«Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
консультация

О музейной педагогике в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_muzeynoy_pedagogike.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете: «Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.

Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии немецким учёным- Гансом Фройденталем.

Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини - музеями».

Цель музейной педагогики — создание условий для развития личности путем  включения  её  в  многообразную  деятельность  музея.  Поэтому  на сегодняшний  день  её  рассматривают  как  инновационную  педагогическую технологию.


  Музейная педагогика состоит из работы, направленной на:

  •  формирование целостного отношения к культурному наследию и привитию вкуса к общению с музейными ценностями;
  •  развитие способности воспринимать музейную информацию;
  •  воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности детей.

   Методы, используемые в музейной педагогики многообразны и подходят для детей всех возрастных групп:

- погружение в прошлое,

- манипулирование с музейными предметами,

 -сюжетно-ролевая игра с переодеванием,

-  смена интерьеров,

       -экскурсия по выставке,

              -демонстрация экспонатов и так далее.

Направления деятельности музея:

-Поисково -собирательское ;экспозиционное; экскурсионное.

«ПОДОБНО ТОМУ, КАК ЦВЕТОК ВЫРАСТАЕТ ИЗ ЗЕРНА,НАША ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ ИМЕЕТ СВОИМ ИСТОКОМ ТОТ«УГОЛОК ЗЕМЛИ»,ГДЕ МЫ РОДИЛИСЬ И ВЫРОСЛИ» Николай Павлович Смирнов (писатель)

С воспитания чувства привязанности к родному краю, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет расти более сложное образование- чувство любви к своей стране.

Цель создания музея: приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному городу, желание сохранить традиции и обычаи края.

Задачи создания музея:

-дать знания детям о родном городе, микрорайоне: достопримечательности, промышленные объекты.

-расширить кругозор детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;

             -воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное;

-закреплять знания о знакомых улицах ,проспектах ,бульварах, где находиться дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;

             -воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город;

-развивать бережное и созидательное отношения к городу.

Работа по внедрению технологий музейной педагогики в процесс формирования нравственно – патриотических ценностей протекает  в несколько этапов.

   На первом этапе дети знакомятся с такими понятиями как «музей», «экспозиция»,

с правилами поведения в музее; для детей организуются виртуальные экскурсии по музеям города.

   Для родителей оформляются консультации, папки – передвижки, организуются виртуальные экскурсии.

На втором этапе детям предъявляется готовый мини- музей, организуются экскурсии, игры с экспонатами музея.

 На третьем этапе дети и их семьи включаются в процесс создания  тематического мини – музея: участвуют в сборе экспонатов, оформлении экспозиции, подготовке экскурсоводов, разработке методов и приемов интерактивного взаимодействия с содержимым мини – музея.

 Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты.

    Использование технологии музейной педагогики в детском саду актуально и эффективно. Музейная педагогика даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Именно в деятельности мини-музея, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт.

 

                                       

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Музейная педагогика позволяет детям «погрузиться» в историческое прошлое и настоящее родного края, изучить его особенности и традиции, способствует творческому развитию личности, имеет огромное значе...

Консультация для воспитателей "Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и цивилизации культура, традиции прошлого и нравстве...

Консультация для воспитателей "Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Консультация для воспитателейна тему: Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников         В наше время научного прогресса остр...

Презентация "Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании"

  Музейная педагогика позволяет детям «погрузиться» в историческое прошлое и настоящее  родного края, изучить его особенности и традиции, способствует творческому развитию...

«Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Музейная педагогика-это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия му...

Музейная педагогика в нравственно- патриотическом воспитании дошкольников

Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия...