Методическая разработка "Моя семья"
методическая разработка (младшая группа)
Брошюра « Моя семья» посвящена проекту целью которого является создание организационно – педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье. Она дает возможность обогатить знания детей о своей семье, способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 337.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Моя семья»
(Проектная деятельность с детьми II – ой младшей группы)
2024г
Брошюра « Моя семья» посвящена проекту целью которого является создание организационно – педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье. Она дает возможность обогатить знания детей о своей семье, способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Брошюра будет полезна для молодых воспитателей детских садов.
Содержание
Введение……………………………………………………………………5
- Проектная работа……………………………………………………….6
2. План реализации…………………………………………………….…..8
2.1. Работа с детьми …………………………………………..…………..8
2.2. Методическая работа с кадрами……………………………..……....9
2.3. Взаимодействие с родителями………………………………..……..10
Заключение………………………………………………………………..12
Список использованной литературы………………………………….…13
Приложение ……………………………………………………………....14
- Консультация для воспитателей «Взаимодействие ДОУ и семьи».14
- Консультация «Роль отца в воспитании ребенка 2-4 лет»……….…17
- Стихи о семье………………………………………………………….20
- Загадки………………………………………………………………....32
- Пальчиковая гимнастика……………………………………………...34
- Физкультминутки……………………………………………………...35
- Пословицы и поговорки…………………………………………...….37
- Игры……………………………………………………………….……39
- Памятка по составлению генеалогического дерева своей семьи…..41
- Сводная информационно-диагностическая карта по выявлению знаний у детей о своей семье…………………………………………42
- Анкета для родителей «Моя Семья»…………………………………43
Введение
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых метода, методики, технологии, программы). Развитие ДОУ переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.
Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные исследования; социокультурная среда; потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижение положительной динамики в развитии детей.
Источником распространения инновационных технологий выступают методические советы дошкольных образовательных учреждений, научно-практические конференции на базе высших учебных учреждений, средства массовой информации.
1. Проектная работа
Название: «Моя семья»
Актуальность проблемы: педагогический коллектив нашего детского сада большое внимание уделяет социально- нравственному воспитанию детей, через совместные мероприятия с родителями дошкольников.
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Данный проект призван помочь понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием "семья" невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге.
Работа над проектами имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития отношений, для укрепления в сознании ребёнка своей компетентности, умение выступать перед большим коллективом слушателей, развития речи (монологической и диалогической). Вместе с этим накапливается жизненный опыт ребёнка, тренируются и развиваются его коммуникативные способности, что в преддверии школьной жизни очень важно.
Разработчик проекта: Абсалямова Р.Р. воспитатель МАДОУ «Детский сад № 77»
Цель: Создание организационно – педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье.
Задачи:
1. Обогатить знания детей о своей семье.
2. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Участники: родители, дети II младшей группы, воспитатель, педагоги.
Длительность: 5 месяцев.
Ожидаемые конечные результаты:
1. Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
2. Совместная деятельность будет способствовать укреплению отношений между родителем и ребенком.
3. Повышение интереса родителей к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
2. План реализации
2.1. Работа с детьми
Таблица №1
Этапы проекта | Содержание работы | Практические материалы |
1 этап - погружение в проект, обсуждение мотивов участия детей в представленной деятельности. | опрос детей | «Что я знаю о семье?». |
беседы | «Какие мы»; «Моя семья»; «У нас в гостях бабушка». | |
рассматривание фотографий членов семьи; | Внесение семейных фотографий; | |
2 этап – выбор идей, поиск путей решения проблемы. | проведение развивающих игр; | д/и «А ты кто такой?»; «Кому что надо?» (о профессиях); |
проведение творческих игр; | с/р «Семья»; «День рождение мишки»; «Создание семейного уголка»; | |
художественная литература; | сказки: «Репка», «Гуси-лебеди», «Волк и козлята», «Три медведя»; К.Чуковский «Мойдодыр»; Е.Благинина «Посидим в тишине»; | |
аудиовизуальные средства | В.Моцарт «Колыбельная»; песни о маме, папе, дедушке, бабушке. | |
3 этап – реализация идеи. | 1. Непосредственно – образовательная деятельность. | Тема: «Моя семья» Цель: закрепить знания детей о самих себе, воспитывать ласковое и чуткое отношение к своим близким. |
Художественно-продуктивная деятельность. | Альбом рисунков «Моя семья». | |
Выставка эмблем и девизов. | Тема: «Древа семьи». |
2.2. Методическая работа с кадрами
Таблица №2
Содержание деятельности | Практический материал |
Консультация для воспитателей. | Тема: «Взаимодействие ДОУ и семьи». |
Подготовка к родительскому собранию по теме проекта. | Анкетирование «Моя семья». Цель: анкетирования: выявить, каковы взаимоотношения в семье. |
Подготовка психологического теста совместно с психологом. | Методика «Мамины прикосновения». |
2.3. Взаимодействие с родителями
Таблица №3
Содержание деятельности | Практический материал |
Познакомить родителей с планом работы по проекту «Моя семья». | План-схема по реализации проекта «Моя семья». |
Примерная форма приглашения на родительское собрание. | Примерная форма приглашения на родительское собрание. |
Провести родительское собрание по теме проекта. | Родительское собрание «Роль семьи в воспитании дошкольника». |
Консультация для родителей. | Консультация «Роль отца в воспитании ребенка». |
Ожидаемые результаты:
1. Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
2. Совместная деятельность будет способствовать укреплению отношений между родителями и детьми.
3. Повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников.
Оценка результатов :
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду. Многие родители проявили творчество при выполнении заданий.
Необходимо дополнять комплекты развивающих игр, приобретать познавательную литературу для детей, комплекты сюжетных картин по нравственно – патриотическому воспитанию для дальнейшего развития детей.
В результате общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Заключение
Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.
Дошкольное образовательное учреждение – организационно системный механизм с четкими подходами к решению задач воспитательно-образовательного процесса, модель взрослого мира, в котором предстоит жить ребенку. Интеграция ребенка в группе сверстников (социум) происходит путем распределения и соблюдения определенных правил. Получая навыки нравственного воспитания, ребенок становится носителем общественного сознания, а значит, полноценной личностью.
Список использованной литературы
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года)
2. ФадинаГ.В., Андреева И.Г., Лобанова Е.А и др. «Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях»:учебно-методическое пособие - Балашов: Николаев, 2004.- 64с.
3. Гризик Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. №5
4. Данилина Т.А., Лагода Т.С, «Проектный метод в деятельности ДОУ. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ», Издательство: АРКТИ, 2004 - 96 с.
5. Евдокимова Е. «Технология проектирования ДОУ». (Б-ка руководителя ДОУ) Издательство: СФЕРА, ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР, 2006. - 64 с.
6. Александрова Э.И. «Система патриотического воспитания в ДОУ» Издательство: Учитель, 2007 - 203 с.
7. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие Издательство: СФЕРА, ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР, 2004 - 64 с.
Консультация для воспитателей «Взаимодействие ДОУ и семьи»
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.
Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.
Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.
Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.
Основная цель данной работы – всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка. Приоритетными направлениями в деятельности педагогического коллектива ДОУ служат:
повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;
приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
повышение воспитательных умений и педагогической культуры родителей.
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация проектной работы. В работе принимают участие различные специалисты ДОУ. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.
Примерная тематика проектов:
«Расти здоровым, малыш!»
«Развитие художественно-творческих способностей»
«Приобщение детей к природе»
«Патриотическое воспитание дошкольников»
«Речевое развитие дошкольников» и др.
Благодаря деятельности подобных проектов наладилась прочная взаимосвязь с семьями, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками. Деятельность проекта показала жизненную необходимость и практическую значимость принципа взаимопроникновения двух социальных институтов – детского сада и семьи.
Консультация «Роль отца в воспитании ребенка 2-4 лет»
Внимание и любовь отца требуется ребенку, независимо от пола. Это очень хорошо, если у отца есть много свободного времени, которое он может подарить своему сыну или дочери. Но, в большинстве случаев, придя домой после работы, папе хочется посмотреть телевизор или почитать книгу. Хотя, если бы мы осознавали, как необходимо наше внимание детям. Но не стоит играть с ребенком без охоты. Лучше будет уделить ребенку минут 10-15, а затем объяснить, что папа устал и хочет отдохнуть. Часто отцы стремятся вырастить из своего ребенка настоящего чемпиона, что называется во всех отношениях, из-за этого им становится очень трудно просто весело проводить время друг с другом. Папа может еще в раннем возрасте начать учить его играть в баскетбол или футбол. Если отец все время будет указывать ребенку на его минусы, ему начинает казаться, что он не способен воспринимать и учиться. Однажды паренек полюбит спорт, если у него останутся уверенность в себе и стремление к занятию футболом. Похвала отца для него важнее, чем бесконечные втыки и указания. Игра в футбол - отличное занятие, если это инициатива мальчика, усиленная поддержкой отца. Мальчик не становится настоящим мужчиной только потому, что он родился с мужским телом. Он осознает себя мужчиной и ведет себя, как мужчина, благодаря возможности наследовать своего отца или старшего брата или более взрослого мальчика, с которым общается и проводит время. Он может подражать человеку, к которому испытывает симпатию. Когда отец постоянно раздражен и не хочет понимать поступки своего сына, возможно мальчик будет чувствовать себя неловко в компании отца, и среди других мужчин и мальчиков. Такому мальчику проще будет брать пример и наследовать свою мать. То есть, если отец хочет, чтобы его сын стал мужчиной, ему стоит проще относиться к ребенку и не ругать его за игры с девочками или когда тот плачет, а постараться понять кроху и доходчиво объяснить сыну, что нужно делать, для того чтобы достичь успехов в спорте и во всем остальном. Папа должен с позитивным настроем проводить время с сыном, для того, чтобы он понял, что он друг и товарищ. Отец с сыном должны иметь время на совместные прогулки и походы в интересные места. Ну и конечно не обойтись без своих мужских секретов и тем, которые обсуждают только мужчины.
Мальчику пример для подражания - отец, однако многие не осознают, что для девочки отец играет другую, не менее важную роль в ее воспитании. Девочка не берет пример с отца, но его расположение укрепляет ее уверенность в себе. Папа должен восхищаться красивой прической или модным платьем девочки, или чем-нибудь, что умница сделает своими силами. Когда девочка повзрослеет, папа должен показывать, что он к ней прислушивается и, по возможности, обсуждать с ней свои дела. А когда дочь совсем повзрослеет, у нее начнут появляться друзья-мальчики, в этот момент очень важно, чтобы папа относился к ним хорошо, ну или хотя бы сносно, если, по его мнению, парень не совсем подходит для девочки. Когда девочка распознает в отце те качества, которые делают его настоящим мужчиной, она будет готова для большого мира, который наполовину состоит из мужчин. Выбор дочери в будущем, когда она станет девушкой, ее течение замужней жизни и сам избранник во многом зависит от того, какие отношения выстроились у нее с отцом за время становления ее личности.
Чаще всего отцы отдают предпочтение бурным играм с детьми, кстати, которые приходятся детям по душе. Но дети часто перевозбуждаются от таких игр, отчего им начинают сниться кошмары. Необходимо четко знать, что в возрасте от 2 до 4 лет детям свойственно терять контроль над такими чувствами, как страх, ненависть и любовь. Маленькие дети плохо чувствуют грань между реальностью и вымыслом. Если отец играет во льва, то ребенок в этот момент и в самом деле считает его львом. Это может оказать слишком отрицательное влияние на ребенка. Поэтому бурные игры должны быть добрыми и недолгими, даже если ребенку нравится и он просит еще. Очень важно, чтобы бурные игры были не погонями и драками, а просто гимнастикой. Если ребенок будет сильно возбужден, следует немедленно прекратить. Еще стоит сказать пару слов о насмешках. Никогда не стоит насмехаться над своим ребенком. Иногда, рассердившись на сына, отец заменяет свое негодование насмешкой. Ребенок остается униженным. В нашей консультации для родителей мы хотели бы отметить, что насмешки - слишком сильное средство наказания для детей в любом возрасте
Стихи о семье
Утреннее настроение
У папы настроение
Зазавтракомчитальное,
У мамы настроение
Напапуобижальное,
У брата настроение
Кричальнопогремучее,
А у меня,А у меня –
Покомнатампрыгучее.
В. Лунин
***
Подарки
Мне туфельки
Мама вчера подарила,
Конфеты
Мне папа принёс.
Сестра подарила
Мне щётку и мыло,
А брат –
Заводной паровоз.
Ещё подарили мне
Чашку, и ложку,
И кубики –
Строить дома.
Но рыжую кошку,
Прекрасную кошку
Нашла во дворе
Я сама!
В. Лунин
***
Гости прыгали и пели,
После сели все в кружок –
Пили чай, конфеты ели
И хвалили пирожок.
Был хорош пирог капустный,
Но куда вкусней другой,
Очень сдобный, очень вкусный,
С ярко-жёлтой курагой.
А потом играли в прятки,
В куклы, салки и лошадки.
А потом все вдруг ушли,
И мы с братишкой спать легли.
Е. Благинина
***
Обновка
Кто купил в горошек ситцу?
Папа – вот кто.
Сшила что за мастерица?
Мама – вот кто.
Кто в обновку нарядится,
Чья дочурка-баловница?
Маша – вот кто.
С. Капутикян
***
Разговор о маме
От чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Мы любим её,
Как хорошего друга,
За то, что у нас
С нею всё сообща,
За то, что, когда
Нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча.
Мы любим её и за то,
Что порою
Становятся строже
В морщинках глаза,
Но стоит с повинной
Прийти головою-
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза.
За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце своё.
И просто за то,
Что она – наша мама,
Мы крепко и нежно
Любим её.
Н. Саконская
***
Ваза синяя разбита,
Лужа на паркете…
Мать на мальчиков сердита:
- Отвечайте, дети,
Кто из вас букет с цветами
Уронил с окошка? –
Может быть, ответить маме:
«Виновата кошка»?
И Володя и Сережа
Покраснели сразу.
Мама спрашивает строже:
- Кто же трогал вазу?
Младший прячется за брата,
Старший смотрит прямо,
Говорит: – Прости нас, мама,
Оба виноваты.
- Только я совсем немножко! –
Закричал Сережа. –
Мячик прыгнул на окошко –
Виноват он тоже…
Виноват наполовину
Мячик волейбольный.
Почему же младшим сыном
Мама недовольна?
З. Александрова
***
Загадка
У мамы моей
Пять сыновей,
Начну я считать –
И вовсе не пять.
Считайте хоть сами:
Володя, Игнат,
Серёжа и Саня –
Мой маленький брат.
Четыре? Четыре!
А пятого нет.
Считаю сначала –
Всё тот же ответ.
Считаю по пальцам
Вперёд и назад.
Скажите, ребята,
Где пятый мой брат?
Ведь точно я знаю:
У мамы моей
Пять сыновей.
В. Осеева
***
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадётся золотой.
И сказала я лучу:
-Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
-Ничего, - шепнул он будто,
-Посидим и в тишине!..
Е. Благинина
***
Колыбельная для мамы
Баю-баю, мама!
Ляг в кроватку рано.
Ляг, а я тебе спою
Колыбельную свою.
Баю-баю, мама!
Знаю, ты устала.
Целый день своим теплом
Согревала ты наш дом.
Баю-баю, мама!
Ночь полна тумана.
Обниму тебя рукой,
Подарю тебе покой.
Баю-баю, мама!
Я шалить не стану.
Лягу рядом на кровать,
Полежу и буду… спать.
Баю-баю!...
Т. Бокова
***
Разгром
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.
-Был на квартиру налёт?
-Нет.
-К нам приходил бегемот?
-Нет.
-Может быть, дом не наш?
-Наш.
-Может не наш этаж?
-Наш.
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
-Значит, это не обвал?
-Нет.
-Значит, слон не танцевал?
-Нет.
-Очень рада. Оказалось,
Я напрасно волновалась.
Э. Успенский
***
Мама тесто замесила
Из пшеничной из муки.
Я кусочек попросила,
Стала делать пирожки.
Я леплю,
Я делаю,
Только не пойму:
У мамы-то – белые,
У меня-то – серые…
Не знаю почему.
Е. Благинина
***
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит
И заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз?
«Мама дорогая».
Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говорит
И игрушки вам дарит?
«Мама золотая».
Если, дети, вы ленивы,
Непослушны, шаловливы,
Что бывает иногда,-
Кто же слёзы льёт тогда?
«Всё она, родная».
И. Косяков
***
Самый лучший!
Может он в футбол играть,
Может книжку он читать,
Может суп мне разогреть,
Может мультик посмотреть,
Может поиграть он в шашки,
Может даже вымыть чашки,
Может рисовать машинки,
Может собирать картинки,
Может прокатить меня
Вместо быстрого коня.
Может рыбу он ловить,
Кран на кухне починить.
Для меня всегда герой –
Самый лучший ПАПА мой!
О. Чусовитина
***
Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный,
Ласковый он.
Я жду с нетерпением
Папу с работы.
Всегда мне в портфеле
Приносит он что-то.
Мой папа находчивый,
Умный и смелый.
Ему по плечу
Даже сложное дело.
Ещё он – шалун,
Озорник и проказник.
С ним каждый мой день
Превращается в праздник.
Мой папа весёлый,
Но строгий и честный.
С ним книжки читать
Играть интересно.
И скучно без папы
На санках кататься.
Никто не умеет
Так громко смеяться.
Мой папа – волшебник,
Он самый хороший.
Он вмиг превращается
В то, что попросишь.
Он может стать клоуном,
Тигром, жирафом.
Но лучше всего
Он умеет быть папой.
Его обниму я
И тихо шепну:
- Мой папочка, я тебя
Крепко люблю!
Ты самый заботливый,
Самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!
Л. Разумова
***
Про папу
Ты сильный и смелый,
И самый большой,
Ругаешь - по делу,
И хвалишь – с душой!
Ты друг самый лучший,
Всегда защитишь,
Где надо – научишь,
За шалость простишь.
Любую поломку
Легко устраняешь,
И головоломку
Ты быстро решаешь.
Я рядом шагаю,
За руку держусь!
Тебе подражаю,
Тобою горжусь.
***
Как папа
Хочу похожим быть на папу.
Во всём хочу как папа стать.
Как он -
Носить костюм и шляпу,
Ходить, смотреть и даже спать.
Быть сильным, умным,
Не лениться,
И делать всё, как он - на пять!
И не забыть ещё жениться!
И... нашу маму в жёны взять.
Т. Бокова
***
Помощница
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,—
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
А. Барто
***
Научу обуваться и братца
Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца,
Обуваться научу.
Вот они - сапожки.
Этот - с левой ножки.
Этот - с правой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем калошки.
Эта - с правой ножки,
Эта - с левой ножки.
Вот как хорошо!
Е. Благинина
***
На кого же он похож?
До чего же он пригож!
— На кого же он похож?
Папа говорит: — На маму!
Очень славненький с лица.
Мама говорит: — На папу!
Взгляд смышлёный у мальца.
Обе бабушки друг дружке
Уступают битый час:
Внук похож на вас, не спорьте!
Что вы, душенька, — на вас!
Я один сижу, как мышка:
Пусть потешится родня...
Я-то знаю, что братишка
Уродился весь в меня!
М. Бородицкая
***
Раньше всех встает с утра
Моя младшая сестра,
Целый день она хлопочет,
А под вечер спать не хочет.
Мы ей даже пели песни -
Не идет к ней сон, хоть тресни.
Может, просто дело в том,
Что шагает сон пешком?
Для сестры, как старший брат,
Я рисую самокат,
Чтобы сон на самокате,
Приезжал к сестренке Кате.
***
Стихи про бабушку
Неужели бабушка
не вязала пятки,
а играла в салочки,
а играла в прятки?
Я Неужели бабушка,
Бабушка родная,
по травушке-муравушке
прыгала босая?
И вздохнула тяжко
бабушкина чашка.
Чашка
без ручки
отвечала внучке:
-Ах, была у бабушки
косичка золотая,
ах, по травке бабушка
бегала босая.
Как же, как же, лапушка,-
сказала чашка старенькая.-
Меня роняла бабушка,
когда
была
маленькая!
Э. Мошковская
***
Бабушкины руки
Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
И всё мне любо в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.
Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
Латают, вяжут, метят,
Всё что-то мастерят.
Так толсто мажут пенки,
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так..
Настанет вечер – тени
Сплетают на стене
И сказки-сновиденья
Рассказывают мне.
Ко сну ночник засветят –
И тут замолкнут вдруг.
Умней их, нет на свете
И нет добрее рук.
Л.Квитко
***
Забота
Если внyки веселы, -
Бабyшка подавно:
- Ишь, pаспелись, как щеглы,
До чего же славно!
Если внyки есть хотят, -
Бабyшке отpада:
- Пyсть сидят, пyсть едят,
Подpастать им надо!
Если внyки вышли в сад, -
Бабyшка в тpевоге:
- Hy как дождь, либо гpад,
Ведь пpомочат ноги!
Если внyки спать легли, -
Бабyшка не дышит:
- Баю-баю, люли,
Тише, тише, тише!
Чистота, тишина,
Теплота, дpемота.
Вот какая она -
Бабyшка-забота!
Hy а вы? Каковы?
Как там с бабyшкой вы?
Е. Благинина
***
Внучка
Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду также
Бабушкой и я?
Разве оставаться
Маленькой нельзя.
А. Плещеев
***
Моя бабушка
Со мною бабушка моя,
И значит, главный в доме — я,
Шкафы мне можно открывать,
Цветы кефиром поливать,
Играть подушкою в футбол
И полотенцем чистить пол.
Могу я есть руками торт,
Нарочно хлопать дверью!
А с мамой это не пройдет.
Я уже проверил.
Р. Рождественский
***
Славный дедушка, родной…
Славный дедушка, родной,
Самый добрый, дорогой,
Поздравляем мы тебя,
Я и вся моя родня!
Ты, мой милый, не болей,
С каждым годом здоровей,
Чтобы ягоды с грибами
Мог легко ты собирать,
Стану старше я годами,
Буду тоже помогать!
Хоть и маленькая я,
Понимаешь ты меня.
И наверно потому
Больше всех тебя люблю!
***
Моя родня
Мама с папой - моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфета Тишке.
А еще есть друг у меня,
Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Я. Аким
***
Ребёнок
Больше всего на свете
Хочу, чтоб накрыли стол,
И чтобы сегодня папа
Чуть-чуть пораньше пришёл,
И чтоб нарядилась мама
И улыбнулась всем,
И чтобы меня похвалили
За то, что молчу и ем.
Больше всего на свете
Хотелось бы так пожить!
И чтобы хватило времени
Со всеми
Поговорить…
***
Семья
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Приложение 4
Загадки
***
Научит добру и отдаст всё на свете,
И нет её лучше на целой планете.
Тебя приведет она к Божьему храму,
А ты не забудь, помолиться за…
(маму)
Книжки вечером читает
И всегда всё понимает,
Даже если я упряма,
Знаю, любит меня
(Мама)
***
Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал «Вставать пора?»
Кашу кто успел сварить?
Чаю – в чашку мне налить?
Кто косички мне заплёл?
Целый дом один подмёл?
Кто цветов в саду нарвал?
Кто меня поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучших всех?
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забивать научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно …
(папа)
(Мама)
***
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой …
(бабушки)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый …
(дед)
Веселые детские загадки о семье
1. Изогнутые дужки
Прицепил на ушки,
А стекляшечки — на нос.
Отвечай-ка на вопрос:
Видит буквы дед в словах,
В чём читает он? … В ОЧКАХ.
2. Бабушка что-то с утра потеряла,
И не найдя, позже внукам сказала:
«Будем читать с вами книжку, внучки?
Вижу я плохо, найдите ...» ОЧКИ.
3. Если у дитя нет слуха,
Не умеет чадо петь,
Говорят тогда: «Медведь
Наступил дитю на …». УХО.
4. Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама,
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша … МАМА.
5. Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, … ПАПА.
6. Вот ведь дело-то какое…
Нас не семеро, а трое:
Папа, Мамочка и я,
Но все вместе мы — … СЕМЬЯ.
7. Пусть не хожу я в детский сад,
Я дома ем оладушки.
Пенсионерка, я и рад,
Моя родная … БАБУШКА.
8. Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший … БРАТ.
9. Мама с папой говорят,
Что теперь я — старший брат,
Что за куколка в коляске
Плачет? Видимо, от тряски?
В ванной ползунков гора!
Брату кто она? … СЕСТРА.
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик – дедка,
Этот пальчик – бабка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – Я!
Вот и вся наша семья!
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем –
В лес ходил.
С этим братцем –
Щи варил.
С этим братцем –
Кашу ел.
С этим братцем –
Песни пел!
***
«Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки!
(Хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони
Все в морщинах собраны.
(Показывают руки ладонями вверх)
А у бабушки ладони
Добрые-предобрые.
(Поглаживают ладони друг о друга)
Все работали ладони
Долгими годами.
(Постукивает кулаками о ладони)
Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами.
(Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони.
И с любой печалью сладят
Теплые ладони.
(Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них)
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки!
(Хлопают в ладоши)
Физкультминутки
***
Помогаем маме
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
(Подражательные движения по тексту.)
***
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка, (наклоны туловища вправо-влево)
Мой сверчок, щегол и я – (повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)
***
Девочка Мила
Вечером девочка Мила (шагаем на месте)
В садике клумбу разбила, (прыжки на месте)
Брат её мальчик Иван (приседания)
Тоже разбил… стакан! (хлопаем в ладоши)
***
Пингвины
Идут себе вразвалочку,
Ступают вперевалочку
Пингвин-папа,
Пингвин-мама
И сынишка пингвинишка
В черном фраке и манишке.
(имитировать движения пингвинов, шагать по кругу)
***
«Ладушки, ладушки, где были?
У бабушки. (хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони
Все в морщинки собраны. (показывают ладони)
А у бабушки ладони
Добрые-предобрые. (поглаживают ладони одну о другую)
Ведь работали ладони
Долгими годами. (постукивают кулачками)
Пахнут добрые ладони
Щами, пирогами. (подносят ладони к лицу)
По кудрям меня погладят
Добрые ладони. (гладят голову)
И с моей печалью сладят
Теплые ладони. (подносят ладони к лицу, дуют на них)
Ладушки, ладушки, где были?
У бабушки». (хлопают в ладоши)
Пословицы и поговорки
Бабушке – один только дедушка не внук.
Братская любовь лучше каменных стен.
В недружной семье добра не бывает.
В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Где любовь и совет, там и горя нет.
Дети родителям не судьи.
Добро по миру не рекой течёт, а семьёй живёт.
Добрый сын отцу – радость, а худой – печаль.
Жалей отца с матерью, других не найдёшь.
Жениться — не воды напиться.
Изба детьми весела.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
Лучше хлеб есть с водой, чем жить со злою женой.
Материнская ласка конца не знает.
Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
Матушкин гнев, что весенний снег: много его выпадает, да скоро тает.
Муж без жены — что гусь без воды.
На что и клад, когда в семье лад.
Намеки да попреки — семейные пороки.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Не откладывай работу на субботу, а женитьбу на старость.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Нет такого дружка, как родная матушка.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Птица рада весне, а младенец - матери.
С плохой женой состаришься, с хорошей помолодеешь.
Семья — опора счастья.
Семья без детей, что часы без гирьки.
Семья в куче, не страшна и туча.
Семья крепка ладом.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Сердце матери лучше солнца согреет.
Слава сына — отцу отрада.
Слепой щенок и тот к матери ползет.
У милого дитяти много имен.
Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.
Хоть тесно, да лучше вместе.
Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.
Игры
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.
Игровой материал. Куклы, мебель, посуда, ванночка для купания, строительный материал, игрушки – животные.
Подготовка к игре. Наблюдение за работой няни, воспитательницы в группах детей второго года жизни; наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций : Е. Благинина «Аленушка», З. Александрова « Мой мишка». Постройка мебели.
Игровые роли. Мама, папа.
Ход игры. Игра начинается с того, что педагог вносит в группу большую красивую куклу. Обращаясь к детям, он говорит : «Дети, куклу зовут Оксана. Она будет жить у нас в группе. Давайте вместе построим ей комнату, где она будет спать и играть». Дети вместе с воспитателем строят для куклы комнату.
После этого воспитатель напоминает им, как можно играть с куклой: носить ее на руках, катать в коляске, на машине, кормить, переодевать. При этом подчеркивает, что с куклой следует обращаться бережно, ласково разговаривать с ней, проявлять заботу о ней, как это делают настоящие мамы.
Затем дети играют с куклой самостоятельно.
Когда дети достаточное количество времени поиграли сами, воспитатель организовывает совместную игру.
При организации игры он должен учитывать взаимоотношения мальчиков и девочек. Так, пока девочки кормят кукол, моют посуду, мальчики вместе с педагогом строят из стульев машину и приглашают девочек поехать покататься вместе с куклами.
После этого воспитатель может внести еще одну куклу – подружку Оксаны, куклу Катю. Педагог знакомит детей с новой куклой, рассказывает, как нужно с ней играть, где обе куклы будут жить.
Игры с двумя куклами уже сами по себе обязывают к совместной деятельности сразу нескольких детей. В это время близость воспитателя, а часто и включение его в игру необходимы. Уже в последующем, когда дети уже несколько раз поиграют в эту игру, воспитателю бывает достаточно только напомнить о возможных ролях, чтобы началась игра : «Дети, кто хочет быть мамой Оксаны? А мамой Кати? А кто хочет быть воспитателем?». Каждый из детей начинает выполнять свои обязанности.
***
Словесная игра «А ты мне кто?»
Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится ведущим и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т.д. загадывает загадки о членах семьи.
Например:
1.Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
В щёчку поцелует - чмок?
Вот она всегда какая
Моя ... родная!
2. Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, …
3. Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой ... (бабушки)
4. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый ... (дед)
Памятка
по составлению генеалогического дерева своей семьи
- 1.Изучите историю своей семьи.(семейные реликвии, традиции)
- Рассмотрите фотографии в семейных альбомах.
- Расположите фотографии по родственным связям.
- Продумайте макет генеалогического древа своей семьи.
- Составьте генеалогическое дерево своей семьи
Сводная информационно-диагностическая карта по выявлению знаний у детей о своей семье.
Ф.И. ребенка параметры | ребенок | ФИО | Адрес | Семейные традиции | |||||||
Фамилия | Имя | Отчество | Матери | Отца | Родители отца | Родители матери | Город | Улица | № дома | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 | |||||||||||
16 | |||||||||||
17 | |||||||||||
18 | |||||||||||
19 | |||||||||||
20 | |||||||||||
21 | |||||||||||
22 | |||||||||||
23 | |||||||||||
24 |
Условные обозначения: ○ – хорошо, □ – затрудняется, ◊ – не знает.
Анкета для родителей «Моя Семья»
1. Перечислите всех членов семьи, живущих вместе с вами:
- мама
- папа
- брат
- сестра
- бабушка
- дедушка
- тётя
- дядя
2. Какие семейные традиции вы соблюдаете?
- Посещение кино, театра, концертов
- Дни поминовения усопших
- Дни рождения
- Религиозные обряды (посещения церкви, посты, праздники . . )
- Гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 1 мая, 9 мая . . )
- Интеллектуальные конкурсы, викторины
- Совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу
- Дошкольные или школьные праздники
3. Отметьте, какими увлечениями вы занимаетесь вместе с детьми?
- Чтение книг
- Домашнее животное (уход, дрессировка)
- Живопись, рисование, аппликация, нетрадиционные техники (какие)
- Шахматы, шашки
- Коллекционирование
- Рыбалка
- Спорт
- Шитьё, вышивка, вязание
- Сочинение стихов, сказок, рассказов
4. Какой труд объединяет вашу семью?
- Общего труда нет, у каждого свое дело
- Уборка квартиры
- Работа в саду, на даче
- Ремонт квартиры
- Уход за младшим ребёнком
- Уход за домашними животными
5. Собираете ли вы семейные советы для того, чтобы:
- Обсуждать проблемы воспитания детей
- Обсуждать покупки членов семьи
- Распределять работу по дому, ответственность
- Планировать отпуск
- Распределить бюджет семьи
- Семейные проблемы решаются в рабочем порядке, без специальных семейных советов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/12/picture-202367-1360677371.png)
Методическое пособие «Семья – любви великой царство»
Методическое пособие для педагогов и родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/16/picture-368916-1387223063.jpg)
методическая разработка: семы оригами по лексическим темам
Предлагается разработка схем оригами по лексическим темам с использованием логоритмических упражнений и пальчиковой гимнастики...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/10/picture-339951-1384109254.jpg)
Учебно-методический материал - "Семья"
Ребенок должен постоянно ощущать, что в семье все делится поровну – забота, труд, лакомства, внимание, огорчения, радость. Атмосфера взаимной ответственности и равенства должна быть своеобразной профи...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/28/picture-877731-1706465282.jpg)
Методическая памятка "Семья и семейные ценности"
В данной памятке раскрывается понятие семья, семья и семейные ценности.Основные семейные ценности...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/16/picture-292804-1613479273.jpg)
Доклад - презентация на тему: «Обеспечение методической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в ДОУ. Работа консультативных пунктов»
Расмотрены основные проблемы взаимодействия ДОУ с родителями и их причины. Освещена такая форма работы, как консультативный пункт....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/15/picture-725541-1450196258.jpg)
Методическая разработка "Семья как много в этом слове"
Конспект интегрированного занятия к дню "Семьи, любви и верности" для детей старшего дошкольного возраста....