желание.
Подводя итог хочется сказать, что нам симпатична идея, которая привязывает выполнение задач педагога не к определенному времени, а к событиям. Это и есть гибкое планирование. В процессе моего рассказа вы услышали модели гибкого планирования, которые мы активно используем в деятельности с детьми. Это «Планирование в кругу» в нашем случае это «Утренний, вечерний круг» и «Детское планирование» в разных его формах и проявлениях, «Календарь тематических дней», в нашем случае это «Линейный календарь», «Проектная деятельность», которая как правило вытекает из детских интересов.
Мы создаём в группе особую комфортную атмосферу. Уважаем и общаемся с каждым ребенком, чтобы понимать его чувства и потребности, интересы и возможности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/02/picture-747625-1454385312.jpg)
Адаптированная основная образовательная программа группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Цель реализации Программы: развитие личности детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных и, индивидуаль...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/14/picture-266376-1371200624.jpg)
Индивидуализация образовательной среды группы
Представленный опыт работы поможет воспитателям создать в группе среду интересную для всех участников образовательного процесса...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-383016-1389781321.jpg)
Аналитическая справка по организации развивающей предметно-пространственной среды группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста № 08 «Пчелки»
РППС в группе компенсирующей направленности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-383016-1389781321.jpg)
Аналитическая справка по организации развивающей предметно-пространственной среды группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста № 08 «Пчелки» МБДОУ «Д/с № 47»
Анализ РППС в руппе компенсирующей направленности...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/11/picture-288730-1431350565.jpg)
Паспорт развивающей предметно-пространственной среды группы компенсирующей направленности с детьми с ТНР (5-7 лет)
В данном материале представлен паспорт развивающей предметно-пространственной среды группы компенсирующей направленности с детьми с ТНР (5-7 лет). Очень важное значение при формиров...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/11/picture-1312167-1665471370.jpg)
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР...