Консультация для педагогов "Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
консультация (старшая группа)

Зимирева Ирина Владимировна

консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад  №56 «Северяночка»

                                   

Консультация для педагогов

«Музейная педагогика в

нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

                                                  Подготовила:

                                                Воспитатель

                                                   Зимирева И.В.

                      Нижневартовск, 2024

«Детство – каждого дневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

 В.А.Сухомлинский

Цель: повышение педагогического мастерства и стимулирования роста  творческого потенциала педагогов по формированию первичных представлений о семье, малой Родине, Отечестве средствами музейной педагогики. Формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями.

Задачи: Обучение последовательности действий по организации мини-музея в ДОО и группе на примере создания музейной экспозиции «Семейный герб». Создать условия для самореализации творческого потенциала педагогов процессе проведения круглого стола.

Оборудование: альбомные листы, фломастеры, столы, стулья (для участников), стенд или магнитная доска.

Методы: Объяснительно-иллюстративные (рассказ, объяснение, демонстрационные альбомы мини-музеев). Метод творческих заданий (создание экспозиции «Семейный герб» для мини-музея группы «Наша дружная семья»).

Актуальность:

Любовь к Родине начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, реализация которых способствует созданию качественно- новых направлений в организации этой деятельности с подрастающим поколением. В связи с этим большее внимание в нашем детском саду уделяется педагогической технологии использования музейной педагогики, так как мини-музей в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры и искусства.

 

 Решается проблема социализации подрастающего поколения.

 Мини-музей    является частью образовательного процесса. Сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление творчества посетителя, т.е. ребенка.

  Организационно-подготовительный этап.

Рассказ, объяснения педагога, просмотр демонстрационных альбомов по данной тематике.

  1. Практическая часть. Создание экспозиции «Семейный герб» для мини- музея группы «Наша дружная семья».
  2. Заключительная часть. Подведение итогов работы, рефлексия

Ход:

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки были названы «мини – музеями».

-Что такое мини-музей?

  • Мини – музеи – новая форма организации развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в создании музеев детей и родителей.

  • Назовите цель создания музея.

Цель создания мини-музея: подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей и к музейному искусству.

-В чем проявляется причастность дошкольников к работе музея?

  • Дошкольники чувствуют свою причастность: участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют выставку своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, обыгрывать. В

обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка.

  • Как можно разделить на этапы процесс создания музея?
  • В процессе создания мини-музея вся работа делится на этапы. Подготовительный этап.

В начале работы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

Практический этап. Участие в создании детей и родителей. Каждый мини- музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. Дети проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного села. Проявляют интерес к стране, в которой живут. Выражают положительное отношение к миру, к своему родному краю, городу, дружбе, ко всему живому.

  • Давайте попробуем рассмотреть направления деятельности музея. Направления деятельности музея:
  • Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини-музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую детей и их родителей.
  • Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что-то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.

-Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Экскурсоводами могут быть и сами дети. Так, например, музеи

«Великий подвиг великого народа» и «Согреем памятью сердца» появились в подготовительных к школе группах к 70- летию Победы в Великой Отечественной войне, как результат работы над долгосрочным проектом по

формированию патриотических качеств личности у детей 6-7 лет на примере событий Великой Отечественной войны».

-Какова на ваш взгляд цель работы таких музеев?

Цель создания таких мини-музеев- ознакомление детей с героическим подвигом советского народа в Великой Отечественной войне, формирование знаний о Великой Отечественной войне через различные виды деятельности.

-Какие образовательные ситуации или организованные занятия можно провести в музее с детьми?

Познавательные ИОС, беседы, экскурсии, встречи с ветеранами, акции, поисковая работа в кругу семьи «В нашей семье есть герои»;

Игровые - Сюжетно-ролевые игры: «Танкисты», «Военные», «Разведчики»,

«На поле боя»;

Дидактические, подвижные игры;

Конструирование из бумаги и бросового материала. Коллективная работа по созданию макета парка Победы нашего города»;

коммуникативная, музыкальная, изобразительная деятельность и восприятие художественной литературы. Можно организовать тематические экскурсии по темам: «Блокадный Ленинград», «Дети-герои», «Военная техника», «Битва под Москвой» и др. Дети через наглядность, познавательные занятия приобретают знания об истории, подвигах своей страны, её культуре, быте в годы Великой Отечественной войны.

  • Какие еще уголки можно организовать в мини-музее?
  • «Родной мой уголок России- любимый город Нижневартовск.

Цели деятельности: знакомить детей с историей возникновения, его достопримечательностями; знакомить с особенностями родного края, памятными местами; героями-земляками, земляками, которыми гордится город, создавать серии собственных рисунков; воспитывать любовь к своему родному краю.

2. Практическая часть.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, семейными традициями. Чувство

Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они играют огромную роль в становлении личности ребенка. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:

  1. Корни каждого – в истории и традициях семьи.
  2. Семья        –        ячейка        общества,        хранительница        национальных        традиций.
  3. Счастье семьи – счастье и благополучие народа.

Мозговой штурм: Какие экспозиции вы могли бы организовать в мини-музее группы старшего возраста на тему «Наша дружная семья?»

Подведение итогов.

  1. Предлагаю педагогам организовать экспозицию «Семейный герб» для мини-музея группы старшего возраста по теме «Наша дружная семья».
  2. Каждый желающий на альбомном листе с помощью фломастеров изображает свой семейный герб, раскрывая свои семейные традиции, увлечения.
  3. Презентация своего семейного герба (1-2 участника).

3. Заключительная часть.

Заключительное слово педагога: Проводимая работа показывает, что система нравственно - патриотического воспитания средствами музейной педагогики является сенситивной для формирования у детей патриотических чувств, элементарных исторических представлений о своём прошлом. Потребность в систематическом посещении музея, интерес к прошлому родного края и страны не возникают вдруг, а воспитываются с детства. Именно в детском саду наши дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему селу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем.

Рефлексия

У вас на столе макет ладони. Почувствуйте ситуацию.

Каждый палец – это какая – то ваша позиция, ваше мнение о нашей встрече в педагогической мастерской.

В течение минуты допишите фразы: Большой палец- сегодня для меня было важно и интересно…

Средний- мне было трудно…

Указательный – я получил рекомендации… Безымянный – моя оценка мастер-класса… Мизинец – для меня было недостаточно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Музейная педагогика позволяет детям «погрузиться» в историческое прошлое и настоящее родного края, изучить его особенности и традиции, способствует творческому развитию личности, имеет огромное значе...

Консультация для воспитателей "Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и цивилизации культура, традиции прошлого и нравстве...

Консультация для воспитателей "Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Консультация для воспитателейна тему: Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников         В наше время научного прогресса остр...

«Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Музейная педагогика-это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия му...

Музейная педагогика в нравственно- патриотическом воспитании дошкольников

Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...