Консультация для воспитателей "Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
консультация

Станичная Елена Алексеевна

Консультация для воспитателей

на тему: Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

 

        В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственно-патриотическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченными понятиями.

        Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту.

        На помощь взрослым пришла довольно молодая отрасль педагогической науки – музейная педагогика.

       Музей, хранитель подлинных свидетельств  прошлого, - по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания.

 

        Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое. Педагоги, родители могут водить своих воспитанников в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат всё не достигается – дети продолжают скучать. Дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребёнка к восприятию предметного, условного музейного языка. Задача педагогов в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной деятельности. Освоение окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, с нового взгляда на привычные вещи. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и нравственного воспитания отводится роль проводника в этот мир.

         На предваряющих музейное посещение занятиях в детском саду педагог должен раскрыть детям смысл такого непростого феномена, как музей, познакомить со скрытыми смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры. В стенах музея воспитанники вместе с музейным педагогом продолжают начатый в детском саду разговор,

опираясь на материал музейной экспозиции.

         Изучение опыта работы музейных педагогов позволило предложить следующие методы, наиболее точно отвечающие психолого-педагогическим установкам. Речь идёт о социальных ролях, создании игровых ситуаций, практическом манипулировании предметами, об использовании ассоциативных связей, о театрализации, самостоятельной поисково-

исследовательской деятельности.

        Широкий спектр методов музейной педагогики определяет неограниченный набор всевозможных приёмов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т.п. Эффективны и небольшие самостоятельные исследования, например в рамках тем «Моя родословная», «Памятник в моём доме», «Путешествие по квартире», «Культуры, которые живут в моём доме». Формирование у ребёнка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру возможны на основе специальных занятий в музеях разного профиля, снабжённых соответствующими творческими заданиями, маршрутными листами, на основе специальных музейно-образовательных программ. К таким программам относятся: «Музей и культура», «Предметный мир культуры», «Музей и окружающий мир». Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость. Тогда исторические и культорологические факты, великие имена, стиль, вкусовые ориентиры эпохи останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.

 

Занятия с детьми должны решать следующие задачи:

1. Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

2. Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;

3. Формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;

4. Развивать способность к сопереживанию;

5. Формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

6. Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

 

        Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и цивилизации культура, традиции прошлого и нравственные ценности приобретут для ребенка особое значение, став важными и актуальными сегодня. Понятной и близкой станет задача не растерять тот огромный историко–культурный опыт, который накоплен и оставлен нам в наследство нашими предками. Сокровища музеев оказывают неоценимое и уникальное воспитательное воздействие.

        Одним словом, музейная педагогика призвана посеять в сознании дошкольника зерна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые должны дать всходы в дальнейшем.

         В современных исследованиях, посвященных проблеме использования средств музейной педагогики в развитии детей одной из приоритетных задач является развитие интереса к культуре и истории родного края. Наряду с обогащением представлений познавательного характера, приобретением начального опыта музейной коммуникации, принципиально важным является формирование у детей эмоционального отклика на предмет, желания узнавать, воспринимать информацию, развитие интереса к восприятию и познанию предмета в условиях музея.

         Изобразительная деятельность детей после посещения музея является результатом личностного развития и одновременно средой развития ребенка как личности, источником его социализации.

 

        Оценивать результаты детского творчества следует с позиции сформированности у ребенка основ музейной культуры. В своих работах, ответах дети должны проявить следующие умения и навыки:

• Видеть в предметах окружающей действительности широкий историко-культурный контекст;

• Выявлять предметы музейного значения дома, в детском саду, на улице, у знакомых - в окружающем мире;

• Проявлять устойчивый интерес к музею как к уникальному феномену культуры; 

• Эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существования;

• Обладать навыками общения с культурным наследием: уметь вести себя в музее, на выставке, иметь навык пристального разглядывания объекта, вещи.

         Музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. Музеи в детском саду называют «мини-музеями». Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

        В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

        Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги может появиться в подготовительной группе, а для малышей создается мини-музей игрушек-забав.

 

      Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием, нравственно-патриотическим воспитанием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, нравственность, формирует патриотические чувства, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

на тему: Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

        В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственно-патриотическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченными понятиями.

        Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту.

        На помощь взрослым пришла довольно молодая отрасль педагогической науки – музейная педагогика.

       Музей, хранитель подлинных свидетельств  прошлого, - по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания.

        Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое. Педагоги, родители могут водить своих воспитанников в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат всё не достигается – дети продолжают скучать. Дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребёнка к восприятию предметного, условного музейного языка. Задача педагогов в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной деятельности. Освоение окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, с нового взгляда на привычные вещи. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и нравственного воспитания отводится роль проводника в этот мир.

         На предваряющих музейное посещение занятиях в детском саду педагог должен раскрыть детям смысл такого непростого феномена, как музей, познакомить со скрытыми смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры. В стенах музея воспитанники вместе с музейным педагогом продолжают начатый в детском саду разговор,

опираясь на материал музейной экспозиции.

         Изучение опыта работы музейных педагогов позволило предложить следующие методы, наиболее точно отвечающие психолого-педагогическим установкам. Речь идёт о социальных ролях, создании игровых ситуаций, практическом манипулировании предметами, об использовании ассоциативных связей, о театрализации, самостоятельной поисково-

исследовательской деятельности.

        Широкий спектр методов музейной педагогики определяет неограниченный набор всевозможных приёмов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т.п. Эффективны и небольшие самостоятельные исследования, например в рамках тем «Моя родословная», «Памятник в моём доме», «Путешествие по квартире», «Культуры, которые живут в моём доме». Формирование у ребёнка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру возможны на основе специальных занятий в музеях разного профиля, снабжённых соответствующими творческими заданиями, маршрутными листами, на основе специальных музейно-образовательных программ. К таким программам относятся: «Музей и культура», «Предметный мир культуры», «Музей и окружающий мир». Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость. Тогда исторические и культорологические факты, великие имена, стиль, вкусовые ориентиры эпохи останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.

Занятия с детьми должны решать следующие задачи:

1. Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

2. Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;

3. Формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;

4. Развивать способность к сопереживанию;

5. Формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

6. Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

        Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и цивилизации культура, традиции прошлого и нравственные ценности приобретут для ребенка особое значение, став важными и актуальными сегодня. Понятной и близкой станет задача не растерять тот огромный историко–культурный опыт, который накоплен и оставлен нам в наследство нашими предками. Сокровища музеев оказывают неоценимое и уникальное воспитательное воздействие.

        Одним словом, музейная педагогика призвана посеять в сознании дошкольника зерна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые должны дать всходы в дальнейшем.

         В современных исследованиях, посвященных проблеме использования средств музейной педагогики в развитии детей одной из приоритетных задач является развитие интереса к культуре и истории родного края. Наряду с обогащением представлений познавательного характера, приобретением начального опыта музейной коммуникации, принципиально важным является формирование у детей эмоционального отклика на предмет, желания узнавать, воспринимать информацию, развитие интереса к восприятию и познанию предмета в условиях музея.

         Изобразительная деятельность детей после посещения музея является результатом личностного развития и одновременно средой развития ребенка как личности, источником его социализации.

        Оценивать результаты детского творчества следует с позиции сформированности у ребенка основ музейной культуры. В своих работах, ответах дети должны проявить следующие умения и навыки:

• Видеть в предметах окружающей действительности широкий историко-культурный контекст;

• Выявлять предметы музейного значения дома, в детском саду, на улице, у знакомых - в окружающем мире;

• Проявлять устойчивый интерес к музею как к уникальному феномену культуры;  

• Эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существования;

• Обладать навыками общения с культурным наследием: уметь вести себя в музее, на выставке, иметь навык пристального разглядывания объекта, вещи.

         Музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. Музеи в детском саду называют «мини-музеями». Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

        В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

        Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги может появиться в подготовительной группе, а для малышей создается мини-музей игрушек-забав.

      Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием, нравственно-патриотическим воспитанием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, нравственность, формирует патриотические чувства, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Музейная педагогика позволяет детям «погрузиться» в историческое прошлое и настоящее родного края, изучить его особенности и традиции, способствует творческому развитию личности, имеет огромное значе...

Консультация для воспитателей "Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и цивилизации культура, традиции прошлого и нравстве...

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРИОБЩЕНИЕ ИХ К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ И ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ

laquo;Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества,их красоты и величия»  В.А.Сухомлинский...

Презентация "Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании"

  Музейная педагогика позволяет детям «погрузиться» в историческое прошлое и настоящее  родного края, изучить его особенности и традиции, способствует творческому развитию...

«Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Музейная педагогика-это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия му...

Музейная педагогика в нравственно- патриотическом воспитании дошкольников

Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия...

Консультация для родителей на тему: «Музейная педагогика – как средство патриотического воспитания дошкольников»

В современных условиях жизни одним из центральных направлений работы с детьми дошкольного возраста становится патриотическое воспитание.Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых ...